Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития (Орловский Государственный Университет)

Работа №158295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «Протасовская СОШ им. И.А. Новикова».
Выборка: исследовании принимали участие 30 учащихся младших классов с ЗПР.

Введение 6
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития
1.1. Задержка психического развития: понятие, виды, этиология 8
1.2. Особенности развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития 16
1.3. Основы коррекционной работы регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития 24
Выводы по 1 главе 31
Глава 2 Экспериментальное исследование развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития
2.1 Организация и проведение исследования 34
2.2. Анализ эмпирических данных развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития 39
2.3 Описание программы коррекционно-развивающей работы 44
2.4 Мониторинг результатов освоения программы 50
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 60

Актуальность исследования обусловлена ростом количества детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, испытывающих трудности в обучении, возникающих на фоне несформированности регуляторно-волевой сферы.
Регуляторно-волевая сфера представляет взаимодействие волевых и регуляторных функций при определенном участии когнитивных и коммуникативных сфер. В структуре личности она служит для самоорганизации и саморегуляции деятельности, произвольного управления своим поведением и социальной адаптации. Регуляторно-волевые процессы необходимы школьнику для организации действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей.
Способность начинающего ученика к целенаправленному и осознанному управлению своим поведением и деятельностью становится необходимым условием его полноценного психического и социального развития. Развитие произвольности и воли выдвигается в ряд приоритетных задач психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Еще большую актуальность эта проблема приобретает в отношении младших школьников с задержкой психического развития, в структуре нарушения которых центральное место занимают разнообразные отклонения в регуляторно-волевой сфере, включая снижение мотивов, побуждений, затруднение постановки цели и ее удержание, изменениях поведения и снижении работоспособности, концентрации внимания, познавательной активности, что в свою очередь может привести к неуспеваемости и социальной дезадаптации.
Подход к проблеме недостаточного развития представлен в работах Д.Н. Исаева, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединская, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и другие ученные.
Проблема развития регуляторно-волевой сферы школьников с задержкой психического развития является актуальной и социально значимой. Вопросами диагностики и коррекции парцеальной недостаточности первыми начали заниматься дефектологи (Т.А. Власова, Т.Д. Ильяшенко, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Е.А. Стребелева, и др.), согласно которой обучение и воспитание детей с различными нарушениями должно базироваться на том, что одновременно с дефектом ребенок имеет психологические тенденции противоположного направления, внутренние компенсаторные возможности для преодоления своего дефекта, которые имеют важное значение в ее развитии и должны быть включены в учебно-воспитательный процесс как его движущая сила.
В целом, анализ учебно-научной и методической литературы показывает, что теоретические и практические основы развития регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются одним из менее исследованных в коррекционной психологии психических процессов, но, тем не менее, оно продолжает привлекать к себе исследовательский интерес как сложная многоуровневая деятельность. Наблюдаемое противоречие определило выбор темы исследования.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия развития регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: развитие регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить проблему развития регуляторно-волевой сферы у детей с задержкой психического развития.
2. Провести эмпирическое исследование развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
3. Составить программу коррекционной работы по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
4. Выявить эффективность психолого-педагогических условий развития регуляторно-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: процесс развития регуляторно-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
1. Использовании коррекционной программы с применением сенсомоторной терапии, игр с правилами, дидактических игр.
2. Обучении детей произвольной регуляции двигательной активности.
3. Обучении детей произвольной регуляции психических процессов.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации теоретического материала по проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследуемой проблемы состоит в том, что в данной работе определены основы коррекционной работы по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, которые могут успешно использоваться логопедами, дефектологами при работе с младшими школьниками с ОВЗ.
В работе использовались следующие методы исследования: – теоретические: анализ и синтез, сравнения и обобщения, классификация учебно-научной и специальной литературы по теме исследования; – эмпирические: тестирование, наблюдение.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Протасовская СОШ им. И.А. Новикова».
Выборка: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития в количестве 30 человек.
Этапы работы:
I этап: анализ современного состояния проблемы в психолого-педагогической и методической литературе. Проведен констатирующий этап исследования по выявлению уровней развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
ІІ этап: составлена и апробирована программа развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития; проведен контрольный срез исследования.
ІІІ этап: обобщающий, включающий анализ, проделанной работы и оформление результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Публикация статей по теме исследования:
1. Моисеева М.А. К проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с парциальной недостаточностью // Актуальные проблемы современного отечественного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (29-30 ноября 2023 г., Орёл) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ОГУ имени И.С. Тургенева; отв. ред. д-р. филол. наук, проф. Л.В. Алешина.- Орёл : ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. – С. 266-272.
2. Моисеева М.А. К проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с парциальной недостаточностью // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы X Международной научно.-практической конференции ( 30 – 31 марта 2023 г., Орёл) / под общей ред. канд. пед. наук, доц. Ахулкова А.И. – Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. – С. 338-342.
3. Моисеева М.А., Ушачева Ю.В. К проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с парциальной недостаточностью // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы XI Международной научно.-практической конференции ( 4 – 5 апреля 2024 г., Орёл) / под общей ред. канд. пед. наук, доц. Ахулкова А.И. – Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева. – 2024.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Задержка психического развития в дефектологии рассматривается как синдром временного отставания развития психических процессов в целом или отдельных их функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, выражающийся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности.
С учетом нейродинамических расстройств и роли эмоционального развития в формировании личности ребенка с задержкой психического развития и воздействием различных патогенных факторов выделяют различные астенические и церебрастенические состояниям организма детей.
В настоящие время среди детей младшего школьного возраста наблюдается рост количества детей с задержкой психического развития, испытывающих трудности в обучении, возникающих на фоне несформированности регуляторно-волевой сферы.
Регуляторно-волевая сфера представляет взаимодействие волевых и регуляторных функций при определенном участии когнитивных и коммуникативных. В структуре личности она служит для самоорганизации и саморегуляции деятельности, произвольного управления своим поведением и социальной адаптации.
В структуре задержки психического развития у детей младшего школьного возраста наблюдается неоднородность развития регуляторно-волевой сферы в виде импульсивности и неспособности достигать своих целей при выполнении заданий, недостаточности развития навыков планирования умственных действий и самоконтроля, трудности поддерживать интерес к заданиям и низким уровнем усвоения нового материала.
Значительные изменения в формировании, развитии и совершенствовании регуляторно-волевой сферы детей, происходят в младшем школьном возрасте, так как этот возрастной период считается сенситивным.
Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития осуществляется на основе диагностики состояния ребенка, а также принятой индивидуальной программы его развития. Коррекционная направленность образовательного процесса заключается в педагогическом воздействии специальными методами и приемами, стимулирующими компенсаторные процессы познавательного развития ребенка.
В процессе систематических и целенаправленных учебных и специальных коррекционных занятий происходит развитие волевых качеств, движения рук детей становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
В данной работе в условиях МБОУ «Протасовской СОШ им. И.А. Новикова» проводилось исследования регуляторно-волевой сферы у младших школьников с ЗПР. Исследование проводилось в три этапа. Результаты констатирующего этапа показали, что у учащихся преобладает низкие критерии сформированности низкая мотивация учебной деятельности:
– учащиеся не проявляют интерес к познавательным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам,
– младшим школьникам не интересно взаимодействовать со сверстниками и окружающими, при общении ведут себя пассивно, стараются держаться в стороне,
– младшие школьники практически не стремятся получать учебные знания, у них нет цели быть полезным обществу,
– не ориентированы на усвоение способов добывания знаний, не проявляют интерес к самостоятельному приобретению знаний, и познаниям к способам саморегуляции,
– школьники не мотивированы на достижения успеха и внешние поощрения.
У учащихся с ЗПР сформированность волевых качеств имеет низкие критерии, характеризующиеся плохой дисциплинированностью, не соблюдением требований учителя, практически не выполняют трудовые поручения, не проявляют заинтересованности в посещении внеклассных мероприятий.
Низкие показатели имеют и показатели сформированности саморегуляции:
– у младших школьников с ЗПР отмечается хаотичное выполнение задания, оказанная помощь взрослого практически безрезультативна, темп выполнения задания снижен,
– при выполнении задания дети не следуют инструкции, не учитывают правила выполнения задания.
На формирующем этапе в условиях МБОУ «Протасовской СОШ им. И.А. Новикова» была разработана и реализована программа по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с ЗПР.
Результаты контрольного этапа показали положительную динамику регуляторно-волевой сферы младших школьников с ЗПР:
– учащиеся с ЗПР стали белее осмысленнее проявлять стремление вычленять в учебе не только наиболее занимательные познавательные факты, явления, но и проявлять заинтересованность к познавательным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам,
– при взаимодействии с одноклассниками учащиеся с ЗПР стали проявлять заинтересованность в общении, не боятся брать на себя лидерские позиции, активно включаются в коммуникативный процесс, как со сверстниками, так и с окружающими,
– учащиеся в целом стараются проявлять инициативу получать
учебные знания, демонстрируют стремления быть полезным обществу, и быть ответственными в своих действиях,
– учащиеся с ЗПР стали более ориентированы на усвоение способов добывания знаний, более продуктивнее проявлять интерес к самостоятельному приобретению знаний, и познанию к способам саморегуляции,
– у учащихся с ЗПР улучшились показатели мотивации, заинтересованности внешних поощрений.
Учащиеся с ЗПР стали более целенаправленнее следовать предъявленной инструкции, при допущенных ошибках выделять их, и стремятся достигать поставленной цели в получении положительного результата. В целом проведенный мониторинг показал положительную динамику по всем исследуемым критериям составляющих регуляторно-волевую сферу.
Гипотеза исследования о том, что работа по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития будет успешной, если раскрыты особенности развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития; разработана и апробирована программа коррекционной работы по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, не была опровергнута.



1. Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2006. – 335 с.
2. Алексеевская, Е.Е. Формирование саморегуляции у первоклассников с задержкой психического развития /Е.Е. Алексеевская // В сборнике: молодые исследователи регионам, материалы Международной конференции. Вологда. – 2020. – С. 471-472.
3. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе / Е.А. Алябьева. – М.: Сфера, 2005. – 88 с.
4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина // М.: Наука. 2020. – 213 с.
5. Бабкина, Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина. – М.: Владос, 2021. – 143 с.
6. Бабкина, Н.В. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики / Н.В. Бабктна, И.А. Коробейников // Клиническая и специальная психология. – 2019. – №3. – Т.8. – С. 125-142.
7. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции у детей с задержкой психического развития: от экспериментального исследования к практике образования /Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2016. – №4. –С. 3-16.
8. Васильева, Л.Г. Клиническая систематика задержки психического развития /Л.Г. Васильева // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи. – 2017. – №13. – С. 2.
9. Вильшанская, А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе / А.Д. Вильшанская. – М.: Школьная пресса, 2006. – 96 с.
10. Вильшанская, А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005 –96с. — С. 65-73.
11. Воробьева, И.В. Спроси, скажи, договорись: сборник коррекционно-развивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья / И.В. Воробьева, Е.Ж. Тимошенко. – Новосибирск: Изд-во ЭНСКЕ, Обл. центр диагностики и консультирования, 2013. – 136 с.
12. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: ЮРАЙТ, 2024. – 332 с.
13. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста / Ж.М. Глозман. – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 260 с.
14. Глухов, В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология: курс лекций / В.П. Глухов. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. – 312 c.
15. Давыдова, Н.И. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР / Н.И. Давыдова // Современное школьное образование. – 2018. – № 3 (85). – С. 68-71.
16. Долгобородова, Д.А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития / Д.А. Долгобородова, В.А. Варенцов // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 52-54.
17. Заширинская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития / О.В. Заширинская. – СПб.: СПГУ, 2019. – 166 с.
18. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 368 с.
19. Калягин, В.В. Задержки психического развития, пограничные формы интеллектуальной недостаточности / В.В. Калягин // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2022. – №3. – С. 52-59.
20. Кисова, В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – № 2 (2). – С. 348-351. – URL: https://cyberleninka.ru
21. Колесникова, Г.И. Специальная психология и специальная педагогика / Г.И. Колесникова. – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 346 с.
22. Лапшин, В.А. Основы дефектологии. Учебное пособие / В.А. Лапшин. – М.: Просвещение, 2017. –144 c.
23. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.: Академический проект, 2018. – 303 с.
24. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 428 с.
25. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2017. – 384 с.
26. Мешкова, М.Д. Метод замещающего онтогенеза в преодолении патологических синкенезий у детей с задержкой психического развития /М.Д. Мещкова // Наукосфера. – 2023. – №9-2. – С. 99-103.
27. Микляева, Н.В. Коррекционная психология: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.В. Микляева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2024. – 328 с.
28. Московкина, А.Г. Клинико-генетические основы детской дефектологии / А.Г. Московкина, Н.И. Орлова. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 224 с.
29. Набойкина, Е.Л Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
30. Петрова, С.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития / С.В. Петрова // Международный научный журнал «Символ науки». – 2021. – №1. – С. 157-159.
31. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 169 с.
32. Праведникова, И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения / И.И. Праведникова. – М.: Айрис-Пресс, 2017. – 112 с.
33. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Л.М. Шипицына.– М.: Академия, 2014. – 224 с.
34. Пяткина, Е.С. Проблема классификации детей с задержкой психического развития / Е.С. Пяткина // Евразийское научное объединение. – 2021. – №7-4 (77). – С. 257-259.
35. Рабочая программа дефектологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, вариант 7.1) 1-4 классы срок реализации: 1 год на 2023-2024 учебный год / разработчик: Учитель-дефектолог М.А. Моисеева. – д. Протасово: Протасовская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Новикова» Орловской области, 2023. – 39 с.
36. Родителям, воспитывающим детей с задержкой психического развития: методические рекомендации / сост. Т.А. Титеева. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2017 – 28 с.
37. Семаго, Н. Таблица форм парциальной несформированности / Н. Семаго, О. Чиркова // Школьный психолог. – 2006. – № 23.
38. Семаго, Н.Я. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использования в практической деятельности / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Телевинф, 2016. – 530 с.
39. Слободяник, Н.П. Я учусь владеть собой. Рабочая тетрадь к развивающей программе формирования эмоциональной стабильности / Н.П. Слободяник. – М.: АРКТИ, 2019. – 32с.
40. Филиппова, Н.В. Современный взгляд на задержку психического развития /  Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник,  А.С. Исмайлова  // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10. – С. 256-262.
41. Шипова, Л.В. Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие / Л.В. Шипова. – Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018 – 86 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ