Психологические характеристики младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений
|
Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста
1.2. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Типы эмоциональных нарушений
1.3. Особенности проявления застенчивости у детей младшего школьного возраста и факторы её формирования
1.4. Особенности агрессивности младших школьников и факторы ее формирования
Глава 2. Изучение психологических характеристик младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений
2.1. Описание процедуры и методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных
Выводы
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста
1.2. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Типы эмоциональных нарушений
1.3. Особенности проявления застенчивости у детей младшего школьного возраста и факторы её формирования
1.4. Особенности агрессивности младших школьников и факторы ее формирования
Глава 2. Изучение психологических характеристик младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений
2.1. Описание процедуры и методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных
Выводы
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Одним из наиболее распространенных запросов педагогу-психологу со стороны учителей и родителей младших школьников является проблема эмоциональной неустойчивости учащихся. Эта проблема имеет много вариантов проявления: одни школьники чрезмерно упрямы, драчливы, агрессивны, другие - тревожны, застенчивы, болезненно переживающие любое замечание.
Выделяют три группы детей младшего школьного возраста с наиболее выраженными проблемами в эмоциональной сфере:
1. Агрессивные дети. К этой группе относятся те дети, степень проявления агрессивной реакции которых, а также длительность агрессивного действия выходят за рамки нормы. Кроме того, характер причин, вызвавших аффективное поведение, чаще не явный.
2. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно. Их реакции превышают значимость и содержание ситуаций: если они выражают восторг, то излишне громко и экспрессивно; если они огорчены - их плач и сетования будут вызывающими.
3. Застенчивые, ранимые, робки и тревожные дети. Они стесняются явно выражать свои эмоции, скрыто переживают свои проблемы, боятся обратить на себя внимание, тяжело переживают ситуацию оценивания, публичных выступлений, даже ответов на уроках.
Конечно, характер эмоциональных реакций связан с типом высшей нервной деятельности. Дети первой и второй группы обладают сильной энергетикой, являются чаще холериками. Среди застенчивых детей больше меланхоликов или флегматиков.
Деление на такие группы носит достаточно условный характер. Ребенок может сочетать в себе как истероидные черты, характерные для второй группы, так и агрессивные тенденции первой группы. Некоторые дети часто проявляют агрессию, но при этом очень ранимые.
Общим для всех выделенных групп является то, что неадекватные аффективные реакции в младшем школьном возрасте чаще носят защитный, компенсаторный характер.
Задача педагога-психолога состоит в выявлении возможных причин эмоциональной дисгармонии. Нарушения в эмоциональной сфере - это следствие, а не причина психологических проблем.
К основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся природные особенности (например, тип ВНД) и социальные факторы (тип семейного воспитания, педагогический стиль учителя, психотравмирующие ситуации социального характера).
Поступление ребенка в школу относится к той ситуации, когда установившийся ранее баланс между ним и окружающим миром нарушается.
Одна из самых серьезных трудностей младших школьников связана с освоением школьной жизни, ориентация в большой детской группе - учебном классе. В школе в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разными эмоционально-волевыми проявлениями и разными характеристиками личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Начальная школа предлагает прежде защищенному семьей, с малым личным опытом общения ребенку ситуацию, где следует научиться постоянному общению со взрослыми, не входящими в круг его прежних отношений, отстаивать свои позиции в общении со сверстниками, свое мнение, свое равноправие в общении с другими людьми.
Анализ теоретических и эмпирических исследований обнаруживает недостаточную разработанность проблемы эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста. Для того, чтобы выбрать верное направление коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в эмоциональной сфере, необходим учет других их психологических характеристик. Многомерная картина психологических особенностей ребенка поможет правильно определить причины, источник нарушений в развитии и использовать некоторые из этих характеристик для запуска компенсаторных и коррекционных механизмов.
На сегодняшний день нет многомерной и целостной картины того, какую проблему, например, представляет застенчивость для ребенка, а также какую роль может сыграть школа, усугубляя проблему агрессивности. Наиболее изученной в отношении младшего школьного возраста является проблема учебной деятельности и показатели развития когнитивной сферы ребенка. Проблемы же эмоциональных нарушений у детей этого возраста изучены в меньшей степени. Это явилось основанием для организации и проведения исследования.
Цель исследования: изучение психологических характеристик младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений для использования диагностических данных в коррекционной работе с детьми и в консультативной практике с учителями и родителями.
Объект - психологические характеристики детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические характеристики младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений (агрессивность и застенчивость).
Гипотеза: существуют различия в показателях школьной тревожности, страха самовыражения, боязни не соответствовать ожиданиям окружающих, страхов в отношениях с учителями, школьной мотивации и уровня притязаний у младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений.
Задачи исследования:
1. Провести анализ данных психолого-педагогических исследований по вопросам развития в младшем школьном возрасте; особенностей аффективной сферы младших школьников, типов и причин эмоциональных нарушений у детей этой возрастной группы.
2. Сформировать выборку и выявить в исследуемой группе детей с признаками эмоциональных нарушений.
3. Продиагностировать показатели таких психологических характеристик, как тревожность, страх самовыражения, страхи в отношениях с учителями, уровень школьной мотивации и уровень притязаний.
4. Провести сравнительный анализ диагностических данных и интерпретировать полученные результаты.
5. Сформулировать выводы, определить основные направления работы с детьми младшего школьного возраста с разными типами эмоциональных нарушений.
Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностический эксперимент, методы математической обработки данных. В ходе исследования были использованы следующие методики:
- Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка Л.Г. Матвеевой;
- тест исследования личностных особенностей (детский вариант), разработанный Р.Б. Кеттеллом и Р.В. Коаном;
- тест школьной тревожности Филлипса;
- анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой;
- модификация методики Ф. Хоппе для исследования уровня притязаний детей младшего школьного возраста.
В качестве метода математической обработки диагностических данных был использован Т-критерий Стьюдента.
Диагностические процедуры проводились с учащимися младших классов в возрасте 9-11 лет. Выборка была сформирована на основе данных наблюдения, бесед с учителями и родителями школьников. В первую группу вошли дети с признаками застенчивости (10 человек), во вторую группу - с признаками агрессивности (14 человек).
Выделяют три группы детей младшего школьного возраста с наиболее выраженными проблемами в эмоциональной сфере:
1. Агрессивные дети. К этой группе относятся те дети, степень проявления агрессивной реакции которых, а также длительность агрессивного действия выходят за рамки нормы. Кроме того, характер причин, вызвавших аффективное поведение, чаще не явный.
2. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно. Их реакции превышают значимость и содержание ситуаций: если они выражают восторг, то излишне громко и экспрессивно; если они огорчены - их плач и сетования будут вызывающими.
3. Застенчивые, ранимые, робки и тревожные дети. Они стесняются явно выражать свои эмоции, скрыто переживают свои проблемы, боятся обратить на себя внимание, тяжело переживают ситуацию оценивания, публичных выступлений, даже ответов на уроках.
Конечно, характер эмоциональных реакций связан с типом высшей нервной деятельности. Дети первой и второй группы обладают сильной энергетикой, являются чаще холериками. Среди застенчивых детей больше меланхоликов или флегматиков.
Деление на такие группы носит достаточно условный характер. Ребенок может сочетать в себе как истероидные черты, характерные для второй группы, так и агрессивные тенденции первой группы. Некоторые дети часто проявляют агрессию, но при этом очень ранимые.
Общим для всех выделенных групп является то, что неадекватные аффективные реакции в младшем школьном возрасте чаще носят защитный, компенсаторный характер.
Задача педагога-психолога состоит в выявлении возможных причин эмоциональной дисгармонии. Нарушения в эмоциональной сфере - это следствие, а не причина психологических проблем.
К основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся природные особенности (например, тип ВНД) и социальные факторы (тип семейного воспитания, педагогический стиль учителя, психотравмирующие ситуации социального характера).
Поступление ребенка в школу относится к той ситуации, когда установившийся ранее баланс между ним и окружающим миром нарушается.
Одна из самых серьезных трудностей младших школьников связана с освоением школьной жизни, ориентация в большой детской группе - учебном классе. В школе в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разными эмоционально-волевыми проявлениями и разными характеристиками личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Начальная школа предлагает прежде защищенному семьей, с малым личным опытом общения ребенку ситуацию, где следует научиться постоянному общению со взрослыми, не входящими в круг его прежних отношений, отстаивать свои позиции в общении со сверстниками, свое мнение, свое равноправие в общении с другими людьми.
Анализ теоретических и эмпирических исследований обнаруживает недостаточную разработанность проблемы эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста. Для того, чтобы выбрать верное направление коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в эмоциональной сфере, необходим учет других их психологических характеристик. Многомерная картина психологических особенностей ребенка поможет правильно определить причины, источник нарушений в развитии и использовать некоторые из этих характеристик для запуска компенсаторных и коррекционных механизмов.
На сегодняшний день нет многомерной и целостной картины того, какую проблему, например, представляет застенчивость для ребенка, а также какую роль может сыграть школа, усугубляя проблему агрессивности. Наиболее изученной в отношении младшего школьного возраста является проблема учебной деятельности и показатели развития когнитивной сферы ребенка. Проблемы же эмоциональных нарушений у детей этого возраста изучены в меньшей степени. Это явилось основанием для организации и проведения исследования.
Цель исследования: изучение психологических характеристик младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений для использования диагностических данных в коррекционной работе с детьми и в консультативной практике с учителями и родителями.
Объект - психологические характеристики детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические характеристики младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений (агрессивность и застенчивость).
Гипотеза: существуют различия в показателях школьной тревожности, страха самовыражения, боязни не соответствовать ожиданиям окружающих, страхов в отношениях с учителями, школьной мотивации и уровня притязаний у младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений.
Задачи исследования:
1. Провести анализ данных психолого-педагогических исследований по вопросам развития в младшем школьном возрасте; особенностей аффективной сферы младших школьников, типов и причин эмоциональных нарушений у детей этой возрастной группы.
2. Сформировать выборку и выявить в исследуемой группе детей с признаками эмоциональных нарушений.
3. Продиагностировать показатели таких психологических характеристик, как тревожность, страх самовыражения, страхи в отношениях с учителями, уровень школьной мотивации и уровень притязаний.
4. Провести сравнительный анализ диагностических данных и интерпретировать полученные результаты.
5. Сформулировать выводы, определить основные направления работы с детьми младшего школьного возраста с разными типами эмоциональных нарушений.
Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностический эксперимент, методы математической обработки данных. В ходе исследования были использованы следующие методики:
- Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка Л.Г. Матвеевой;
- тест исследования личностных особенностей (детский вариант), разработанный Р.Б. Кеттеллом и Р.В. Коаном;
- тест школьной тревожности Филлипса;
- анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой;
- модификация методики Ф. Хоппе для исследования уровня притязаний детей младшего школьного возраста.
В качестве метода математической обработки диагностических данных был использован Т-критерий Стьюдента.
Диагностические процедуры проводились с учащимися младших классов в возрасте 9-11 лет. Выборка была сформирована на основе данных наблюдения, бесед с учителями и родителями школьников. В первую группу вошли дети с признаками застенчивости (10 человек), во вторую группу - с признаками агрессивности (14 человек).
Как известно, не существует плохих или хороших эмоций, и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способам его социализации.
Проведенное нами исследование было направлено на изучение психологических характеристик младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о различиях в показателях школьной тревожности, страха самовыражения и уровня притязаний у младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений. Не выявлено значимых различий по показателям страха несоответствия ожиданиям окружающих, страхов в отношениях с учителями и школьной мотивации.
Любые нарушения в эмоциональной сфере мешают ребенку этого возраста адаптироваться к школьной среде. Много энергии дети тратят на преодоление сопротивления школьной среды, которая во многом унифицирована, и не всегда с пониманием относится к своеобразию детей с различного рода эмоциональными нарушениями.
Перед педагогом-психологом стоит задача проведения коррекционной работы с детьми с разного рода эмоциональными проблемами. В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Для эффективной коррекционной работы необходимы данные и о других психологических характеристиках.
Полученные в ходе проведенного исследования результаты могут быть использованы в коррекционной работе с детьми, а также в консультативной практике с учителями и родителями детей младшего школьного возраста.
Проведенное нами исследование было направлено на изучение психологических характеристик младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о различиях в показателях школьной тревожности, страха самовыражения и уровня притязаний у младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений. Не выявлено значимых различий по показателям страха несоответствия ожиданиям окружающих, страхов в отношениях с учителями и школьной мотивации.
Любые нарушения в эмоциональной сфере мешают ребенку этого возраста адаптироваться к школьной среде. Много энергии дети тратят на преодоление сопротивления школьной среды, которая во многом унифицирована, и не всегда с пониманием относится к своеобразию детей с различного рода эмоциональными нарушениями.
Перед педагогом-психологом стоит задача проведения коррекционной работы с детьми с разного рода эмоциональными проблемами. В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Для эффективной коррекционной работы необходимы данные и о других психологических характеристиках.
Полученные в ходе проведенного исследования результаты могут быть использованы в коррекционной работе с детьми, а также в консультативной практике с учителями и родителями детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Особенности предвосхищения последствий своего поведения младшими школьниками с нарушениями зрения с разным типом вероятностного прогнозирования
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



