ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗМА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ 7
1.1 Окружающая среда и ее влияние на человека 7
1.2 Влияние природных факторов на организм детей 12
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РЕАГИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ 28
2.1 Роль естественных сил природы в физическом воспитании 28
2.2 Особенности организации занятий физическими упражнениями при
низкой температуре 33
2.3 Занятия физическими упражнениями в теплый период времени года.. 39
2.4 Адаптация к особенностям занятий физическими упражнениями на
открытом воздухе как фактор закаливания 42
2.5 Связь экологии окружающей среды и реакции организма на физическую нагрузку 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Одна из важнейших задач - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколения, одним из элементов которой выступает школьная физическая культура.
Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным и укрепляющим средством для детей младшего школьного возраста. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться положительного эффекта: снижается общая заболеваемость, обостряются хронические заболевания, увеличивается число пропусков по болезни.
Важным фактором, оказывающим большое оздоровительное влияние - это открытый воздух и проведение занятий физическими упражнениями на открытом воздухе. Современные условия жизни детей в больших городах ведут к недостаточному пребыванию их на свежем воздухе. Это неблагоприятно сказывается на здоровье детей и приводит к снижению сопротивляемости организма к резко меняющимся внешним воздействиям. Такие дети часто болеют простудными заболеваниями (ангина, катар верхних дыхательных путей и др.) В связи с этим важным является использование любой возможности для пребывания детей на воздухе [11].
Оздоровительный эффект таких занятий доказан давно и рекомендован при организации и проведении всех форм физического воспитания в школе. Как показали длительные наблюдения и специальные исследования, абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе в течение круглого года у детей, посещающих школу, не имеется. Мощный закаливающий фактор, который воздействует на детей при занятиях на открытом воздухе обеспечивает устойчивость к различным заболеваниям, а также нарушениям психо-физического характера. Вдыхаемый воздух пополняет организм необходимыми ему веществами, такими, как кислород, аэроионы, фитонциды. Под воздействием свежего воздуха в организме происходят важные физиологические изменения. К ним относятся учащение и углубление дыхания, активизация обмена веществ, стабилизация работы сердца. Особенно полезны прогулки по лесу или вблизи открытых водоемов.
Имеются работы по изучению влияния открытого воздуха на учащихся при занятиях физической культурой в южных широтах, где климатические условия относительно благоприятные. В условиях климата средней полосы изучались занятия физическими упражнениями с детьми с отклонениями в здоровье при ревматизме, с аритмиями, при бронхиальной астме. Подробно изучены особенности адаптации организма детей к климату севера и делаются попытки в изучении роли физической культуры в повышении адаптационных механизмов к условиям холода и недостаточности солнечного света. В процессе анализа литературы мы установили, что в очередности сочетания физической нагрузки с природными факторами, в настоящее время нет однозначного методического подхода. Учитывая, что занимаясь на улице, дети находятся под воздействием физической нагрузки и природных факторов, то этот вопрос остается актуальным, позволяющим раскрыть эффективность в учете такого взаимодействия. По данному вопросу исследования проводились только со специальными закаливающими процедурами, а вопрос природного фактора как сопутствующее закаливание физической нагрузки почти не рассматривался. Методические рекомендации для проведения занятий физическими упражнениями в различных климатических условиях не разработаны, так как не изучены условия занятий в различных климатических зонах и их влияние на организм школьников [19].
Таким образом, учитывая сложность обучения в современной школе и особенность обучения детей младшего школьного возраста, организация занятий физическими упражнениями на открытом воздухе является необходимой, способствующей повышению адаптационных сил организма ребенка. В условиях изменяющейся погоды, ее состояния эффективности занятий физическими упражнениями может меняться. Для педагога важно определить положительные и отрицательные последствия для детей от занятий физической культурой на открытом воздухе и тем самым повысить эффективность занятий.
Объект исследования - занятия физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования - занятия физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста на открытом воздухе.
Цель исследования - изучить особенности реакции организма детей младшего школьного возраста на занятия физическими упражнениями на открытом воздухе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности влияния окружающей среды на организм детей младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности организации занятий физическими упражнениями с учетом различных факторов окружающей среды и реакции организма детей на них.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, анализ нормативных документов и программно -методической литературы.
Организация исследования. Исследования проводилось в течение 2015 - 2016 гг.
На первом этапе (сентябрь 2015 г.) осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования, на основе которого была выявлена актуальность работы и уровень разработанность данного вопроса в теории и методике физического воспитания детей младшего школьного возраста, определены цель и задачи. Подбиралась литература, соответствующая теме исследования.
На втором этапе (октябрь 2015г. - декабрь 2015г.) было проведено изучение проблемы. Важную задачу исследования составил вопрос изученности механизмов реагирования и проявления реакций на физические упражнения, проводимые с детьми младшего школьного возраста на открытом воздухе.
На третьем этапе (январь - февраль 2016 г.) были обобщены полученные данные и закончено литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствование функциональных систем и закаливание организма, что способствует укреплению здоровья школьников.
При применении физических упражнений на открытом воздухе восстанавливается приспособляемость к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям и стрессам. Проведение таких занятий при достаточной двигательной активности обеспечивает хороший закаливающий эффект.
Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы. На основании изучения функции сердечно-сосудистой системы и некоторых других показателей занятия школьников физкультурой круглогодично на открытом воздухе оказывают выраженное положительное влияние на здоровье детей: они не только не вызывают обострений хронических заболеваний, но и способствуют повышению адаптивных возможностей организма ребенка к влиянию низких температур и возрастающей физической нагрузке школьной программы.
Занятия на открытом воздухе развивают в организме ребенка приспособительные реакции к гипоксии, наступающей вследствие снижения парциального давления кислорода в воздухе и пониженном атмосферном давлении.
Хорошее самочувствие, бодрое настроение, высокая работоспособность наступают у школьников под влиянием слабого (не более 5-10 м/с) ветра.
Систематические дозированные воздействия холодом повышают устойчивость главным образом к действию низких температур, а тепловые - к действию высоких. Закаливание к холоду не предопределяет развитие устойчивости к теплу или к низкому атмосферному давлению и т. д. Под воздействием различной температуры в организме ребенка включаются механизмы химической и физической терморегуляции. Теплоотдача увеличивается при движении воздуха, например при ветре. Занимаясь на улице, происходит насыщение организма кислородом, а это значит, что улучшаются окислительные процессы, быстрее выводятся шлаки, происходит очищение организма от продуктов распада.
Структура физкультурных занятий на воздухе, в основном оставаясь неизменной, предусматривает для избежания переохлаждения детей, особенно в холодное время года, более широкое использование пробежек между выполнением различных видов физических упражнений. Поэтому очень важно рационально организовать двигательную деятельность детей на прогулке.
Однако воздействие факторов внешней среды может быть не только положительным, но и отрицательным.
У детей под влиянием сильного ветра, особенно при повышенной влажности воздуха, может наблюдаться ухудшение настроения, рассеянность внимания, уменьшение скорости реакции. Низкие температуры окружающей среды и недостаточная двигательная активность может вызвать переохлаждение детского организма и развитие заболевания. Чрезмерная двигательная активность в этих же условиях может вызвать излишнюю скорость выделения тепла организмом ребенка и тем самым его переохлаждение в дальнейшем. Высокая влажность при двигательной активности детей нарушает механизмы терморегуляции за счет снижения потоотделения с поверхности тела ребенка.
Таким образом, при терморегуляторных напряжениях организма постоянная повышенная физическая нагрузка истощает постепенно энергетические ресурсы и способствует снижению функциональных возможностей организма. Следовательно, нужно учитывать режимы физической нагрузки. Двигательная активность на открытом воздухе в большинстве случаев характеризуется: временем двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража; объемом двигательной деятельности с использованием шагометрии; интенсивностью двигательной деятельности (подсчет частоты сердечных сокращений в уд/мин) при выполнении различных видов мышечной работы.
1. Абзалов Р.А., Ситдиков Ф.Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань, 1998. - 98 с.
2. Абзалов Р.А., Зиятдинова А.И. Экология физической культуры человека //Теор. и практ. физ. культ. 1997, №7, с. С. 67 - 70.
3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. - М.: ЭкоС, 2014. - 126 с.
4. Агаджанова С. Н. Закаливание организма дошкольника; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 469 с.
5. Баженов Ю. И. Термогенез и мышечная деятельность при адаптации к холоду /Ю. И. Баженов. - С.-Пб.: Литература, 2010. - 230 с.
6. Басакин В. И. Возрастные особенности физической терморегуляции /В. И. Басакин // Физиология человека, 2006, Т. 7, №5. С. 17 - 22.
7. Баранова С. В. Укрепление организма; Единение - Москва, 2007. - 435 с.
8. Белопольский Ю. А. Массаж, гимнастика и закаливание с мамой. От рождения до года; Эксмо - Москва, 2010. - 736 с.
9. Бурцев Николай Правильное закаливание детей от рождения до школы; Феникс - Москва, 2013. - 128 с.
10. Бутин И. М. Методика обучения физической культуре 1 -11 кл. / И. М. Бутин, - М.: Просвещение, 2004. - 267с.
11. Валик Б. В. Ребёнок и физические нагрузки // Физическая культура в школе. - 2006. № 2. - с.68.
12. Виленская Т. Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей
младшего школьного возраста // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. - 2009. - N 5. - С. 18-22.
13. Даутов Ф.Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды. - Казань, 1990. - 86 с.
14. Дубровский В.И. Движения для здоровья // Физкультура и спорт. - 2009. - № 2.- С.3-25.
15. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. - М.: «Академия», 2004. - 272 с.
16. Земляникина-Огнева М. С. Если ребенок часто болеет. Лечение, профилактика, питание, закаливание, гимнастика; Центрполиграф - Москва, 2008. - 128 с.
17. Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма; Наука - , 1983. - 228 с.
18. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей младшей логопедической группы (ОНР). - СПб. : Детство-Пресс , 2006. - 186 с.
19. Козырева Т.В. Физиологическая тренировка и холодовая чувствительность человека // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10. - С.6-9.
20. Майстрах Е. В. Тепловой гомеостазис /Е. В. Майстрах // Гомеостазис / под ред. П. Д. Горизонтова. - 2-е изд. - М.: Наука, 2011. - 520 с.
21. Мартынюк Н. С. Условия повышения степени закаленности организма детей младшего дошкольного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 53-55.
22. Менхин Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю. В. Менхин. - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт , 2006. - 312 с
23. Миронова Л. А. Лесная прогулка: сюжетно-ролевой урок физкультуры. III класс // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 86-88.
24. Мишин Б. И. Настольная книга учителя физической культуры: справ. - метод, пособие. - М.: ООО Издательство ACT; OOO Издательство 54 Астрель, 2003. - 526 с.
25. Поташник М.М. Требования к современному уроку. - Москва, Центр педагогического образования, 2007. - 270с
26. Пулина В. В. Функциональное состояние системы терморегуляции в процессе адаптации организма человека к мышечной деятельности и низкой температуре окружающей среды: дис. ... канд. биол. наук /В.В. Пулина. - Владимир, 2000. - 24 с.
27. Рунцов Б. С. Игры на прогулках // Физическая культура в школе. - 2006. - N 6. - С. 71-73.
28. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Под. общ. ред. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
29. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 208 с.
30. Сонькин В. Д. Законы растущего организма; Просвещение - Москва, 2007. - 160 с.
31. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка / Э.Я. Степаненкова, - М.: Лань, 2001— 276с.
32. Суворов В. В. Климат и функциональное состояние детского организма / В кн.: Географическое краеведение /В. В. Суворов. - Владимир, 2001. - С. 226¬229.
33. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
34. Физиология человека / Под общ. ред. проф., докт. мед. наук Н.В. Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 534 с.
35. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: пособие для воспитателя [Текст] / В.Г. Фролов. - М.: Просвещение, 2006. - 159 с.
36. Хрущев С.В. Влияние систематических занятий спортом на сердечно-сосудистую систему детей и подростков. - М.: Медицина, 1980. - 342 с.
37. Черник Е. С. Двигательные возможности учащихся вспомогательных школ /Е. С. Черник. - М.: Просвещение, 1992. - 128 с.
38. Чумаков Б.Н. Валеология. - М.: Российское педагогическое общество, 1997. - 246 с.
39. Чусов Ю.Н. Особенности закаливания спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 245 с.
40. Шестаков В.А., Степанов А.Я. Закаливание к холоду в режиме утренней гимнастике // Теория и практика физической культуры. - 1989. -№ 1.-С.13-15.