Введение 3
1 Общая характеристика института губернаторства в Пензенской области 8
1.1 Административно-правовые проблемы развития института
губернаторства в современной России 8
1.2 Развитие института губернаторства в Пензенской области 15
2 Основы правового статуса Губернатора в системе органов власти
Пензенской области 24
2.1 Особенности системы органов государственной власти Пензенской
области 24
2.2 Губернатор - высшее должностное лицо Пензенской области 31
3 Предложения в систему деятельности губернатора Пензенской области 44
Заключение 51
Список использованных источников 56
Приложения 63
На рубеже двух тысячелетий Россия переживает очередной переломный момент, которые уже не раз случались в ее истории. Создание демократического правового федеративного государства происходит в сложных условиях реформирования экономики, напряженных социальных отношений и периодических политических кризисов. Успешное проведение модернизации невозможно без использования мирового наследия, но главным образом богатейшего исторического опыта России.
Отличительная особенность Российского государства - его евразийская природа, исключительное разнообразие: региональное, национальное, конфессиональное, культурное. Исторический процесс «собирания земель» носил и мирные и военные формы, происходил или в форме добровольного вхождения или насильственного присоединения, но результатом всегда было включение народов, территорий и государств в общую систему российской государственности. За прошедшее тысячелетие сменилось много типов государства, форм государственного устройства и управления.
Крупнейшей вехой в истории России было создание при Петре 1 Российской империи со сверхзадачей «догнать и перегнать передовые страны Запада». В основу административно-территориального деления империи была положена губерния, а главным действующим лицом в ней стал губернатор. И вот на протяжении более чем двухсот лет с 1708 до 1917 г. губернатор и губернская система управления прошла долгую и сложную эволюцию. При всех контрастах Российской империи это была весьма прочная и устойчивая держава, что объяснялось наряду с цементирующим воздействием русского народа, общепризнанным главенством правящей династии, монолитностью дворянства и чиновничества, также достаточно высокой эффективностью губернаторской формы местного управления.
С конца 80-х гт. XX века в России произошли громадные изменения во всех областях жизни, в том числе в форме государственного устройства. Появились равноправные субъекты Федерации - края, области, республики, автономные образования. На основе Конституции России они создают свое законодательство, формируют органы власти субъекта Федерации, местное самоуправление. Во главе многих краев и областей появились новые руководители - губернаторы. Конечно, это не те губернаторы, что были сто или двести лет назад. Теперь они избираются всем населением региона, имеют четко зафиксированные в Конституции России и конституциях и уставах субъектов Федерации полномочия, тесно сотрудничают с независимыми от них законодательной и судебной ветвями власти.
Но многие проблемы остаются общими. Поэтому и сегодня, решая задачи развития российских регионов в XXI веке, столь важно изучить историю института губернаторства дореволюционного времени, понять, как работала система губернского управления, каким образом она взаимодействовала с центральным правительством и местным самоуправлением, каков был статус губернатора и кто они были, эти «хозяева губерний», сумевшие построить одну из самых великих империй в мире.
Научная новизна связана с тем, что в работе рассматриваются малоизученные проблемы, связанные с особенностями правового статуса губернатора Пензенской области в системе органов власти региона.
Теоретической и методологической основой исследования явились теоретические концепции, труды современных отечественных и зарубежных социологов и других ученых по проблемам развития института губернаторства в России.
Административно-правовыми проблемами развития института губернаторства в России занимались Гончаренко О., Лысенко В.Н., Дунаева Ю.В., Воробьев Н.И. В своей работе «Трансформация института губернаторства» Гончаренко О. излагает об изменениях, которые коснулись института губернаторства на протяжении его становления и развития. Бобылева О.Н. раскрыла проблемы развития института губернаторства в работе «Исполнительная власть в России: история и современность». Автор анализирует правовую основу исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов, ее становление и развитие. Затрагивает вопросы несовершенства исполнительной власти на уровне субъектов, а именно место губернаторов в системе органов власти региона. Лысенко В.Н. в статье «Институт губернаторства в современной России: от назначения к избранию и снова к назначению» анализирует особенности системы становления политиков на должность губернатора, ее недостатки и преимущества с точки зрения эффективности законодательства.
Вопросами развития института губернаторства в Пензенской области занимались Тюстин А.В. («Краеведечский портал Пензенские хроники: Пензенские Губернаторы»), Меткий Г. («Пензенские губернаторы»), Новосельцева Н. («Хотим жить как в Пензе»), Шишкин И.С., Кузичкина С.А. («А.Панчулидзев»). Авторы посвятили свои труды изучению истории становления института губернаторства в Пензенской области.
При изучении системы органов власти Пензенской области были использованы Устав Пензенской области, закон об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, закон об Арбитражных судах, закон о противодействии коррупции, Конституция РФ, а также интернет-источники.
При анализе правового статуса губернатора Пензенской области и деятельности губернаторов за последние 15 лет были использован также Устав Пензенской области и федеральные законы, а также интернет-источники со статистическими данными о показателях деятельности и рейтингах губернаторов пензенской области за последние 15 лет.
В третьей главе бакалаврской работы на основе изученного материала были проанализированы и выделены недостатки в системе правого статуса губернатора Пензенской области. Далее были приведены предложения по достижению более эффективного решения проблемы взаимодействия губернатора в другими органами власти региона.
Несмотря на наличие литературы по общим проблемам губернаторства в России, следует отметить, что работ, специально анализирующих правовой статус губернатора в системе органов власти (в нашем случае, Пензенской области), немного. Именно роль, значимость и место губернатора Пензенской области в системе органов власти региона, еще не были предметом специального исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты можно использовать в качестве научно-прикладной основы для повышения эффективности взаимодействия губернатора Пензенской области и системы органов власти региона. Выделение институционального аспекта губернаторства может быть применено для уточнения нормативно-правовой базы правового статуса губернатора региона.
Результаты исследования в данной работе могут заинтересовать федеральные и региональные органы власти при оптимизации работы основной системы органов власти Пензенской области, направленной на оптимизацию их взаимодействия с высшим должностным лицом области, на корректировку правого статуса губернатора региона.
Материалы работы могут быть положены в основу соответствующих разделов учебных программ образовательных учреждений, программ спецкурсов и курсов по выбору, для разработки учебников и учебных пособий, а также использоваться в преподавании политико-правовых дисциплин.
В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в изучении статуса губернатора в системе органов государственной власти Пензенской области
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить административно-правовые проблемы развития института губернаторства в современной России;
- проследить историю развития института губернаторства в Пензенской области;
- определить основы правового статуса Губернатора в системе органов власти Пензенской области;
- рассмотреть особенности системы органов государственной власти Пензенской области;
- проанализировать деятельность ныне возглавляющего Пензенскую область губернатора и его предшественника;
- дать предложения в систему деятельности губернатора Пензенской области.
Объектом исследования является институт губернаторства в современной России.
В качестве предмета исследования выступает статус губернатора в системе органов власти Пензенской области.
В процессе работы применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ правого статуса губернатора Пензенской области в системе органов власти региона.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений
В ходе написания выпускной квалификационной работы, автор пришел к следующим выводам.
Отличительная особенность Российского государства - его евразийская природа, исключительное разнообразие: региональное, национальное, конфессиональное, культурное. За прошедшее тысячелетие сменилось много типов государства, форм государственного устройства и управления.
Крупнейшей вехой в истории России было создание при Петре 1 Российской империи со сверхзадачей «догнать и перегнать передовые страны Запада». В основу административно-территориального деления империи была положена губерния, а главным действующим лицом в ней стал губернатор.
Сегодня губернаторы избираются всем населением региона, имеют четко зафиксированные в Конституции России и конституциях и уставах субъектов Федерации полномочия, тесно сотрудничают с независимыми от них законодательной и судебной ветвями власти.
В данной работе была рассмотрена правовой статус высшего должностного лица (губернатора) в системе органов власти Пензенской области, а также поставлены задачи, которые достигнуты в ходе написания работы, а именно:
Изучены административно-правовые проблемы развития института губернаторства в современной России. Институт губернаторства появился как результат демократической революции в России 1990-х гг., приведшей к распаду СССР, смене общественного строя, переходу от унитарного к федеративному устройству Российского государства.
Федеративное устройство Российского государства - это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей - субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.
1992-1996 гг. положение глав администраций субъектов РФ было разным, одни назначались Президентом РФ, другие избирались населением. В 1995 г. был принят закон, согласно которому все главы субъектов Российской Федерации должны были избираться населением, а в 1996 г. Конституционный Суд РФ указал, что глава субъекта Российской Федерации не может назначаться законодательным органом.
В течение десяти лет (1995-2004 гг.) во всех регионах России не менее двух раз проводились выборы высших должностных субъектов Российской Федерации. В 1999 г. было введено требование, согласно которому одно и то же лицо не может избираться более двух раз подряд, однако оно в полной мере так и не было реализовано.
Президентские выборы 2000г. были уже фактически безальтернативными и поддержанными подавляющим большинством губернаторского корпуса.
В 2004 г. практически завершилось строительство вертикали власти; произошел отказ от демократических институтов избрания губернаторов, переход к фактическому назначению губернаторов.
Переход от выборов губернаторов к их назначению имеет под собой несколько социально-политических мотивов:
Сразу после трагедии в Беслане - это желание показать нации, что власть усиливается и растет спрос с хозяев регионов.
В тени остается тот факт, что у более, чем половины действующих губернаторов заканчивался в 2004-2005 гг. последний срок пребывания у власти.
Гиперлояльность губернаторов в целом зачастую не распространяется на поведение «хозяев регионов» перед губернаторскими выборами, когда они начинают критиковать федеральный центр, перекладывая на него вину за непопулярные реформы.
И, наконец, главная причина перехода к назначению губернаторов, по моему мнению, таится в стремлении любой ценой удержаться в Кремле после 2007-2008 гг. путинской группировке. И именно ради сохранения власти, а, соответственно, и собственности, приходится приносить в жертву федерализм и местное самоуправление.
Институт губернатора - оптимальная форма руководства органами исполнительной власти в субъекте федерации для современной России. В своей деятельности губернаторы должны сочетать функции руководителя своей территории и проводника политики федеральных органов исполнительной власти России.
В работе была рассмотрена система органов власти Пензенской области. Государственная власть в Пензенской области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Однако в ходе изучения Устава Пензенской области было выявлено, что губернатор также возглавляет исполнительный орган власти Правительство, что влечет за собой на наш взгляд некоторые сложности. Это отсутствие самостоятельности высшего исполнительного органа власти. Когда высшее должностное лицо субъекта одновременно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта, происходит слияние высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти, которые в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ должны существовать самостоятельно.
В данной работе был также изучен на нормативной основе правовой статус губернатора Пензенской области.
Проведен сравнительный анализ деятельности губернаторов Пензенской области за последние 15 лет. А также приведен и проанализирован рейтинг губернаторов России на последние 8 лет. По итогу которого сделан вывод, что область не занимала первых мест по популярности губернаторов, однако она активно развивалась. При губернаторе Бочкареве В.К. регион поднялся на новую ступень, не взирая на то, что регион можно считать «несырьевым».
Об эффективность деятельности Белозерцева А.И. судить за 2 года сложно. Высоких показателей он не достигал. Однако и понижения эффективности в его работе тоже не наблюдалось.
В третьей главе бакалаврской работы приведены предложения по совершенствованию статуса губернатора Пензенской области.
Было выявлено, что недостатком системы является отсутствие самостоятельности высшего исполнительного органа власти. Когда высшее должностное лицо субъекта одновременно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта, происходит слияние высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти, которые в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ должны существовать самостоятельно.
В виду этого предлагается статью 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изложить в следующей редакции:
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Необходимо установить единую нормативно-правовую модель организации государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующую общероссийской модели, основанную на государственной самостоятельности главы субъекта РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Государственная система субъектов всякой федерации должна быть ориентирована на федеральную схему организации государственной власти, что является залогом федеративного единства.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
2. Об арбитражных судах в Российской Федерации: федеральный
конституционный закон РФ от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.02.2016. Доступ из
Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
4. О политических партиях: федеральный закон РФ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 10 ноября
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.04.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
6. О противодействии коррупции: федеральный закон РФ от 25 декабря
2008 года № 273-ФЗ ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления:
03.04.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
7. Устав Пензенской области от 10 сентября 1996 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 04.04.2107. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
8. Арутюнян В.Г. Генерал-губернаторства при Александре I. Автореф. дисс. канд. истор. наук. - Москва, 2008. - 26 с.
9. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - 216с.
10. Бессонова В.В. К вопросу о единстве и целостности государства в системе категорий философии права // Юридический мир. - 2015. - № 10. - С. 23-27
11. Блог Виктора Рубцова: Что такое аппарат губернатора и правительстваПензенской области [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rubcovvn.livejournal.com/8635.html)(дата обращения 03.05.2017).
12. Бобылева О.Н. Исполнительная власть в России: история и
современность // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 10. - С. 97-102
13. Большой юридический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://slovari.yandex.ru (дата обращения 04.04.2017)
14. Бочкарев Василий Кузьмич: Пензенская область с 1998 года
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://arbatova.viperson.ru/articles/bochkarev-vasiliy-kuzmich-penzenskaya-oblast-s-1998 (дата обращения 03.05.2017).
15. Вишневский К.Д. Пензенская энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. - 432с.
16. Воробьев Н.И. Институт губернатора (главы региона) в России: учреждение и становление // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 10. - С. 339-346.
17. Гаркуша П.И. Конституционные реформы и возрождение института губернаторства в конце 80 - начале 90-х гг. ХХ века в России // Известия высших учебных заведений. - 2016. - № 5. - С. 104-109
18. Гельман В. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: учебные материалы. - М: ИГПИ, STUDIO POLITICA, 2011г. - 40с.
19. Гончаренко О. Трансформация института губернаторства // Власть. - 2017. - №58(2). - С.25-30
20. Гончаров В.В. Понятие исполнительной власти, ее место в механизме государственной власти в Российской Федерации: конституционно - правовой анализ // Человек: преступление и наказание. - 2010. - Т. 1. - С. 158-162.
21. Гончаров В.В. Принцип народовластия в организации и деятельности исполнительной власти в России: современные проблемы и перспективы развития // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2010. - № 1. - С.38-40
22. Горов А.К. Об учреждении губерний и расписании к ним городов от 18.12.1708 г.: Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2008. - 464 с.
23. Гришина Т.А. Некоторые проблемы правового регулирования статуса
высшего должностного лица субъекта российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: www.unn.ru/
rus/books/vestnik3/stat4.htm (дата обращения 20.03.2017)
24. Губернатор пензенской области - высшее должностное лицо пензенской
области [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://azbook.net/book/249-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie/52-22-gubernator-penzenskoj-oblasti-vysshee-dolzhnostnoe-lico-penzenskoj-oblasti.html (дата обращения 29.03.2017)
25. Деловой Мичуринск. Рейтинг эффективности губернаторов в 2016 году [Электронный ресурс] Режим доступа:http://delovoy-m.ru/vse/item/2149-rejting-effektivnosti-gubernatorov-2016-god (дата обращения 05.05.2017)
26. Дунаева Ю.В. Назначение губернаторов: оценки и перспективы (обзор) // Политическая наука. - 2014. - № 2. - С. 44-60.
27. Иван Белозерцев рассказал о достижениях и трудностях пензенской промышленности [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //penza.bezformata.ru/listnews/i-trudno styah-penzenskoj -promishlennosti/56927056/ (дата обращения 18.04.2017)
28. Калинина А.Э. Разработка и реализация мер по выходу из кризиса экономики Юга России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 12. - С. 120-123.
29. Капитурова А. Тайны любятинского подземелья// Наша Пенза. - 2016. - № 47. -С.4-7
30. Карташов В. Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 19. - С. 65-69
31. Кильметова Р.Р. Высшее должностное лицо в системе государственной власти субъекта Российской федерации // Общество и право. - 2010. - № 2(29). - С.47-50
32. Климкина О. На посту // Пензенская неделя. Пенза. - 2013. - № 31. - С.25
33. «Кремлевский рейтинг» губернаторов России [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.profile.ru/politika/item/116527-rejting-
gubernatorov-rossii (дата обращения 15.05.2017)
34. Кряжкова В.А. Конституционное право субъектов Российской
Федерации. - М.: Норма, 2014 - 510с.
35. Кузичкин С. А. Панчулидзев //Губернская газета Пензенские вести. -
2000. - № 48. - С.55-59
36. Лысенко В.Н. Институт губернаторства в современной России: от
назначения к избранию и снова к назначению [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/actions/konfer10/1/ (дата
обращения 29.04.2017)
37. Лысенко Л.М. Губернатора и генерал-губернаторы в системе власти дореволюционной России. Автореф. дисс. канд. истор. наук - Москва,
2001. - 515с.
38. Макосейчук Т.М. Роль Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации в создании системы органов исполнительной власти // Правоведение. - 2016. - № 6. - С. 31.
39. Марков Е. «Почти идеальный губернатор» или закрытый чиновник?
Мнения экспертов о Белозерцеве разделились [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://1pnz.ru/city_online/politika/news/pochti_idealnyy_gubernator_ili_zakrytyy_chinovnik_mneniya_ekspertov_o_belozerceve_razdelilis/ (дата
обращения 15.05.2017)
40. Медведев В.Н. Административно-правовые проблемы развития
института губернаторства в современной России // Credo New теоретический журнал [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://credonew.ru/content/view/842/44/ (дата обращения 02.04.2017)
41. Меткий Г. Губернаторы Пензы. Александр Панчилудзев [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-
vzroslykh/item/395-gubernatory-penzy-aleksandr-panchulidzev (дата
обращения 15.05.2017)
42. Мещеряков А.Н. Специфика реализации принципа разделения властей в субъектах российской федерации // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2014. - №1. - С.5
43. Наказ гражданским Губернаторам, 1837 [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://old.petrsu.ru/Chairs/Archiv/Delo/toppage110.htm (дата
обращения 01.03.2017)
44. Новосельцева Н. Хотим жить как в Пензе! [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://kprfpenza.ru/news/khotim_zhit_kak_v_penze/2016-03-20-
1002 (дата обращения 26.04.2017)
45.Овсепян Ж.И. Система высших органов государственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.). - Ростов-на-Дону: Проект, 2006. - 290 с.
46.Онлайн энциклопедия Infoogle: Реформы Сперанского [Электронный ресурс] Режим доступа:http://infoogle.ru/reformy_speranskogo.html (дата обращения 09.04.2017)
47.Орлов Д. Рейтинг влияния глав субъектов РФ в октябре 2016 года [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://regnum.ru/news/polit/2201925.html (дата обращения 05.05.2017)
48.Остелло М. Влияние новой информационной технологии на управленческий процесс // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №8. - С.49-61
49. Ройзман Н.В. Совершенствование порядка осуществления
законодательной инициативы законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации // Проблемы права. - 2014. - № 11. - С.12-15
50. Савин О. Императоры и губернаторы. - Пенза: Инфра-М, 2006 г. - 143с.
51. Сайт PenzaNews: Органы власти региона [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://penzanews.ru/region/government (дата обращения
18.04.2017) Рейтинг-лист губернаторов - март 2017
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.mlg.ru/ratings/regional_smi/4688/ (дата обращения 05.05.2017)
53. Сахно В. Пензенская область: сухие цифры достижений //
Строительство. - 2013. - № 4. - С. 94-95
54. Селиверстов В.Е. Федерализм и региональная политика в современной России // Регион: Экономика и Социология. - 2009. - № 1. - С. 251-256
55. Сервис измерения репутации: Рейтинг репутаций губернаторов
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://pravdaserm.com/blog/dajdzhestyi-reputaczii/lichnosti,-chinovniki,-deputatyi/rejting-reputaczij -gubernatorov-rf. -mart-2017 (дата обращения
05.05.2017)
56. Сизов Ю.И. Анализ инвестиционной активности региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №10. - С.11-13
57. Слепцова Н.С. Институт губернатора в России: традиции и современные реальности // Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс] Режим доступа:http://sbiblio.com/biblio/archive/slepcov_institut/(дата обращения 16.04.2017)
58. Собянин С.С. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы // Журнал российского права. - 2015. - № 10. - С. 3-17
59. Степанова А.А. Вопросы организации исполнительной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №20. - С.30-33
60. Титов Ю.П. История государства и права России. - М.: Проспект, 2009. - 576 с.
61. Тихомиров Ю.А. Государственное управление. Модели и реальность //Право и экономика. 2016. - № 4. - С.4-8
62. Туровский Р.Ф. Практики назначения губернаторов: инерция и
радикализм в политике центра // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). - 2009. - № 2. - С.72-89
63. Тюстин А.В. Краеведечский портал Пензенские хроники: Пензенские
Губернаторы [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://penzahroniki.ru/index.php/verkhnee-menyu/tyustin-a-v/48-penzenskie-gubernatory (дата обращения 03.05.2017).
64. Тюстин А.В., Шишкин И.С. Славу Пензы умножившие. - М.: Айсберг, 2012. - 214с.
65. Филатов А.В. Система и практика назначения губернаторов Российской Федерации (2004-2010 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 5. - С. 28-31.
66. Энциклопедия PenzaNews: Ермин Лев Борисович [Электронный ресурс] Режим доступа:https://penzanews.ru/region/encyclopedia/9308-2009 (дата обращения 20.04.2017)
67. Юшков С.В. История государства и права России (IX-XIX вв.). - Ростов- на-Дону: Феникс, 2003. - 736 с.