Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕТЕВОЙ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №158278

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы183
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты организации сетевых проектов как средств развития цифровой грамотности младших школьников 5
1.1 Сетевые проекты как средство реализации классно-урочной деятельности в начальной школе 5
1.2 Требования к образовательным результатам младших школьников по информатике, составляющих базис для развития элементов цифровой грамотности 12
1.3 Условия формирования элементов цифровой грамотности младших школьников в процессе реализации сетевой деятельности 21
Глава II. Разработка сетевого проекта «Благоустроенный двор» как средства развития цифровой грамотности младших школьников 32
2.1 Сетевой проект «Благоустроенный двор» и его обеспечение 32
2.2 Реализация сетевого проекта «Благоустроенный двор» в начальной школе 44
2.3 Результаты реализации разработанного проекта 55
Заключение 65
Список используемых источников 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инструктаж по работе в системе Moodle 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Инструктаж по работе в сервисе «Google рисунки» .. 76
ПРИЛОЖЕНИЕ В Материалы к сетевому проектному уроку №1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Материалы к сетевому проектному уроку №2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Материалы к сетевому проектному уроку №3 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Материалы к сетевому проектному уроку №4 128
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Материалы к сетевому проектному уроку №5 143
ПРИЛОЖЕНИЕ И Материалы к сетевому проектному уроку №6 156
ПРИЛОЖЕНИЕ К Материалы к сетевому проектному уроку №7 170

Современное общество этапа информатизации поставило перед педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное грамотно включиться в качественно новый этап развития общества, где использование ИКТ является базовым навыком [3, с. 1]. Но в настоящий момент уровень развития цифровой грамотности у жителей России, в частности и у учащихся общеобразовательных школ, достаточно низкий, о чем свидетельствуют данные исследования регионального общественного центра интернет- технологий (РОЦИТ): «индекс цифровой грамотности по России к концу 2017 года составляет 5,99 пт. по десятибалльной шкале». Как известно, общепринятая классно-урочная система обучения информатике не предполагает целенаправленного повышения уровня цифровой грамотности школьников, при существующей ее необходимости.
Таким образом, на сегодняшний день проблема организации деятельности обучающихся на уроках, в частности на уроках информатики, с целью повышения уровня их цифровой грамотности заслуживает большого внимания. Данной проблеме посвящены исследования таких авторов как Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В [18; 19].Кроме того по инициативе премьер-министра РФ Д. А. Медведева в ближайшее время будет запущен проект «Цифровая школа». «Данный проект направлен на формирование у школьников навыков в цифровом мире, обучение обработке анализа данных, элементам программирования и, самое главное, умение создавать цифровые проекты для своей будущей профессии в технике, в медицине, в искусстве», — подчеркнул премьер-министр на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. То есть повышение уровня цифровой грамотности школьников - это задача, которая поставлена на государственном уровне.
Целью данной работы является разработка и реализация сетевого проекта в урочной деятельности обучающихся начальной школы по информатике для создания условий развития у них элементов цифровой грамотности.
Объект исследования: формирование элементов цифровой грамотности на уроках информатики в начальной школе.
Предмет исследования: сетевой социально-ориентированный проект как средство формирования элементов цифровой грамотности у обучающихся на уроках информатики в начальной школе.
Задачи:
1. Провести анализ сетевых проектов как средств реализации урочной деятельности в начальной школе;
2. Проанализировать требования к образовательным результатам младших школьников по информатике, составляющих базис для развития элементов цифровой грамотности;
3. Определить условия формирования элементов цифровой грамотности младших школьников в процессе реализации сетевой деятельности;
4. Разработать и реализовать сетевой социально-ориентированный проект «Благоустроенный двор» для обучающихся 4 класса и его дидактическое обеспечение;
5. Проверить результативность реализации проекта.
Работа представлена на 175 стр., состоит из введения, двух глав, заключения и 9 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования был проведен анализ сетевых проектов как средства реализации урочной деятельности в начальной школе, в результате которого было установлено, что внедрение сетевых проектов в классно-урочную систему обеспечивает достижение таких требований к результатам учебной деятельности ФГОС НОО, которые составляют основу развития элементов цифровой грамотности школьников.
Анализируя требования к образовательным результатам младших школьников по информатике, составляющих базис для развития элементов цифровой грамотности, можно сделать следующий вывод: для формирования образовательных результатов, составляющих основы цифровой грамотности, необходимо включить в учебный процесс иные виды деятельности (отличные от общепринятых), в частности сетевые, которые позволят осуществить удаленное взаимодействие учащихся в условиях специально созданной информационно-образовательной среды. Такими условиями обладает организация сетевых проектов.
Реализация сетевых проектов, как средства формирования элементов цифровой грамотности младших школьников, тщательной организационной работы учителя: необходимо выделить актуальную социально-значимую тему (опираясь на возрастные особенности школьников), создать специальную среду (электронный курс, среда проекта), разработать визитную карточку проекта и т. д. Кроме того при разработке результативно - целевой модели сетевого проекта необходимо определить предметные, метапредметные, личностные результаты учебной деятельности по ФГОС, учитывая социальную направленность содержания проекта и сетевые виды деятельности обучающихся на уроке.
При разработке обеспечения к социально-ориентированному сетевому проекту необходимо определить структуру проекта (которая в целом совпадает в общепринятой), в каждом этапе определить виды сетевой деятельности и специальные условия для её реализации (технологическое, методическое и дидактическое обеспечение).
Результаты анализа полученных работ школьников и наблюдения за ходом их деятельности в процессе реализации проекта показали, что обучающиеся 4 класса:
- стали активнее вести беседы в чатах с соблюдением правил и норм сетевой этики: приветствовали друг друга, координировали деятельность. Хотя вначале работы над проектом в облачном сервисе наблюдались случаи нецелесообразного использования чатов, грубости во время сетевого взаимодействия, удаления объектов, созданных одногруппниками;
- успешно освоили функционал сервисов и программ (система Moodle, Google рисунки, Google формы, тестограф, сайт для создания прозрачного фона).
Таким образом, реализация социально-ориентированного сетевого проекта, предусматривающего сетевые виды предметного взаимодействия в специально созданной информационно-образовательной среде, способствует развитию метапредметных, личностных и предметных образовательных результатов обучающихся, на которых базируются элементы цифровой грамотности: цифровые компетенции, цифровое потребление, цифровая безопасность. Включение сетевого проекта в урочную деятельность обеспечивает повышение уровня цифровой грамотности школьников, не нарушая при этом логику и структуру учебно-воспитательного процесса.


1. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №76-2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovatelskaya-i-proektnaya- deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 8.04.2018).
2. Бененсон Е.П. Информатика и ИКТ [Текст] : 4 кл. : Методическое пособие (Третий год обучения) / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. — М.: Ака-демкнига/Учебник, 2012. — 272 с.
3. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // СИСП. 2017. №6-2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o-tsifrovoy- gramotnosti(дата обращения: 12.04.2018).
4. Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Проектная деятельность в учебном процессе СПб, 2005. - 93 с.
5. Гурылев В. Эволюция школьного компьютера // Дети в информационном обществе. 2012. №12. С. 66-73.
6. Гущина С. С., Кий А. Ю. Тенденции развития медиапотребления в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 4116-4120. - URL:http:ZZe-koncept.ru/2017Z971150.htm.
7. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.: Издательский дом "Камерон", 2004.
8. Интернет-риски и угрозы // Дети России Онлайн URL: http://detionline.com/(дата обращения: 11.04.18).
9. Литвинова С.Г. Облачно ориентированная 16. учебная среда школы: от кабинета до виртуальных методических предметных объединений учителей // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 1. С. 457-468. 17.
10.Обыденкова В.К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir- nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf(доступ свободный).
11. Офенгейм А.Т. Сайт сетевых образовательных проектов начальной школы Невского района как педагогический инструмент творческого развития личности ребенка в контексте реализации ФГОС НОО Информационные технологии для Новой школы.Материалы конференции. Том 3. - СПб, ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2013 - 49 с.
12. Патаракин Евгений Дмитриевич, Катков Юрий Валерьевич Использование викиграмм для поддержки совместной сетевой деятельности // ОТО. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-vikigramm-dlya- podderzhki-sovmestnoy-setevoy-deyatelnosti(дата обращения: 25.04.2018).
13. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
14. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат - М, 2000. - 53 с.
15. Потупчик Екатерина Георгиевна Сетевое взаимодействие как условие формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-kak-uslovie- formirovaniya-tsifrovoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah- informatiki (дата обращения: 17.04.2018)....(31)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...