Введение 4
1 Анализ требований, применяемых к учебному ресурсу 6
2 Оценка безопасности технологий интеграции дистанционных
ресурсов обучения с системами управления обучением 10
2.1 Анализ информационных источников, содержащих информацию
о современных системах управления обучением и технологиях интеграции с ними внешних ресурсов 10
2.2 Анализ реализации технологий интеграции внешних ресурсов с системами управления обучением с точки зрения информационной безопасности 20
3 Проектирование учебного ресурса 34
3.1 Проектирование архитектуры учебного ресурса 34
3.2 Проектирование модуля разграничения доступа 35
3.3 Проектирование модуля управления учебным ресурсом 37
3.4 Проектирование модуля контроля учебного процесса 40
3.5 Проектирование модуля интерфейса обучающегося 43
3.6 Проектирование модуля обмена данными с внешними ресурсами 43
3.7 Проектирование модуля взаимодействия с базой данных 44
3.8 Проектирование модуля регистрации событий 46
3.9 Проектирование модуля обеспечения информационной безопасности 46
4 Разработка учебного ресурса 52
4.1 Разработка модуля разграничения доступа 52
4.2 Разработка модуля управления учебным ресурсом 59
4.3 Разработка модуля контроля учебного процесса 69
4.4 Разработка модуля интерфейса обучающегося 70
4.5 Разработка модуля обмена данными с внешними ресурсами 70
4.6 Разработка модуля взаимодействия с базой данных 71
4.7 Разработка модуля регистрации событий 73
4.8 Разработка модуля обеспечения информационной
безопасности 80
5 Тестирование учебного ресурса 86
6 Разработка документации к учебному ресурсу 93
7 Вредные психофизиологические факторы, влияющие на органы зрения специалиста по защите информации. Методы и средства физической культуры, снижающие их воздействие 94
Заключение 96
Список используемых источников 99
Приложение А. Руководство по инсталляции 102
Приложение Б. Руководство по эксплуатации 111
В современном мире реляционные базы данных используются практически в каждой организации, а число и сложность кибератак, производимых на базы данных, с каждым годом неуклонно растут. В соответствии с последними исследованиями, 24% всех кибератак направлены на веб-ресурсы. Основной целью таких атак является получение доступа к базам данных, содержащих защищаемую информацию. Организации и люди, чья информация, представляющая для них ценность, хранится в базах данных, заинтересованы в том, чтобы их ценная информация была в безопасности. Надёжную защиту баз данных могут обеспечить квалифицированные специалисты в области информационной безопасности. Но специалист, умеющий пользоваться самыми современными технологиями в области информационной безопасности, в процессе своего обучения должен пользоваться самыми актуальными и информативными ресурсами. Современные технологии предоставления дистанционного образования позволяют получить доступ к информации из любой точки мира.
В связи с вышеописанным возникает необходимость разработки защищённых с точки зрения информационной безопасности дистанционных ресурсов обучения, дополняющих и улучшающих учебный процесс.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать защищённый с точки зрения информационной безопасности дистанционный учебный ресурс для получения навыков обеспечения информационной безопасности реляционных баз данных средствами языка SQL (далее — учебный ресурс). Разработанный учебный ресурс можно будет использовать как основу для создания новых интерактивных учебных ресурсов.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
— провести анализ требований, применяемых к учебному ресурсу;
— провести оценку безопасности технологий интеграции дистанционных ресурсов обучения с системами управления обучением;
— выполнить проектирование учебного ресурса;
— разработать учебный ресурс;
— провести тестирование учебного ресурса;
— разработать документацию к учебному ресурсу;
— установить вредные психофизиологические факторы, влияющие на органы зрения специалиста по защите информации, а также определить методы и средства физической культуры, снижающие их воздействие.
Сегодня образование невозможно представить без использования современных технологий обучения. Учитывая современные реалии и потребности мирового рынка в высококвалифицированных специалистах различных направлений деятельности, спрос на технологии дистанционного обучения как никогда ранее высок и будет продолжать расти. Но новые технологии несут с собой и новые угрозы информационной безопасности для компьютерных систем и пользователей. В связи с этим технологии дистанционного обучения в своей работе должны использовать современные методы обеспечения информационной безопасности.
В ходе выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
— проведён анализ требований, применяемых к учебному ресурсу;
— проведена оценка безопасности технологий интеграции дистанционных ресурсов обучения с системами управления обучением;
— спроектирована архитектура и логика функционирования учебного ресурса;
— разработаны модули, из которых состоит учебный ресурс;
— проведено тестирование учебного ресурса;
— разработаны «Руководство по инсталляции» и «Руководство по эксплуатации» учебного ресурса;
— установлены вредные психофизиологические факторы, влияющие на органы зрения специалиста по защите информации, а также определены методы и средства физической культуры, снижающие их воздействие.
При разработке дистанционного учебного ресурса использовались современные технологии веб-разработки и применялись методики разработки безопасного ПО.
По результатам функционального тестирования был сделан вывод, что учебный ресурс удовлетворяет всем требованиям, поставленным в техническом задании на выпускную квалификационную работу.
Разработанный в рамках выпускной квалификационной работы дистанционный учебный ресурс обеспечивает информационную безопасность как персональных данных пользователей, посещающих учебный ресурс, так и непосредственно содержимого ресурса, то есть учебных курсов. Данный дистанционный учебный ресурс разработан на основе платформы Moodle, добавляя в неё такие механизмы обеспечения информационной безопасности, как:
— управление доступом на основе ролей;
— управление полномочиями доступа пользователей к учебному ресурсу;
— регистрация событий и ведение журнала событий;
— контроль целостности учебного ресурса;
— блокировка доступа к учебному ресурсу по IPv4- и/или 1Руб-адресам;
— проверка загружаемых на учебный ресурс файлов на предмет наличия в них вредоносного ПО или деструктивных конструкций;
— защита от SQL-инъекций.
Разработанный дистанционный учебный ресурс может использоваться преподавателями учебных заведений и другими лицами, желающими расширить и углубить учебный процесс обучающихся.
По результатам анализа технологии LTI с точки зрения информационной безопасности была написана статья «Оценка безопасности технологии интеграции дистанционных ресурсов обучения с системой управления обучения Moodle», с которой было принято участие в седьмой Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (ВМНПК — 2020). Вышеописанная статья затем была опубликована в «Сборнике статей по материалам седьмой Всероссийской межвузовской научно-практической конференции» [35].
Все задачи из технического задания на выпускную квалификационную работу были успешно выполнены.