Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности тревожности старших дошкольников с ЗПР

Работа №158274

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2015
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 8
1.2. Проявление тревожности в детском возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы тревожности старших
дошкольников с задержкой психического развития 25
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение особенностей тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Особенности тревожности у старших дошкольников с задержкой
психического развития 39
Выводы по второй главе 46
ГЛАВА III. Методические рекомендации по коррекции тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития 48
3.1. Основные направления, формы и методы коррекции тревожности у
старших дошкольников с ЗПР 48
3.2. Упражнения и рекомендации, направленные на коррекцию тревожности
у старших дошкольников с задержкой психического развития 55
Выводы по третьей главе 59
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение 68


Актуальность исследования. Современная психологическая наука демонстрирует растущий интерес к вопросу тревожности. Этот интерес отображается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Изучение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение ребенка на разных возрастных этапах.
Актуальность изучения тревожности у детей с задержкой психического развития во многом определяется тем, что эта индивидуальная психологическая особенность, по данным наиболее авторитетных исследователей (Борякова Н.Ю., Васильева Е.Н., Защиринская О.В., Лубовский В.И., Лебедева О.В., Ульенкова У.В. и др.), является наиболее распространенной в детской популяции.
Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитании. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях.
Весомый вклад в изучение проявления тревожности у старших дошкольников внесли исследования таких ученых, как Прихожан А.М. (2002), Захаров А.И. (1995), Кочубей Б.И. (1988), Новикова Е.С. (1992), Немов Р.С. (2003), Ханин Ю.Л. (1991), Мусина И.А. (1988), Астапов В.М. (1992) и другие.
По мнению Прихожан А.М. (2002) существуют несколько причин возникновения тревожности, как свойства личности: внешние и внутренние. К внутриличностным источникам тревожности относится внутренний конфликт и эмоциональный опыт. В качестве важнейшего источника тревожности выделяется внутренний конфликт, преимущественно конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я-концепцией.
К внешним источникам тревожности относится семейное воспитание и взаимоотношения со сверстниками. Факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношений «мать-ребенок», выделяются в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к какому психологическому направлению они принадлежат.
Необходимо отметить, что дошкольников необходимо учить преодолевать тревогу, особенно важно это на ранних этапах, когда происходит активное становление психики ребенка. Следует передавать ребенку опыт взаимодействия с окружающим миром, с учетом его возрастных особенностей. Формирование базального доверия к окружающему миру необходимо для преодоления детской тревожности.
Проблема диагностики и коррекции тревожности у ребенка в настоящее время должна занимать одну из ведущих ниш в процессе взаимодействия педагогов и родителей, так как застарелая тревожность во многом будет препятствовать развитию ребенка в младшем и среднем школьном возрасте, становясь причиной психосоматических заболеваний. Вырастая, такие дети не могут самоактуализироваться, ведь современное общество выдвигает самостоятельность и креативность на первый план.
Проблема исследования. На наш взгляд, чрезвычайно важным является своевременное изучение тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития, их психического состояния, с целью разработки коррекционно-развивающих мероприятий по предупреждению возможных личностных и социальных проблем в будущем.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последнее десятилетие, как за рубежные психологи, так и отечественные психологи стали замечать, что значительно повысился интерес к проблемам тревоги, эмоциональной и психической напряженности, и стресса. Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуативной реакцией на самые различные стрессоры, и поэтому являются неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой значимой деятельности, особенно в естественных условий.
Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние состоит из фундаментальных эмоций, так утверждает К. Изард (14). И каждая из этих эмоций оказывает свою побудительную силу на общее состояние личности.
Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Эта черта личности, готовность к страху.
Так, в старшем дошкольном возрасте, который является, по мнению многих авторов, переходным, кризисным, сенситивным, наиболее значимыми являются отношения со сверстниками, нарушение сексуального развития, кризисы идентичности, авторитетов, синдром деперсонализации, конфликты самооценки, нарцистические кризисы и суицидальные попытки.
Тревожность - как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности дошкольника мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный, так и позитивный характер, хотя в последнем случае оно имеет житейские ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.
Рассматривая детей с отклонениями в развитии, нужно заметить, что у старших дошкольников с ЗПР наблюдается недоразвитие эмоционально - волевой сферы, что предполагает незрелость эмоций, не критичность, завышенную самооценку, такие дошкольники инфантильны, у них снижена концентрация активного внимания, они имеют малую работоспособность, аритмию памяти, внимания, они не способны адекватно оценить ситуацию.
С целью изучения особенностей проявлений тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития, нами был проведен констатирующий эксперимент на базе «Центра психолого-медико¬социального сопровождения №2» Ленинского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей возраста 6 - 7 лет с дефектом нарушения - задержка психического развития психогенного генеза.
Для достижения цели исследования мы использовали следующие методики:
• Методика диагностики уровня тревожности «Тэммл, Дорки, Амен».
• Методика «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) Дж. Бука и Л. Кауфмана (1948) в модификации Р.В. Беляускайте (1987).
• «Рисунок несуществующего животного» А.Л. Венгера (2003).
В результате экспериментального исследования по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) было выявлено, что лишь у 25% дошкольников с задержкой психического развития выявлен повышенный уровень тревожности, который свидетельствует о недостаточной сформированности хорошей эмоциональной приспособленности, адаптации к разным жизненным ситуациям, вызывающим волнение. Средний уровень тревожности был выявлен у большинства старших дошкольников с ЗПР (55%), низкий - у 20%.
Анализ результатов по методике «Дом—Дерево—Человек» Дж. Бука и Л. Кауфмана (1948) в модификации Р.В. Беляускайте (1987) показал, что у старших дошкольников доминируют такие симптомокомплексы, как «чувство неполноценности», его значение составляет 40%, «тревожности» - 55%, «недоверие к себе» - 75%, «депрессивности» - 45%, «трудности в общении» - 60%. Эти данные могут свидетельствовать о
несбалансированности эмоциональной сферы и не могут способствовать благополучному образовательному процессу и социализации.
Результаты экспериментального изучения эмоциональных проявлений старших дошкольников с задержкой психического развития по методике «Рисунок несуществующего животного» А.Л. Венгера (2003) показал, что преобладающими проявлениями у детей данной категории являются проблемы социализации - 60%, тревожности, эмоционального напряжения - 55%, экстравертности - 55%, эмоциональной лабильности - 45%.
Несомненно, что при этом нарушается социальное взаимодействие ребенка.
На основании анализа выявленных в процессе констатирующего эксперимента особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, нами были разработаны методические рекомендации по их коррекции.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в экспериментальной работе, были выполнены.



1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - СПб.: Изд-во "Питер", 2004. - 224 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Москва-Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 672 с.
4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во Владос-Пресс. 2003. - 160 с.: ил.
5. Винникова Е.Л., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1999. №1. - С.18-24.
6. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития. // Дефектология. 1986. №5. - С.13¬20.
7. Дети видят все, или рисунок глазами психолога //Учит. Газета.- 1993.- №3.- 12. - С. 14, 30, 43.
8. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского H.A. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984.- 256 с.
9. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой,
В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1986. - 272 с.
10. Дети с отклонениями в развитии /Под ред. М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1966. - 265 с.
11. Дзугкоева Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии. // Дефектология. 1999. №2. - С.19-25.
12. Журбина О.А. «Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» Ростов - на - Дону. 2007. - 157 с.
13. Изард К. Эмоции человека. - М., изд-во МГУ, 1980. - 439 с.
14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика» Москва. 2004. - 288 с.
15. Исаев Д.Н., Елисеев П.Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1999. №4. - С.27-31.
...
56 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ