Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения нравственной сферы подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа 8
1.1. Анализ понятия «нравственная сфера» личности в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Понятие о структурных компонентах нравственной сферы личности
21
1.3 Новообразования подросткового периода и психологические
особенности нравственной сферы подростов 27
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения нравственной сферы подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа 34
2.1. Описание процедуры диагностического исследования 34
2.2. Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования 39
2.3. Методические рекомендации профилактической работы с
нравственной сферой подростков 74
Выводы 77
Заключение 79
Список используемых источников 82
Приложения 87
На протяжении многих веков проблемы нравственного воспитания, моральных устоев, совершенствования общества, глубоко интересовали философов, ученых, социологов, педагогов и психологов. Можно смело сказать о том, что проблема нравственности человека - далеко не новая. Однако, спустя целые тысячелетия этот вопрос не теряет своей актуальности.
Изначально проблема осмысления нравственности получила свое развитие в философских трудах Конфуция, Лао-цзы, мыслителей древней Греции Аристотеля, Эпикура. Далее в эпоху Нового времени и эпоху Просвещения (Б. Спиноза; И. Кант; Г. Гегель, и др.) Более детально этот вопрос был раскрыт в трудах таких отечественных ученых, как: Р.Г. Апресян; А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий; В.П. Зинченко, А.В. Разин;
С.Л. Рубинштейн, и другие [38, с. 5]. Среди наших современников, педагогов и психологов, изучающих данную область, можно отметить таких как, Ю.А. Александрову; Д.А. Леонтьева; Р.А. Резяпову и др.
Р.В. Овчарова считает, что на сегодняшний день, проблему нравственного развития, как правило, рассматривают, на следующих уровнях: этическом, социально-психологическом и психолого-педагогическом. На этическом уровне изучаются такие понятия как «нравственное отношение», «моральность», «нравственность»; выявляется сущность нравственного отношения. На социально-психологическом уровне выявляются психологические особенности нравственных отношений между людьми, и психологические механизмы отношений между ними, изучается влияние социальных и психологических факторов на динамику развития этих отношений. На психолого-педагогическом уровне нравственные отношения субъектов исследуются в единстве с изучением процессов психического развития и личностного становления индивида.
Несмотря на большой спектр научных трудов, теоретических и практических исследований, посвященных изучению нравственного развития подростков в психолого-педагогической литературе, еще недостаточно комплексных исследований по данной проблеме, что еще раз подчеркивает ее актуальность.
Как известно, общество, всегда находится в динамике, оно неразрывно развивается с моральными устоями, нормами поведения людей, живущих в этом обществе. Любые изменения в социальных структурах тесно связаны с кардинальной сменой моральных ценностей, нравственных норм, духовных основ жизни людей.
В целом, наше общество на данный момент переживает глубокий нравственный кризис. Человек отходит от духовных устоев, он мотивирован материальными успехами. Его ориентируют рыночные отношения, внешние достижения целей, развлечения, улучшение качества жизни и прочие ложные истины.
Вектор развития общества напрямую зависит от воспитания нравственности подрастающего поколения, поэтому отсутствие системы единых моральных норм и правил дестабилизирует общество, а особенно, это усложняет процесс социализации подростков. Ведь современные подростки очень быстро меняет свои ориентиры, ценности, мотивы, поэтому педагогам и психологам просто необходимо учитывать эти изменения при составлении учебно-методической литературы.
Опираясь на огромный опыт предыдущих ученых, педагогов и психологов, изучая и анализируя его, мы можем двигаться дальше, разрабатывая новые методические и профилактические рекомендации для улучшения качества нравственного воспитания, а так же коррекционной работы с подростками, соответствующих современным критериям.
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что нравственное воспитание подрастающего поколения, это ключ к существованию нашего цивилизованного и развивающегося общества, поэтому важность данной проблемы очень велика.
Сегодня наши дети живут в век искушений, контрастов, когда многое доступно и дозволено, можно найти массу любой информации, и подросткам очень сложно избежать этих соблазнов, в силу своего противоречивого возраста.
Воздействие на подростков таких мощных средств СМИ как интернет, телевидение, кино и пр., с помощью которых распространяются знания, духовные и моральные ценности, во многом негативно влияют на их духовное развитие.
Так же стоит отметить, что подростковый возраст - особый этап развития ребенка как личности, в котором перестраиваются и изменяются все прежние отношения подростка к миру и самому себе.
В сфере самосознания это выражается в возникновении рефлексии, осознания мотивов, нравственной самооценки, интимизации личной жизни.
На стыке двух возрастов возникают процессы, завершающие предыдущие этапы развития. Возникает неопределенность социального положения. Перестраиваются механизмы социального контроля, то есть способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сформированы, а старые уже не актуальны.
Таким образом, сочетание внешних и внутренних факторов создает многочисленные трудности на пути нравственного развития подростков, которые приводят к недостаткам в различных видах деятельности, девиантному поведению и отрицательному социальному взаимодействию, деформации личности в целом.
Таким образом, актуальность исследования состоит в изучении особенностей нравственной сферы подростков, и как можно улучшить эффективность нравственного воспитания посредством профилактической работы.
Цель исследования: изучение нравственной сферы подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа, для разработки рекомендаций педагогам и психологам по развитию нравственной сферы подростков...
Нравственное воспитание подрастающего поколения является важной проблемой, определяющей дальнейшее развитие общества. Жизнь на сегодняшний день очень мобильна и изменчива и современные подростки очень быстро меняет свои ориентиры, ценности, мотивы. Все это требует от педагогов и психологов разработки новой учебно-методологической литературы и новых подходов к решению задачи развития подростков.
Несмотря на большую теоретическую и практическую базу исследований, посвященных изучению нравственного развития подростков в психолого-педагогической литературе, пока что недостаточно комплексных исследований по данной проблеме, что еще раз подчеркивает ее актуальность.
Итак, на основании выявленной проблемы, цель исследования заключалась в изучении нравственной сферы подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа, для разработки рекомендаций педагогам и психологам по развитию нравственной сферы подростков.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, существуют различия в показателях развития нравственной сферы подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа.
Для подтверждения этой гипотезы были выбраны следующие
психодиагностические методики:
1. «Методика многомерного исследования нравственности личности» (Подоляк Я.В.)
2. «Методика диагностики мотивации нравственного поведения подростков».
3. Стандартизированный тест «Опросник воспитанности и нравственного развития» (ОВ и НР, подростковый вариант, В. В. Цветков).
Исследования проходили в образовательных учреждениях «МБОУ СОШ № 7 г. Пензы», и «ОГБОУ Шацкая школа - интернат» Сасовского района, Рязанской области.
Всего в исследовании приняли участие 48 школьников, учащиеся 9 классов в возрасте 14-15 лет...
1. Абраменкова, В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка: В.В. Абраменкова / Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2005. - 365 с.
2. Абрамова, В.Е. Психологическая регуляция нравственно - делового общения подростков: автореф. дис... канд. психол. наук /В.Е. Абрамова - М., 2001. - 24 с.
3. Андрушкевич, А.А. Духовно - нравственное и нервно - психическое здоровье: медико - психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования / А.А. Андрушкевич. - Н. Новгород, 2001. - 279 с.
4. Антилогова, Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура / Л.Н. Антилогова. - ОМСК: ОМГПУ, 1999. -163 с.
5. Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития
нравственного сознания личности: дисс. д-ра психол. наук: 19.00.01 /
Антилогова Л.Н. - Новосибирск, 1999. - 434 с.
6. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 215 с.
7. Анцыферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Кольберга и его школы) / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1999. - № 3. - с.4-17.
8. Белых, Т.В. Нравственное развитие как условие становления
созидательной активности личности : методическое пособие / Т.В. Белых, Н.Б. Дрожжина, Е.Н. Васильева - Ставрополь: Изд - во
Ставропольсервисшкола, 2003. - 116 с.
9. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологические аспекты: учебное пособие / Е.Г. Белякова - Тюмень: Изд - во Тюменского государственного университета, 1999. - 64 с.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
11. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак. М.: Олма-Пресс, 2003. - 672 с.
12. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2002. - 1536 с.
13. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура: актуальные проблемы психологии личности / Б.С. Братусь - М.: Изд-во Роспедагентство, 1994. - 60 с.
14. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования / С.Л. Братченко - М.: Изд-во Смысл, 1999. - 89 с.
15. Брентано, Ф. О происхождении нравственности / Ф. Брентано - СПб.: Изд-во Мысль, 1914. - 128 с...50