Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЦА РУССКОЙ ИСТОРИИ В ЛИРИКЕ ДАВИДА САМОЙЛОВА

Работа №15824

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
802
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Исторические личности в лирике Д. Самойлова 6
§ 1. Образы русских князей и царей 7
§2. Образы русских поэтов 16
Глава II. Люди и война в лирике Д. Самойлова 25
§1. Образ солдата 26
§2. Образ народа 32
Заключение 38
Библиография 43

Творчество Д.С. Самойлова (Кауфмана) - недооцененная страница русской лирики XX века. Лирику Самойлова отличает глубина образов и мотивов вписанных в сложные отношения бытия. Для поэта важно осмысление мира через призму историко-культурного пространства, где время мыслимо им как настоящее, а не прошлое и не будущее.
Литературоведы причисляют его к «старшим» неоакмеистам, наравне с Семеном Липкиным и Арсением Тарковским [23, с. 227]. Он поэт, который стремится к освоению современных ему реалий через контекст истории и культуры, но не принимает мифологизированные модели культуры. По замечанию Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого, «монументально-мифологизирующие модели культуры вызывают у Самойлова такое неприятие именно потому, что в его образе культуры есть только одно божество - свобода: пространство культуры создается, по Самойлову, порывом к свободе и наполнено воздухом свободы, которого так не хватает во все времена и при любых режима» [Там же, с. 299].
Другой литературовед, И.О. Шайтанов, рассматривая творчество Д.С. Самойлова в рамках исторического контекста лирики, пишет: «взгляд, брошенный в историю, различает ускользающее - выражение лица, исторически необязательную деталь, которая в поэтическом образе у Самойлова и есть - главное» [58]. И.О. Шайтанов подмечает существенную деталь в лирике поэта: стремление к детализации или штриху, но яркому и четкому.
Во вступительной статье Андрея Немзера «Часовой и звезда: о позии Д. Самойлова» к сборнику Д.С. Самойлова «Мне выпало все.» выявлен «круг основных культурно-исторических ассоциаций, которые циркулируют в поэзии Самойлова: Иван Грозный и Курбский, декабристы и Пушкин, Державин и Ахматова, Фауст и Дон Жуан. Это подоснова стиха, его смысловая подсветка» [30]. По замечанию И.О. Шайтанова,«чтобы включить ее, Немзер в технике «биографии идей» восстанавливает, как те или иные культурные мотивы могли прийти к Самойлову, как они были сплетены до него и у него. Тщательно реконструирована история лирического сюжета вокруг женских имен, с вовлечением круга (как обязательных, так и гипотетических) ассоциаций исторических, поэтических и даже звуковой семантики» [58].
Таким образом, актуальность исследования определяется, во- первых, общим интересом к творчеству поэтов XX века, в частности к лирике Д.С. Самойлова. Во-вторых, возросшим интересом современной филологической науки к проблемам реализации историко-культурного контекста в творчестве отдельных авторов. В-третьих, современной проблемой патриотического воспитания через художественное произведение в современной России.
Научная новизна заключается в том, что работа являет собой попытку систематизировать образы-персоналии культурно-исторического поля России в лирике Давида Самойлова.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе являются персоналии русской истории в лирике Д.С. Самойлова. В качестве объекта исследования выступают поэтические произведения автора. Материалом исследования послужил сборник стихотворений Д.С. Самойлова «Лирика» из серии литературно-художественного издания «Народная поэзия», опубликованный в 2012 году.
Цель работы: рассмотреть образы-персоналии русской истории и культуры в лирике Д.С. Самойлова. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить персоналии русской истории в лирике поэта;
- выявить персоналии русской культуры;
- классифицировать их;
- осмыслить их роль в контексте творчества Д.Самойлова.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной работе является систематизация историко-культурных образов- персоналий в лирике Давида Самуиловича Самойлова и выявление их функционального значения в тексте. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющим следует считать культурно-исторический метод. Кроме того, для достижения цели исследования был использован сравнительный и биографический методы.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды:B. Кузнецова, Ю. Колкера, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого,C. Минакова, А. Немзера, В. Радзишевского, И.О. Шайтанова и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава - «Исторические личности в лирике Д. Самойлова» - посвящена образам-персоналиям русских князей и царей, а так же поэтов: от Г.Р. Державина до А.А. Тарковского . Во второй главе - «Люди и война в лирике Д. Самойлова» - рассматриваются образ русского солдата и образ народа, которые являются неотъемлемой частью истории России.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Д.С. Самойлова, а также в школьной практике при изучении литературного процесса в целом.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены в качестве стендового доклада на ежегодной студенческой конференции ТувГУ в 2016 году.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В лирике Давида Самуиловича Самойлова прослеживается концепция единства времени, истории и культуры. В чем и заключается сложность осмысления его произведений. Образы исторических личностей вписаны поэтом в собственную шкалу времени, которая определяется как настоящее. В эту систему настоящего внесены важные для Д.С. Самойлова образы русских князей и царей. Центральным из них становится образ Ивана Грозного, которому посвящен цикл «Стихи о царе Иване», в который вошли такие стихотворения, как «В тумане» (июль 1974), «Мечта о море» (Февраль 1957), «Иван и холоп» (1947-1950), «Томление Курбского» (Октябрь 1947), «Смерть Ивана» (1950-1952?).
Стихи о царе Иване - это прообраз жесткого времени И.В. Сталина. Эти тексты Д.С. Самойлова отличаются аллюзивностью, они повернуты в прошлое, но осмыслены в настоящем. В них речь идет как о Грозном, так и о Сталине. Такое видение образа Ивана IV соотносится с общепринятым в искусстве 1940-х гг..
Образ Ивана Грозного у Самойлова приобретает оборотнические черты, создавая смысловые переклички с образами «политической камарильи» царя: «Лисы - бояре, да волки - князья». Однако при этом Иван Грозны Давида Самойлова боится Божьего суда, поэтому в цикле появляются страшные ночные видения, которые заставляют царя обращаться к Богу. Его фраза «Бог разберет» становится выражением правила всей истории России.
Напрямую Самойлов не стремится отождествлять Грозного со Сталиным, но образ русского царя двоится у поэта, что и создает постоянные переклички двух исторических грандиозных фигур России.
В цикле «Стихи о царе Иване» встречается образ князя Курбского. Д.С. Самойлов по-своему оценивает его. Курбский у Самойлова хочет отделить свое желание свободы и ненависть к царю-тирану от «измены». Он произносит: «Предаю тебя, проклятый аспид, // Но с тобою Русь не предаю» («Томление Курбского»). И если Иван Грозный - это Сталин XVI
в., то Курбский, исходя из ряда исторических фактов, оказывался двойником Троцкого.
В своем творчестве Д.С. Самойлов затрагивает и образ лжецаря - Емельяна Пугачева, который в 1773-1775 годах поднял крестьянское восстание, назвавшись царем Петром III. В посвященном ему стихотворении «Конец Пугачева» (1964-1965) Самойлов создает сложный образ. С одной стороны, он - бандит, который взбунтовал народ, с другой, мечущийся человек, осознающий, что его дело пойдет прахом.
В лирике Давида Самойлова представлен ряд женских образов правительниц и цариц. Так, например, образы Софьи Палеолог, Анны Ярославны, Екатерины Великой.
Образ Софии Палеолог осмысливается Самойловым своеобразно. Он, во-первых, постоянно подчеркивает иноземное происхождение Константинопольской царицы. Во-вторых, с помощью штрихов «губ бескровных» и «добытая жар-птица» создает сложный внутренне противоречивый образ.
Образ Анны Ярославы связан с трагическим мотивом отрыва от родных корней и русского мира. Поэт, создавая ее образ, задается риторическим вопросом: «Как тебе живется, королева Анна,// В той земле, во Франции чужой?».
Образ Екатерины Великой, представленный в таких стихотворениях, как «Катерина» (1944), «Солдат и Марта» (1973), связан с выражением в текстах произведений таких мотивов, как величие - любовь - память. Это важные «три кита», на которых должна стоять Россия.
Вся русская поэзия - это колоссальное гиперпространство, наполненное постоянными перекличками. Не исключением является и лирика Д.С. Самойлова, где образы русских поэтов вписаны в единое смысловое поле культуры и истории. Это Г.Р. Державин, А.С. Пушкин,A. А. Делтвиг, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, B. Н. Соколов, М. Петровых, А.А.Тарковский и др.
Особое место в лирике Д.С. Самойлова уделено образу А.С. Пушкина. Многие литературоведы отмечают «пушкиноцентричность» лирики поэта. Пушкинский интертекст представлен у Самойлова в виде цитации (эпиграфы к стихотворениям), аллюзий и реминисценций. Образ А.С. Пушкина и пушкинский контекст можно обнаружить, например, в таких стихотворениях Давида Самойлова, как «Болдинская осень», «Ночной гость», «Оправдание Гамлета», «Пестель, поэт и Анна», «Пусть нас увидят без возни» и др.
Образ А.А. Ахматовой, так же как и образ А.С. Пушкина, специфичен в лирике Д.С. Самойлова. В его произведения также просматривается ахматовский интертекст. Поэтессе посвящены такие стихотворения, как «Ах, наверное, Анна Андреевна», «Смерть поэта», «Ночной гость» (где переплетаются пушкинский и ахматовский контексты). Именно с ней Самойлов вступает в поэтический спор: откуда появляются стихи. Он заключает: «Не из сора родятся стихи, / А из горькой отравы».
Отдельной темой в лирике Д.С. Самойлова становится тема исторического осмысления человеческой судьбы на войне. У поэта она напрямую связана с образом русского солдата, с образами отдельных людей, которые были причастны к судьбе самого Самойлова, с образом народа. Образ русского солдата в лирике Д.С. Самойлова может быть представлен конкретным историческим лицом, а может и носить черты собирательные, как символ целого народа, но он всегда воплощает традиционную идею защиты России. В лиро-эпическом стихотворении «Слово о Богородице и русских солдатах» (1942-1943) поэт создает обобщенный образ русского солдата на все времена, суть этого понятия поэт раскрывает в словах самих солдат, попавших к Богородице: «и не надо, Богородица, не надо мне раю,/ когда за родину на Руси помираю».
Вместе с этим образы русских солдат вписаны Самойловым и в совершенно конкретную историческую ситуацию Великой Отечественной Войны. Например, стихотворение «Осень сорок первого» (Конец 1947 или 1948), в котором Самойлов дает прямое указание на Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Пишет Самойлов и о тех людях - солдатах, фронтовиках, вместе с которыми сражался бок о бок. Например, стихотворение «Семен Андреич» (5 февраля 1949), которое поэт посвятил С.А. Косову. Этот алтайский пахарь спас жизнь Семена Липкина в 1943 году, когда тот был ранен. Образ Семена Андреича Самойлов доводит до монументальности былинного русского героя, спасающего свое Отечество.
В стихотворениях Самойлова так же формируется необычный образ - образ солдата-поэта. Это напрямую связано с тем, что поэт в годы учебы подружился с поэтами, которые все были мобилизованы на борьбу с фашизмом, и которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения» - Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Борис Слуцкий и Сергей Наровчатов. Самойлов посвятил им стихотворение «Пятеро».
Тема поколения тесно связана с образом народа в лирике Самойлова. Боль войны отразилась в нем самом, как в представителе этого военного поколения. Поэт создает образ поколения, то индивидуализируя его через своего лирического героя, то обобщая. С темой судьбы поколения нерасторжимо существует мотив памяти. Память - это неотъемлемый компонент историко-культурного поля Самойлова.
Важно отметить тот факт, что в произведениях Д. Самойлова образ родины выражен через конкретную номинацию «Россия», за счет этого он создает единое пространство настоящего времени, без прошлого и будущего. Для поэта важен общий историко-культурный контекст, в котором существует Россия, потому что народ всегда сопричастен к событиям родной страны.
Для Самойлова важна каждая деталь времени. В своих произведениях он создает различные типы людей. Это не только образ героя-солдата, героя-народа, образ поколения. Это образы, которые отличает отсутствие силы духа, или принадлежность к бандитским группировкам.



1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М.: Флинта; Наука, 2003.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
3. Башкова И.В. Портрет субъекта восприятия в русской языковой
картине мира // Славянский мир на рубеже веков: материалы международного симпозиума. Красноярск: Красноярский государственный университет, 1998. С. 95- 97.
4. Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. М.: Алетейя, 2002.
5. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.
6. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. 2-е изд, доп. М.: Высшая школа, 1999.
7. Вейдле В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства. М.: Языки славянской культуры, 2002.
8. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М.: Наука, 1976.
9. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001.
10. Гаспарян С.К., Князян А.Т. К вопросу об изучении индивидуального стиля автора // Филологич. науки. 2004. № 4. С. 50-57.
11. Гинзбург Л. О лирике. изд. 2-е, доп. Л.: Советский писатель, 1974.
12. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. М.: Знание, 1987.
13. Грибанов Б.Т. И память-снег летит и пасть не может: Давид
Самойлов, каким я его помню [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2006/9/gri5.html. (дата обращения 12.05.2015).
14. Давыдов А. «Свои» - «чужие» [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.mss.rU/noyyi_mi/2004/1/dayyd20.html. (дата обращения 12.05.2015).
15. Евграфов Г. Из «Воспоминаний о Давиде Самойлове» [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL:
http: //magazines .russ. ru/voplit/2013/2/e 18. html. (дата обращения 12.05.2015).
16. Евтушенко Е. Тихо оказавшийся классиком [Электронный ресурс] // Новые известия. URL: http://www.newizv.ru/culture/2008-10-17/99999- tiho-okazavshijsja-klassikom.html. (дата обращения 12.05.2015).
17. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001.
18.Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины XX века: учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 2004.
19. Канунникова О. «Как разно устроены люди» [Электронный ресурс] //Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.ru/novyi _mi/2005/12/ka 13.html. (дата обращения 12.05.2015).
20. Колкер Ю. Поэт с эпитетом [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/continent/2011Z150Zk41.html. (дата обращения 12.05.2015).
21. Кузнецов В. «.Поэт не держит зла» [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ruZyoplit/2003/6/kuz.html. (дата обращения 12.05.2015).
22. Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма //Russian Literature (Hague). 1974. N 7/8. P. 49- 60.
23. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для филологигич. спец. В 2т. Т. 2: 1968-1990. М.: Академия, 2003.
24. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.
25. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1972.
26. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М.: Языки русской культуры, 1996.
27. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002.
28. Минаков С. «Когда мы были на войне» [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http: //magazines. russ. ru/neva/2010/7/mi 12. html. (дата обращения 12.05.2015).
29. Мкртчян Л. Веселый Самойлов (Из воспоминаний. Публикация Г. Медведевой) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http: //magazines .russ. ru/druzhba/2010/2/mk 17. html. (дата обращения 12.05.2015).
30. Немзер А.С. Часовой и звезда: о поэзии Д. Самойлова // Самойлов Д. «Мне выпало все...». М.: Время, 2000.
31. Немзер А. История и современность в «Стихах о царе Иване» Давида Самойлова // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia X: «Век нынешний и век минувший»: культурная рефлексия прошедшей эпохи: В 2 ч. Тарту: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2006. Ч. 2. С. 392-433.
32. Немзер А. Поэт после поэзии: Самоидентификация Давида Самойлова // Блоковский сборник XVII: Русский модернизм и литература ХХ века. Тарту: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2006. С. 150-174.
33. Немзер А. Пушкин в стихотворении Давида Самойлова «Ночной гость»// Пушкинские чтения в Тарту 4: Пушкинская эпоха: Проблемы рефлексии и комментария: Материалы международной конференции. Тарту: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2007. С. 152-190.
34. Поспелов Г.Н. Теория литературы: учеб. для филологич. спец. М.: Высш. школа, 1978.
35. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.
36. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб.: Санкт- Петербургский университет, 1997.
37. Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. М.: Просвещение, 1965.
38. Радзишевский В. В кругу себя: труды и дни Давида Самойлова
[Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http: //magazines .russ. ru/druzhba/2003/4/radz.html. (дата обращения 12.05.2015).
39. Русская семерка [Электронный ресурс] // Журнал о русской истории. URL: http://russian7.ru/. (дата обращения 12.05.2015).
40. Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы: учеб. для филологич. спец. / Под. ред. С.И. Тиминой. СПб.: Logos; М.: Высшая школа, 2002.
41. Русские поэты XX века: учеб. пособ. для филологич. спец. / Сост. Л.П. Кременцов, В.В. Лосев. М.: Флинта: Наука, 2002.
42. Русская литература XX века. В 2т. Т. 2: 1940 - 1990 годы: учеб. для филологич. спец. / Под ред. Л.П. Кременцова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2003.
43 . Рыбальченко Т.Л. Поиск метафизической картины мира в русской литературе 1950-1980-х г.г. // Проблемы метода и жанра: сб. статей. Томск: Томский государственный университет, 1997. С. 280- 296.
44. Самойлов Д.С. Из прозаических тетрадей [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/novyi _mi/2010/6/sa11.html. (дата обращения 12.05.2015).
45. Самойлов Д.С. Лирика. М.: Эксмо, 2012.
46. Скворцов А. Давид Самойлов. Стихотворения [Электронный ресурс]
// Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.rU/znamia/2006/9/sk10.html. (дата обращения 12.05.2015).
47. Солженицын А. Давид Самойлов [Электронный ресурс] //
Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.rU/novyi_mi/2003/6/solzhen.html. (дата обращения 12.05.2015).
48. Суслова Э. «Мне кажется, что я Вас знал всегда.» [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL:
http: //magazines .russ. ru/october/2010/2/sus9. html. (дата обращения 12.05.2015).
49. Тынянов Ю. История литературы. Критика. СПб.: Азбука-классика, 2001.
50. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.
51 .Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
52. Федотов О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.1: Литературное творчество и литературное произведение. М.: ВЛАДОС, 2003.
53. Федотов О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.2: Стихосложение и литературный процесс. М.: ВЛАДОС, 2003.
54. Философия: уч. для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: Юрист, 2002.
55. Хализев В.Е. Теория литературы: учеб. пособ. для филологич. спец. М.: Высшая школа, 1999.
56. Хронос [Электронный ресурс] // Всемирная история в интернете. URL: http://www.hrono.ru/index.php. (дата обращения 12.05.2015).
57.Чтобы помнили [Электронный ресурс] // Библиографический ресурс. URL: http://magazines.russ.rU/voplit/2006/5/sh24.html. (дата обращения 19.05.2015).
58. Шайтанов И.О. Д. Самойлов. Стихотворения [Электронный ресурс]
// Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.rU/voplit/2006/5/sh24.html. (дата обращения 12.05.2015).
59. Яковлева Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопр. языкознания. 1998. № 3. С. 43-73.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ