Методика изучения истории международных отношений в период «холодной войны» на примере Карибского кризиса 1962 г. (Курский Государственный Университет)
Проведен педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ СОШ № 50 им. Ю.А. Гагарина г. Курска.
Выборка: 20 учащихся 11 класса .
Есть приложения.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы было выявлено, что в учебниках и учебно-методических изданиях, предназначенных для учащихся и педагогов по истории старшей школы, материала по изучению Карибского кризиса недостаточно для глубокого изучения темы.
Современное школьное образование имеет первостепенное значение при осуществлении процесса воспитания гражданина РФ, являющегося членом многонационального общества, стремящегося к взаимодействию и уважению интересов других. Методы преподавания международных отношений в школьном курсе истории универсальны. Основываясь на рекомендации ФГОС, самыми эффективными методами являются: исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и методика проблемного изложения, способствующие формированию у школьников образовательных, информационных и технологических компетенций. Применение рассмотренных нами методик направлено, прежде всего, на осуществление деятельности школьников собственными силами, предполагая поиск соответствующего материала.
Исходя из этого, на примере истории международных отношений в рамках исследования Кубинского кризиса была разработана и апробированна методика изучения такого рода вопросов для учащихся старших классов.
Карибский кризис 1962 г. возник вследствие размещения американских ракет в Турции и стремления советского руководства к стратегическому балансу путем размещения ракет на территории Кубы. Он стал закономерным результатом американской империалистической политики в отношении Кубы и развития опасной военно-политической обстановки в зоне Карибского бассейна после свершения кубинской революции, которая нанесла ощутимый удар по экономическим и торговым интересам североамериканских компаний, показала пример успешной борьбы за свободу и независимость.
Переворот со сменой диктатора, но без радикальных социально- политических и экономических изменений, не вызвал бы такой агрессии со стороны США. Неприятие вызвали характер и цели революционных преобразований Кубы, прецедент появления в Западном полушарии государства с социалистической формой устройства, возможная перспектива его повторения и упорное стремление революционных сил защитить результаты своих завоеваний. Перед лицом этой агрессии кубинское руководство было вынуждено обратиться за военно-силовой поддержкой к СССР и согласиться на предложенную им инициативу по размещению вооружений, в том числе ядерных, что превратило Кубу в эпицентр развернувшегося кризиса, ставшего кульминацией «холодной войны».
Итогом Карибского кризиса стало создание прямой телефонной связи между Вашингтоном и Москвой, чтобы лидерам двух государств больше не приходилось полагаться на письма, радио и телеграф в обсуждении важных и безотлагательных проблем. Этот кризис продемонстрировал, насколько опасной может стать ситуация в мире, если не будет взаимопонимания между сильнейшими державами.
В 1963 году США и СССР договорились прекратить ядерные испытания в воздухе, под водой и в космосе, и «холодная война» пошла на спад.
Бесспорно, важнейшим моментом стало то, что лидеры двух сверхдержав осознали и почувствовали опасность балансирования на грани ядерной войны. Политический просчёт, неосторожные действия, неправильная оценка намерений противника – все это грозило непоправимой катастрофой для всего человечества.
Министр иностранных дел России С.В. Лавров говорит о том, что Кубинский конфликт учит нас, в первую очередь, тому, что для урегулирования проблемной ситуации необходимо как минимум начать переговоры на принципах равноправия и взаимоуважения. Не стоит забывать об уроках истории, так как пока о них не вспомнят, высказывания об осуществлении дипломатических действий со стороны США и заключении новых договорённостей в области надзора за вооружениями с РФ, объявленной в Стратегии национальной обороны 2022 г., так и останутся «пустыми» словами.
Карибский кризис являлся самым опасным из всех международных столкновений, начиная с 1945 г., так как действительно имелся риск вылиться в ядерную войну. Это был классический пример применения концепции ядерного «устрашения» для приобретения преимуществ политического характера.
Карибский кризис продемонстрировал:
• опасность прямого конфликта военного характера между США и СССР и необходимость уклоняться от минимальной угрозы зарождения ядерной войны;
• обязательность наблюдения СССР и США за вооруженными силами собственных государств;
• необходимость развития состояния связей международной направленности в общем и контактов между Советским Союзом и Америкой преимущественно;
• значимость сохранения связей прямого характера между главами США и СССР (после завершения Карибского кризиса Советский Союз и Америка установили линию прямой связи – «горячую линию» для применения в ситуациях чрезвычайной направленности).
Последствия Карибского кризиса были противоречивыми, но значимыми для развития связей между СССР и США.
С одной стороны, в результате конфликта произошло нарастание стратегических арсеналов. В качестве цели Советский Союз выдвигал достижение баланса с Америкой в ядерной сфере. США, помимо количественного увеличения стратегических вооружений, стали их качественно усовершенствовать. С другой стороны, советский и американский лидеры осознали необходимость завершения испытаний в ядерной области и установления контроля за стратегическими вооружениями.
На основе рассмотрения информации по Карибскому кризису, были разработаны методические рекомендации и определены возможности предлагаемой методики в формировании наиболее комфортных условий обучения школьников старшей школы.
Благодаря применению предложенной методики изучения Карибского кризиса произошло повышение результативности овладения необходимым объёмом учебного материала и заинтересованности обучающихся, увеличив эффективность промежуточного контроля. Также были сформированы компетенции, которые показали умение обучающихся критически оценивать исторические события; способность истолковывать появляющиеся в исторической сфере вопросы, применяя знания, умения, личный опыт и опыт других. После проведённых уроков по разработанным методическим рекомендациям учащиеся получили знания о Карибском кризисе, его предпосылках, причинах, событиях, итогах и последствиях. Как следствие – допустимо и целесообразно включение разработанных методических рекомендаций в учебный процесс.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. ….3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ…………………………………..20
1.1 Отражение истории международных отношений в школьных учебниках по новейшему времени …20
1.2 Современные подходы к изучению проблем международных отношений: теория и практика на уровне среднего общего образования…27
ГЛАВА 2. КАРИБСКИЙ КРИЗИС 1962 Г.: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ…35
2.1 Причины Карибского кризиса. Методические рекомендации по изучению темы....35
2.2 Эскалация и разрешение конфликта: современные подходы к изучению ...46
2.3 Опытно-экспериментальная работа по внедрению в учебный процесс методики изучения Карибского кризиса 1962 г. ………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….…76
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….....85
Актуальность исследования. В октябре 1962 г. мир оказался на грани ядерной войны. Две сверхдержавы - СССР и США вплотную подошли к широкомасштабной войне с массированным использованием ядерного оружия. Сегодня в международных политических кругах об этом кризисе вспоминают часто. Это связано с тем, что с момента его окончания прошел значительный промежуток времени, а США и Россия снова являются антагонистами, как в период «холодной войны». Но Карибский кризис заставил по-новому взглянуть на роль ядерного оружия. После кризиса оно превратилось в оружие сдерживания. Впоследствии ни та, ни другая сторона не собирались применять его на поле боя: несмотря на элементы шантажа и давления, реальной угрозы применения ядерной бомбы все-таки не было. Это осознание сдерживающей роли ядерного оружия остается актуальным и в наши дни.
Важным уроком Карибского кризиса сегодня являются выработанные методы урегулирования серьезных международных конфликтов. Также кризис показал, что очень важно адекватно представлять возможную реакцию другой стороны на те или иные действия оппонента. Кроме того, кризис продемонстрировал, насколько важны каналы связи между участниками конфликта.
Одна из положительных сторон кризиса, о которой можно говорить сегодня, — это диалог, постоянно проходивший между Вашингтоном и Москвой: переписка между Дж.Ф. Кеннеди и Н.С Хрущевым, встречи советского посла в США А.Ф. Добрынина с Р. Кеннеди, контакты между разведывательными сообществами двух стран. Важным уроком кризиса стало понимание того, что две сверхдержавы несут особую ответственность за судьбы мира и для урегулирования подобных конфликтов им необходимо идти на уступки.
В случае с Карибским кризисом ядерной войны удалось избежать, потому что ни одна, ни другая стороны не заняли непримиримую позицию. Это чрезвычайно важно и актуально для опыта урегулирования международных конфликтов.
23 сентября 2022 г. Дипломатическая академия МИД России и Российский фонд мира провели международную научно-практическую конференцию «К 60 – летию Карибского кризиса». Оценивая опыт и уроки данного конфликта, участники конференции согласились, что анализ исторического опыта выхода из Карибского кризиса может быть важен в наши дни.
Изучение Карибского кризиса и его влияния на международные отношения в школьном курсе истории сегодня особенно актуально и требует разработки современной методики изучения и преподавания данной темы в старших классах, что позволит при помощи предлагаемой методики повысить эффективность процесса обучения школьников старших классов и выработать устойчивую потребность изучения истории международных отношений.
Объектом исследования выступают проблемы изучения и преподавания в школьном курсе истории международных отношений во второй половине ХХ века.
Предметом исследования является разработка и применение на практике методики изучения и преподавания в старших классах Карибского кризиса 1962 года.
Цель исследования – разработать методику изучения и преподавания на уровне среднего общего образования Карибского кризиса, его влияния на международные отношения в условиях биполярного миропорядка.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
– выявление основных подходов к изучению международных отношений в школьном курсе истории;
– исследование причин Карибского кризиса;
– анализ эскалации и разрешения конфликта на Кубе в 1962 году;
– разработка методических рекомендаций по изучению Карибского кризиса, направленных на формирование познавательной активности обучающихся старших классов;
– проведение опытно-экспериментальной работы по внедрению и определению эффективности разработанной методики в образовательном процессе.
Гипотеза исследования заключается в том, что предлагаемая методика будет способствовать более эффективному усвоению материала учениками старшей школы на уроках всеобщей истории и повышению познавательного интереса обучающихся.
Хронологические рамки исследования определяются целью и задачами ВКР и охватывают конец 1950-х - начало 1960-х г., т.е период формирования причин, эскалации, разрешения и проявления последствий Карибского кризиса.
Методологической основой исследования являются принципы и методы общенаучного и исторического познания. Оценить события данной темы на основе сравнения и анализа различных документов помог принцип объективности. На основе принципа историзма предмет изучения исследовался в динамике его развития с учетом влияния различных обстоятельств. Системный и ценностный подходы показали развитие советско–американских отношений в начале 1960-х гг.
Были использованы общенаучные и специальные исторические методы для решения поставленных задач исследования. Касаемо общенаучных методов, в ходе исследования использовались анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод, что позволило выявить значение отдельных факторов, влиявших на развитие Кубинского кризиса.
К основным историческим методам, использованным при написании выпускной работы, можно отнести описательно-повествовательный, историко-генетический, историко-сравнительный. Данные методы позволили проследить эволюцию отношений сверхдержав и завершение данного этапа «холодной войны».
К педагогическим методам исследования относится, прежде всего, наблюдение и эксперимент. Наблюдением считается метод, направленный на восприятие определенного педагогического действия или явления для получения конкретных данных и фактов. Метод педагогического эксперимента, прежде всего, заключается в целенаправленном исследовании проявления определенных качеств объекта исследования.
Источниковую базу исследования можно условно разделить на две группы: источники, обеспечивающие педагогическую часть работы, и исторические источники.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы было выявлено, что в учебниках и учебно-методических изданиях, предназначенных для учащихся и педагогов по истории старшей школы, материала по изучению Карибского кризиса недостаточно для глубокого изучения темы.
Современное школьное образование имеет первостепенное значение при осуществлении процесса воспитания гражданина РФ, являющегося членом многонационального общества, стремящегося к взаимодействию и уважению интересов других. Методы преподавания международных отношений в школьном курсе истории универсальны. Основываясь на рекомендации ФГОС, самыми эффективными методами являются: исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и методика проблемного изложения, способствующие формированию у школьников образовательных, информационных и технологических компетенций. Применение рассмотренных нами методик направлено, прежде всего, на осуществление деятельности школьников собственными силами, предполагая поиск соответствующего материала.
Исходя из этого, на примере истории международных отношений в рамках исследования Кубинского кризиса была разработана и апробированна методика изучения такого рода вопросов для учащихся старших классов.
Карибский кризис 1962 г. возник вследствие размещения американских ракет в Турции и стремления советского руководства к стратегическому балансу путем размещения ракет на территории Кубы. Он стал закономерным результатом американской империалистической политики в отношении Кубы и развития опасной военно-политической обстановки в зоне Карибского бассейна после свершения кубинской революции, которая нанесла ощутимый удар по экономическим и торговым интересам североамериканских компаний, показала пример успешной борьбы за свободу и независимость.
Переворот со сменой диктатора, но без радикальных социально- политических и экономических изменений, не вызвал бы такой агрессии со стороны США. Неприятие вызвали характер и цели революционных преобразований Кубы, прецедент появления в Западном полушарии государства с социалистической формой устройства, возможная перспектива его повторения и упорное стремление революционных сил защитить результаты своих завоеваний. Перед лицом этой агрессии кубинское руководство было вынуждено обратиться за военно-силовой поддержкой к СССР и согласиться на предложенную им инициативу по размещению вооружений, в том числе ядерных, что превратило Кубу в эпицентр развернувшегося кризиса, ставшего кульминацией «холодной войны».
Итогом Карибского кризиса стало создание прямой телефонной связи между Вашингтоном и Москвой, чтобы лидерам двух государств больше не приходилось полагаться на письма, радио и телеграф в обсуждении важных и безотлагательных проблем. Этот кризис продемонстрировал, насколько опасной может стать ситуация в мире, если не будет взаимопонимания между сильнейшими державами.
В 1963 году США и СССР договорились прекратить ядерные испытания в воздухе, под водой и в космосе, и «холодная война» пошла на спад.
Бесспорно, важнейшим моментом стало то, что лидеры двух сверхдержав осознали и почувствовали опасность балансирования на грани ядерной войны. Политический просчёт, неосторожные действия, неправильная оценка намерений противника – все это грозило непоправимой катастрофой для всего человечества.
Министр иностранных дел России С.В. Лавров говорит о том, что Кубинский конфликт учит нас, в первую очередь, тому, что для урегулирования проблемной ситуации необходимо как минимум начать переговоры на принципах равноправия и взаимоуважения. Не стоит забывать об уроках истории, так как пока о них не вспомнят, высказывания об осуществлении дипломатических действий со стороны США и заключении новых договорённостей в области надзора за вооружениями с РФ, объявленной в Стратегии национальной обороны 2022 г., так и останутся «пустыми» словами.
Карибский кризис являлся самым опасным из всех международных столкновений, начиная с 1945 г., так как действительно имелся риск вылиться в ядерную войну. Это был классический пример применения концепции ядерного «устрашения» для приобретения преимуществ политического характера.
Карибский кризис продемонстрировал:
• опасность прямого конфликта военного характера между США и СССР и необходимость уклоняться от минимальной угрозы зарождения ядерной войны;
• обязательность наблюдения СССР и США за вооруженными силами собственных государств;
• необходимость развития состояния связей международной направленности в общем и контактов между Советским Союзом и Америкой преимущественно;
• значимость сохранения связей прямого характера между главами США и СССР (после завершения Карибского кризиса Советский Союз и Америка установили линию прямой связи – «горячую линию» для применения в ситуациях чрезвычайной направленности).
Последствия Карибского кризиса были противоречивыми, но значимыми для развития связей между СССР и США.
С одной стороны, в результате конфликта произошло нарастание стратегических арсеналов. В качестве цели Советский Союз выдвигал достижение баланса с Америкой в ядерной сфере. США, помимо количественного увеличения стратегических вооружений, стали их качественно усовершенствовать. С другой стороны, советский и американский лидеры осознали необходимость завершения испытаний в ядерной области и установления контроля за стратегическими вооружениями.
На основе рассмотрения информации по Карибскому кризису, были разработаны методические рекомендации и определены возможности предлагаемой методики в формировании наиболее комфортных условий обучения школьников старшей школы.
Благодаря применению предложенной методики изучения Карибского кризиса произошло повышение результативности овладения необходимым объёмом учебного материала и заинтересованности обучающихся, увеличив эффективность промежуточного контроля. Также были сформированы компетенции, которые показали умение обучающихся критически оценивать исторические события; способность истолковывать появляющиеся в исторической сфере вопросы, применяя знания, умения, личный опыт и опыт других. После проведённых уроков по разработанным методическим рекомендациям учащиеся получили знания о Карибском кризисе, его предпосылках, причинах, событиях, итогах и последствиях. Как следствие – допустимо и целесообразно включение разработанных методических рекомендаций в учебный процесс.
1. Историко-культурный стандарт от 21 мая 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/documents/3483/file/2325/13.07.01 (Дата обращения: 05.09.2022 г.).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России от 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (Дата обращения: 27.06.2022 г.).
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории. Проект от 24 мая 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tsput.ru/his_seminar/progect.pdf (Дата обращения: 14.10.2022 г.).
4. Новый федеральный перечень учебников на 2022-2023 гг. Приложение к приказу от 30.03.2022 №57-ОД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bibli.okis.ru/files/0/3/6/36/2022/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%202022-2023.pdf (Дата обращения: 08.09.2022 г.).
5. Решение коллегии Министерства образования от 28.12.1994 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях». [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://historicus.media/normativno-pravovaya-baza-prepodavaniya-istorii (Дата обращения: 20.08.2022 г.).
6. Приказ от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 12 августа 2022 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902350579 (Дата обращения: 01.09.2022 г.).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008 (Дата обращения: 21.09.2022 г.).
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#friends (Дата обращения: 02.05.2022 г.).
Официально-документальные материалы
9. Американо-турецкое Соглашение 1955 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://slovariki.org/sovetskaa-istoriceskaa-enciklopedia/646 (Дата обращения: 05.07.2022 г.).
10. Американо-турецкое Соглашение 1959 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/Tuesday, 20 Aug 2013 11:28:21 (Дата обращения: 06.07.2022 г.).
11. Гаванская декларация. 2 сентября 1960 года // Октябрьская революция и Кубинская революция: Речи и выступления 1960–1977 гг. М.: Политиздат. 1978. С. 123-131.
12. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. 1963 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=11968333%40egNPA (Дата обращения: 18.12.2021 г.).
13. Империалистам не поставить на колени кубинский народ! (из выступления Фиделя Кастро на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН) 26 сентября 1960 года // Правда. 1960. № 273 (15397). С. 8-14.
14. Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова для фильма «Мир на грани. Уроки Карибского кризиса». Москва. 30 октября 2022 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/press_service/video/view/1835806/ (Дата обращения: 02.11.2022 г.).
15. Кастро Ф. Наше дело побеждает. Речи и выступления. М.: Прогресс. 1965. 457 с.
16. Устав Организации Объединённых наций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru Friday, 26 Jul 2013 13:20:08.9. (Дата обращения: 15.09.2022 г.).
17. Castro's Speech on the Promulgation of the First Agrarian Reform Law // Castro Internet Archive (marxists.org) 2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.marxists.org/history/cuba/archive/castro/1959/05/17.htm(Дата обращения: 12.12.2021 г.).
Мемуары
18. Громыко А.А. Памятное. В 2 кн. Кн. 1. М.: Центрполиграф. 2016. 576 с.
19. Добрынин А. Сугубо доверительно. М.: Центрполиграф. 1997. 618 с.
20. Кастро Ф. Вива Куба! М.: Правда. 1963. 200 с.
21. Кастро Ф. Моя жизнь. М.:Центрполиграф. 2009. 387 с.
22. Кастро Ф. Размышления команданте. М.: Альпина Нон-фикшн. 2009. 248 с.
23. Микоян А.И. Так было. М.: Вагриус. 1999. 612 с.
24. Петрик П.П., Поклад Б.И., Кашлев Ю.Д. Дипломаты вспоминают. Мир глазами ветеранов дипломатической службы. М.: Политиздат. 1997. 400 с.
25. Феклисов А.С. Карибский ракетно-ядерный кризис. М.: Эксмо. 2001. 304 с.
26. Хрущев Н. Воспоминания. М.: Вагриус. 1997. 450 с.
27. Хрущёв Н. Время. Люди. Власть. (Воспоминания). В 4-х книгах. Книга 4. М.: Московские новости. 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_h/hrush63.php. (Дата обращения: 02.08.2021 г.).
Пресса
28. Большаков Г.Н. Горячая линия: Как действовал секретный канал связи Джон Кеннеди – Никита Хрущёв // Правда. 1963. №4. С. 4.
29. Грибков А.И. Карибский кризис // Правда. 1963. № 11. С. 9.
30. Закиров Р. Карибский кризис - как это было на самом деле // Правда. 1965. №5. С. 8.
31. Кошкин Р.П. Карибский кризис: уроки и выводы // Правда. 1964. № 2. С.5.
Учебная и методическая литература
32. Амиров Т.З., Гильванов Р.Р. Проблема применения инновационно-образовательных технологий в педагогической деятельности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 10-19.
33. Байбородова Л.В. Проблемы теории и практики использования педагогических технологий в образовании // Ярославский педагогический вестник. 2015. №6. С. 69-75.
34. Барабанов В.В., Лазукова Н.Н., Ванина Э.В. Методика обучения истории. М.: Издательский центр «Академия». 2018. 159 с.
35. Баранов П.П. Профильное обучение истории: характер, объекты, содержание внутришкольного контроля // Преподавание истории и обществознания в школе. 2020. № 3. С. 56-61.
36. Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История. Всеобщая история. 11 класс. М.: Дрофа. 2019. 313 с.
37. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. М: Вако. 2020. 167 с.
38. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. – начало XXI в. 10-11 класс. М.: Русское слово. 2019. 300 с.
39. Загладин Н.В., Загладина У.Т. Всеобщая история. 10-11 класс. М.: Просвещение. 2018. 400 с.
40. Крючкова Е.А. Гражданская идентичность и обучение истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. №1. С. 39–55.
41. Крючкова Е.А. Реализация воспитательного потенциала школьного исторического образования в практике работы учителей старших классов (2004-2018 гг.): общепедагогический аспект // Наука и школа. 2019. №1. С. 60-77.
42. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России. 2018. 214 с.
43. Кузьмина О.В., Ушаков Ю.Н. История Новейшего времени. 11 класс. М.: Академия. 2019. 400 с.
44. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе. Калиниград. 2018. 128 с.
45. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. История. Всеобщая история. 11 класс. Под редакцией В.С. Мясникова. М.: Вентана-граф. 2020. 287 с.
46. Ползикова Н.Б. Современные образовательные технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. Т. 25. С. 232–234.
47. Попов А.А. Сущность профильного обучения старшеклассников // Молодой ученый. 2018. № 17 (97). С. 561-563.
48. Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История. Всеобщая история. 11 класс. М.: Русское слово. 2020. 300 с.
49. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Под редакцией А.О. Чубарьяна. М.: Просвещение. 2020. 352 с.
50. Сторожакова Е.В. Методика обучения истории. М: Юрайт. 2021. 135 с.
51. Уколова В.П., Ревякин А.В. История. Всеобщая история. 11 класс. Под редакцией А.О. Чубарьяна. М.: Просвещение. 2021. 312 с.
52. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. История. Всеобщая история. 11 класс. Под редакцией А.О. Чубарьяна. М.: Просвещение. 2019. 330 с.
53. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. М.: Дрофа. 2019. 415 с.
Литература
54. Адамишин А.Л. Советский Союз и революционная Куба // История внешней политики СССР. В 2 т. Т.2. М.: Наука. 1986. С. 358-366.
55. Алексеев А.И. Карибский кризис. Как это было // Эхо планеты. 2003. № 3. С. 32-47.
56. Амосов И.А. Некоторые аспекты деятельности разведывательных органов США в период Кубинского кризиса. М.: Политиздат. 1994. 390 с.
57. Ананова Е.В. Империализм США и Кубинская экономика. М.: Наука. 1987. 300 с.
58. Аничкин В.С., Трофименко Г.А. СССР - США: мирное сосуществование как норма взаимоотношений. М.: Наука. 1987. 230 с.
59. Анненков В.И. Ядерный мир: геополитические и военно-политические аспекты современности. М.: Русайнс. 2016. 282 с.
60. Антюхина-Московченко В.И., Ахтамзян А.А., Борисов А.Ю. История международных отношений и внешней политики СССР, 1917-1987. В 3 т. Т.3. М.: Международные отношения.1987. 412 с.
61. Вартанов В.Н. Советский военно-морской флот и Карибский кризис // Международная научная конференция. Карибский кризис 1962 г. в архивных документах России, США и Кубы: анализ, итоги, уроки. Доклады и тезисы докладов. М.: Политиздат. 1994. С. 20-24.
62. Васильев В.Н. Карибский кризис. М.: Наука. 1991. 289 с.
63. Владимиров В.Х. Куба в межамериканских отношениях. М.: Политиздат. 1984. 290 с.
64. Воробьев С.В. Развитие теории стратегического использования ракетного оружия и РВСН (40-90 годы ХХ века) . В 2 ч. Ч. 2. М.: ВА РВСН. 2004. 334 с.
65. Гаджиев К.С. Идеология и внешняя политика // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 6. С. 78-90.
66. Гонионский С.А. Очерки Новейшей истории стран Латинской Америки. М.: Москва. 1964. 300 с.
67. Грибков А.И. Карибский кризис. Разработка замысла и осуществление операции «Анадырь» // Стратегическая операция «Анадырь»: Как это было. М.: Наука. 1999. С. 98-107.
68. Григулевич И.Р. Культурная революция на Кубе. М.: Наука. 1965. 301 с.
69. Зубок В.М., Печатнов В.О. Историография "холодной войны" в России: некоторые итоги десятилетия // Отечественная история. 2003. № 4. С. 12-24.
70. Калиев М.В. Краткая история Кубы. М.: Просвет. 1995. 290 с.
71. Кокошин А.А. Размышление о Карибском кризисе в контексте проблемы стратегической стабильности. М.: Астрель. 2012. 214 с.
72. Королёв Ю.Н., Кудачкин М.Ф. Латинская Америка: революции XX века. М.: Наука. 1986. 276 с.
73. Кочемасов С.Г. Хроника основных событий истории ракетных войск стратегического назначения. М.: Просвещение. 1996. 284 с.
74. Кременюк В.А. Карибский кризис и его роль в истории // США и Канада: Экономика – политика – культура. 2012. №9. С. 13-26.
75. Кунина А.Е., Позняков В.В. Советско-американские отношения в ядерный век // Американский ежегодник. 1990. С. 89-99.
76. Лавренов С.Я., Попов И.М. Карибский кризис: мир на грани катастрофы // Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М.: Астрель. 2013. С. 498-510.
77. Лавренов С.Я., Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М.: Москва. 2013. 778 с.
78. Ладыгин Ф.И., Лота В.И. ГРУ и Карибский кризис. Секретная хроника опасной конфронтации. М.: Кучково поле. 2012. 144 с.
79. Путилин Б.Г. Карибский кризис 1962 г. // Советская внешняя политика в годы "холодной войны" (1945—1985 гг.). Новое прочтение. М.: Наука. 1995. С. 283—302.
80. Разумович Н.Н. Государственные преобразования революционной Кубы. М.: Международные отношения. 1964. 107 с.
81. Сергеев Ф.М. Тайная война против Кубы. М.: Прогресс. 1982. 210 с.
82. Трошин Ю.А. История стран Азии и Африки в новейшее время (1918– 2000 гг.). М.: Весь мир. 2004. 608 с.
83. Фурсенко А.А. Карибский кризис 1962 г. Новые материалы // Новая и новейшая история. 1998. № 5. С. 66—76.
84. Фурсенко А.А., Нафтали Т. Адская игра: Секретная история Карибского кризиса 1958-1964 гг. М.: Пресс. 1999. 340 с.
85. Хрущев С. Кубинский ракетный кризис. События почти вышли из-под контроля Кремля и Белого дома // Международная жизнь. 2002. № 5. С. 57—79.
86. Акоста Т.Д. Роль Кубы в развертывании группировки советских войск в стране. Позиция Кубы в отношении возможности секретного развертывания этих сил. М.: Политиздат. 1994. 362 с.
87. Аллисон Г. Сущность решения: Объяснение кубинского ракетного кризиса. М.: Политиздат. 1971. 528 с.
88. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 т. Т. 2. М.: АСТ. 1990. 500 с.
89. Броган Х. Джон Кеннеди. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 326 с.
90. Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Наука. 1997. 856 с.
91. Мелиан П.Г. Меры кубинского правительства по обеспечению государственной безопасности в ответ на подготовку прямого вооруженного вторжения США. Соглашения и военные договоры между Кубой и СССР в 1961 и 1962 гг. М.: Политиздат. 1994. 190 с.
92. Свилас С.Ф. Историография и источники по истории Карибского кризиса // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. № 4. С. 20-34.