ЛИЦА РУССКОЙ ИСТОРИИ В ЛИРИКЕ ДАВИДА САМОЙЛОВА
|
Введение 3
Глава I. Исторические личности в лирике Д. Самойлова 6
§ 1. Образы русских князей и царей 7
§2. Образы русских поэтов 16
Глава II. Люди и война в лирике Д. Самойлова 25
§1. Образ солдата 26
§2. Образ народа 32
Заключение 38
Библиография 43
Глава I. Исторические личности в лирике Д. Самойлова 6
§ 1. Образы русских князей и царей 7
§2. Образы русских поэтов 16
Глава II. Люди и война в лирике Д. Самойлова 25
§1. Образ солдата 26
§2. Образ народа 32
Заключение 38
Библиография 43
Творчество Д.С. Самойлова (Кауфмана) - недооцененная страница русской лирики XX века. Лирику Самойлова отличает глубина образов и мотивов вписанных в сложные отношения бытия. Для поэта важно осмысление мира через призму историко-культурного пространства, где время мыслимо им как настоящее, а не прошлое и не будущее.
Литературоведы причисляют его к «старшим» неоакмеистам, наравне с Семеном Липкиным и Арсением Тарковским [23, с. 227]. Он поэт, который стремится к освоению современных ему реалий через контекст истории и культуры, но не принимает мифологизированные модели культуры. По замечанию Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого, «монументально-мифологизирующие модели культуры вызывают у Самойлова такое неприятие именно потому, что в его образе культуры есть только одно божество - свобода: пространство культуры создается, по Самойлову, порывом к свободе и наполнено воздухом свободы, которого так не хватает во все времена и при любых режима» [Там же, с. 299].
Другой литературовед, И.О. Шайтанов, рассматривая творчество Д.С. Самойлова в рамках исторического контекста лирики, пишет: «взгляд, брошенный в историю, различает ускользающее - выражение лица, исторически необязательную деталь, которая в поэтическом образе у Самойлова и есть - главное» [58]. И.О. Шайтанов подмечает существенную деталь в лирике поэта: стремление к детализации или штриху, но яркому и четкому.
Во вступительной статье Андрея Немзера «Часовой и звезда: о позии Д. Самойлова» к сборнику Д.С. Самойлова «Мне выпало все.» выявлен «круг основных культурно-исторических ассоциаций, которые циркулируют в поэзии Самойлова: Иван Грозный и Курбский, декабристы и Пушкин, Державин и Ахматова, Фауст и Дон Жуан. Это подоснова стиха, его смысловая подсветка» [30]. По замечанию И.О. Шайтанова,«чтобы включить ее, Немзер в технике «биографии идей» восстанавливает, как те или иные культурные мотивы могли прийти к Самойлову, как они были сплетены до него и у него. Тщательно реконструирована история лирического сюжета вокруг женских имен, с вовлечением круга (как обязательных, так и гипотетических) ассоциаций исторических, поэтических и даже звуковой семантики» [58].
Таким образом, актуальность исследования определяется, во- первых, общим интересом к творчеству поэтов XX века, в частности к лирике Д.С. Самойлова. Во-вторых, возросшим интересом современной филологической науки к проблемам реализации историко-культурного контекста в творчестве отдельных авторов. В-третьих, современной проблемой патриотического воспитания через художественное произведение в современной России.
Научная новизна заключается в том, что работа являет собой попытку систематизировать образы-персоналии культурно-исторического поля России в лирике Давида Самойлова.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе являются персоналии русской истории в лирике Д.С. Самойлова. В качестве объекта исследования выступают поэтические произведения автора. Материалом исследования послужил сборник стихотворений Д.С. Самойлова «Лирика» из серии литературно-художественного издания «Народная поэзия», опубликованный в 2012 году.
Цель работы: рассмотреть образы-персоналии русской истории и культуры в лирике Д.С. Самойлова. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить персоналии русской истории в лирике поэта;
- выявить персоналии русской культуры;
- классифицировать их;
- осмыслить их роль в контексте творчества Д.Самойлова.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной работе является систематизация историко-культурных образов- персоналий в лирике Давида Самуиловича Самойлова и выявление их функционального значения в тексте. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющим следует считать культурно-исторический метод. Кроме того, для достижения цели исследования был использован сравнительный и биографический методы.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды:B. Кузнецова, Ю. Колкера, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого,C. Минакова, А. Немзера, В. Радзишевского, И.О. Шайтанова и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава - «Исторические личности в лирике Д. Самойлова» - посвящена образам-персоналиям русских князей и царей, а так же поэтов: от Г.Р. Державина до А.А. Тарковского . Во второй главе - «Люди и война в лирике Д. Самойлова» - рассматриваются образ русского солдата и образ народа, которые являются неотъемлемой частью истории России.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Д.С. Самойлова, а также в школьной практике при изучении литературного процесса в целом.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены в качестве стендового доклада на ежегодной студенческой конференции ТувГУ в 2016 году.
Литературоведы причисляют его к «старшим» неоакмеистам, наравне с Семеном Липкиным и Арсением Тарковским [23, с. 227]. Он поэт, который стремится к освоению современных ему реалий через контекст истории и культуры, но не принимает мифологизированные модели культуры. По замечанию Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого, «монументально-мифологизирующие модели культуры вызывают у Самойлова такое неприятие именно потому, что в его образе культуры есть только одно божество - свобода: пространство культуры создается, по Самойлову, порывом к свободе и наполнено воздухом свободы, которого так не хватает во все времена и при любых режима» [Там же, с. 299].
Другой литературовед, И.О. Шайтанов, рассматривая творчество Д.С. Самойлова в рамках исторического контекста лирики, пишет: «взгляд, брошенный в историю, различает ускользающее - выражение лица, исторически необязательную деталь, которая в поэтическом образе у Самойлова и есть - главное» [58]. И.О. Шайтанов подмечает существенную деталь в лирике поэта: стремление к детализации или штриху, но яркому и четкому.
Во вступительной статье Андрея Немзера «Часовой и звезда: о позии Д. Самойлова» к сборнику Д.С. Самойлова «Мне выпало все.» выявлен «круг основных культурно-исторических ассоциаций, которые циркулируют в поэзии Самойлова: Иван Грозный и Курбский, декабристы и Пушкин, Державин и Ахматова, Фауст и Дон Жуан. Это подоснова стиха, его смысловая подсветка» [30]. По замечанию И.О. Шайтанова,«чтобы включить ее, Немзер в технике «биографии идей» восстанавливает, как те или иные культурные мотивы могли прийти к Самойлову, как они были сплетены до него и у него. Тщательно реконструирована история лирического сюжета вокруг женских имен, с вовлечением круга (как обязательных, так и гипотетических) ассоциаций исторических, поэтических и даже звуковой семантики» [58].
Таким образом, актуальность исследования определяется, во- первых, общим интересом к творчеству поэтов XX века, в частности к лирике Д.С. Самойлова. Во-вторых, возросшим интересом современной филологической науки к проблемам реализации историко-культурного контекста в творчестве отдельных авторов. В-третьих, современной проблемой патриотического воспитания через художественное произведение в современной России.
Научная новизна заключается в том, что работа являет собой попытку систематизировать образы-персоналии культурно-исторического поля России в лирике Давида Самойлова.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе являются персоналии русской истории в лирике Д.С. Самойлова. В качестве объекта исследования выступают поэтические произведения автора. Материалом исследования послужил сборник стихотворений Д.С. Самойлова «Лирика» из серии литературно-художественного издания «Народная поэзия», опубликованный в 2012 году.
Цель работы: рассмотреть образы-персоналии русской истории и культуры в лирике Д.С. Самойлова. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить персоналии русской истории в лирике поэта;
- выявить персоналии русской культуры;
- классифицировать их;
- осмыслить их роль в контексте творчества Д.Самойлова.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной работе является систематизация историко-культурных образов- персоналий в лирике Давида Самуиловича Самойлова и выявление их функционального значения в тексте. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющим следует считать культурно-исторический метод. Кроме того, для достижения цели исследования был использован сравнительный и биографический методы.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды:B. Кузнецова, Ю. Колкера, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого,C. Минакова, А. Немзера, В. Радзишевского, И.О. Шайтанова и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава - «Исторические личности в лирике Д. Самойлова» - посвящена образам-персоналиям русских князей и царей, а так же поэтов: от Г.Р. Державина до А.А. Тарковского . Во второй главе - «Люди и война в лирике Д. Самойлова» - рассматриваются образ русского солдата и образ народа, которые являются неотъемлемой частью истории России.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Д.С. Самойлова, а также в школьной практике при изучении литературного процесса в целом.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены в качестве стендового доклада на ежегодной студенческой конференции ТувГУ в 2016 году.
В лирике Давида Самуиловича Самойлова прослеживается концепция единства времени, истории и культуры. В чем и заключается сложность осмысления его произведений. Образы исторических личностей вписаны поэтом в собственную шкалу времени, которая определяется как настоящее. В эту систему настоящего внесены важные для Д.С. Самойлова образы русских князей и царей. Центральным из них становится образ Ивана Грозного, которому посвящен цикл «Стихи о царе Иване», в который вошли такие стихотворения, как «В тумане» (июль 1974), «Мечта о море» (Февраль 1957), «Иван и холоп» (1947-1950), «Томление Курбского» (Октябрь 1947), «Смерть Ивана» (1950-1952?).
Стихи о царе Иване - это прообраз жесткого времени И.В. Сталина. Эти тексты Д.С. Самойлова отличаются аллюзивностью, они повернуты в прошлое, но осмыслены в настоящем. В них речь идет как о Грозном, так и о Сталине. Такое видение образа Ивана IV соотносится с общепринятым в искусстве 1940-х гг..
Образ Ивана Грозного у Самойлова приобретает оборотнические черты, создавая смысловые переклички с образами «политической камарильи» царя: «Лисы - бояре, да волки - князья». Однако при этом Иван Грозны Давида Самойлова боится Божьего суда, поэтому в цикле появляются страшные ночные видения, которые заставляют царя обращаться к Богу. Его фраза «Бог разберет» становится выражением правила всей истории России.
Напрямую Самойлов не стремится отождествлять Грозного со Сталиным, но образ русского царя двоится у поэта, что и создает постоянные переклички двух исторических грандиозных фигур России.
В цикле «Стихи о царе Иване» встречается образ князя Курбского. Д.С. Самойлов по-своему оценивает его. Курбский у Самойлова хочет отделить свое желание свободы и ненависть к царю-тирану от «измены». Он произносит: «Предаю тебя, проклятый аспид, // Но с тобою Русь не предаю» («Томление Курбского»). И если Иван Грозный - это Сталин XVI
в., то Курбский, исходя из ряда исторических фактов, оказывался двойником Троцкого.
В своем творчестве Д.С. Самойлов затрагивает и образ лжецаря - Емельяна Пугачева, который в 1773-1775 годах поднял крестьянское восстание, назвавшись царем Петром III. В посвященном ему стихотворении «Конец Пугачева» (1964-1965) Самойлов создает сложный образ. С одной стороны, он - бандит, который взбунтовал народ, с другой, мечущийся человек, осознающий, что его дело пойдет прахом.
В лирике Давида Самойлова представлен ряд женских образов правительниц и цариц. Так, например, образы Софьи Палеолог, Анны Ярославны, Екатерины Великой.
Образ Софии Палеолог осмысливается Самойловым своеобразно. Он, во-первых, постоянно подчеркивает иноземное происхождение Константинопольской царицы. Во-вторых, с помощью штрихов «губ бескровных» и «добытая жар-птица» создает сложный внутренне противоречивый образ.
Образ Анны Ярославы связан с трагическим мотивом отрыва от родных корней и русского мира. Поэт, создавая ее образ, задается риторическим вопросом: «Как тебе живется, королева Анна,// В той земле, во Франции чужой?».
Образ Екатерины Великой, представленный в таких стихотворениях, как «Катерина» (1944), «Солдат и Марта» (1973), связан с выражением в текстах произведений таких мотивов, как величие - любовь - память. Это важные «три кита», на которых должна стоять Россия.
Вся русская поэзия - это колоссальное гиперпространство, наполненное постоянными перекличками. Не исключением является и лирика Д.С. Самойлова, где образы русских поэтов вписаны в единое смысловое поле культуры и истории. Это Г.Р. Державин, А.С. Пушкин,A. А. Делтвиг, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, B. Н. Соколов, М. Петровых, А.А.Тарковский и др.
Особое место в лирике Д.С. Самойлова уделено образу А.С. Пушкина. Многие литературоведы отмечают «пушкиноцентричность» лирики поэта. Пушкинский интертекст представлен у Самойлова в виде цитации (эпиграфы к стихотворениям), аллюзий и реминисценций. Образ А.С. Пушкина и пушкинский контекст можно обнаружить, например, в таких стихотворениях Давида Самойлова, как «Болдинская осень», «Ночной гость», «Оправдание Гамлета», «Пестель, поэт и Анна», «Пусть нас увидят без возни» и др.
Образ А.А. Ахматовой, так же как и образ А.С. Пушкина, специфичен в лирике Д.С. Самойлова. В его произведения также просматривается ахматовский интертекст. Поэтессе посвящены такие стихотворения, как «Ах, наверное, Анна Андреевна», «Смерть поэта», «Ночной гость» (где переплетаются пушкинский и ахматовский контексты). Именно с ней Самойлов вступает в поэтический спор: откуда появляются стихи. Он заключает: «Не из сора родятся стихи, / А из горькой отравы».
Отдельной темой в лирике Д.С. Самойлова становится тема исторического осмысления человеческой судьбы на войне. У поэта она напрямую связана с образом русского солдата, с образами отдельных людей, которые были причастны к судьбе самого Самойлова, с образом народа. Образ русского солдата в лирике Д.С. Самойлова может быть представлен конкретным историческим лицом, а может и носить черты собирательные, как символ целого народа, но он всегда воплощает традиционную идею защиты России. В лиро-эпическом стихотворении «Слово о Богородице и русских солдатах» (1942-1943) поэт создает обобщенный образ русского солдата на все времена, суть этого понятия поэт раскрывает в словах самих солдат, попавших к Богородице: «и не надо, Богородица, не надо мне раю,/ когда за родину на Руси помираю».
Вместе с этим образы русских солдат вписаны Самойловым и в совершенно конкретную историческую ситуацию Великой Отечественной Войны. Например, стихотворение «Осень сорок первого» (Конец 1947 или 1948), в котором Самойлов дает прямое указание на Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Пишет Самойлов и о тех людях - солдатах, фронтовиках, вместе с которыми сражался бок о бок. Например, стихотворение «Семен Андреич» (5 февраля 1949), которое поэт посвятил С.А. Косову. Этот алтайский пахарь спас жизнь Семена Липкина в 1943 году, когда тот был ранен. Образ Семена Андреича Самойлов доводит до монументальности былинного русского героя, спасающего свое Отечество.
В стихотворениях Самойлова так же формируется необычный образ - образ солдата-поэта. Это напрямую связано с тем, что поэт в годы учебы подружился с поэтами, которые все были мобилизованы на борьбу с фашизмом, и которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения» - Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Борис Слуцкий и Сергей Наровчатов. Самойлов посвятил им стихотворение «Пятеро».
Тема поколения тесно связана с образом народа в лирике Самойлова. Боль войны отразилась в нем самом, как в представителе этого военного поколения. Поэт создает образ поколения, то индивидуализируя его через своего лирического героя, то обобщая. С темой судьбы поколения нерасторжимо существует мотив памяти. Память - это неотъемлемый компонент историко-культурного поля Самойлова.
Важно отметить тот факт, что в произведениях Д. Самойлова образ родины выражен через конкретную номинацию «Россия», за счет этого он создает единое пространство настоящего времени, без прошлого и будущего. Для поэта важен общий историко-культурный контекст, в котором существует Россия, потому что народ всегда сопричастен к событиям родной страны.
Для Самойлова важна каждая деталь времени. В своих произведениях он создает различные типы людей. Это не только образ героя-солдата, героя-народа, образ поколения. Это образы, которые отличает отсутствие силы духа, или принадлежность к бандитским группировкам.
Стихи о царе Иване - это прообраз жесткого времени И.В. Сталина. Эти тексты Д.С. Самойлова отличаются аллюзивностью, они повернуты в прошлое, но осмыслены в настоящем. В них речь идет как о Грозном, так и о Сталине. Такое видение образа Ивана IV соотносится с общепринятым в искусстве 1940-х гг..
Образ Ивана Грозного у Самойлова приобретает оборотнические черты, создавая смысловые переклички с образами «политической камарильи» царя: «Лисы - бояре, да волки - князья». Однако при этом Иван Грозны Давида Самойлова боится Божьего суда, поэтому в цикле появляются страшные ночные видения, которые заставляют царя обращаться к Богу. Его фраза «Бог разберет» становится выражением правила всей истории России.
Напрямую Самойлов не стремится отождествлять Грозного со Сталиным, но образ русского царя двоится у поэта, что и создает постоянные переклички двух исторических грандиозных фигур России.
В цикле «Стихи о царе Иване» встречается образ князя Курбского. Д.С. Самойлов по-своему оценивает его. Курбский у Самойлова хочет отделить свое желание свободы и ненависть к царю-тирану от «измены». Он произносит: «Предаю тебя, проклятый аспид, // Но с тобою Русь не предаю» («Томление Курбского»). И если Иван Грозный - это Сталин XVI
в., то Курбский, исходя из ряда исторических фактов, оказывался двойником Троцкого.
В своем творчестве Д.С. Самойлов затрагивает и образ лжецаря - Емельяна Пугачева, который в 1773-1775 годах поднял крестьянское восстание, назвавшись царем Петром III. В посвященном ему стихотворении «Конец Пугачева» (1964-1965) Самойлов создает сложный образ. С одной стороны, он - бандит, который взбунтовал народ, с другой, мечущийся человек, осознающий, что его дело пойдет прахом.
В лирике Давида Самойлова представлен ряд женских образов правительниц и цариц. Так, например, образы Софьи Палеолог, Анны Ярославны, Екатерины Великой.
Образ Софии Палеолог осмысливается Самойловым своеобразно. Он, во-первых, постоянно подчеркивает иноземное происхождение Константинопольской царицы. Во-вторых, с помощью штрихов «губ бескровных» и «добытая жар-птица» создает сложный внутренне противоречивый образ.
Образ Анны Ярославы связан с трагическим мотивом отрыва от родных корней и русского мира. Поэт, создавая ее образ, задается риторическим вопросом: «Как тебе живется, королева Анна,// В той земле, во Франции чужой?».
Образ Екатерины Великой, представленный в таких стихотворениях, как «Катерина» (1944), «Солдат и Марта» (1973), связан с выражением в текстах произведений таких мотивов, как величие - любовь - память. Это важные «три кита», на которых должна стоять Россия.
Вся русская поэзия - это колоссальное гиперпространство, наполненное постоянными перекличками. Не исключением является и лирика Д.С. Самойлова, где образы русских поэтов вписаны в единое смысловое поле культуры и истории. Это Г.Р. Державин, А.С. Пушкин,A. А. Делтвиг, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, B. Н. Соколов, М. Петровых, А.А.Тарковский и др.
Особое место в лирике Д.С. Самойлова уделено образу А.С. Пушкина. Многие литературоведы отмечают «пушкиноцентричность» лирики поэта. Пушкинский интертекст представлен у Самойлова в виде цитации (эпиграфы к стихотворениям), аллюзий и реминисценций. Образ А.С. Пушкина и пушкинский контекст можно обнаружить, например, в таких стихотворениях Давида Самойлова, как «Болдинская осень», «Ночной гость», «Оправдание Гамлета», «Пестель, поэт и Анна», «Пусть нас увидят без возни» и др.
Образ А.А. Ахматовой, так же как и образ А.С. Пушкина, специфичен в лирике Д.С. Самойлова. В его произведения также просматривается ахматовский интертекст. Поэтессе посвящены такие стихотворения, как «Ах, наверное, Анна Андреевна», «Смерть поэта», «Ночной гость» (где переплетаются пушкинский и ахматовский контексты). Именно с ней Самойлов вступает в поэтический спор: откуда появляются стихи. Он заключает: «Не из сора родятся стихи, / А из горькой отравы».
Отдельной темой в лирике Д.С. Самойлова становится тема исторического осмысления человеческой судьбы на войне. У поэта она напрямую связана с образом русского солдата, с образами отдельных людей, которые были причастны к судьбе самого Самойлова, с образом народа. Образ русского солдата в лирике Д.С. Самойлова может быть представлен конкретным историческим лицом, а может и носить черты собирательные, как символ целого народа, но он всегда воплощает традиционную идею защиты России. В лиро-эпическом стихотворении «Слово о Богородице и русских солдатах» (1942-1943) поэт создает обобщенный образ русского солдата на все времена, суть этого понятия поэт раскрывает в словах самих солдат, попавших к Богородице: «и не надо, Богородица, не надо мне раю,/ когда за родину на Руси помираю».
Вместе с этим образы русских солдат вписаны Самойловым и в совершенно конкретную историческую ситуацию Великой Отечественной Войны. Например, стихотворение «Осень сорок первого» (Конец 1947 или 1948), в котором Самойлов дает прямое указание на Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Пишет Самойлов и о тех людях - солдатах, фронтовиках, вместе с которыми сражался бок о бок. Например, стихотворение «Семен Андреич» (5 февраля 1949), которое поэт посвятил С.А. Косову. Этот алтайский пахарь спас жизнь Семена Липкина в 1943 году, когда тот был ранен. Образ Семена Андреича Самойлов доводит до монументальности былинного русского героя, спасающего свое Отечество.
В стихотворениях Самойлова так же формируется необычный образ - образ солдата-поэта. Это напрямую связано с тем, что поэт в годы учебы подружился с поэтами, которые все были мобилизованы на борьбу с фашизмом, и которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения» - Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Борис Слуцкий и Сергей Наровчатов. Самойлов посвятил им стихотворение «Пятеро».
Тема поколения тесно связана с образом народа в лирике Самойлова. Боль войны отразилась в нем самом, как в представителе этого военного поколения. Поэт создает образ поколения, то индивидуализируя его через своего лирического героя, то обобщая. С темой судьбы поколения нерасторжимо существует мотив памяти. Память - это неотъемлемый компонент историко-культурного поля Самойлова.
Важно отметить тот факт, что в произведениях Д. Самойлова образ родины выражен через конкретную номинацию «Россия», за счет этого он создает единое пространство настоящего времени, без прошлого и будущего. Для поэта важен общий историко-культурный контекст, в котором существует Россия, потому что народ всегда сопричастен к событиям родной страны.
Для Самойлова важна каждая деталь времени. В своих произведениях он создает различные типы людей. Это не только образ героя-солдата, героя-народа, образ поколения. Это образы, которые отличает отсутствие силы духа, или принадлежность к бандитским группировкам.



