Введение 3
Глава 1. Текст как важнейшая лингвистическая категория 5
1.1. Лингвистика текста: характеристика и основные признаки 5
1.2. Средства организации связного текста 11
1.3. Работа с текстом как основным методическим средством 20
Глава II. Актуальные проблемы развития устной и письменной речи учащихся с помощью текста 32
2.1 Речевое развитие учащихся на уроках русского языка в 7-8 классах школ с родным (тувинским) языком обучения 32
2.2. Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства
развития речи учащихся 35
2.3. Апробация методической системы развития речи учащихся 7-8 классов школ с родным (тувинским) языком обучения с использованием текста .41
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение. 49
Являясь основным источником разнообразной лингвистической и эстетической информации, текст занимает центральное место в обучении русскому языку как неродному. Как справедливо отметил Шанский Н.М., работа над текстом помогает развить чуткость к русскому языку, раскрывает его глубинные пласты, способствует развитию русской речи, восприятию интонационно-ритмического строя русского языка, а также эстетическому осмыслению поставленных проблем [22].
«Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст», - отмечает Т.И. Пахнова [20].
Текст служит источником содержательной и смысловой информации, которая показывает и функционирование изучаемых единиц, что позволяет организовать обучение правильному оформлению мысли в смысловом, структурном и лексико-грамматических аспектах.
В работе по развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельного пополнения знаний важное место отводится комплексному анализу текста. Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы.
Цель данной работы: выявить преимущества использования текста как основного методического средства на уроках русского языка для развития и совершенствования речи учащихся 7-8 классов школ с родным (тувинским) языком обучения.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
- изучить опыт работы с текстом учителей русского языка и литературы школ с родным (тувинским) языком обучения;
- подобрать методический материал по исследуемой проблеме;
- провести апробацию в школе с родным (тувинским) языком обучения.
Объектом исследования является текст как основное методическое средство на уроках русского языка в 7-8 классах в школе с родным (тувинским) языком обучения.
Предмет исследования - развитие русской речи учащихся 7-8 классов школ с родным (тувинским) языком обучения.
На защиту выносится предположение: если систематически и целенаправленно проводить работу по развитию и совершенствованию речи с использованием текста на уроках русского языка в школах с родным (тувинским) языком обучения, то это будет способствовать:
- более эффективному совершенствованию русской речи учащихся школ с родным (тувинским) языком обучения;
- повышению их речевой культуры;
- развитию интереса учащихся к русскому языку.
Теоретическая значимость заключается в следующем:
- представлена система заданий и упражнений на материале текста, учитывающая его содержательные, структурные и языковые особенности и нацеленная на совершенствование навыков чтения, говорения, письма;
- на основе номенклатуры умений, которыми должны овладеть учащиеся на уроках русского языка, разработаны и описаны приемы и формы работы с текстом.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования;
- педагогические наблюдения в процессе работы с текстами разных стилей и типов;
- личные беседы с учащимися 7-8 классов по вопросам подготовки к ОГЭ по русскому языку, а также беседы с учителями.
Методологическую основу работы составили труды Ашуровой, С.К. Бирюковой, Т.С. Кудрявцевой, Т.И. Пахновой, Шанского, М.В. Черкизовой.
Структура работы: работа состоит из введения, двух заключения, списка использованной литературы и приложения.
Обобщение, систематизация и анализ полученных результатов позволяют сделать следующие выводы:
1. Данное исследование находится в русле стержневых задач школьного преподавания русского языка и литературы: формирование языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции. Анализ ученических работ показал, что школьники успешно овладевают умениями и навыками, предложенной нами системой обучения.
2. Работа над продуцированием собственного текста способствует общему развитию детей, формированию интереса к русскому языку, созданию положительной мотивации обучения.
3. Материалы данной работы могут быть использованы для составления учебных программ и пособий по развитию речи для в 7-8 классах школ с родным (тувинским) языком обучении; при разработке курса методики преподавания русского языка и литературы, спецкурсов и спецсеминаров.
Полученные результаты позволяют наметить следующие перспективы исследования:
1) дальнейшее изучение процесса формирования навыка продуцирования текста у учащихся 7-8 классов;
2) анализ ошибок и недочетов в построение собственного текста учащимися, установление причин их появления и поиск путей преодоления;
3) дальнейшее совершенствование и обогащение оптимальных форм и методов обучения русскому языку.
Таким образом, как показал анализ, при соблюдении минимального количества необходимых условий работа с текстом открывает широкие методические перспективы