Развитие предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития с использованием пиктограмм (Организация и планирование логопедических занятий, Томский Государственный Педагогический Университет)
Проведен педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ № 39 г. Томска.
Выборка: 5 детей (3 мальчика и 2 девочки 5-6 лет с диагнозом «задержка психического развития»).
Есть приложение.
Оригинальность по Антиплагиат.ру (бесплатный) составила 60%.
Работа была успешно сдана - заказчик претензий не имел.
Согласно данным Росстата, количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с каждым годом продолжает увеличиваться: в 2015 году по направлению общеобразовательных программ обучалось 15 тысяч детей, с ОВЗ, а в 2021 году – уже 87 тысяч детей. Количество детей с нарушениями развития велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к его увеличению. Данные результаты позволяют говорить об актуальности проблемы обучения лиц с ОВЗ.
По статистике Министерства просвещения РФ, наиболее распространённой категорией лиц с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития (далее- ЗПР) – их количество составляет 40% от общего числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Соответственно, проблема обучения лиц с ЗПР актуальна, и не только для психологии и психиатрии, но и для педагогики.
Работы Н. Ю. Боряковой, Р. И. Лалаевой, В. И. Лубовского позволяют отметить, что нарушения познавательной деятельности у детей с ЗПР ведут к замедленному темпу речевого развития, что позволяет отнести речевые нарушения в структуру дефекта ЗПР [51].
С. В. Зорина, Н. В. Серебрякова, Р. И. Лалаева в своих исследованиях отмечают, что у большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения импрессивной речи и экспрессивной, устной и письменной речи, а также неполноценность спонтанной и отражённой речи [24].
Формирование лексики тесно связано с развитием представлений об окружающем мире у ребёнка, а также, с его психическим развитием [51]. В связи с этим, работы Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, С. В. Зориной позволяют отметить особенности словарного запаса детей с ЗПР. Отмечаются трудности представлений о свойствах, явлениях и закономерностях окружающей действительности, что отражается в своеобразии познавательной деятельности детей данной категории. В связи с этим, появляются недостатки лексико-грамматического строя речи: трудности в овладении разными частями речи
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме формирования предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития. Актуальность исследования объясняется тем, что с каждым годом число детей, с ограниченными возможностями здоровья продолжает расти. А наиболее распространённой категорией лиц с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития. Проблема задержки психического развития актуальна для педагогики, поскольку нарушения речи входят в структуру дефекта данного нарушения. Следовательно, для грамотной помощи данной категории детей необходима своевременная коррекция.
Целью данного исследования было изучить и разработать направления логопедической работы по развитию предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития с использованием пиктограмм.
Для достижения цели были решены некоторые задачи: проанализировать теоретические основы исследования и выявить основные направления логопедической работы по развитию предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития с использованием пиктограмм; подобрать методики и выявить особенности содержания и организации логопедической работы по развитию предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития с использованием пиктограмм; изучить развитие предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития, разработать направления логопедической работы и проанализировать результаты.
Во время изучения литературы, посвященной проблеме исследования, была изучена клинико – психолого – педагогическая характеристика детей с ЗПР. Исследованием клинической – психолого - педагогической картины детей с задержкой психического развития занимались: К. С. Лебединская, М. С. Певзнер, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Т. В. Егорова, Н. А. Менчинская, У. В. Ульенкова, Т. Д. Пускаева, Н. Г. Поддубная, В. Л. Подобед, П. В. Шохин, Л. И. Переслени, Е. С. Слепович, Н. Ю. Борякова, О. В. Защринская, Л. В. Кузнецова. Благодаря этим авторам удалось сформировать полное представление о детях с задержкой психического развития.
Также, были проанализированы современные методики диагностики сформированности предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития (методика И. Д. Коненковой), а также у детей с нарушениями речи (методики В. М. Акименко, О. Б. Иншаковой, Т. Н. Волковской, Н. В. Нищевой).
Изучение методик, посвященных коррекции предикативной лексики Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, С. В. Зориной, Н. Ю. Боряковой, Т. А. Матросовой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, С. Н. Викжанович, позволяет резюмировать, что для формирования предикативной лексики у дошкольников с ЗПР могут быть использованы различные методы, приёмы и средства, одними из которых являются пиктограммы.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика сформированности предикативной лексики дошкольников с ЗПР. В диагностике применялись методика И. Д. Коненковой «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития». В логопедическом обследовании принимали участие 5 детей дошкольного возраста с диагнозом «задержка психического развития». В процессе констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей с ЗПР наблюдается бедность активного и пассивного глагольного словаря, наблюдаются трудности в подборе синонимов и антонимов к словам – действиям, детям сложно дифференцировать слова, близкие по значению.
По результатам проведенной диагностики были рассмотрены направления работы, выделенные Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой и Л. В. Лопатиной для формирования предикативного словаря у дошкольников с ЗПР с использованием пиктограмм. В соответствии с ними была организована коррекционная работа, которая включала в себя: знакомство с понятием «пиктограмма», формирование установления связи между изображениями предметов и их функциями, и формирование последовательности логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа. С помощью определенной методики была оказана помощь в активизации глагольного словаря, в развитии навыка подбора синонимов и антонимов к глаголам, в развитии навыка дифференцировать слова, схожие по значению.
После формирующего эксперимента проводилась повторная диагностика дошкольников с ЗПР. Результаты диагностики оказались положительными, наблюдалась динамика формирования предикативной лексики. В среднем, прирост положительных показателей составил – 17,6%. Данный результат свидетельствует о том, что использование методов и средств коррекции является эффективным способом формирования предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, поставленные вначале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования.
Введение
1 Теоретические основы развития и изучения дошкольников с задержкой психического развития
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития …
1.2 Особенности предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития……
1.3 Анализ методов диагностики и коррекции предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития…………………………
1.4 Пиктограммы как средство формирования предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития…………….
2 Экспериментальное исследование по развитию предикативной лексики у детей с задержкой психического развития с использованием пиктограмм
2.1 Исследование уровня сформированности предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития ……………………………
2.2 Логопедическая работа по развитию предикативной лексики у дошкольников с задержкой психического развития с использованием пиктограмм…………..
2.3 Анализ результатов логопедической работы ……………………….
Заключение
Список использованных источников и литературы………………………
Приложение А. Методика обследования состояния предикативной лексики………………………