Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социализации детей с ОВЗ средствами танцевальной терапии 7
1.1 Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ 7
1.2 Социализация как психолого-педагогическая проблема 15
1.3 Социализирующий потенциал танца и танцетерапии в работе с
детьми с ОВЗ 23
Глава 2 Практическая апробация танцевальной терапии как средства социализации детей с ОВЗ 37
2.1 Описание методик и результатов констатирующего эксперимента 37
2.2 Реализация танцевальной терапии как средства социализации
детей с ОВЗ в рамках деятельности Пензенского областного отделения общероссийского благотворительного общественного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья» 47
2.3 Описание и анализ результатов контрольного эксперимента 72
Заключение 85
Список использованных источников 89
Приложения 95
Актуальность исследования по теме «Социализация детей с ОВЗ средствами танцевальной терапии» состоит в том, что танец как вид искусства и как форма целенаправленной и организованной двигательной активности способствует выражению чувств и эмоций, формированию дисциплинированности и организованности, осознанию себя и своей важности для коллектива, а также физическому развитию и лучшему владению собственным телом. Все это в комплексе благотворно воздействует на детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает их социализацию. Ведь те особенности развития, которые присущи такой категории несовершеннолетних и которые детерминированы определенным стойким недугом, как правило, затрудняют полноценное существование индивида в социуме, препятствуют нормальному общению, участию в различных формах деятельности - учебной, творческой, спортивной, общественно значимой и т.д. В результате возникает противоречие между тем, что успешная социализация должна осуществляться в процесс вовлечения ребенка в разнообразные формы активности, его деятельного и разнообразного досуга, и тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве случаев, возникает целый ряд объективных препятствий для активной и разнообразной жизни. Если заболевание сопряжено с физическими дефектами, то это помимо соматических ограничений может вызывать и психологические трудности, связанные с неприятием себя и своего тела и стеснительностью, ведущей к отчуждению и социальной изоляции.
Одним из средств решения подобной проблемы является танцевальная терапия, позволяющая интегрировать детей с ОВ и психологических барьеров и интеграции их в социум
Особенное значение в формировании активности и целеустремленности, а также настойчивой мотивации к преодолению вызванных недугом ограничений имеет и то, что танцевальная деятельность помогает человеку, систематически занимающемуся танцами приобретать мобилизационные способности, формируемые за счет регулярной работы на пределе потенциальных физических и психических возможностей. Известно, что танцоры, как и спортсмены умеют рационально организовать свой бюджет времени, внутренне дисциплинированы и могут быстро концентрироваться на поставленной задаче, могут быстро оценивать ситуацию и принимать нужные решения. Они могут настойчиво идти к достижению поставленных задач, в случае неудачи и даже поражения могут спокойно отнестись к этому как к очередному опыту, из которого нужно извлечь урок, быстрее находят выход из нестандартных и затруднительных ситуаций.
Научная разработанность.
Педагогические и психологические аспекты танца и танцевальной терапии изучали такие ученые, как П. Фельденкрайз, Р. Фрегер, Д. Фэйдимен, Ш. Чайклин, К. Шмайс, М. А. Чеснокова, Л. Е. Школьникова, К. Хендрикс, Дж. Ходоров и другие. Психологические особенности детей с ОВЗ анализируются в работах М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик, К. Т. Патриной, Е. А. Меньшиковой. Вопросы психодиагностики изучал А.Ф. Ануфриев. Психолого-педагогические аспекты социализации
рассматриваются в трудах А. В. Мудрика, Н. А. Патутина, А. А. Дашкиной,Г. М. Андреевой и других исследователей.
Однако, в научной литературе недостаточно полно раскрыт вопрос об использовании танцевальной терапии в работе по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, хотя в современных условиях требуется активное использование, наряду с традиционными формами коррекционно-педагогической работы новых средств интеграции в социум детей с особенностями в развитии.
Цель исследования: обосновать действенность танцевальной терапии в работе по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: социализация детей с ОВЗ.
Предмет исследования: танцевальная терапия как средство социализации детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья будет проходить более эффективно, если разработать и реализовать специальную программу танцевальной терапии.
Задачи исследования:
1) раскрыть психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ;
2) рассмотреть социализацию как психолого-педагогическую проблему;
3) охарактеризовать социализирующий потенциал танца и танцетерапии в работе с детьми с ОВЗ;
4) экспериментальным путем проверить результативность действия программы танцевальной терапии с детьми с ОВЗ.
Методологические и теоретические основы исследования включают труды Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили по педагогике, Д. Зайфферта и Е.П. Мельниковой по педагогике и психологии танца, идеи отечественных и западных ученых в области танцетерапии (Киселевой М.В., Бутон Б., Оганесяна Н.Ю., Гренлюнд Э., Фельденкрайза П., Чайклина Ш., Шмайса К.)
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ понятия «социализация»;
- изучение работ специалистов по психолого-педагогическим особенностям детей с ОВЗ;
- проведение педагогического эксперимента и статистическая обработка его результатов.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования представляют собой авторский вклад в концептуальные основы инклюзивного образования.
Реализованная программа танцетерапии может быть использована в практике работы с детьми с ОВЗ в других социальных и образовательных учреждениях и организациях.
В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступал Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей.
Основные положения исследования:
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с целым рядом социальных, физических и коммуникативных барьеров, обусловленных имеющимися патологиями развития, что затрудняет их социализацию.
2. Социализация представляет собой сложный и многоаспектный процесс, в ход которого на основе индивидуализированного освоения личностью социокультурного опыта происходит формирование у него социально значимых качеств, усвоения им социального опыта и его интеграция в систему общественных отношений.
3. Значительную роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья играет танцевальная терапия, поскольку она способствует развитию не только физических, но и эстетических качеств, но когнитивных процессов и саморегуляции, способствует повышению самооценки, благоприятно сказывается на коммуникативной сфере.
4. Проведенный в Мокшанском детском доме-интернате педагогический эксперимент по использованию танцевальной терапии в социализации детей с ОВЗ показал положительное влияние проведенных танцетерапевтических занятий на процесс социализации воспитанников.
Апробация результатов диссертации. Промежуточные результаты исследования докладывались на конференциях различных уровней, по теме магистерской диссертации велась работа в рамках реализации благотворительной программы «Милосердие - помощь в трудную минуту».
Стойкие ограничения в здоровье накладывают отпечаток на всю жизнь ребенка, его психосоциальное развитие, социализацию в обществе и формирование как активного субъекта социальных отношений - как личности. Их развитие и становление как в индивидуально-психическом, так и в социальном планах, затрудняется наличием множества барьеров в передвижении, общении, доступе к объектам и учреждениям образования, культуры и здравоохранения. Наиболее значимыми в аспекте социализации барьерами для детей с ОВЗ являются коммуникативные препятствия, так как именно в ходе общения индивид проходит социального становления и формируется как личность, а если же возможности полноценного общения отсутствуют, то затрудняется освоение социального опыта, перенятие образцов социально приемлемого поведения, формирование необходимых коммуникативных навыков. Помимо того, таким детям свойственно ослабление когнитивных процессов, что негативно сказывается на обучении.
Под социализацией мы в данной работе понимаем процесс формирования личности путем индивидуализированного освоения социокультурного опыта и вхождения в систему социальных связей и отношений. В процессе социализации важно формирование общего кругозора, то есть того набора знаний, который считается нормальным для представителя конкретного общества на определенном временном этапе его развития. Также критерием социализированности индивида являются самоконтроль над поведением и адекватная самооценка, развитый социальный интеллект и навыки адекватного поведения в конфликтных ситуациях (способность находить пути сотрудничества и идти на компромисс). Социализация включает два аспекта: адаптацию и индивидуацию, когда личность осваивает социальные нормы и ценности, интегрируясь тем самым в общество, но при этом, привносит в общественные отношения элементы собственной индивидуальности.
Социализирующий потенциал танцевальной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья проявляется в следующем.
Социально-развивающий аспект танцевальной терапии состоит в том, что она позволяет формировать целый ряд физических, коммуникативных и духовных свойств личности с учетом индивидуальных задатков, ценностных ориентиров и направленности каждого участника являющегося по своей сути недирективным танцетерапевтического процесса.
Когнитивно-развивающая сторона танцевальной терапии заключается в формировании у детей, в ней задействованных комплекса новых знаний, в развитии у них фантазии и воображения, а также навыков самоконтроля и саморегуляции; танец позволяет ребенку лучше познавать мир и себя самого.
Этический и эстетический аспекты танцетерапии состоят в освоении детьми аксиосферы, погружении и приобщении к миру прекрасного, лучшего понимания категорий красоты и добра.
То, что танцетерапия является групповой деятельностью, определяет ее потенциал в формировании у детей навыков общения и интеракций, а также взаимопомощи и чувства коллективной ответственности.
Рассмотрение теоретической литературы показало, что социализация детей с ОВЗ посредством танцевальной терапии представляет собой многоаспектный процесс оптимизации положения ребенка в в социальной среде, направленный на его успешную адаптацию к ней и одновременно формирование и проявление своей индивидуальности посредством освоения всего богатства социокультурного опыта.
Проявление социализирующего потенциала танцевальной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается при условии грамотного использования приемов и форм танцевальной активности в коррекционно-педагогической работе с данной категорией несовершеннолетних. Выявленные особенности танцевальной терапии как метода социализации детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет нам разработать и апробировать соответствующую программу.
На основании этого нами была разработана программа танцетерапевтических занятий с детьми с ОВЗ. Программа была апробирована в работе с воспитанниками Мокшанского детского дома- интерната, имеющими легкую степень умственной отсталости. Программа танцетерапии включала три этапа и 10 занятий.
Если на первичном этапе опытно-экспериментальной работы, предваряющим коррекционно-педагогическое и социально-терапевтическое воздействие посредством танцетерапии, испытуемые (20 участников, среди которых 10 лиц мужского пола и 10 лиц женского пола) продемонстрировали недостаточный уровень знаний об окружающем мире и произвольности действий, то после реализации программы танцевальных занятий на завершающем этапе эксперимента 15% испытуемых показали высокий уровень развития общей осведомленности, а доля испытуемых с низким уровнем осведомленности снизилось на 20%. Также в группе испытуемых доля детей с низким уровнем развития произвольности снизилась с 65% до 40%, и доля детей со средними показателями в развитии данного критерия социализированности вросла с 35% до 60%.
Что касается динамики в развитии социального интеллекта, то число детей с уровнем развития способности правильно воспринимать и прогнозировать ситуации общения ниже среднего сократилось с 70% на начальном этапе до 40% на конечном.
Если на первом этапе результат по тесту в целом выявил сниженный уровень развития социального интеллекта у 35 % испытуемых и у 65 % обследованных выявлен средний уровень развития социального интеллекта, то на конечном этапе у 2,5% испытуемых был выявлен низкий уровень развития социального интеллекта, у 20% участников эксперимента был выявлен сниженный уровень развития социального интеллекта, 60 % обследованных показали средний уровень, и 17,5% - высокий уровень.
Доля испытуемых с адекватной самооценкой выросла с 45 до 70%, а доля испытуемых с неадекватной самооценкой снизилась с 55% до 30%.
Сравнение результатов первичной и вторичной диагностики с помощью теста «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) показало, что доля предпочитающих соперничество снизилась с 40 % до 20%, приспособление - с 20% до 10%, а избегание - с 15% до 10%. С другой стороны, выросла доля предпочитающих компромисс - с 15% до 35%, сотрудничество - с 10% до 25%.
Итак, можно констатировать положительную динамику в развитии компонентов социализированности детей в группе испытуемых. Прогресс в развитии участников после проведения с ними развивающей работы очевиден, что позволяет сделать вывод об эффективности программы.
Таким образом, учитывая сложность и многоаспектность процесса социализации, нами были определены такие ее стороны, как развитие кругозора и саморегуляции, формирование социального интеллекта, адекватной самооценки и навыков бесконфликтного общения. На этом основании была сформирован комплекс методик, позволяющий замерить уровень социализированности испытуемых.
Для оптимизации процесса социализации детей с ОВЗ, участвующих в нашем эксперименте, нами была создана и апробирована программа танцетерапевтических занятий. В результате развивающей работы мы могли наблюдать положительную динамику в социализации испытуемых. Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась: проведение групповых танцетерапевтических занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует их социализации.
Итак, танцевальная терапия может рассматриваться как действенная форма работы по социализации детей с ОВЗ.
1. Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония: самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков: учебное пособие. СПб.: Композитор, 2006. 51 с.
2. Адорно Т. Избранное: Социология музыки.[электронный ресурс] URL: http://www.gumer.mfo/(Дата обращения 09.05.2023).
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 2000. 458 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: новый журнал и новые перспективы // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 4-12.
5. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2005. № 2. С. 21-28.
6. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М.: 1996. 162 с.
7. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева JI.M. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательном учреждении. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 424 с.
8. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. М.: Айрис-пресс, 2000. 266 с.
9. Баширова С.В. Принципы социализации учащихся в системе профессионального образования // Новые педагогические исследования. 2007. № 6. С. 15-16.
10. Березниковский В.В. К вопросу о применении танцевально¬
двигательной терапии и танцев в работе с людьми с нарушениями зрения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2019. № 1 [электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-primenenii- tantsevalno-dvigatelnoy-terapii-i-tantsev-v-rabote-s-lyudmi-s-narusheniyami- zreniya (дата обращения: 16.11.2023).
11. Бирюкова Е.А. Аутентичное движение и мудрость тела // Журнал практической психологии и психоанализа. 1 марта 2005 г. [электронный ресурс] // URL: https://psyjournal.ru/articles/autentichnoe-dvizhenie-i-mudrost- tela(дата обращения: 16.11.2023).
12. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ЛОИРО, 2000. 220 с.
13. Ваганова А.Я. Основы классического танца. М.: Лань, 2001. 158 с.
14. Воронов М.С. Психолого-педагогические условия адаптации
курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук / Воронов Михаил Степанович. Саратов, 2003. 214 с.
15. Гончаров В.Н. Использование новых форм работы по организации досуга людей пожилого возраста // Социальное обслуживание. 2006. № 2. С. 6-10.
16. Гриднева Е.А., Шамарин И.А., Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов ВГМА им. Н. Н. Бурденко как фактор успешного образовательного процесса // Молодежный инновационный вестник. 2015. Т. 4. № 1. С. 239-241.
17. Дашкина А.А. Социализация личности как проблема психолого-педагогических исследований // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 15-16 февраля 2021 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. С. 64-67.
18. Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая
валеология. М.: РиоД, 2005. 501 с.
19. Ионина О.С. Приемы танцевально-двигательной терапии в
коррекции негативных проявлений личности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 2
(30). [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-
tantsevalno-dvigatelnoy-terapii-v-korrektsii-negativnyh-proyavleniy-lichnosti (дата обращения: 16.11.2023).
20. Ипполитов Д.В. Семья и гармоничное сочетание биологических начал // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 41-48
21. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и
социальной работе. СПб.: Речь, 2007. 336 с.
22. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия. Термины и
определения. СПб.: ДЕАН, 2001. 256 с.
23. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. М.: Радио и связь, 2003. 224 с.
24. Кудактина А.И. Теоретико-методологические подходы к изучению содержания процесса социализации подрастающего поколения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4. С. 213-216.
25. Мазитова Л.Т. Социальная адаптация иностранных студентов (на примере вузов Башкортостана): специальность 22.00.04 "Социальная структура, социальные институты и процессы": диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Мазитова Лилия Таджиевна. Уфа, 2002. 154 с.
26. Материалы обучающего семинара А. Гришаева «Обучение современному танцу детей в возрасте 6-7 лет, 8-10 лет, 11-12 лет». Новосибирск - Новокузнецк, 2004.
27. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника. М., Педагогика. 2006. 208 с.
28. Меньшикова Е.А. Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников // Вестник
92
Томского государственного педагогического университета
(TomskStatePedagogicalUniversityBulletin). 2009. Вып. 8. С. 116-120.
29. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
30. Мудрик А.В., Ватутина Н.А. Методологические основы создания условий позитивной социализации учащихся: постановка проблемы // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 3. С. 7-14.
31. Невзорова М.С., Павлова А.В., Киркина А.М. Методика
танцевально-двигательной коррекции проявлений РДА у детей младшего школьного возраста в условиях специальной коррекционной школы для обучающихся с отклонениями в развитии // Наука и образование. 2022. № 3. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n7metodika-
tantsevalno-dvigatelnoy-korrektsii-proyavleniy-rda-u-detey-mladshego-shkolnogo- vozrasta-v-usloviyah-spetsialnoy (дата обращения: 16.11.2023).
32. Паладьев С.Л. Интеграция общего и дополнительного образования в воспитательной системе школы // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2014. № 8. С. 13¬16.
33. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебник. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2006. 490 с.
34. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Перев. А.М. Пятигорского. СПб., 2003. 192 с.
35. Поздняков И.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в России в контексте педагогического сопровождения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 121. С. 161-167.
36. СтаркАрлин Танцевально-двигательная терапия (перевод И. Бирбковой) [электронный ресурс] // URL:http://autist.narod.ru/stark.htm(дата обращения: 16.11.2023)
37. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия пер. с англ. - Ярославль: Изд-во Литера, 2011. 275 с.
38. Фельденкрайз П. Сознавание через движение. М.: Академический проект, 2020. 224 с.
39. Фрегер Р., Фэйдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М.: Б. и., 1996. 1 том. 430 с.
40. Чайклин Ш., Шмайс К. Подход Чейс в танцевальной терапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 1. С. 82-86
41. Чеснокова М.А. Арт-технологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста // Отечественный журнал социальной работы. 2008. N 1. С. 67-69
42. Чечина Ж.В. Проблемы организации образовательного процесса на уроке хореографии // Вестник МГУКИ. 2011. № 5. С. 185-188.
43. Шептура А.В. Психологические особенности уверенности и адаптивности иностранных студентов: специальность 19.00.01 "Общая психология, психология личности, история психологии": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Шептура Анна Владимировна. Москва, 2015. 22 с.
44. Школьникова Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокорекции личности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. № 1 (6). С.113-118.
45. Ходоров Джоан Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / Пер. с англ. М., «Когито-Центр», 2016. 221 с.
46. Grygus I., Nesterchuk N., Hrytseniuk R., Rabcheniuk S., Zukow W.
Correction of posture disorders with sport and ballroom dancing // Медичншерспективи. 2020. № 1. [электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/correction-of-posture-disorders-with-sport-and- ballroom-dancing(дата обращения: 16.11.2023).
47. Kosimova D.X. The role of choreography in the comprehensive development of children with disabilities // Oriental Art and Culture. 2022. № 2.
[электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/the-role-of-
choreography-in-the-comprehensive-development-of-children-with-disabilities (дата обращения: 16.11.2023).
48. YeshimbetovaА. I. Dance and movement therapy and its role in the upbringing and development of children with special needs ZZ Oriental Art and Culture. 2023. №1. [электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/dance-and-movement-therapy-and-its-role-in-the- upbringing-and-development-of-children-with-special-needs-1 (дата обращения: 16.11.2023).