Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №38» Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.
Выборка: 20 воспитателей женского пола в возрасте от 25 до 45 лет, стаж работы – от 3 до 22 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА 7
1.1. Понятие и факторы профессионального выгорания воспитателей детского сада 7
1.2. Особенности проявления профессионального выгорания воспитателей детского сада 14
1.3. Методы профилактики профессионального выгорания воспитателей детского сада 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА II. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА 33
2.1. Диагностика профессионального выгорания воспитателей детского сада 33
2.2. Разработка и реализация программы профилактики профессионального выгорания воспитателей 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность исследования. Происходящие в последнее время в нашей стране и во всем мире кардинальные перемены социально–экономической и политической ситуации во многих сферах жизни вызвали обострение существующих и появление ряда новых проблем. Профессиональная деятельность в сфере «человек–человек» является сложной и эмоционально нагруженной сферой труда. Государством предъявлены высокие требования к профессионально–личностным компетенциям воспитателей детского сада: необходимо обладать эмпатией, ответственностью, терпимостью, сдержанностью и умением координировать деятельность при возникновении различных трудностей. Образовательные реформы должны содержать не только развивающий и обучающий потенциал, но и сохранять здоровье педагогов.
Актуальность разработки и апробации технологий профилактики профессионального выгорания педагогов обусловлена рядом причин. В своей работе воспитатели детского сада активно используют не только свои профессиональные знания, умения и навыки, но и свои внутриличностные ресурсы. Их интенсивное расходование, а также накопление отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» могут способствовать профессиональному выгоранию, которое проявляется в снижении показателей результативности трудовой деятельности и качества жизни.
Степень разработанности проблемы. Анализ источников научной литературы показал, что сущность, причины и факторы профессионального выгорания изучали такие отечественные исследователи, как В.А. Бодров, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел и другие, а также зарубежные ученые – С. Джексон, К. Маслач, Г. Фрейденберг и другие. В науке еще нет однозначного определения выгорания: некоторые авторы квалифицируют это состояние как «психическое выгорание» (В.В. Бойко, А.Б. Леонова, С.Б. Величковская, Т.В. Форманюк), другие – как «профессиональное выгорание» (С. Джексон, К. Маслач, Н.Е. Водопьянова). Рассмотрение вопросов организации системы сопровождения педагогов по предупреждению организационных стрессов и выгорания представлены в исследованиях И.Г. Авериной, Ю.Н. Акулининой, Л.А. Башенковой, В.Н. Евсеевым, П.Н. Жариковым, Т.В. Молчановой, Н.М. Полуэктовой, В.В. Поповой, Д.О. Сафошкиной и др. Вместе с тем, современными исследователями меньше всего изучены проявления и динамика профессионального выгорания педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Проблема исследования: каковы теоретические основы и организационно–педагогические условия профилактики профессионального выгорания воспитателей детского сада?
Проанализировав сложившуюся ситуацию в современных образовательных организациях, были выявлены следующие противоречия:
– между необходимостью организации социально–педагогической профилактики профессионального выгорания воспитателей детского сада и недостаточной разработанностью данной проблемы в научно–методической литературе и практике дошкольных образовательных организаций.
Объект исследования: профессиональная деятельность воспитателей детского сада.
Предмет исследования: профилактика профессионального выгорания воспитателей детского сада.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация программы профилактики профессионального выгорания воспитателей детского сада.
Гипотеза исследования: предполагаем, что профилактика профессионального выгорания воспитателей детского сада будет эффективной, если:
– определены сущностные характеристики, причины и факторы профессионального выгорания воспитателей детского сада;
– подобран и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий проводить мониторинг уровня профессионального выгорания воспитателей детского сада;
– разработана и реализована комплексная программа профилактики профессионального выгорания воспитателей детского сада.
В соответствии с объектом исследования, предметом, целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущностные характеристики и причины профессионального выгорания воспитателей детского сада.
2. Выявить особенности проявления и факторы профессионального выгорания у воспитателей детского сада.
3. Определить методы профилактики профессионального выгорания воспитателей детского сада.
4. Провести диагностику уровня профессионального выгорания воспитателей детского сада.
5. Разработать и апробировать программу профилактики профессионального выгорания воспитателей.
Теоретическую основу работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме профессионального выгорания в социальной сфере – О.В. Беляевой, М.М. Бубновой, Л.В. Гостевой, Б.А. Гунзуновой, Т.П. Емельяновой, Ю.В. Кокоревой, З.В. Луковцевой, Г.П. Медведевой, Н.Н. Меркуловой, Е.Ю. Райковой и др.
Методологическую основу исследования составили: аксиологический; системный, гуманистический, деятельностный и личностно–ориентированный подходы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ и обобщение научных работ по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение, тестирование беседа; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), качественный и количественный анализ результатов исследования.
В программе эмпирического исследования были использованы следующие диагностические методики: «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой; «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина; «Методика определения нервно–психической устойчивости и дезадаптации в стрессе «Прогноз» В.Ю. Рыбникова.
База исследования: 20 воспитателей МБДОУ «Детский сад №38» Балахнинского муниципального округа Нижегородской области: испытуемые женского пола в возрасте от 25 до 45 лет, стаж работы – от 3 до 22 лет.
Теоретическая значимость. Проведен анализ современного состояния проблемы сущности, факторов и симптомы формирования синдрома профессионального (эмоционального) выгорания в психологической науке. Проанализированы особенности профессионального выгорания воспитателей детского сада, рассмотрены методы его профилактики. Проведенное исследование значительно обогащает теорию организации профилактики профессионального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость. Полученные материалы эмпирического исследования, а также разработанная программа профилактики профессионального выгорания воспитателей детского сада, а также рекомендации могут быть использованы социальными педагогами, практическими психологами и другими специалистами муниципальных и государственных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенный теоретический анализ научной литературы показал, что проблема профилактики профессионального выгорания воспитателей детского сада в настоящее время является весьма актуальной и недостаточно разработанной. В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ проблемы профессионального выгорания воспитателей детского сада и методов его профилактики. Сравнительный анализ современных научных подходов к выявлению профессионального выгорания позволили проанализировать сам феномен, выявить его проявления и симптомы, выделить стадии, характерные для воспитателей детского сада. Профессиональное выгорание формируется при длительном переживании отрицательных эмоций без «разрядки».
Специфика педагогической деятельности, внешние (организационные) и внутренние (субъективно–личностные) факторы оказывают негативное влияние на формирование синдрома профессионального выгорания. По мнению отечественных и зарубежных авторов, основная причина профессионального выгорания воспитателей детского сада заключается в несоответствии внутреннего потенциала личности требованиям внешней среды. Выгорающие специалисты ощущают себя обессиленными, эмоционально измотанными, результативность их трудовой деятельности значительно снижена. Симптомы профессионального выгорания проявляются в хронической усталости, чувстве безнадежности, в снижении работоспособности; в отсутствии желания вступать в социальные контакты и оказывать поддержку; в низкой включенности в коллективную деятельность; в обесценивании личностных достижений, сопровождающимся ощущением профессиональной некомпетентности. В появлении характерных признаков профессионального выгорания воспитателей детского сада играют условия труда, отношения с руководством и педагогическим коллективом, а также индивидуально–личностные особенности.
Проведенный обзор средств первичной, вторичной и третичной профилактики профессионального выгорания показал, что к ним, в первую очередь, относят способы саморегуляции самого воспитателя, а, во–вторых, работу дошкольной образовательной организации по оптимизации условий труда и создание эффективной системы мотивации. Одной из ключевых задач профилактики – сохранить оптимальный уровень работоспособности и здоровье педагогов посредством комплекса мер по их информированию, консультированию и предотвращению профессионального выгорания. На практике показана эффективность применения различных методов и технологий – индивидуальных консультаций, групповых занятий с элементами социально–психологического тренинга, супервизии, повышения квалификации, участие в корпоративных культурно–досуговых и спортивно–оздоровительных мероприятиях и др. Также требуется создание доброжелательной атмосферы в педагогическом коллективе, профессиональной поддержки выгорающих работников.
2. Анализ результатов диагностики профессионального выгорания воспитателей МБДОУ «Детский сад №38» Балахнинского муниципального округа Нижегородской области на констатирующем этапе показал у большинства испытуемых умеренную и выраженную стадии. Выгорание сопровождается повышением уровня ситуативной и личностной тревожности и снижением нервно–психической устойчивости в стрессе.
3. На основе полученных результатов диагностики была разработана и апробирована программа профилактики профессионального выгорания воспитателей детского сада «Второе дыхание». Также разработаны памятки и буклеты для педагогов МБДОУ «Детский сад №38» по профилактике профессионального выгорания.
4. Проведена оценка эффективности реализации программы мероприятий по профилактике профессионального выгорания воспитателей детского сада в условиях МБДОУ «Детский сад №38». Анализ сравнительных результатов эмпирического исследования уровня профессионального выгорания воспитателей детского сада на контрольном этапе позволил определить позитивную динамику: показатель по шкале «эмоциональное истощение» снизился на 26,2% – с 33,2 до 24,5; показатель по шкале «деперсонализация» снизился на 37,4% – с 18,7 до 11,7; показатель по шкале «редукция профессиональных достижений» увеличился на 26,5% – с 27,1 до 34,3 (обратная шкала). В результате формирующего воздействия у испытуемых уменьшилась степень выраженности основных симптомов профессионального выгорания: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.
На контрольном этапе эмпирического исследования наблюдался средний уровень ситуативной тревожности и личностной тревожности. У испытуемых снизились показатели ситуативной и личностной тревожности, повысился показатель уровня нервно–психической устойчивости.
Сделан вывод об эффективности проведенной работы программы мероприятий по профилактике профессионального выгорания воспитателей детского сада в условиях МБДОУ «Детский сад №38» Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.
1. Аверина, И.Г. О проблеме профессионального выгорания воспитателей детского сада / И.Г. Аверина // Международный независимый научный журнал. – 2020.– №17–2.– С. 59–61.
2. Акулинина, Ю.Н. Профилактика профессионального «выгорания» специалистов социальной сферы / Ю.Н. Акулинина// Социальная педагогика. – 2018. – № 5. – С. 94–96.
3. Андреяшкин, О.В. Профессиональное выгорание, его суть и структура в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / О.В. Андреяшкин // Студенческий научный форум. – 2015.– №1.– С. 41–47.
4. Асмаковец, Е.С. Взаимосвязь синдрома «профессионального выгорания» и копинг–поведения / Е.С. Асмаковец // Психология и школа. – 2018. – № 5.– С. 94 – 99.
5. Башенкова, Л.А. Диагностика синдрома профессионального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л.А. Башенкова // Среднее профессиональное образование. – 2019. – №1. – С. 43.– 47.
6. Бергис, Т.А. Эмоциональный интеллект как фактор стрессоустойчивости сотрудников организации / Т.А. Бергис // Организация в современных социально–экономических условиях. – Тольятти: ТГУ, 2020. – С. 88–94.
7. Бойко, В.В. Правила профессионального поведения: методическое пособие / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2022. – 172 с.
8. Бубнова, М.М. Профессиональное выгорание педагогов, обслуживающих на дому пожилых граждан и инвалидов / М.М. Бубнова // Социальное обслуживание семей и детей. – 2019. – Вып. 17. – С. 215–218.
9. Васильева, А.С. Влияние характерологических особенностей личности педагога на поведение в конфликтной ситуации / А.С. Васильева, А.С. Вокуева // Вестник университета. 2019. – № 2. – С. 157–163.
10. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2022. – 336 с.
11. Емельянова, Т.П. Личностные факторы профессионального выгорания педагогов коррекционной школы / Т.П. Емельянова, Е.И. Шуралева // Горизонты гуманитарного знания. 2018.– №5.– С. 67–85.
12. Жариков, П.Н. Борьба с синдромом «профессионального выгорания» педагогов / П.Н. Жариков // Работник социальной службы. – 2018. – №4. – С. 91–94.
13. Кокорева, Ю.В. Основные причины профессионального выгорания педагогов и супервизия как метод его профилактики / Ю. В. Кокорева // Молодой ученый. – 2020. – № 41. – С. 165–166.
14. Крыночкина, О.Д. Социально–психологические методы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов / О.Д. Крыночкина // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. – Нижний Новгород, 2018. – С. 194–197.
15. Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг / Р. Лазарус. – М.: Медицина, 2020. – 218 с.
16. Лукьянова, В.В. Выгорание и профессионализация / под ред. В.В. Лукьяновой.– Курск, 2021. – 440 с.
17. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: «Знание», 2021. – 312 с.
18. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. – М.: Издательcтво Московского университета, 2021. – 112 с.
19. Неруш, Т.Г. Профессиональное деструктивная тенденция профессионального развития личности / Т.Г. Неруш. – Саратов, 2022.– 222 с.
20. Опросник MBI (Maslach Burnout Inventory), адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/49.html (дата обращения: 06.03.2024).
21. Орел, В.Е. Феномен «психического выгорания»: теория, проблемы диагностика: автореф. дисс. / В.Е. Орел.– Ярославль, 2020. – 51 с.
22. Памятка для педагогов: как избавиться от любого стресса – Режим доступа: http://niu–nn.ru/memo_2/ (дата обращения: 05.03.2024).
23. Погорелов, Т.Н. Факторы, обуславливающие профессиональное выгорание педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Т.Н. Погорелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. – №2(35).– С. 78–86.
24. Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии / Под ред. З.Х. Саралиевой. – Нижний Новгород: Изд–во НИСОЦ, 2020. – 865 c.
25. Попова, В.В. Профессиональное выгорание педагогов: диагностика и способы коррекции / В.В. Попова // Актуальные вопросы управления персоналом. – 2021.– С. 372–382.
26. Прихожан, А.М. Психолого–педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса / А.М. Прихожан. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 271 с.
27. Профилактика профессионального выгорания у специалистов организаций социального обслуживания / сост. Е.В. Суворова. – Красноярск, 2021. – 63 с.
28. Профилактика стресса – Режим доступа: https://infourok.ru/buklet–dlya–pedagogov–profilaktika–stressa–2757042.html (дата обращения: 05.03.2024).
29. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2022. – 607 с.
30. Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е.Ю. Райкова // Молодой ученый. – 2019. – №3. – С. 92–97.
31. Сайбулаева, Д.Г. Особенности проявления синдрома «профессионального выгорания» педагогов / Д.Г. Сайбулаева // Мир науки, культуры, образования. 2018.– № 3(70).– С. 368–372.
32. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – М.: ЭКМОС, 2022. – 351 с.
33. Самоловских, О.С Особенности профессиональной деформации педагогических работников образовательных учреждений / О.С Самоловских // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 06.03.2024).
34. Сафошкина, Д.О. Специфика профессионального выгорания воспитателей детского сада / Д.О. Сафошкина Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018003980> (дата обращения: 04.03.2024).
35. Санькова, М.И. Синдром профессионального выгорания у педагогов / М.И. Санькова // Управление предприятием. – 2018.– №4.– С. 41–48.
36. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А.Л. Журавлева. – М.: Институт психологии РАН, 2021. – 512 с.
37. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова.– М.: Педагогика, 2022. – 208 с.
38. Судаков, К.В. Системные механизмы профессионального стресса / К.В. Судаков.– М.: Медицина, 2022. – 228 с.
39. Чердымова, Е.И. Синдром профессионального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. – 124 с.
40. Шабанова, Т.Л. Специфика симптомов профессионального стресса у учителей разных типов школ / Т.Л. Шабанова // Перспективы науки и образования. 2018.– № 4.– С. 246–251.