Введение 3
Глава 1. Текст как важнейшая лингвистическая категория 5
1.1. Лингвистика текста: характеристика и основные признаки 5
1.2. Средства организации связного текста 11
1.3. Работа с текстом как основным методическим средством 20
Глава II. Актуальные проблемы развития устной и письменной речи учащихся с помощью текста 32
2.1 Речевое развитие учащихся на уроках русского языка в 7-8 классах школ с родным (тувинским) языком обучения 32
2.2. Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства
развития речи учащихся 35
2.3. Апробация методической системы развития речи учащихся 7-8 классов школ с родным (тувинским) языком обучения с использованием текста .41
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение. 49
Являясь основным источником разнообразной лингвистической и эстетической информации, текст занимает центральное место в обучении русскому языку как неродному. Как справедливо отметил Шанский Н.М., работа над текстом помогает развить чуткость к русскому языку, раскрывает его глубинные пласты, способствует развитию русской речи, восприятию интонационно-ритмического строя русского языка, а также эстетическому осмыслению поставленных проблем [22].
«Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст», - отмечает Т.И. Пахнова [20].
Текст служит источником содержательной и смысловой информации, которая показывает и функционирование изучаемых единиц, что позволяет организовать обучение правильному оформлению мысли в смысловом, структурном и лексико-грамматических аспектах.
В работе по развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельного пополнения знаний важное место отводится комплексному анализу текста. Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы.
Цель данной работы: выявить преимущества использования текста как основного методического средства на уроках русского языка для развития и совершенствования речи учащихся 7-8 классов школ с родным (тувинским) языком обучения.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
- изучить опыт работы с текстом учителей русского языка и литературы школ с родным (тувинским) языком обучения;
- подобрать методический материал по исследуемой проблеме;
- провести апробацию в школе с родным (тувинским) языком обучения.
Объектом исследования является текст как основное методическое средство на уроках русского языка в 7-8 классах в школе с родным (тувинским) языком обучения.
Предмет исследования - развитие русской речи учащихся 7-8 классов школ с родным (тувинским) языком обучения.
На защиту выносится предположение: если систематически и целенаправленно проводить работу по развитию и совершенствованию речи с использованием текста на уроках русского языка в школах с родным (тувинским) языком обучения, то это будет способствовать:
- более эффективному совершенствованию русской речи учащихся школ с родным (тувинским) языком обучения;
- повышению их речевой культуры;
- развитию интереса учащихся к русскому языку.
Теоретическая значимость заключается в следующем:
- представлена система заданий и упражнений на материале текста, учитывающая его содержательные, структурные и языковые особенности и нацеленная на совершенствование навыков чтения, говорения, письма;
- на основе номенклатуры умений, которыми должны овладеть учащиеся на уроках русского языка, разработаны и описаны приемы и формы работы с текстом.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования;
- педагогические наблюдения в процессе работы с текстами разных стилей и типов;
- личные беседы с учащимися 7-8 классов по вопросам подготовки к ОГЭ по русскому языку, а также беседы с учителями.
Методологическую основу работы составили труды Ашуровой, С.К. Бирюковой, Т.С. Кудрявцевой, Т.И. Пахновой, Шанского, М.В. Черкизовой.
Структура работы: работа состоит из введения, двух заключения, списка использованной литературы и приложения.
Обобщение, систематизация и анализ полученных результатов позволяют сделать следующие выводы:
1. Данное исследование находится в русле стержневых задач школьного преподавания русского языка и литературы: формирование языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции. Анализ ученических работ показал, что школьники успешно овладевают умениями и навыками, предложенной нами системой обучения.
2. Работа над продуцированием собственного текста способствует общему развитию детей, формированию интереса к русскому языку, созданию положительной мотивации обучения.
3. Материалы данной работы могут быть использованы для составления учебных программ и пособий по развитию речи для в 7-8 классах школ с родным (тувинским) языком обучении; при разработке курса методики преподавания русского языка и литературы, спецкурсов и спецсеминаров.
Полученные результаты позволяют наметить следующие перспективы исследования:
1) дальнейшее изучение процесса формирования навыка продуцирования текста у учащихся 7-8 классов;
2) анализ ошибок и недочетов в построение собственного текста учащимися, установление причин их появления и поиск путей преодоления;
3) дальнейшее совершенствование и обогащение оптимальных форм и методов обучения русскому языку.
Таким образом, как показал анализ, при соблюдении минимального количества необходимых условий работа с текстом открывает широкие методические перспективы
1. Ашурова С.Д. Национально-культурная специфика речевого поведения. М. «Просвещение», 1977г.
2. Бирюкова С.К. Художественный текст как средство для развития речи в национальной школе. , М., «Просвещение», 1985.
3. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы, в двух частях, М., «Владос», 1995.
4. Гальрерин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.
5. Ефимова Л.И. Анализ художественного текста, Покровск 2003.
6. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1981. 118 с.
7. Злобина Т.А. Лингвистические знания - основа умений и навыков, М., «Просвещение», 1985.
8. Изучение теории литературы в национальной школе (сборник научных статей), М., 1979.
9. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984. 35 с.
10. Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы, Волгоград, издательство «Учитель», 2003.
11. Кудрявцева Т.С. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык 10 класс. «Просвещение», 1985.
12. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. С. 152.
13. Лосьева Л.М. Использования изобразительной деятельности как средства развития связной речи. «Просвещение», 1985.
14. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя, М., «Просвещение», 1985.
15. Львов М.Р. Связная речь. Специфика изучения русской литературы в национальной школе. «Просвещение», 1985.
16. Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1983. 183 с.
17. Мучник Б.С. Культура письменной речи, М., 1996.
18. Немов Р.С. Психология. М., 1995. 32с.
19. Озерская В.П.Изучение морфологии на синтаксической основе, «Просвещение», 1989.
20. Пахнова Т.Н. Развитие речи на уроках морфологии. М.: Просвещение, 1979.
21. Пленкин Н.А. Система работы по развитию связной речи учащихся // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. М.: Просвещение, 1982. С. 102-120
22. Шанский Н.М. Сопоставительное изучение языков и обучение русскому языку нерусских // Русское языкознание и лингводидактика. М.: Русский язык, 1985. С. 225-229.
23. Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения, 8 кл., М., «Дрофа», 2000.
24. Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения, 6 кл., М.,
Дрофа, 2001.
25. Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами, М., Просвещение, 1997.