Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа №158279

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2023
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Понятие «толерантность» в психолого-педагогических исследованиях....6
1.2. Специфика стилей семейного воспитания 18
1.3. Психологические подходы к толерантности подростков 30
1.4. Особенности толерантности подростков при разных стилях семейного воспитания 34
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 44
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Анализ результатов исследования 49
2.3. Разработка и реализация программы по оптимизации влияния стиля семейного воспитания на толерантность подростков 63
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Актуальность выбранной темы: на данный момент проблема толерантности поднимается на различных государственных и общественных уровнях, в связи с ростом нетерпимости, обострением межнациональных отношений, проблемами беженцев, социально -экономической ситуацией в стране. В научных кругах также отмечается важность формирования и развития толерантных отношений в социуме. Особенный акцент идет на подрастающее поколение, среди которого нередко наблюдается агрессивное поведение, которое может быть вызвано разными причинами: менталитетом, социально-экономической ситуацией в семье, гендерными особенностями и т.д.
На микроуровне функционирования общества особое место в формировании толерантности принадлежит семье. С самого рождения ребенка, его семья, родители и отношения с ними выступают основой для социализации.
Несмотря на востребованность развития толерантности, анализ влияния родительского воспитания на толерантность детей в научной литературе малоизучен.
Наблюдаются противоречия между:
- востребованностью развития толерантности и недостаточностью внимания к данной проблеме в социальной сфере.
- необходимостью развития толерантности и недостаточной изученностью особенностей этого процесса в семье.
- влиянием стилей семейного воспитания на развитие ребенка и недостаточным учетом этих факторов в области развития толерантности.
Цель исследования: изучить особенности толерантности подростков при разных стилях семейного воспитания, разработать программу развития толерантности подростков.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме.
2. Провести исследование уровня толерантности подростков, стиля воспитания родителей.
3. Провести анализ особенностей толерантности подростков при разных стилях семейного воспитания.
4. Разработать программу развития толерантности подростков.
5. Реализовать программу развития толерантности подростков.
6. Изучить эффективность разработанной программы.
Объект исследования: толерантность.
Предмет исследования: особенности толерантности подростков при разных стилях семейного воспитания.
Гипотеза исследования: имеются особенности в толерантности подростков при разных стилях семейного воспитания: при авторитетном стиле семейного воспитания выражено уважение по отношению к другим людям; при либеральном стиле выражено игнорирование психологических границ других людей; при авторитарном стиле выражена агрессия в отношении других людей; при индифферентном стиле выражено неумение формировать привязанности по отношению к другим людям. Программа, направленная на развитие толерантности подростков, является эффективным методом психолого-педагогической работы, способствующим развитию толерантности подростков.
Методологическая и теоретическая основа исследования: в отечественной психологии проблема толерантности рассмотрена в исследованиях таких ученых, как А.Г. Асмолова, П.П. Ермакова,
В.Н. Куницына, В.М. Соколова, Г.У. Солдатова, А.Б. Щербакова, и др. В зарубежной - Л. Адельманом, Р. Т. Виттенбергом, М. Веркуйтеном, К. Йогисвараном, и другими....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обзор психолого-педагогических исследований и результаты эмпирического исследования по вопросу особенностей толерантности подростков при разных стилях семейного воспитания позволили выявить, что проблема, выбранная нами для диссертационной работы, является актуальной как в теоретическом, так и практическом планах.
Процесс глобализации ставит перед институтом семьи цели, связанные не только с выполнением традиционных функций (рождение и воспитание ребенка и т.д.) и решением повседневных проблем, но и играет важную роль в развитии толерантности детей.
Данное диссертационное исследование позволило подтвердить основную гипотезу исследования о том, что имеются особенности в толерантности подростков при разных стилях семейного воспитания: при авторитетном стиле семейного воспитания выражено уважение по отношению к другим людям; при либеральном стиле выражено игнорирование психологических границ других людей; при авторитарном стиле выражена агрессия в отношении других людей; при индифферентном стиле выражено неумение формировать привязанности по отношению к другим людям. Программа, направленная на развитие толерантности подростков, является эффективным методом психолого-педагогической работы, способствующим развитию толерантности подростков.
Достигнута основная цель исследования: выявлены особенности толерантности подростков при разных стилях семейного воспитания, разработана программа развития толерантности подростков.
В работе были определены задачи, решение которых дало возможность подтвердить гипотезу работы:
Проанализирована научная литература по исследуемой проблеме. Даны понятие и сущностные характеристики толерантности и стиля семейного воспитания. Показано, что стиль семейного воспитания влияет на толерантность подростков.
Изучены компоненты толерантности подростков. Установлено, что у большинства подростков (68%) наблюдаются сниженные результаты, которые распределились следующим образом: этико-нормативный (37 баллов), когнитивный (35 баллов), аффективный (32 балла), идентификационно-личностный (32 балла), личностно-смысловой (31 балл), ценностно-ориентационный (30 баллов) и деятельностно-стилевой (29 баллов). Достаточно развитые компоненты распределились следующим образом: конативный (33 балла), потребностно-мотивационный (31 балл) и идентификационно-групповой (27 баллов) компоненты.
Изучены виды толерантности подростков. Установлено снижение межпоколенного вида толерантности (49 баллов). Виды толерантности, развитые на достаточном уровне, распределяются следующим образом: межличностный (50 баллов), социально -экономический (47 баллов), межкультурный (46 баллов), межрелигиозный (46 баллов), политический (42 балла), межэтнический (40 баллов).
Исследованы стили семейного воспитания. Установлено что больший процент из общей выборки испытуемых имеет авторитетный стиль семейного воспитания - 55%. Авторитарная стратегия семейного воспитания выявлена у 23% семей. Либеральный стиль воспитания выявлен у 16% семей. Индифферентный стиль семейного воспитания в ходе исследования выявлен у 3% семей. Противоречивый стиль также наблюдается у 3 % семей.
Выявлены особенности толерантности подростков при разных стилях семейного воспитания.
При авторитетном стиле семейного воспитания, в результате близости и отзывчивости, практикуемых в семье, дети относятся к другим людям с тактом, сочувствием и уважением. Близкие отношения с детьми позволяют родителями делиться с ними опытом общения со своими сверстниками, людьми старшего и младшего возраста, что влияет на межпоколеннную толерантность. Близкие отношения с родителями позволяют детям принимать этические и нормативные наставления родителей с большим доверием, что способствует развитию этико-нормативного компонента толерантности. Так как контроль родителей, характеризуется гибкостью, это позволяет им всегда корректировать принимаемые правила и решения по мере необходимости, у детей нет необходимости отстаивать свое мнение демонстративным негативным поведением, поэтому в отношении с другими они проявляют толерантность...


1. Амелина Е.С., Кузьмишина Т.Л., Пермякова А.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. 2014. № 1. С. 16-25.
2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: научно-публицистический вестник. 2001. № 1. С. 8-19.
3. Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам. М.: ФЛИНТА, 2017. 112 с.
4. Баляев С.И., Буркова Д.А., Никишов С.Н. Развитие этнической толерантности у студентов вуза посредством тренинга // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/94PSMN220.pdf (дата обращения: 22.05.2023).
5. Баляев С.И., Никишов С.Н. Особенности развития этнической идентичности подростков в процессе внеучебной деятельности (на примере мордвы и русских) // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/51PDMN217.pdf(дата обращения 22.05.2023).
6. Бардиер Г.Л. Научные основы социальной психологии толерантности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во «МИРС», 2007. 100 с.
7. Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. М.: Национальный книжный центр, 2016. 112 с.
8. Бенилова С.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию: учебное пособие для педагогов, дефектологов, логопедов, психологов и детских врачей. М.: Изд-во В. Секачев, 2019. 187 с.
9. Биюмена А.А. Толерантность: критерии, структура, функции, типы // Sciences of Europe. 2021. № 79. С. 20-22.
10. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Воронеж: МОДЭК, 2006. 632 с.
11. Бобоева С.Б. Семейное воспитание — основа толерантного поведения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (42). С. 222-227.
12. Богинская Ю.В., Байрак Т.А. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI международной научной конференции (г. Челябинск, 20-23 февраля 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 118-120.
13. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. СПб.: Сударыня, 2001. 86 с.
14. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Питер, 2015. 299 с.
15. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 432 с....(128)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ