ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения сферы артикуляционной моторики при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Дизартрия как речевое нарушение 6
1. 2 Состояние артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией 15
1.3 Обзор методических разработок направленных на формирование
артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста при дизартрии 21
Выводы по главе 27
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 28
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 28
2.2. Анализ результатов исследования состояния артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 34
2.3 Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 39
Выводы по главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 54
Актуальность темы исследования. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
У детей с дизартрией поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего нарушается работа органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, ручная и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи. Особенностью дизартрии у детей старшего дошкольного возраста является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других.
Стоит заметить, что развитие моторной функции проводится не изолированно, а включается в процесс коррекции, однако является очень важной его частью. Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. В последние годы увеличилось количество детей, страдающих различными речевыми нарушениями. В частности детей, имеющих дизартрические расстройства. Анализ специальных литературных данных показал, что проблема дизартрии как одного из видов речевых нарушений рассматривалась такими специалистами как О.А. Токаревой, А. Куссмаулем, М.П. Давыдовой, А.Н. Корневым, О.В. Правдиной, Е.М. Мастюковой, Е.Н. Винарской, Л.В. Мелеховой, И.Б. Карелиной, А.М. Пулатовым, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольским, К.А. Семеновой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Архиповой, Э.Я. Сизовой, М.Б. Эйдиновой и др.
Можно отметить, что мышечный тонус дошкольников неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной моторике. Нарушения артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста затрудняют процесс адаптации к школьному обучению, препятствуют полноценному общению со сверстниками и взрослыми. Это определяет необходимость более тщательного изучения проблемы артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, как одного из важнейших факторов готовности ребенка к школе.
Объект исследования - артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - особенности артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования - изучение особенностей артикуляционной моторики и составление методических рекомендаций по преодалению выявленных особенностей артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
• Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
• Охарактеризовать психолого - педагогические особенности детей с
дизартрией;
• Описать содержание методик направленные на развитие артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
• Разработать рекомендации для обследования артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что артикуляционная моторика у детей дошкольного возраста с дизартрией будет иметь следующие особенности:
1) Трудности переключения с одной артикуляции на другую;
2) Снижение и ухудшение качества артикуляционного движения;
3) Снижение времени фиксации артикуляционной формы;
4) Снижении количества правильно выполненных движений.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение и систематизация материала); эмпирические (диагностика, количественная и качественная обработка полученных результатов).
База исследования: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение детский сад № 12 комбинированного вида г.Красноярска.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Среди детей старшего дошкольного возраста часто встречающимся речевым нарушением является дизартрия. Данная речевая патология проявляется в нарушении фонетической и просодической сторон речи.
Дизартрия возникает в результате минимального органического поражения центральной нервной системы, а именно тех мозговых структур, которые отвечают за организацию движений органов артикуляции. Очень часто при дизартрии встречается поражение лицевого нерва, что приводит к нарушению движений мышц лица и нарушает, обедняет мимику детей.
Нарушения артикуляционной моторики при дизартрии затрудняют формирование артикуляционной базы речи, что в свою очередь приводит к фонетическому недоразвитию речи. Нарушения моторных функций при дизартрии отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.
Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционнологопедического воздействия на ребенка с дизартрией и, эффективность этого воздействия.
Проблемы дизартрии изучались такими авторами, как О.В. Правдина, О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, А.В. Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.Б. Эйдинова. Анализ теоретических источников показывает, что дизартрии представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Нами было проведено констатирующий эксперимент о состоянии артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. На констатирующем этапе эксперимента принимали участие дети старшего дошкольного возраста с дизартрией. Для оценки состояния артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией использовали приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной. Общие результаты констатирующего эксперимента, мы получили следующую результаты по формированию артикуляционной имеют низкий уровень формирования артикуляционной моторики.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией мы выявили следующие особенности формирования артикуляционной моторики: снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, истощаемость; некоторые артикуляционные позы недоступны; наличие синкинезий и гиперсаливации; трудности формирования артикуляционного уклада и нарушения переключаемости; девиации языка.
Нарушения в развитии артикуляционной моторики проявлялись в ограничении подвижности артикуляционных мышц, нарушении мышечного тонуса, наличии непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора), дискоординационных расстройствах, трудностях удержания заданной позы, наличии частых и разнообразных синкинезий. Активные движения - ограничены, наблюдалась спастичность мышц языка, насильственные непроизвольные движения, неправильные артикуляционные уклады.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией наблюдаются отклонения в развитии артикуляционной моторики. В основу логопедической работы положены принципы развития, комплексного подхода, учета ведущего вида деятельности и опоры на закономерности онтогенетического развития.
Коррекция артикуляционной моторики должна осуществляться с помощью комплексного подхода. Все специалисты работают под руководством учителя - логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.
Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребенка (игровую, трудовую и учебную).
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений.
На логоритмических занятиях совершенствуется, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.
Педагог - психолог на своих занятиях отрабатывает психомоторные упражнения. При коррекции артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией применяли следующие формы и методы работы:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционный массаж;
- артикуляционная гимнастика;
- логоритмика.
Таким образом, подобные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов в формировании артикуляционной моторику у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению
дизартрии. [Текст] /Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254с.
2. Брюховских Л.А.Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е
2, перераб. И доп./ Краснояр. Гос. Пе. Ун-т им. В,П, Астафьева. - Красноярск, 2015 - 180с.
3. Белова-Давид, Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста. [Текст] /Р.А. Белова-Давид - М.: Просвещение. 2012.- 312 с.
4. Белякова, Л.И.Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, - М..: Владос, 2009. - 287 с.
5. Бернштейн Н. А. Некоторые назревающие проблемы двигательных актов. [Текст] /Н.А. Бернштейн// - Вопросы психологии. -2014. -№ 6.
6. Блыскина, И.В.Массаж и коррекция артикуляционных растройств. [Текст] /И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков- СПб.:Литера, 2013.- 18 с.
7. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. [Текст] /Т.В. Буденная - СПб.:Питер, 2013. -125 с.
8. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. [Текст] /Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов - Ташкент., 2013. -341 с.
9. Винарская, Е. Н. К вопросу о методике логопедической работы при премоторной корковой дизартрии взрослых [Текст] /Е.Н. Винарская, Л.В. Мелехова - М.: Просвещение, 2008. - с.: 61-68
10. Волкова, Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дизартрией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). [Текст] /Г.А. Волкова.- СПб.: Образование, 2012. -70 с.
11. Григоренко, Н.Ю. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения. [Текст] / Н.Ю. Григоренко, Ю.А. Покровская - М.: ЛОГОМАГ, 2015. - 200 с.
12. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.А. Дьякова, - М.: Академия, 2005. - 96с.
13. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. [Текст] / И.И. Ермакова - М.: Просвещение, 2006.-143 с.
14. Ипполитова, А.Г. Открытая ринолалия[Текст] / А.Г. Ипполитова - М.:Просвещение, 2003. - 95с.
15. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. [Текст] /И.Б. Карелина// Дефектология.- 2011.- № 1. -с. 51-54
...
30 источников