Особенности формирования у младших школьников коммуникативной компетенции в процессе групповой работы на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности (Национальный социально-педагогический колледж)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Содержательная характеристика понятия «коммуникативная компетентность» и ее составляющие 6
1.2 Характеристика коммуникативной компетентности младших школьников 11
1.3 Условия формирования коммуникативной компетентности у младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности 19
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1 Программа формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности 25
2.2. Проект «Аквариум и его обитатели» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Актуальность исследования. Школа как один из важнейших институтов социализации предъявляет высокие требования к ученикам, начиная с первых дней учебы. Первоклассник при этом испытывает дополнительный стресс не только от возросших по сравнению с детским садом требований, но и от смены социального статуса, социальной среды, вида и характера деятельности, а также уровня индивидуальной готовности к подобной ситуации. В результате вхождение учащегося в учебную деятельность, которое выступает необходимым условием личностного развития ребенка, оказывается затруднено.
Вместе с тем устранение подобных затруднений – это важнейшая задача современного образования, определенная бурным, радикальным темпом социальных изменений в нашей стране, которые повышают значимость личностной активности в конструировании социального мира и взаимодействии с людьми.
Коммуникативная компетентность в современных социально-экономических условиях выступает одним из важнейших характеристик современной личности. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Вместе с тем, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует коммуникативной компетентности обучаемых.
Первоначальное формирование коммуникативной компетентности, обеспечивающее поэтапное развитие детской личности, должно происходить в младшем школьном возрасте. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников – это процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть, как любого урока, так и внеурочного времени. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) организация занятий по направлениям внеурочной деятельности стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В связи с этим обращение к специфике формирования коммуникативной компетентности в рамках внеурочной деятельности выступает актуальной темой для научного исследования.
Цель исследования – изучить формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Объект исследования – коммуникативная компетентность младших школьников.
Предмет исследования – формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
2. Рассмотреть формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Методологической основой исследования выступили труды таких ученых как: О.А. Александрова, А.Г. Асмолов, Б.С. Волков, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Н.И. Дереклеева, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин об особенностях развития детей в младшем школьном детстве, специфике их общения и коммуникации.
Коммуникативная компетентность – это способность успешно осуществить целенаправленный процесс передачи информации, базовая функция которого обмен информацией между двумя или большим количеством участников – говорящий (адресат) и слушающий (адресат).
Коммуникативная компетентность младшего школьника – качество личности, необходимое для достижения жизненного успеха младшим школьником. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организовывая взаимодействие учеников друг с другом.
Условиями, способствующими формированию коммуникативной компетентности младших школьников в рамках внеурочной деятельности, выступают:
- использование педагогом различных форм внеурочной деятельности, в особенности групповой формы;
- использование педагогом различных видов и направлений внеурочной деятельности, в особенности игровой деятельности, познавательной деятельности, досугово-развлекательной деятельности, социального творчества.
По итогам проведения исследования была достигнута поставленная во введении цель работы – изучить формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Процесс формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами внеурочной деятельности будет успешным, если:
- педагогом будут использоваться различные формы внеурочной деятельности, в особенности групповая форма;
- педагогом будут использоваться различные виды и направления внеурочной деятельности, в особенности игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность, социальное творчество.
1. Адамьянц, Т.А. Коммуникативные навыки личности / Т.А. Адамьянц // Человек : иллюстрированный научно-популярный журнал / ред. Б.Г. Юдин, М.А. Мануильский. – 2006. – № 5. – С. 65–68.
2. Александрова, О.А. Формирование коммуникативных умений общения / О.А. Александрова. – М. : Просвещение, 2005. – 26 с.
3. Андриенко, Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении / Е.В. Андриенко, Е.С. Пономарева // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 11. – С. 30–35.
4. Арефьева, О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста / О.М. Арефьева // Начальное образование : науч.-метод. журн. – 2010. – № 3. – С. 24–29.
5. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 2. – С. 74–78.
6. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. – М. : Владос, 2001. – 174, [1] с.
7. Бекиш, М.А. Игровые приемы на уроках и во внеурочной деятельности / М.А. Бекиш // Начальная школа. – 2011. – № 12. – С. 43–45.
8. Белобородова, О.Г. Программа внеурочной деятельности в начальной школе / О.Г. Белобородова // Справочник классного руководителя. – 2011. – № 9. – С. 44–55 ; – № 10. – С. 54–62 ; – № 12. – С. 58–66.
9. Беспалова, С.А. Использование активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности / С.А. Беспалова // Русский язык в школе. – 2008. – № 3. – С. 35–37.
10. Блохина, Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 3. – С. 20–25.
11. Блохина, Е.А. Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 2. – С. 67–70.
12. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 149–152.
13. Виноградова, Н. Внеурочная деятельность в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Н. Виноградова // Начальное образование. – 2011. – № 5. – С. 3–6.
14. Внеурочная деятельность в начальной школе // Завуч начальной школы. – 2011. – № 6. – С. 3–64.
15. Горецкая, Л.Н. О проблемах формирования социально- коммуникативной компетентности на уроках математики / Л.Н. Горецкая // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 7. – С. 23–34.
16. Гребнева, Т.А. Развитие коммуникативных навыков / Т.А. Гребнева // Воспитатель ДОУ : практ. журн. – 2009. – № 6. – С. 67–69.
17. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
18. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности / М.В. Григорьева // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 103–106.
19. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева. – М. : Норма, 2005. – 167 с.
20. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность : взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 15–26 ; – № 4. – С. 15–21.
21. Ермакова, О.Б. Внеурочная деятельность в первых классах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС. Компетентностно-контекстный подход / О.Б. Ермакова // Педагогические технологии. – 2012. – № 2. – С. 3–8.
22. Жажева, С.А. Теоретический анализ дефиниции «коммуникативная компетенция» / С.А. Жажева // Новые Технологии. – 2010. – № 4. – С. 45–56.
23. Жуков, Ю.М. Эффективность обратной связи при совершенствовании коммуникативных умений / Ю.М. Жуков // Журнал практического психолога. – 2007. – № 5. – С. 79–101.
24. Зайцева, К.П. К вопросу о формировании у младших школьников навыков общения / К.П. Зайцева // Начальная школа : вчера, сегодня. – 2011. – № 5. – С. 48–51.
25. Игнатьева, Э.А. Формирование коммуникативных умений виртуального общения современной молодежи / Э.А. Игнатьева // Педагогическая информатика. – 2012. – № 1. – С. 88–98.
26. Каменева, О.В. Ситуация этикетного речевого общения как средство формирования коммуникативных умений школьников / О.В. Каменева // Инновации в образовании. – 2011. – № 12. – С. 21–30.
27. Ковалева, Т.Ю. Использование риторических приемов для развития коммуникативных умений и навыков на уроках в начальных классах / Т.Ю. Ковалева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 5. – С. 18–21.
28. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи / О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М. : Владос, 2005. – 119 с. : цв. ил.
29. Козюренко, М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения / М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 11. – С. 15–19.
30. Костерина, Л.Б. Урочная и внеурочная формы учебной деятельности младших школьников / Л.Б. Костерина // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 11. – С. 18–22.
31. Курцева, З.И. Роль педагога ДОУ и школы в развитии коммуникативных умений учащихся / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 4. – С. 13–17.
32. Макарова, О.В. Организация проектной деятельности детей во внеурочное и урочное время / О.В. Макарова // Современный урок : начальная школа : предмет.-содерж. журн. – 2010. – № 5. – С. 61–67.
33. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А.А. Максимова // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 1. – С. 3–7.
34. Морозова, Е.А. Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Морозова // В мире научных открытий. – 2010. – № 6 (12). – С. 14–23.
35. Моуравова, М.Л. Особенности формирования коммуникативных умений первоклассников в условиях двуязычия / М.Л. Моуравова, З.А. Диамбекова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 6. – С. 38–43.
36. Науменко, Ю.В. Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС начального общего образования / Ю.В. Науменко // Методист. – 2011. – № 10. – С. 31–34.
37. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования : письмо Министерства образования и науки РФ от 12. 05. 2011, № 03-296 / Российская Федерация, Министерство образования и науки // Администратор образования. – 2011. – № 13. – С. 20–30 : табл.
38. Овсянникова, Е.А. Развитие коммуникативных умений у младших школьников в тренинговой группе / Е.А. Овсянникова // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – № 7. – С. 42–44.
39. Организуем внеурочную деятельность // Справочник классного руководителя. – 2012. – № 3. – С. 64–77.
40. Проняева, С.В. Интеграция задач образовательной области «Коммуникация» с другими видами детской активности / С.В. Проняева // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 6. – С. 18–23.
41. Салангина, Н.Я. Внеурочная деятельность в работе педагогов / Н.Я. Салангина // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 5. – С. 43–45.
42. Сальникова, О.А. Ключевые компетенции в современном образовании / О.А. Сальникова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 12. – С. 74–78.
43. Сергеева, А.И. Нетрадиционный подход к развитию коммуникативных умений / А.И. Сергеева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 1999. – № 3. – С. 82–86.
44. Содномов С.Ц. Принципы формирования коммуникативных умений младших школьников / С.Ц. Содномов // Вестник Бурят. ун-та. Сер. 1. Педагогика. – 2011. – Вып. 1. – С. 124–129.
45. Степанов, П.В. Как разработать программу внеурочной деятельности / П.В. Степанов, И.В. Стапанова // Завуч начальной школы. – 2012. – № 1. – С. 71–77.
46. Султанова, В. Приемы и средства подготовки учащихся к процессу общения / В. Султанова // Педагогические науки. – 2011. – № 6. – С. 125–128.
47. Сульниченко, В.Н. Формирование коммуникативно-речевых умений школьников в процессе интеграции всех видов речевой деятельности / В.Н. Сульниченко // Педагогические технологии : проф. журн. для технологов образования. – 2009. – № 3. – С. 22–27.
48. Тесленко, В.И. Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев // Психология обучения. – 2011. – № 7. – С. 98–108.
49. Чуракова, Н.А. Формирование коммуникативных умений младших школьников межпредметными средствами в УМК «Перспективная начальная школа» / Н.А. Чуракова // Методист. – 2006. – № 5. – С. 8–10.
50. Шакина, Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества / Г.В. Шакина // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 5. – С. 17–22.