Формирование социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы посредством элективного курса «История английского языка»
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции 5
1.1 Культурологический подход к обучению иностранным языкам в
контексте ФГОС 5
1.2 Понятие социокультурной компетенции, ее роль в обучении английскому
языку 9
1.3 Способы формирования социокультурной компетенции 13
Глава 2. Изучение истории английского языка в условиях элективного
курса 18
2.1 Элективный курс в средней общеобразовательной школе 18
2.2 Организация программы элективного курса по английскому языку 21
2.3 Общие методические положения по проведению элективного курса
«История английского языка» 26
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение
Согласно ФГОС одной из основных целей обучения иностранным языкам является коммуникативное и социокультурное развитие личности. Преподавание иностранного языка не может быть полноценным и всеобъемлющим без обращения к культуре страны изучаемого языка. Изучение языка в совокупности с культурой дает ключ к пониманию поведения человека, язык обеспечивает прямой доступ к сознанию и мыслительным процессам человека, что делает актуальной проблему формирования социокультурной компетенции у людей, изучающих иностранный язык [5].
Изучение истории, традиций, культуры страны изучаемого языка является важным элементом обучения. Очень ценным для формирования социокультурной компетенции является исторический материал, в частности, знакомство с историей самого языка.
Изучение истории языка дает возможность глубже познать современный английский язык, понять его как результат сложного процесса развития и взаимодействия различных факторов, определить его место среди других языков, установить закономерности развития языка.
Наряду с этим, история английского языка является существенной подсобной дисциплиной в изучении истории Англии и английской литературы [9]. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность данной работы.
Целью данной работы является разработка элективного курса «История английского языка» как средства формирования социокультурной компетенции.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
1) рассмотрение понятия «социокультурная компетенция» и способов ее формирования, определение ее роли в обучении английскому языку;
2) выявление специфики организации программы элективного курса по английскому языку;
3) разработка элективного курса по английскому языку для обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.
Объектом исследования является социокультурная компетенция в контексте культурологического подхода к обучению иностранному языку, а предметом - возможность использования элективного курса «История английского языка» в процессе формирования социокультурной компетенции.
В ходе работы были использованы такие методы исследования, как анализ научной и методической литературы, синтез, изучение передового педагогического опыта.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный элективный курс будет способствовать повышению уровня усвоения материала по таким аспектам школьного курса английского языка, как английская литература, история Англии, а так же более глубокому познанию фонетических, грамматических и лексических явлений современного английского языка.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении раскрываются общие теоретические положения выбранной темы, формируются цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и практическая значимость, определяется структура работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования социокультурной компетенции.
Вторая глава посвящена рассмотрению возможностей использования истории английского языка как средства формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.
В заключении подводятся итоги данного исследования и делаются выводы по всей работе.
Необходимость формирования социокультурной компетенции определила новый аспект в преподавании школьных предметов, а именно, социокультурный аспект. Изучение языка с применением социокультурного подхода предполагает использование на уроках различных материалов, способствующих формированию и воспитаю языковой личности. Под социокультурной компетенцией понимают не просто владение информацией о непосредственной связи речевой и социокультурной среды, но и о взаимосвязи развития языка и общества.
Язык является не просто средством познания и общения, это еще и форма социальной памяти, некий «культурный код нации». Изучение истории языка необходимо для понимания законов его развития, текущего состояния и правильного использования современных явлений языка.
Целью исследования, проведенного в данной выпускной квалификационной работе, является разработка элективного курса «История английского языка» как средства формирования социокультурной компетенции.
В соответствии с поставленной целью были решены задачи исследования, исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, рассмотрев понятие «социокультурная компетенция», а также способы ее формирования, можно сделать вывод о том, что социокультурная компетенция играет одну из важнейших ролей в современном образовании, обладает огромным потенциалом для включения обучающихся в диалог культур.
Во-вторых, рассмотрев основные положения об элективных курсах, мы пришли к выводу, что элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы, т. к. связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных потребностей, интересов и склонностей каждого школьника, а также носят обязательный характер для старшеклассников, выбравших тот или иной профиль.
В-третьих, нами был разработан элективный курс «История английского языка», а также в рамках данного элективного курса был разработан урок, направленный на анализ особенностей языка древнеанглийского периода на примере эпической поэмы «Беовульф».
Социокультурная компетенция формируется в процессе изучения истории английского языка, т.к. происходит обогащение и углубление знаний об истории страны, литературе, культуре, особенностях жизни и быта народа в тот или иной период. Обучающиеся овладевают информацией о взаимосвязи развития языка и общества.
Из конспекта урока, направленного на анализ особенностей древнеанглийского языка, мы видим, что таким образом создаются условия для формирования познавательной активности, расширяются знания по истории, литературе, культуре страны изучаемого языка, развиваются языковые компетенции обучающихся, формируется интерес к дальнейшему изучению английского языка.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ № 1897 от 17.12.2010 МО РФ).
2. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Авторская программа О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой курса английского языка к УМК «Новый курс английского языка для российских школ» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.
3. Боликова Л.Ю., Шурыгина Ю.А. В помощь педагогу-исследователю. Пенза, 2013. 199 с.
4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1992. 277 с.
5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Индрик, 2005. 1038 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Издательство: Академия, 2006. 336 с.
7. Егорова А.М. Теория и практика образования в современном мире (материалы международной научной конференции). СПб.: Реноме, 2012.
8. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
9. Ильиш Б.А. История английского языка. М.: Издательство «Высшая школа», 1968. 420 с.
10. Каспржак А.Г. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Математика» /Министерство образования РФ - национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита - Пресс, 2004. 96 с.
11. Корнеева Л.И. Межкультурная компетенция как условие успешной профессиональной деятельности российских менеджеров // Вестник УГТУ-УПИ. 2004. № 10.
12. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 1996. № 1.
13. Кузнецов А.А. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика». М.: Вита-Пресс, 2004. 112 с.
14. Ощепкова В.В. Страноведческий материал на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. 1998. № 1.
15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
16. Поляков О.Г. Теоретические и практические аспекты разработки профильно-ориентированных программ по английскому языку // Иностранные языки в школе. 2004. № 7.
17. Посохина Е.В. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. 165 с.
18. Починок Т.В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // Иностранные языки в школе. 2007. № 7.
19. Проблемы внедрения и преподавания элективных курсов по социогуманитарным дисциплинам в предпрофильном и профильном обучении школьников (материалы региональной научно-практической конференции) / Д.А. Погонышев, С.Н. Васильева, В.В. Степанова и др. Нижневартовск: НГГУ, 2009.
20. Саланович Н.А. Обучение чтению аутентичных текстов
лингвострановедческого содержания // Иностранные языки в школе. 1999. № 1.
21. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2003. 239 с.
22. Стрельчук Е.Н. «Коммуникативная культура» и «культура речевого общения»: синонимичные понятия? // Филология и лингвистика. 2011. №2. С. 276-278.
23. Суворова М.А. Лингвокультурологический подход в обучении иностранным языкам студентов старших курсов языкового вуза. Улан- Удэ, 2000. 154 с.
24. Томахин Г.Д. Реалии в языке и культуре // Иностранные языки в школе. 1997. № 3.
25. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений. Т. 6. М.; Л.: Изд-во
Акад. пед. Наук РСФСР, 1948. 445 с.
26. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. Учебное пособие для 11 класса средней школы. М.: Просвещение, 1991. 387 с.
27. Рогова Г.А. Элективные курсы как содержательная основа профильного обучения / «Вопросы Интернет-образования»: электронный журнал. 2010. № 56. URL:http://vio.uchim.info/Vio 58/cd site/articles/art 4 7.htm.(дата обращения 02.12.2017)
28. Новый словарь методических терминов и понятий / Электронный ресурс. URL:
https://methodological terms.academic.ru/1894/СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. (дата обращения 25.11.2017)
29. Российское Образование. Федеральный портал /Электронный ресурс: программы элективных курсов, экспертиза программ элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы. URL: http://edu.ru/.(дата обращения 02.12.2017)
30. Российское Образование. Федеральный портал /Электронный ресурс: о Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. URL:http://www.edu.ru/db/mo/data/d 02/393.html. (дата обращения 02.12.2017)