Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами сюжетно-ролевой игры

Работа №158232

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 10
1.1 Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»,
категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 10
1.2 Понятия «диалог», «диалогическая речь», характеристика
диалогической речи. Особенности формирования диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи 18
1.3 Понятие «сюжетно-ролевая игра», ее характеристики.
Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи 25
Глава 2 Изучение состояния диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи 33
2.1 Организация, содержание обследования состояния диалогической
речи дошкольников с общим недоразвитием речи 33
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 38
Глава 3 Экспериментальное обучение диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи 48
3.1 Программа развития диалогической речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитие речи 48
3.1.1 Целевой раздел 4 8
3.1.2 Содержательный раздел 50
3.2 Контрольный эксперимент 66
Заключение 75
Список использованных источников 79


Актуальность настоящего исследования обусловлена ростом количества детей с ОВЗ, в частности с ТНР, а также малым использование сюжетно-ролевых игр в педагогической деятельности с целью развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, а конкретно - их диалогической речи. В настоящее время практикующим педагогам, дефектологам и логопедам мало только знать особенности физического, психического и речевого состояния «особенных» детей. Они должны знать, создавать и использовать в своей работе наиболее эффективные упражнения и методики, способствующие детям с недостатками речи в полной мере овладеть диалогическим общением. Становится понятным, что любой человек, не овладевший в свое время умением правильно и понятно задавать вопросы, отвечать на них и в целом вести диалог, будет испытывать большие трудности в установлении контактов с окружающими людьми, поддержания разговора и социализации в принципе.
Более 1,15 миллионов человек с ОВЗ обучаются в настоящее время в Российских школах [28]. Такие данные приводит Министерство просвещения Российской Федерации на начало сентября 2021 года. Каждый год эта цифра увеличивается. Так, Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте по правам ребенка, заявила, что рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья составил 9,4%. Однако, ей также было отмечено, что «в обычных классах на 17,3% выросло число таких детей. Мы говорим, что инклюзивное образование у нас развивается» [28].
Так ли важно развитие инклюзивного образования в настоящее время? Не следует ли оставить образование традиционным, не вовлекая детей с ОВЗ в образовательный процесс совместно с нормально развивающимися сверстниками?
На наш взгляд, инклюзия - ключ к успешной интеграции детей с отклонениями в психическом и физическом развитии в общество. Если не обучать данную категорию детей отдельно, изолированно, то будет упущена возможность их полноценной адаптации не только к условиям окружающей среды, но и к людям, проживающем в нашем обществе. И, наоборот, если самых маленьких детей дошкольного и школьного возраста не познакомить с «другими» людьми, немного отличающимися от большей части общества, то в дальнейшем, у уже сформировавшейся личности будет трудно развить толерантность, терпимость и уважение ко всему человечеству, независимо от особенностей каждой личности. Именно поэтому уже на ступени дошкольного образования необходимо внедрять инклюзивную практику в общеобразовательные учреждения.
Весьма показательна статистика по распространенности нарушений среди дошкольников относительно принадлежности к той или иной нозологической группе:
1) дети с нарушениями слуха - 2%;
2) дети с нарушениями зрения - 10%;
3) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 7%;
4) дети со сложной структурой дефекта - 2%;
5) дети с задержкой психического развития - 10%;
6) дети с умственной отсталостью - 2%;
7) дети с тяжелыми нарушениями речи - 65%;
8) дети с расстройствами аутистического спектра - 2% [7].
Из этих данных видно, что большую часть всех детей с особыми образовательными потребностями составляет категория детей с теми или иными нарушениями речи. Это объясняет факт большой распространенности групп компенсирующей направленности в дошкольных учреждениях и рост количества дефектологов и учителей-логопедов в последние годы.
Речь представляет собой одну из самых важных психических функций человека. С ее помощью он исследует окружающий мир, увеличивает свои знания, знакомится с новыми людьми. С самого раннего детства речь в жизни младенца выполняет большое количество функций, одна из которых, ключевая - функция общения. Коммуникативный акт представляет собой главную форму речевого общения, которая впоследствии будет являться предвестником связной речи. Психологи и дефектологи сходятся во мнении, что речь, общение со взрослыми и сверстниками является обязательным условием гармоничного развития любого ребенка.
В. К. Воробьева [6], Р. Е. Левина [21], О. С. Павлова [30],
Л. Н. Смирнова [35] и многие другие исследователи занимались изучением детей с общим недоразвитием речи. Однако ими были рассмотрены и описаны, в основном, методики обучения таких детей, тогда как диалогическая речь до сих пор остается недостаточно изученной.
Л. С. Выготскоий [8], А. Н. Леонтьев [23], С. Л. Рубинштейн [32], Е. И. Тихеева [39], Д. Б. Эльконин [46] и многие другие отечественные исследователи изучали игровую деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они указывали на тот факт, что именно в игре дети могут свободно общаться со сверстниками, усваивать социальные нормы, соотносить свое поведение с поведением других членов общества. Также игра способствует развитию умения выражать мысли, развивает воображение и память. Такая разновидность игровой деятельности, как сюжетно-ролевая игра, в наибольшей степени влияет на развитие диалогического общения дошкольников.
Нормотипичные дети в процессе взросления сами овладевают навыками игровой деятельности и не требуют специального обучения. Однако дошкольники с ОНР испытывают трудности даже в этой сфере и могут вовсе не овладеть сюжетно-ролевыми играми без целенаправленно работы над формированием игровой деятельности. Об этом писали такие ученые как Ю. Ф. Гаркуша [10], В. И. Селиверстов [34], Е. О. Смирнова [36] и др.. И, наоборот, используя сюжетно-ролевые игры в работе с детьми с ОНР, педагог может добиться повышения речевой активности дошкольников, развития умения соотносить свое поведение с действиями других людей, а также улучшения в планировании своих действий, совершенствования умения задавать вопросы и отвечать на них.
Цель работы - определить и опытно-экспериментальным путем апробировать психолого-педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследовав теоретическую литературу по теме нашей работы, мы сделали вывод, что в настоящее время выделяют 8 категорий людей с ограниченными возможностями здоровья, в одну из которых входят дети с тяжелыми нарушениями речи. Отклонения в данной группе сводятся не только к дефектам произносительной стороны языка, но и особенностям в психологической, эмоциональной и волевой сферах.
Проведя сравнительный анализ различной литературы в области становления диалогической речи, мы сделали вывод, что исследователи сходятся во мнении, утверждая, что именно диалогическая форма общения служит источником развития связной речи детей.
Дошкольник, плохо владеющий речевой коммуникаций, не умеющий корректно задавать вопросы и отвечать на них, в последствии может испытывать большие проблемы в установлении новых контактов, налаживании отношений с социумом, личностном развитии. Именно поэтому диалог, зарождающийся еще в раннем возрасте, - неотъемлемая часть полноценного развития всех сфер психического развития детей. С помощью вопросно-ответных форм общения ребенок познает мир, усваивает языковые нормы и правила, развивает свои творческие и интеллектуальные способности.
Исследователи в области дефектологии, психологии, педагогики и логопедии указывали значительные трудности овладения данным видом речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Данная категория детей, как правило, старается избегать социальных контактов, они менее инициативны, чем их сверстники, их высказываниям присущи неполнота, бедность, и многочисленные ошибки в построении фраз.
Стоит отметить, что проблема становления диалогического общения воспитанников с речевым недоразвитием является малоизученным. Данный факт негативно отражается на построении комплексного педагогического процесса для дошкольников с ОНР. Эта проблема представляется нам актуальной и важной, т.к., только научив детей корректно излагать свои мысли, понимать обращенную к ним речь и своевременно начинать общение, мы делаем возможным для него успешное прохождение социализации и положительное дальнейшее обучение в школе...



1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений; 3-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в
дошкольном детстве: Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений. М. : Форум, 2011. 144 с.
3. Баталов А. С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике речевого развития учащихся начальных классов // Начальная школа. 2010. №7. С. 101-104.
4. Бутенко В. Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада. // Психология обучения. 2010. № 10. С. 46-56.
5. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2009. 128 с.
6. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. М. : АСТ, 2016. 158 с.
7. Всемирная организация здравоохранения. URL:
https://www.who.int/ru (дата обращения: 20.10.2019).
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. СПб: Питер, 2001. С. 56-79.
9. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь. М. : Юрайт, 2019. 432 с.
10. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М. : Сфера, 2008. 128 с.
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство- Пресс, 2007. 471 с.
12. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно- методическое пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов и практикующих логопедов; 2-е изд., испр. и доп. М. : В. Секачев, 2014. 232 с.
13. Гончарова В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое
сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография. Красноярск:
Сибирский федеральный университет, 2014. 248 с.
14. Дмитриев А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: учеб. пособие. М. : ИИУ МГОУ, 2017. 260 с
15. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Екатеринбург: Литур, 2011. 316 с...46



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ