Развитие регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития (Орловский Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «Протасовская СОШ им. И.А. Новикова».
Выборка: исследовании принимали участие 30 учащихся младших классов с ЗПР.
Введение 6
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития
1.1. Задержка психического развития: понятие, виды, этиология 8
1.2. Особенности развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития 16
1.3. Основы коррекционной работы регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития 24
Выводы по 1 главе 31
Глава 2 Экспериментальное исследование развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития
2.1 Организация и проведение исследования 34
2.2. Анализ эмпирических данных развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития 39
2.3 Описание программы коррекционно-развивающей работы 44
2.4 Мониторинг результатов освоения программы 50
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 60
База исследования: МБОУ «Протасовская СОШ им. И.А. Новикова».
Выборка: исследовании принимали участие 30 учащихся младших классов с ЗПР.
Введение 6
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития
1.1. Задержка психического развития: понятие, виды, этиология 8
1.2. Особенности развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития 16
1.3. Основы коррекционной работы регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития 24
Выводы по 1 главе 31
Глава 2 Экспериментальное исследование развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития
2.1 Организация и проведение исследования 34
2.2. Анализ эмпирических данных развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития 39
2.3 Описание программы коррекционно-развивающей работы 44
2.4 Мониторинг результатов освоения программы 50
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 60
Актуальность исследования обусловлена ростом количества детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, испытывающих трудности в обучении, возникающих на фоне несформированности регуляторно-волевой сферы.
Регуляторно-волевая сфера представляет взаимодействие волевых и регуляторных функций при определенном участии когнитивных и коммуникативных сфер. В структуре личности она служит для самоорганизации и саморегуляции деятельности, произвольного управления своим поведением и социальной адаптации. Регуляторно-волевые процессы необходимы школьнику для организации действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей.
Способность начинающего ученика к целенаправленному и осознанному управлению своим поведением и деятельностью становится необходимым условием его полноценного психического и социального развития. Развитие произвольности и воли выдвигается в ряд приоритетных задач психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Еще большую актуальность эта проблема приобретает в отношении младших школьников с задержкой психического развития, в структуре нарушения которых центральное место занимают разнообразные отклонения в регуляторно-волевой сфере, включая снижение мотивов, побуждений, затруднение постановки цели и ее удержание, изменениях поведения и снижении работоспособности, концентрации внимания, познавательной активности, что в свою очередь может привести к неуспеваемости и социальной дезадаптации.
Подход к проблеме недостаточного развития представлен в работах Д.Н. Исаева, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединская, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и другие ученные.
Проблема развития регуляторно-волевой сферы школьников с задержкой психического развития является актуальной и социально значимой. Вопросами диагностики и коррекции парцеальной недостаточности первыми начали заниматься дефектологи (Т.А. Власова, Т.Д. Ильяшенко, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Е.А. Стребелева, и др.), согласно которой обучение и воспитание детей с различными нарушениями должно базироваться на том, что одновременно с дефектом ребенок имеет психологические тенденции противоположного направления, внутренние компенсаторные возможности для преодоления своего дефекта, которые имеют важное значение в ее развитии и должны быть включены в учебно-воспитательный процесс как его движущая сила.
В целом, анализ учебно-научной и методической литературы показывает, что теоретические и практические основы развития регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются одним из менее исследованных в коррекционной психологии психических процессов, но, тем не менее, оно продолжает привлекать к себе исследовательский интерес как сложная многоуровневая деятельность. Наблюдаемое противоречие определило выбор темы исследования.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия развития регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: развитие регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить проблему развития регуляторно-волевой сферы у детей с задержкой психического развития.
2. Провести эмпирическое исследование развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
3. Составить программу коррекционной работы по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
4. Выявить эффективность психолого-педагогических условий развития регуляторно-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: процесс развития регуляторно-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
1. Использовании коррекционной программы с применением сенсомоторной терапии, игр с правилами, дидактических игр.
2. Обучении детей произвольной регуляции двигательной активности.
3. Обучении детей произвольной регуляции психических процессов.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации теоретического материала по проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследуемой проблемы состоит в том, что в данной работе определены основы коррекционной работы по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, которые могут успешно использоваться логопедами, дефектологами при работе с младшими школьниками с ОВЗ.
В работе использовались следующие методы исследования: – теоретические: анализ и синтез, сравнения и обобщения, классификация учебно-научной и специальной литературы по теме исследования; – эмпирические: тестирование, наблюдение.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Протасовская СОШ им. И.А. Новикова».
Выборка: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития в количестве 30 человек.
Этапы работы:
I этап: анализ современного состояния проблемы в психолого-педагогической и методической литературе. Проведен констатирующий этап исследования по выявлению уровней развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
ІІ этап: составлена и апробирована программа развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития; проведен контрольный срез исследования.
ІІІ этап: обобщающий, включающий анализ, проделанной работы и оформление результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Публикация статей по теме исследования:
1. Моисеева М.А. К проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с парциальной недостаточностью // Актуальные проблемы современного отечественного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (29-30 ноября 2023 г., Орёл) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ОГУ имени И.С. Тургенева; отв. ред. д-р. филол. наук, проф. Л.В. Алешина.- Орёл : ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. – С. 266-272.
2. Моисеева М.А. К проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с парциальной недостаточностью // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы X Международной научно.-практической конференции ( 30 – 31 марта 2023 г., Орёл) / под общей ред. канд. пед. наук, доц. Ахулкова А.И. – Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. – С. 338-342.
3. Моисеева М.А., Ушачева Ю.В. К проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с парциальной недостаточностью // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы XI Международной научно.-практической конференции ( 4 – 5 апреля 2024 г., Орёл) / под общей ред. канд. пед. наук, доц. Ахулкова А.И. – Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева. – 2024.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы
Регуляторно-волевая сфера представляет взаимодействие волевых и регуляторных функций при определенном участии когнитивных и коммуникативных сфер. В структуре личности она служит для самоорганизации и саморегуляции деятельности, произвольного управления своим поведением и социальной адаптации. Регуляторно-волевые процессы необходимы школьнику для организации действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей.
Способность начинающего ученика к целенаправленному и осознанному управлению своим поведением и деятельностью становится необходимым условием его полноценного психического и социального развития. Развитие произвольности и воли выдвигается в ряд приоритетных задач психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Еще большую актуальность эта проблема приобретает в отношении младших школьников с задержкой психического развития, в структуре нарушения которых центральное место занимают разнообразные отклонения в регуляторно-волевой сфере, включая снижение мотивов, побуждений, затруднение постановки цели и ее удержание, изменениях поведения и снижении работоспособности, концентрации внимания, познавательной активности, что в свою очередь может привести к неуспеваемости и социальной дезадаптации.
Подход к проблеме недостаточного развития представлен в работах Д.Н. Исаева, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединская, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и другие ученные.
Проблема развития регуляторно-волевой сферы школьников с задержкой психического развития является актуальной и социально значимой. Вопросами диагностики и коррекции парцеальной недостаточности первыми начали заниматься дефектологи (Т.А. Власова, Т.Д. Ильяшенко, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Е.А. Стребелева, и др.), согласно которой обучение и воспитание детей с различными нарушениями должно базироваться на том, что одновременно с дефектом ребенок имеет психологические тенденции противоположного направления, внутренние компенсаторные возможности для преодоления своего дефекта, которые имеют важное значение в ее развитии и должны быть включены в учебно-воспитательный процесс как его движущая сила.
В целом, анализ учебно-научной и методической литературы показывает, что теоретические и практические основы развития регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются одним из менее исследованных в коррекционной психологии психических процессов, но, тем не менее, оно продолжает привлекать к себе исследовательский интерес как сложная многоуровневая деятельность. Наблюдаемое противоречие определило выбор темы исследования.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия развития регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: развитие регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития регуляторно-волевой сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить проблему развития регуляторно-волевой сферы у детей с задержкой психического развития.
2. Провести эмпирическое исследование развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
3. Составить программу коррекционной работы по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
4. Выявить эффективность психолого-педагогических условий развития регуляторно-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: процесс развития регуляторно-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
1. Использовании коррекционной программы с применением сенсомоторной терапии, игр с правилами, дидактических игр.
2. Обучении детей произвольной регуляции двигательной активности.
3. Обучении детей произвольной регуляции психических процессов.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации теоретического материала по проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследуемой проблемы состоит в том, что в данной работе определены основы коррекционной работы по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, которые могут успешно использоваться логопедами, дефектологами при работе с младшими школьниками с ОВЗ.
В работе использовались следующие методы исследования: – теоретические: анализ и синтез, сравнения и обобщения, классификация учебно-научной и специальной литературы по теме исследования; – эмпирические: тестирование, наблюдение.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Протасовская СОШ им. И.А. Новикова».
Выборка: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития в количестве 30 человек.
Этапы работы:
I этап: анализ современного состояния проблемы в психолого-педагогической и методической литературе. Проведен констатирующий этап исследования по выявлению уровней развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития.
ІІ этап: составлена и апробирована программа развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития; проведен контрольный срез исследования.
ІІІ этап: обобщающий, включающий анализ, проделанной работы и оформление результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Публикация статей по теме исследования:
1. Моисеева М.А. К проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с парциальной недостаточностью // Актуальные проблемы современного отечественного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (29-30 ноября 2023 г., Орёл) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ОГУ имени И.С. Тургенева; отв. ред. д-р. филол. наук, проф. Л.В. Алешина.- Орёл : ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. – С. 266-272.
2. Моисеева М.А. К проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с парциальной недостаточностью // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы X Международной научно.-практической конференции ( 30 – 31 марта 2023 г., Орёл) / под общей ред. канд. пед. наук, доц. Ахулкова А.И. – Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. – С. 338-342.
3. Моисеева М.А., Ушачева Ю.В. К проблеме развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с парциальной недостаточностью // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы XI Международной научно.-практической конференции ( 4 – 5 апреля 2024 г., Орёл) / под общей ред. канд. пед. наук, доц. Ахулкова А.И. – Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева. – 2024.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы
Задержка психического развития в дефектологии рассматривается как синдром временного отставания развития психических процессов в целом или отдельных их функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, выражающийся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности.
С учетом нейродинамических расстройств и роли эмоционального развития в формировании личности ребенка с задержкой психического развития и воздействием различных патогенных факторов выделяют различные астенические и церебрастенические состояниям организма детей.
В настоящие время среди детей младшего школьного возраста наблюдается рост количества детей с задержкой психического развития, испытывающих трудности в обучении, возникающих на фоне несформированности регуляторно-волевой сферы.
Регуляторно-волевая сфера представляет взаимодействие волевых и регуляторных функций при определенном участии когнитивных и коммуникативных. В структуре личности она служит для самоорганизации и саморегуляции деятельности, произвольного управления своим поведением и социальной адаптации.
В структуре задержки психического развития у детей младшего школьного возраста наблюдается неоднородность развития регуляторно-волевой сферы в виде импульсивности и неспособности достигать своих целей при выполнении заданий, недостаточности развития навыков планирования умственных действий и самоконтроля, трудности поддерживать интерес к заданиям и низким уровнем усвоения нового материала.
Значительные изменения в формировании, развитии и совершенствовании регуляторно-волевой сферы детей, происходят в младшем школьном возрасте, так как этот возрастной период считается сенситивным.
Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития осуществляется на основе диагностики состояния ребенка, а также принятой индивидуальной программы его развития. Коррекционная направленность образовательного процесса заключается в педагогическом воздействии специальными методами и приемами, стимулирующими компенсаторные процессы познавательного развития ребенка.
В процессе систематических и целенаправленных учебных и специальных коррекционных занятий происходит развитие волевых качеств, движения рук детей становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
В данной работе в условиях МБОУ «Протасовской СОШ им. И.А. Новикова» проводилось исследования регуляторно-волевой сферы у младших школьников с ЗПР. Исследование проводилось в три этапа. Результаты констатирующего этапа показали, что у учащихся преобладает низкие критерии сформированности низкая мотивация учебной деятельности:
– учащиеся не проявляют интерес к познавательным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам,
– младшим школьникам не интересно взаимодействовать со сверстниками и окружающими, при общении ведут себя пассивно, стараются держаться в стороне,
– младшие школьники практически не стремятся получать учебные знания, у них нет цели быть полезным обществу,
– не ориентированы на усвоение способов добывания знаний, не проявляют интерес к самостоятельному приобретению знаний, и познаниям к способам саморегуляции,
– школьники не мотивированы на достижения успеха и внешние поощрения.
У учащихся с ЗПР сформированность волевых качеств имеет низкие критерии, характеризующиеся плохой дисциплинированностью, не соблюдением требований учителя, практически не выполняют трудовые поручения, не проявляют заинтересованности в посещении внеклассных мероприятий.
Низкие показатели имеют и показатели сформированности саморегуляции:
– у младших школьников с ЗПР отмечается хаотичное выполнение задания, оказанная помощь взрослого практически безрезультативна, темп выполнения задания снижен,
– при выполнении задания дети не следуют инструкции, не учитывают правила выполнения задания.
На формирующем этапе в условиях МБОУ «Протасовской СОШ им. И.А. Новикова» была разработана и реализована программа по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с ЗПР.
Результаты контрольного этапа показали положительную динамику регуляторно-волевой сферы младших школьников с ЗПР:
– учащиеся с ЗПР стали белее осмысленнее проявлять стремление вычленять в учебе не только наиболее занимательные познавательные факты, явления, но и проявлять заинтересованность к познавательным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам,
– при взаимодействии с одноклассниками учащиеся с ЗПР стали проявлять заинтересованность в общении, не боятся брать на себя лидерские позиции, активно включаются в коммуникативный процесс, как со сверстниками, так и с окружающими,
– учащиеся в целом стараются проявлять инициативу получать
учебные знания, демонстрируют стремления быть полезным обществу, и быть ответственными в своих действиях,
– учащиеся с ЗПР стали более ориентированы на усвоение способов добывания знаний, более продуктивнее проявлять интерес к самостоятельному приобретению знаний, и познанию к способам саморегуляции,
– у учащихся с ЗПР улучшились показатели мотивации, заинтересованности внешних поощрений.
Учащиеся с ЗПР стали более целенаправленнее следовать предъявленной инструкции, при допущенных ошибках выделять их, и стремятся достигать поставленной цели в получении положительного результата. В целом проведенный мониторинг показал положительную динамику по всем исследуемым критериям составляющих регуляторно-волевую сферу.
Гипотеза исследования о том, что работа по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития будет успешной, если раскрыты особенности развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития; разработана и апробирована программа коррекционной работы по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, не была опровергнута.
С учетом нейродинамических расстройств и роли эмоционального развития в формировании личности ребенка с задержкой психического развития и воздействием различных патогенных факторов выделяют различные астенические и церебрастенические состояниям организма детей.
В настоящие время среди детей младшего школьного возраста наблюдается рост количества детей с задержкой психического развития, испытывающих трудности в обучении, возникающих на фоне несформированности регуляторно-волевой сферы.
Регуляторно-волевая сфера представляет взаимодействие волевых и регуляторных функций при определенном участии когнитивных и коммуникативных. В структуре личности она служит для самоорганизации и саморегуляции деятельности, произвольного управления своим поведением и социальной адаптации.
В структуре задержки психического развития у детей младшего школьного возраста наблюдается неоднородность развития регуляторно-волевой сферы в виде импульсивности и неспособности достигать своих целей при выполнении заданий, недостаточности развития навыков планирования умственных действий и самоконтроля, трудности поддерживать интерес к заданиям и низким уровнем усвоения нового материала.
Значительные изменения в формировании, развитии и совершенствовании регуляторно-волевой сферы детей, происходят в младшем школьном возрасте, так как этот возрастной период считается сенситивным.
Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития осуществляется на основе диагностики состояния ребенка, а также принятой индивидуальной программы его развития. Коррекционная направленность образовательного процесса заключается в педагогическом воздействии специальными методами и приемами, стимулирующими компенсаторные процессы познавательного развития ребенка.
В процессе систематических и целенаправленных учебных и специальных коррекционных занятий происходит развитие волевых качеств, движения рук детей становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
В данной работе в условиях МБОУ «Протасовской СОШ им. И.А. Новикова» проводилось исследования регуляторно-волевой сферы у младших школьников с ЗПР. Исследование проводилось в три этапа. Результаты констатирующего этапа показали, что у учащихся преобладает низкие критерии сформированности низкая мотивация учебной деятельности:
– учащиеся не проявляют интерес к познавательным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам,
– младшим школьникам не интересно взаимодействовать со сверстниками и окружающими, при общении ведут себя пассивно, стараются держаться в стороне,
– младшие школьники практически не стремятся получать учебные знания, у них нет цели быть полезным обществу,
– не ориентированы на усвоение способов добывания знаний, не проявляют интерес к самостоятельному приобретению знаний, и познаниям к способам саморегуляции,
– школьники не мотивированы на достижения успеха и внешние поощрения.
У учащихся с ЗПР сформированность волевых качеств имеет низкие критерии, характеризующиеся плохой дисциплинированностью, не соблюдением требований учителя, практически не выполняют трудовые поручения, не проявляют заинтересованности в посещении внеклассных мероприятий.
Низкие показатели имеют и показатели сформированности саморегуляции:
– у младших школьников с ЗПР отмечается хаотичное выполнение задания, оказанная помощь взрослого практически безрезультативна, темп выполнения задания снижен,
– при выполнении задания дети не следуют инструкции, не учитывают правила выполнения задания.
На формирующем этапе в условиях МБОУ «Протасовской СОШ им. И.А. Новикова» была разработана и реализована программа по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с ЗПР.
Результаты контрольного этапа показали положительную динамику регуляторно-волевой сферы младших школьников с ЗПР:
– учащиеся с ЗПР стали белее осмысленнее проявлять стремление вычленять в учебе не только наиболее занимательные познавательные факты, явления, но и проявлять заинтересованность к познавательным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам,
– при взаимодействии с одноклассниками учащиеся с ЗПР стали проявлять заинтересованность в общении, не боятся брать на себя лидерские позиции, активно включаются в коммуникативный процесс, как со сверстниками, так и с окружающими,
– учащиеся в целом стараются проявлять инициативу получать
учебные знания, демонстрируют стремления быть полезным обществу, и быть ответственными в своих действиях,
– учащиеся с ЗПР стали более ориентированы на усвоение способов добывания знаний, более продуктивнее проявлять интерес к самостоятельному приобретению знаний, и познанию к способам саморегуляции,
– у учащихся с ЗПР улучшились показатели мотивации, заинтересованности внешних поощрений.
Учащиеся с ЗПР стали более целенаправленнее следовать предъявленной инструкции, при допущенных ошибках выделять их, и стремятся достигать поставленной цели в получении положительного результата. В целом проведенный мониторинг показал положительную динамику по всем исследуемым критериям составляющих регуляторно-волевую сферу.
Гипотеза исследования о том, что работа по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития будет успешной, если раскрыты особенности развития регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития; разработана и апробирована программа коррекционной работы по развитию регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, не была опровергнута.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019



