Социальная ответственность молодёжного предпринимательства: состояние, проблемы, пути развития (Новосибирский государственный университет экономики и управления)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретико-методологические подходы к изучению молодежного предпринимательства и социальной ответственности бизнеса 13
1.1 Исходные понятия социальной ответственности бизнеса и молодежного предпринимательства 13
1.2 Социальная ответственность бизнеса: концепции, виды и формы 23
1.3 Обзор исследований молодежного предпринимательства и социальной ответственности бизнеса 35
2 Изучение социальной ответственности молодежного предпринимательства 40
2.1 Методические основы изучения социальной ответственности молодежного предпринимательства 40
2.2 Анализ социальной ответственности молодежного предпринимательства 45
2.3 Изучение мнения молодежи о социальной ответственности бизнеса 74
3 Перспективы развития социальной ответственности бизнеса в российском молодежном предпринимательстве 86
3.1 Проблемы реализации социальной ответственности бизнеса в сфере молодежного предпринимательства 86
3.2 Рекомендации по повышению уровня социальной ответственности молодежного предпринимательства 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретико-методологические подходы к изучению молодежного предпринимательства и социальной ответственности бизнеса 13
1.1 Исходные понятия социальной ответственности бизнеса и молодежного предпринимательства 13
1.2 Социальная ответственность бизнеса: концепции, виды и формы 23
1.3 Обзор исследований молодежного предпринимательства и социальной ответственности бизнеса 35
2 Изучение социальной ответственности молодежного предпринимательства 40
2.1 Методические основы изучения социальной ответственности молодежного предпринимательства 40
2.2 Анализ социальной ответственности молодежного предпринимательства 45
2.3 Изучение мнения молодежи о социальной ответственности бизнеса 74
3 Перспективы развития социальной ответственности бизнеса в российском молодежном предпринимательстве 86
3.1 Проблемы реализации социальной ответственности бизнеса в сфере молодежного предпринимательства 86
3.2 Рекомендации по повышению уровня социальной ответственности молодежного предпринимательства 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
Актуальность темы исследования. В рамках изучения бизнеса исследователи часто говорят о женском, молодежном предпринимательстве, типах предпринимателей и их качествах, феномене предпринимательства в целом, и редко о социально ответственном бизнесе. Феномен социальной ответственности бизнеса, на наш взгляд, очень важен в рамках развития современного предпринимательства. Он указывает на синергичный характер взаимодействия общества и предпринимательства, и иллюстрирует, что пользу от ведения бизнеса могут извлекать не только руководители и сотрудники в денежном выражении. Тем не менее, механизм функционирования корпоративной социальной ответственности отлажен не в полной мере. В связи с этим изучение аспектов данной темы представляет исследовательский интерес.
По мере развития бизнеса, а также внедрения международных стандартов корпоративного управления собственники и руководители компаний начали внедрять систему социальной ответственности в деловую повседневную деятельность организаций. Бизнес начал осознавать, что социально ответственное поведение способствует росту стоимости компании и объемов продаж продукции, улучшению имиджа. Подобное поведение дает более широкие возможности мотивации персонала и другие преимущества.
Особый интерес представляет изучение социальной ответственности бизнеса в контексте молодежного предпринимательства – данная тема не изучена вовсе. Молодежь как наиболее активная часть общества обладает высоким предпринимательским потенциалом и способна внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны через разработку инновационных идей и создание новых компаний, организацию дополнительных рабочих мест и реализацию принципов социальной ответственности.
Кроме того, дискуссия о социальной ответственности бизнеса ведётся преимущественно в контексте крупных компаний, хотя малый бизнес вносит большой вклад в экономику страны и способствует устойчивости общества. В развитых странах данный сектор бизнеса рассматривается как важный фактор роста производительности, инноваций и создания рабочих мест. Степень ответственного и этичного поведения бизнеса иллюстрирует уровень взросления рыночной экономики и нравственности в обществе. Именно на основании деятельности малого бизнеса можно выводы о степени проникновения этических ценностей в жизнь общества и деловую среду.
Далеко не все российские предприниматели, в том числе в молодежной среде, сегодня придерживаются принципов социальной ответственности бизнеса, поскольку их внедрение связано с определенными проблемами, главная из которых – противоречивый характер данной концепции.
Любая коммерческая организация, любое предприятие всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха и получение прибыли. Именно деньги являются конечной целью деятельности всякого бизнеса. В то же время реализация финансово-хозяйственной деятельности всякой компании требует опоры, как на существующие требования закона, так и нормы морали. Определяющим принципом ведения социально ответственного бизнеса в условиях трансформирующегося цифрового общества выступает уважение к людям, сообществам и окружающей среде. В этом случае компании вынуждены часть своих средств тратить на проведение социально значимых инициатив, реализацию природоохранных мероприятий, оказание благотворительной помощи и пр. Это означает повышение издержек для организации, решившей принять участие в корпоративной социальной ответственности.
Ввиду этого, проблема исследования состоит в том, что с одной стороны, естественная обязанность бизнеса – нацеленность на максимальную прибыль в условиях сильной конкуренции, с другой стороны – необходимость реализации бизнес-деятельности с учетом потребностей государства, потребителей, сотрудников и общества в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы изучения социально ответственного бизнеса рассматриваются в работах ряда зарубежных и отечественных авторов. Истоки формирования концепции социальной ответственности бизнеса связаны с именами Р. Вуда, Г. Л. Ганнта, Э. Карнеги, Р. Коуза, Р. Оуэна, Д. Рокфеллера, Г. Форда. Основу широкого понимания социальной ответственности бизнеса заложил американский экономист Г. Боуэн. Теоретико-методологические аспекты социальной ответственности бизнеса рассматривались в работах таких зарубежных исследователей, как М. Фридман, К. Дэвис, Р. Фримен, Т. Левитт, Дж. Гэлбрейт, А. Керолл. Подход А. Керолла получил широкий резонанс в силу придания логической последовательности концепциям предшественников, определил формы современных экономических исследований в области корпоративной социальной ответственности. Вклад в развитие категории привнесли также такие авторы как Р. Бломстром, Т. Брэдгард, П. Друкер, Дж. МакГуир, С. Сети, В. Фредерик и др. Среди трудов отечественных ученых, занимающихся исследованиями корпоративной социальной ответственности, анализом зарубежного опыта и особенностями реализации принципов в практике российского бизнеса, следует выделить работы Ю. Е. Благова, С. Ф. Гончарова, Н. А. Кричевского, Г. Л. Тульчинского.
Изучением молодежного предпринимательства как фактора развития экономики России занимались А. А. Ларичева, М. Р. Шахмометьева. Вопросы, которые напрямую связаны с исследованием факторов развития предпринимательства и их оценкой, были рассмотрены в работах О. Верховской, М. Дорохиной, О. Молчановой, Е. Тумилевич, Л. Филобоковой, А. Хоскинга. Определенную специфику молодежного предпринимательства и бизнес-активности в период трансформации российского общества позволили в полной мере оценить работы отечественных ученых Т. И. Заславской, Б. С. Модель, А. Ю. Чепуренко.
Объектом исследования выступает социальная ответственность бизнеса.
Предметом исследования являются особенности реализации принципов социальной ответственности бизнеса в области молодежного предпринимательства.
Объектом эмпирического исследования является молодежь г. Новосибирска.
Цель исследования – выявить особенности и проблемы развития социальной ответственности молодежного предпринимательства в современном российском обществе.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и методологические основы изучения молодежного предпринимательства и социальной ответственности бизнеса.
2. Описать основные элементы социальной ответственности бизнеса, её концепции, виды, принципы.
3. Провести социологическое исследование для анализа состояния и проблем реализации социальной ответственности в предпринимательской деятельности молодежи.
4. Предложить рекомендации по повышению уровня социальной ответственности молодежного предпринимательства.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: 1) общенаучные методы – теоретический анализ, синтез, аналогия, описание, объяснение, интерпретация; 2) качественный метод – глубинное (экспертное) интервью; 3) количественный метод – анкетный опрос, дополняющий интерпретацию результатов, полученных с помощью качественного метода; 4) статистический анализ данных анкетирования в программе SPSS и их интерпретация.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых, работающих в области изучения понятия «социальная ответственность бизнеса», а именно М. Фридмана, К. Дэвиса, Р. Фримена, Т. Левитта, А. Керолла, Ю. Е. Благова, О. А. Никифоровой и др.
Методическая основа исследования состоит из общенаучных методов познания и специальных методов социологической науки, в том числе организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы.
Информационную базу исследования составляют данные социологического исследования, проведенного в 2023 г. в г. Новосибирске. В глубинном интервью приняли участие молодые предприниматели. Выборку анкетирования составила молодежь г. Новосибирска. Помимо результатов, полученных лично автором, были использованы данные социологических и междисциплинарных исследований, опубликованные исследовательскими центрами.
Научная новизна результатов исследования заключается в проведении всестороннего анализа социальной ответственности молодежного предпринимательства.
1. Выявлены особенности реализации социальной ответственности бизнеса в области молодежного предпринимательства.
2. Определены проблемы, препятствующие внедрению принципов социальной ответственности бизнеса в деятельность молодых предпринимателей.
3. На основании результатов эмпирического исследования предложены практические рекомендации по повышению уровня социальной ответственности молодежного предпринимательства.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Молодые предприниматели часто не знакомы с понятием социальной ответственности бизнеса и его содержанием, при этом сами того не осознавая, они ведут социально ответственный бизнес.
2. Стремление к ведению социально ответственной деятельности выше у молодых предпринимателей, которые развивают личный бренд и самостоятельно производят товары.
3. Выявлена взаимосвязь между реализуемыми видами социальной ответственности бизнеса и его размера: чем меньше бизнес, тем лучше он реализует внутреннюю социальную ответственность, и хуже – внешнюю. И наоборот, чем бизнес крупнее, тем лучше в его деятельности реализована внешняя социальная ответственность.
4. Основными препятствиями повышения уровня социальной ответственности молодежного предпринимательства являются: нехватка финансовых средств и отсутствие понимания того, что такое социальная ответственность, какую пользу для бизнеса она может принести, и как она может быть реализована.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при стимулировании молодых предпринимателей развивать бизнес более социально ответственно. Результаты исследования могут послужить основанием для принятия управленческих решений на различных уровнях (федеральном, региональном). Материалы исследования могут быть использованы социологами, проявляющими интерес к изучению развития социальной ответственности бизнеса в России.
По мере развития бизнеса, а также внедрения международных стандартов корпоративного управления собственники и руководители компаний начали внедрять систему социальной ответственности в деловую повседневную деятельность организаций. Бизнес начал осознавать, что социально ответственное поведение способствует росту стоимости компании и объемов продаж продукции, улучшению имиджа. Подобное поведение дает более широкие возможности мотивации персонала и другие преимущества.
Особый интерес представляет изучение социальной ответственности бизнеса в контексте молодежного предпринимательства – данная тема не изучена вовсе. Молодежь как наиболее активная часть общества обладает высоким предпринимательским потенциалом и способна внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны через разработку инновационных идей и создание новых компаний, организацию дополнительных рабочих мест и реализацию принципов социальной ответственности.
Кроме того, дискуссия о социальной ответственности бизнеса ведётся преимущественно в контексте крупных компаний, хотя малый бизнес вносит большой вклад в экономику страны и способствует устойчивости общества. В развитых странах данный сектор бизнеса рассматривается как важный фактор роста производительности, инноваций и создания рабочих мест. Степень ответственного и этичного поведения бизнеса иллюстрирует уровень взросления рыночной экономики и нравственности в обществе. Именно на основании деятельности малого бизнеса можно выводы о степени проникновения этических ценностей в жизнь общества и деловую среду.
Далеко не все российские предприниматели, в том числе в молодежной среде, сегодня придерживаются принципов социальной ответственности бизнеса, поскольку их внедрение связано с определенными проблемами, главная из которых – противоречивый характер данной концепции.
Любая коммерческая организация, любое предприятие всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха и получение прибыли. Именно деньги являются конечной целью деятельности всякого бизнеса. В то же время реализация финансово-хозяйственной деятельности всякой компании требует опоры, как на существующие требования закона, так и нормы морали. Определяющим принципом ведения социально ответственного бизнеса в условиях трансформирующегося цифрового общества выступает уважение к людям, сообществам и окружающей среде. В этом случае компании вынуждены часть своих средств тратить на проведение социально значимых инициатив, реализацию природоохранных мероприятий, оказание благотворительной помощи и пр. Это означает повышение издержек для организации, решившей принять участие в корпоративной социальной ответственности.
Ввиду этого, проблема исследования состоит в том, что с одной стороны, естественная обязанность бизнеса – нацеленность на максимальную прибыль в условиях сильной конкуренции, с другой стороны – необходимость реализации бизнес-деятельности с учетом потребностей государства, потребителей, сотрудников и общества в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы изучения социально ответственного бизнеса рассматриваются в работах ряда зарубежных и отечественных авторов. Истоки формирования концепции социальной ответственности бизнеса связаны с именами Р. Вуда, Г. Л. Ганнта, Э. Карнеги, Р. Коуза, Р. Оуэна, Д. Рокфеллера, Г. Форда. Основу широкого понимания социальной ответственности бизнеса заложил американский экономист Г. Боуэн. Теоретико-методологические аспекты социальной ответственности бизнеса рассматривались в работах таких зарубежных исследователей, как М. Фридман, К. Дэвис, Р. Фримен, Т. Левитт, Дж. Гэлбрейт, А. Керолл. Подход А. Керолла получил широкий резонанс в силу придания логической последовательности концепциям предшественников, определил формы современных экономических исследований в области корпоративной социальной ответственности. Вклад в развитие категории привнесли также такие авторы как Р. Бломстром, Т. Брэдгард, П. Друкер, Дж. МакГуир, С. Сети, В. Фредерик и др. Среди трудов отечественных ученых, занимающихся исследованиями корпоративной социальной ответственности, анализом зарубежного опыта и особенностями реализации принципов в практике российского бизнеса, следует выделить работы Ю. Е. Благова, С. Ф. Гончарова, Н. А. Кричевского, Г. Л. Тульчинского.
Изучением молодежного предпринимательства как фактора развития экономики России занимались А. А. Ларичева, М. Р. Шахмометьева. Вопросы, которые напрямую связаны с исследованием факторов развития предпринимательства и их оценкой, были рассмотрены в работах О. Верховской, М. Дорохиной, О. Молчановой, Е. Тумилевич, Л. Филобоковой, А. Хоскинга. Определенную специфику молодежного предпринимательства и бизнес-активности в период трансформации российского общества позволили в полной мере оценить работы отечественных ученых Т. И. Заславской, Б. С. Модель, А. Ю. Чепуренко.
Объектом исследования выступает социальная ответственность бизнеса.
Предметом исследования являются особенности реализации принципов социальной ответственности бизнеса в области молодежного предпринимательства.
Объектом эмпирического исследования является молодежь г. Новосибирска.
Цель исследования – выявить особенности и проблемы развития социальной ответственности молодежного предпринимательства в современном российском обществе.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и методологические основы изучения молодежного предпринимательства и социальной ответственности бизнеса.
2. Описать основные элементы социальной ответственности бизнеса, её концепции, виды, принципы.
3. Провести социологическое исследование для анализа состояния и проблем реализации социальной ответственности в предпринимательской деятельности молодежи.
4. Предложить рекомендации по повышению уровня социальной ответственности молодежного предпринимательства.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: 1) общенаучные методы – теоретический анализ, синтез, аналогия, описание, объяснение, интерпретация; 2) качественный метод – глубинное (экспертное) интервью; 3) количественный метод – анкетный опрос, дополняющий интерпретацию результатов, полученных с помощью качественного метода; 4) статистический анализ данных анкетирования в программе SPSS и их интерпретация.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых, работающих в области изучения понятия «социальная ответственность бизнеса», а именно М. Фридмана, К. Дэвиса, Р. Фримена, Т. Левитта, А. Керолла, Ю. Е. Благова, О. А. Никифоровой и др.
Методическая основа исследования состоит из общенаучных методов познания и специальных методов социологической науки, в том числе организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы.
Информационную базу исследования составляют данные социологического исследования, проведенного в 2023 г. в г. Новосибирске. В глубинном интервью приняли участие молодые предприниматели. Выборку анкетирования составила молодежь г. Новосибирска. Помимо результатов, полученных лично автором, были использованы данные социологических и междисциплинарных исследований, опубликованные исследовательскими центрами.
Научная новизна результатов исследования заключается в проведении всестороннего анализа социальной ответственности молодежного предпринимательства.
1. Выявлены особенности реализации социальной ответственности бизнеса в области молодежного предпринимательства.
2. Определены проблемы, препятствующие внедрению принципов социальной ответственности бизнеса в деятельность молодых предпринимателей.
3. На основании результатов эмпирического исследования предложены практические рекомендации по повышению уровня социальной ответственности молодежного предпринимательства.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Молодые предприниматели часто не знакомы с понятием социальной ответственности бизнеса и его содержанием, при этом сами того не осознавая, они ведут социально ответственный бизнес.
2. Стремление к ведению социально ответственной деятельности выше у молодых предпринимателей, которые развивают личный бренд и самостоятельно производят товары.
3. Выявлена взаимосвязь между реализуемыми видами социальной ответственности бизнеса и его размера: чем меньше бизнес, тем лучше он реализует внутреннюю социальную ответственность, и хуже – внешнюю. И наоборот, чем бизнес крупнее, тем лучше в его деятельности реализована внешняя социальная ответственность.
4. Основными препятствиями повышения уровня социальной ответственности молодежного предпринимательства являются: нехватка финансовых средств и отсутствие понимания того, что такое социальная ответственность, какую пользу для бизнеса она может принести, и как она может быть реализована.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при стимулировании молодых предпринимателей развивать бизнес более социально ответственно. Результаты исследования могут послужить основанием для принятия управленческих решений на различных уровнях (федеральном, региональном). Материалы исследования могут быть использованы социологами, проявляющими интерес к изучению развития социальной ответственности бизнеса в России.
В первом разделе настоящей работы были описаны теоретико-методологические подходы к изучению социальной ответственности молодежного предпринимательства. Нами было установлено, что Молодежное предпринимательство – это относительно самостоятельная категория деловой активности, которая предполагает достижение молодыми предпринимателями в возрасте до 35 лет, эффективно объединяющими доступные ресурсы на основе личностных качеств и профессиональных навыков, конкурентных преимуществ в ведении бизнеса. Молодежное предпринимательство способно реализовать инновационные идеи, а также стать драйвером экономического развития, пополнения государственного бюджета за счет малого и среднего бизнеса. Данный сегмент предпринимательской деятельности характеризуется более высокой инновационной открытостью, способностью адаптироваться к нестабильным социально-экономическим условиям и принимать рискованные решения для достижения поставленных целей.
Социальную ответственность бизнеса следует рассматривать как ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения.
Современные авторы выделяют два основных вида социальной ответственности бизнеса – внешняя и внутренняя. К внешней относятся выпуск качественной продукции, участие в благотворительных акциях, забота об окружающей среде, вложение средств в развитие отечественного производства, честность и прозрачность деятельности, соблюдение законов, выплата налогов. К внутренней социальной ответственности относятся достойная заработная плата сотрудникам, ее своевременная выплата, соблюдение норм трудового законодательства, обеспечение безопасности на рабочем месте, охрана труда, социальный пакет для работников, медицинское страхование, забота о сотрудниках и их семьях, в том числе оказание помощи в трудных ситуациях, официальное трудоустройство сотрудников, выплата «белой» зарплаты, вклад в образование, развитие сотрудников, выполнение своих обязательств, обещаний перед инвесторами, поставщиками, клиентами.
Во втором разделе работы описана методология и результаты эмпирического исследования состояния и проблем реализации социальной ответственности в предпринимательской деятельности молодежи г. Новосибирска. В соответствии с задачами и гипотезами исследования было проведено 7 экспертных интервью с молодыми предпринимателями, а также осуществлен анкетный опрос молодежи г. Новосибирска. Результаты количественного исследования были обработаны и описаны, по итогам качественного исследования написан транскрипт, который в последствии был проанализирован и интерпретирован.
По результатам исследования, социальная ответственность бизнеса молодежного предпринимательства обладает такими особенностями: молодые люди не знакомы с понятием социальной ответственности бизнеса и понимают её в довольно узком смысле; несмотря на это предприниматели могут вести свою деятельность социально ответственно, и не знать об этом; бизнес любого размера может успешно реализовывать корпоративную социальную ответственность, однако для малого бизнеса характернее развитие внутренней социальной ответственности, в то время как для крупного бизнеса – внешней; чем более прозрачный и заметный бизнес, тем ответственное предприниматель относится к выплате налогов; качество товаров и услуг, а также репутация важна для предпринимателя в том случае, если речь идет о товарах собственного производства и развитии бренда компании; в рамках защиты окружающей среды, предприниматели активно не участвуют в восстановлении экологии и развитии природоохранных инициатив, однако они стараются не наносить природе вред своей деятельностью.
Большая часть молодежи не знакома с понятием социальной ответственности бизнеса. Деятельность молодых предпринимателей в целом можно оценить как социально ответственную. Молодые предприниматели в некоторой степени реализуют социальную ответственность на базовом уровне и продвинутом уровнях, и почти не реализуют на высшем. В качестве основной проблемы, препятствующей росту уровня социальной ответственности компаний, молодежь выделяет высокие расходы для предпринимателя. В качестве главных преград повышения уровня социальной ответственности бизнеса выступают высокие экономические издержки, отсутствие системы государственного стимулирования, и отсутствие у предпринимателей знаний о способах внедрения социальной ответственности бизнеса в деятельность организаций. Все предложенные гипотезы были подтверждены.
Было произведено сегментирование молодежи на группы, в зависимости от восприятия социальной ответственности бизнеса. Так, было образовано и описано 3 кластера: «оптимист», «пессимист», «реалист».
В третьем разделе определены проблемы, которые препятствуют реализации социальной ответственности молодежного предпринимательства. Среди них: отсутствие системы государственного регулирования социальной ответственности бизнеса, недостаток финансовых средств и рост издержек, отсутствие понимания того, что такое социальная ответственность и какую пользу для бизнеса она может принести, отсутствие понимания того, как можно реализовывать социальную ответственность бизнеса, загруженность предпринимателя и нехватка времени, сложности, связанные с регистрацией бизнеса, формированием отчётности, расчётом налогов.
Для выделенных проблем составлены рекомендации: разработка законодательной нормативно-правовой базы в сфере социальной ответственности бизнеса, создание льгот и поощрений для социально ответственных компаний, создание инвестиционных некоммерческих фондов, прибыль которых, не облагаемая налогом, идет на благотворительность, введение обязательной социальной отчетности для организаций, популяризация концепции среди молодежи и разъяснение экономических и социальным выгод от применения социальной ответственности бизнеса на предприятии с помощью социальной рекламы, обучающих курсов, олимпиад и деловых игр. Предложены два варианта деловой игры
Разработка и внедрение разумной и эффективной политики социальной ответственности бизнеса открывает большие возможностей для развития предпринимательства в России, что прямым образом окажет влияние на уровень благосостояния отечественных предприятий и развитии молодежного предпринимательства.
Социальную ответственность бизнеса следует рассматривать как ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения.
Современные авторы выделяют два основных вида социальной ответственности бизнеса – внешняя и внутренняя. К внешней относятся выпуск качественной продукции, участие в благотворительных акциях, забота об окружающей среде, вложение средств в развитие отечественного производства, честность и прозрачность деятельности, соблюдение законов, выплата налогов. К внутренней социальной ответственности относятся достойная заработная плата сотрудникам, ее своевременная выплата, соблюдение норм трудового законодательства, обеспечение безопасности на рабочем месте, охрана труда, социальный пакет для работников, медицинское страхование, забота о сотрудниках и их семьях, в том числе оказание помощи в трудных ситуациях, официальное трудоустройство сотрудников, выплата «белой» зарплаты, вклад в образование, развитие сотрудников, выполнение своих обязательств, обещаний перед инвесторами, поставщиками, клиентами.
Во втором разделе работы описана методология и результаты эмпирического исследования состояния и проблем реализации социальной ответственности в предпринимательской деятельности молодежи г. Новосибирска. В соответствии с задачами и гипотезами исследования было проведено 7 экспертных интервью с молодыми предпринимателями, а также осуществлен анкетный опрос молодежи г. Новосибирска. Результаты количественного исследования были обработаны и описаны, по итогам качественного исследования написан транскрипт, который в последствии был проанализирован и интерпретирован.
По результатам исследования, социальная ответственность бизнеса молодежного предпринимательства обладает такими особенностями: молодые люди не знакомы с понятием социальной ответственности бизнеса и понимают её в довольно узком смысле; несмотря на это предприниматели могут вести свою деятельность социально ответственно, и не знать об этом; бизнес любого размера может успешно реализовывать корпоративную социальную ответственность, однако для малого бизнеса характернее развитие внутренней социальной ответственности, в то время как для крупного бизнеса – внешней; чем более прозрачный и заметный бизнес, тем ответственное предприниматель относится к выплате налогов; качество товаров и услуг, а также репутация важна для предпринимателя в том случае, если речь идет о товарах собственного производства и развитии бренда компании; в рамках защиты окружающей среды, предприниматели активно не участвуют в восстановлении экологии и развитии природоохранных инициатив, однако они стараются не наносить природе вред своей деятельностью.
Большая часть молодежи не знакома с понятием социальной ответственности бизнеса. Деятельность молодых предпринимателей в целом можно оценить как социально ответственную. Молодые предприниматели в некоторой степени реализуют социальную ответственность на базовом уровне и продвинутом уровнях, и почти не реализуют на высшем. В качестве основной проблемы, препятствующей росту уровня социальной ответственности компаний, молодежь выделяет высокие расходы для предпринимателя. В качестве главных преград повышения уровня социальной ответственности бизнеса выступают высокие экономические издержки, отсутствие системы государственного стимулирования, и отсутствие у предпринимателей знаний о способах внедрения социальной ответственности бизнеса в деятельность организаций. Все предложенные гипотезы были подтверждены.
Было произведено сегментирование молодежи на группы, в зависимости от восприятия социальной ответственности бизнеса. Так, было образовано и описано 3 кластера: «оптимист», «пессимист», «реалист».
В третьем разделе определены проблемы, которые препятствуют реализации социальной ответственности молодежного предпринимательства. Среди них: отсутствие системы государственного регулирования социальной ответственности бизнеса, недостаток финансовых средств и рост издержек, отсутствие понимания того, что такое социальная ответственность и какую пользу для бизнеса она может принести, отсутствие понимания того, как можно реализовывать социальную ответственность бизнеса, загруженность предпринимателя и нехватка времени, сложности, связанные с регистрацией бизнеса, формированием отчётности, расчётом налогов.
Для выделенных проблем составлены рекомендации: разработка законодательной нормативно-правовой базы в сфере социальной ответственности бизнеса, создание льгот и поощрений для социально ответственных компаний, создание инвестиционных некоммерческих фондов, прибыль которых, не облагаемая налогом, идет на благотворительность, введение обязательной социальной отчетности для организаций, популяризация концепции среди молодежи и разъяснение экономических и социальным выгод от применения социальной ответственности бизнеса на предприятии с помощью социальной рекламы, обучающих курсов, олимпиад и деловых игр. Предложены два варианта деловой игры
Разработка и внедрение разумной и эффективной политики социальной ответственности бизнеса открывает большие возможностей для развития предпринимательства в России, что прямым образом окажет влияние на уровень благосостояния отечественных предприятий и развитии молодежного предпринимательства.
Подобные работы
- Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Предпринимательская деятельность студентов вуза (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Содействие занятости молодежи на федеральном и региональном уровнях
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



