Введение 3
Глава 1 Теоретические основы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в основную
1.1 Адаптация пятиклассников как социально-педагогическая
проблема 11
1.2 Роль педагогического сопровождения в успешной адаптации
пятиклассников 20
1.3 Программа педагогического сопровождения адаптации
пятиклассников при переходе из начальной школы в основную 30
Глава 2 Опытно-экспериментальная проверка эффективности
программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников .......
при переходе из начальной школы в основную
2.1 Методика организации констатирующего эксперимента 39
2.2 Ход и содержание формирующего эксперимента 56
2.3 Результаты и педагогические условия эффективной реализации программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в основную
2.4 Рекомендации для учителей и родителей 87
Заключение 89
Список использованных источников 92
Приложения 101
Актуальность исследования. В настоящее время одним из важных и приоритетных видов деятельности в образовательных организациях, в частности в школах, является педагогическое сопровождение. Оно подразумевает комплексных подход к оптимизации условий обучения. Адаптация - это приспособление человека к новым условиям его жизнедеятельности, усвоение норм и правил, регламентируемых обществом. Школьная адаптация заключается в принятии школьных требований к поведению, обучению и взаимодействию с другими участниками образовательного процесса. Проблема адаптации пятых классов отличается рядом факторов как внешних, так и внутренних, так как это начало подросткового периода: новые требования, увеличенные объем и темп обучения, обилие кабинетов занятий, новое положение в школьное иерархии, новые правила, смена ведущего вида деятельности, новая социальная ситуация развития, стабилизация самооценки и стремление к независимости.
Трудности характеризуются не только учебными аспектами, но и признаками подросткового кризиса, поэтому важно организовать грамотное педагогическое сопровождение, которое будет направлено на подготовку к среднему звену обучения в школе, профилактику, диагностику и коррекцию адаптации учащихся пятых классов.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема адаптации рассматривалась в трудах А.Н. Вазина, А.П. Сорокина, С.И. Степановой, Г.В. Стрельникова, которые выделили этапы адаптационного процесса. Г.А. Балл изучал психологическую адаптацию, Т.М. Растова исследовала адаптацию личности в коллективе, И.К. Кряжева - критерии адаптации. Проблема адаптации к школе рассматривается и в педагогической науке. Педагоги в своих исследованиях в основном изучают вопросы адаптивной организации образования. Некоторые авторы, например, М.В. Антропова, А.Г. Хрипкова рассматривали вопросы адаптации к физической и учебной нагрузке обучающихся начальной школы. Е.А. Осипова занималась изучением проблемы психолого-педагогического обеспечения адаптации обучающихся в средней школе. В научных исследованиях вышеупомянутых авторов разработаны определения адаптации, рассмотрены виды, выявлена ее сущность.
Проблематике адаптации пятиклассников посвящали свои труды многие ученые: Т.В. Драгунова, Е.В. Новикова, A.M. Прихожан, О.А. Сизова, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Т.Н. Юферева, JI.A. Ясюкова, Г. Чуткина, В.А. Бароненко и Е. Плаксина и др.
Различные направления педагогического сопровождения пятиклассников и учащихся среднего звена рассматривались в трудах ряда ученых: И.А. Кондратьевой, А.В. Остапенко (сопровождение как междисциплинарное понятие); Е.И. Казаковой (комплексное сопровождение как создание ориентационного поля развития); И.В. Ивановой, Е.А. Александровой, Н.С. Запускаловой, М.И. Рожкова (сопровождение как процесс, ориентированный на саморазвитие учащихся); И.В. Ульяновой (сопровождение как формальное присутствие взрослого-профессионала, отвечающего за реализацию образовательного процесса); Н.М. Борытко (сопровождение как инициатива воспитанника в выборе решений); В.И.Богословского (сопровождение как деятельность, процесс, источник развития личности и индивидуальности); С.Н. Чистяковой, В.И. Слободчикова, А.П. Тряпицыной (педагогическое сопровождение как помощь учащемуся в личностном росте); О.В. Пикулик, В.С. Торохтий (педагогическое сопровождение как условие саморазвития личности).
Анализ научной литературы показал, что в исследованиях процесса педагогического сопровождения не учитываются особенности образовательного процесса основной школы. Рассмотренные теоретические и практические исследования доказывают актуальность проблемы адаптации пятиклассников и педагогического сопровождения адаптации пятиклассников к среднему звену. Но есть некоторые вопросы по поводу разработки и реализации программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников, имеющий комплексный характер и направленность деятельности; и создания педагогических условий, тесно связанных с реализацией программы, для эффективной адаптации.
На основе данного вывода, выделаются противоречия:
- между потребностью педагогической практики в изменении организации образовательного процесса школы для учащихся пятых классов с целью ориентации на эффективную адаптацию к среднему звену обучения и недостаточностью разработки теоретических основ решения данной проблемы;
- между необходимостью осуществления педагогического сопровождения адаптации пятиклассников в образовательном процессе основной школы и отсутствием научно-обоснованной программы педагогического сопровождения и педагогических условий её эффективной реализации.
Из перечисленных противоречий формируется проблема исследования: каково содержание программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников и педагогические условия её эффективной реализации.
Выбор темы диссертационного исследования основан на актуальности рассматриваемой проблемы и необходимости поиска решения для перечисленных противоречий: «Педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников».
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников в образовательном процессе школы при переходе из младшего звена в среднее и условий её эффективной реализации.
Объект исследования: адаптация пятиклассников.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в основную.
Гипотеза исследования: педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников будет эффективным если:
- уточнена сущность понятия «адаптация пятиклассников в образовательной среде основной школы»;
- определена роль педагогического сопровождения в успешной адаптации пятиклассников;
- разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена программа педагогического сопровождения адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в основную;
- выявлены педагогические условия эффективной реализации программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников.
Задачи исследования:
1) уточнить сущность понятия «адаптация пятиклассников в образовательной среде основной школы»;
2) определить роль педагогического сопровождения в успешной адаптации пятиклассников;
3) разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу педагогического сопровождения адаптации пятиклассников;
4) выявить педагогические условия эффективной реализации программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников;
5) разработать рекомендации для учителей и родителей по повышению уровня адаптированности пятиклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- на общенаучном уровне - системный подход к анализу педагогических явлений, обуславливающий необходимость рассмотрения образовательного процесса основной школы как целостной системы, определяющей возможность (О.А. Воскрекасенко, Н.О. Яковлева);
- на конкретно-научном уровне - труды, раскрывающие сущность, структуру и содержание образовательного процесса (А.Н. Поздняков, И.Э. Рахимбаева, И.Г. Шендрик, В.А. Ясвин и др.), а также педагогического сопровождения адаптации обучающихся в основной школе (О.А. Воскрекасенко, Е.Н. Леонова, Н.О. Яковлева и др.);
- на технологическом уровне - принципы проведения психолого-педагогической диагностики и организации тренинговых занятий (О.А. Воскрекасенко, С.В. Сергеева, В.А. Сонин, Н.П. Фетискин и др.).
Для достижения целей исследования, проверки гипотезы и решения задач были определены и использованы следующие методы:
- теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; теоретическое осмысление и систематизация полученных эмпирических данных; анализ школьной документации (программ и планов учебной и воспитательной работы); обобщение опыта отечественных исследований по проблемам адаптации пятиклассников; проектирование опытно-экспериментальной части исследования;
- эмпирические: диагностика, педагогический эксперимент.
Основные этапы исследования.
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (2019 - 2020 гг.) - формулирование темы исследования; изучение научной литературы по данной теме; определение цели и задач исследования; выдвижение гипотезы и уточнение научного аппарата исследования; разработка и проектирование программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников и начало ее реализации.
Второй этап (2020 - 2021 гг.) - опытно-экспериментальная работа по реализации программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников.
Третий этап (2021 - 2022 гг.) - определение эффективности разработанной программы посредством обобщения экспериментальных данных и формулирования выводов; интерпретация данных и их количественный и качественный анализ; оформление текста диссертации.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 50 г. Пензы. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 38 обучающихся.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- определены основные составляющие адаптации пятиклассников;
- выявлен комплекс внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на успешность адаптации пятиклассников;
- разработана и теоретически обоснована программа педагогического сопровождения адаптации пятиклассников;
- определены уровни и показатели, позволяющие оценивать состояние адаптированности пятиклассников к новой школьной среде.
Теоретическая значимость исследования:
- полученные в ходе исследования данные расширяют представление о пятикласснике как субъекте адаптационного процесса, так как исследуется каждая сфера личности;
- уточнены понятия «адаптация пятиклассников», «педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников».
Практическая значимость исследования: разработанная и реализованная программа педагогического сопровождения адаптации пятиклассников способствует повышению уровня адаптированности пятиклассников при переходе из начальной школы в основную.
Материалы исследования применяются в образовательном процессе МБОУ СОШ №50, что обеспечивалась всесторонним анализом проблемы; комплексом эмпирических и теоретических методов; целенаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы.
Личное участие диссертанта состоит в: изучении состояния проблемы путем анализа теоретических положений и эмпирического опыта; выделении уровней и факторов адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в основную; разработке направлений и соответствующих им мероприятий педагогического сопровождения адаптации пятиклассников; непосредственном участии и проведении эксперимента, внедрении разработанной программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников; обработке полученных результатов и определении перспектив продолжения настоящего исследования; работе в должности психолога- педагога МБОУ СОШ №50 г. Пенза.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Адаптация пятиклассников - это система взаимодействия личности и среды, где пятиклассник является объектом и субъектом адаптации. Процесс характеризуется преодолением адаптационных трудностей и постепенной интеграцией в новую социокультурную среду.
2. Педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников - это целенаправленный педагогический процесс, отражающий систему взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и направленный на создание условий для обеспечения успешной адаптации пятиклассников путем реализации подготовительных, профилактических, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, осуществляемых в образовательном процессе школы.
3. Программа педагогического сопровождения адаптации представляет собой систему планомерного и последовательного создания педагогических условий для быстрой и успешной адаптации пятиклассников. Структурно она включает в себя следующие блоки: целевой (цель, задачи, ведущие принципы); содержательный (направления педагогического сопровождения); операционно-деятельностный (формы, методы, приемы и средства); оценочно¬результативный (показатели, уровни и результат).
4. Эффективность реализации программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников определяется комплексом следующих условий: взаимодействие субъектов образовательной организации (учителя, администрация, родители, учащиеся), психолого-педагогическая компетентность педагогического состава школы и осведомленность родителей; учет индивидуально-личностных и психологических особенностей пятиклассников, оказывающих влияние на протекание адаптационных процессов; координация усилий педагогов, родителей и психолога.
Апробация результатов диссертации. Результаты исследования обсуждались на методологических вебинарах для магистрантов, а также докладывались на научно-практических конференциях: IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: региональный аспект»(Пенза, 2021); XXXX Всероссийской научно¬практической конференции: «Современные научно-исследовательские решения в условиях технологических и цифровых новаций» (Пенза, 2021).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений
Педагогическое сопровождение пятиклассников - это процесс взаимодействия между субъектом и объектом сопровождения, которое направлено на наиболее целесообразное развитие и социализацию ученика, оказание помощи в личностной развитии, создание благоприятных условий для успешного взаимодействия объектов и субъектов сопровождения. Это система мероприятий по подготовке учащихся к среднему звену и адаптации.
Педагогическое сопровождение пятиклассников должно решать ряд проблем: оказание помощь в установлении контактов с окружающими; устранение тревожности и агрессии, негативного отношения к школе; направить на определение своих целей для повышения мотивации; стимулирование развития психических процессов; оптимизация самооценки.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Такое теоретическое обоснование получила разработанная нами программа педагогического сопровождения адаптации пятиклассников, так как адаптацию пятиклассников определяют: развитие когнитивных способностей, в частности мышления; уровень тревожности и ее вид; уровень и вид мотивации; уровень притязаний и самооценки; успешность в межличностном общении как ведущий вид деятельности. Для этого мы изучили научную литературу и уточнили понятия адаптации, педагогического сопровождения, факторы адаптации пятиклассников, психофизиологические возрастные особенности пятиклассников, конкретизировали роль педагогического сопровождения в адаптации пятиклассников.
В основе исследования лежит идея о том, что педагогическое сопровождение является системой мероприятий по подготовке учащихся к среднему звену и адаптации. Это целенаправленный педагогический процесс, который отображает систему взаимодействия всех субъектов педагогического сопровождения адаптации пятиклассников, реализация которого состоит из комплекса мероприятий в подготовительном, профилактическом, просветительском, Диагностическом и коррекционном направлении.
Новизной исследования является теоретически обоснованная, разработанная и внедренная в педагогический процесс высшего образовательного учреждения программа педагогического сопровождения адаптации пятиклассников, включающая в себя четыре блока: целевой (цель, задачи, ведущие принципы); содержательный (направления педагогического сопровождения); операционно-деятельностный (формы, методы, приемы и средства); оценочно-результативный (показатели, уровни и результат).
Направления деятельности педагогического сопровождения адаптации пятиклассников основаны на участии всех субъектов образовательного процесса для комплексного подхода и оказанию помощи детям и всестороннего развития личности учащихся.
Теоретическую и практическую ценность в процессе исследования имеют педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации программы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников в образовательной среде основной школы: взаимодействие субъектов образовательного процесса- учителей, администрации, родителей и учеников; психолого-педагогическая компетентность педагогического состава школы и осведомленность родителей; учет индивидуально-личностных особенностей возрастных психофизиологических особенностей пятиклассников, оказывающих влияние на протекание адаптационных процессов; координация усилий педагогов, родителей и психолога.
Основываясь на сказанном, следует вывод о подтверждении гипотезы и достижении цели исследования.
Проведенное исследование описывает лишь небольшую программу по сопровождению адаптации пятиклассников, основанную на реализации комплексного подхода для успешной адаптации и гармоничного развития личности, но не исчерпывает в полной мере проблему адаптации пятиклассников и ее сопровождение. Программу можно скорректировать для более эффективной реализации и достижению более высоких результатов адаптации.
1. Абросимова А.В. Психологические особенности адаптации пятиклассников в условиях внедрения ФГОС // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11. С. 15-18.
2. Авчинникова С.О. Развитие мотивационно-потребностной сферы подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Изв. Смоленского гос. ун-та. 2012. № 3. С. 459-467.
3. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. 1, 5, 10
классы. Система работы с детьми, родителями, педагогами./ сост. Коробкина С.Н.М.: Учитель, 2015. 240с.
4. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.:Владос-Пресс, 2014. 208с.
5. Александров И.А. Понятие адаптации с точки зрения психологии // Молодой ученый. 2018. №22. С. 283-285.
6. Александрова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение учения школьников // Классный руководитель. 2018. №3. С. 104-112.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1996. 330 с.
8. Балл Г.А. Понятия адаптации и его значение для психологии личности // Журн. Вопросы психологии. 1989. №1. С. 56-64.
9. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология. М.: Логос, 2013. 306 с.
10. Беседина Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в современных условиях / Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 4. С. 110-112.
11. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2010. 229 с.
12. Битянова М.Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство,2011. 372 с.
13. Бубнова И.С. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей // Педагогический имидж. 2019. Т. 13, № 2 (43). С. 202-212.
14. Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы. М.: Академия, 2010. 201 с.
15. Вильшанская А.Д. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка М.: Генезис, 2012. 256 с.
16. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
17. Воскрекасенко О.А. Адаптация пятиклассников: особенности, факторы, педагогическое обеспечение успешности. // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10. С. 80-83.
18. Воскрекасенко О.А. Категория «педагогическое обеспечение» в
спектре научно-понятийного поля педагогической науки // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей VII Всероссийской научно-практической
конференции. Пенза. 2021. С. 52-55.
19. Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования: учебное пособие. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. 175 с.
20. Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение адаптации школьников: учебное пособие. Пенза: ПГУ, 2014. 65 с.
21. Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение в категориальном аппарате науки // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, 13-14 февраля 2020 г., Пензенский государственный аграрный университет. Пенза. 2020. С. 63-66.
22. Воскрекасенко О.А. Развитие адаптационных способностей обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования: учебное пособие. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010. 239 с.
23. Воскрекасенко О.А., Дунаева О.В. Взаимодействие семьи и школы как институтов воспитания: моделирование процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4 (72). С. 98-103.
24. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум М. : Секачев В.Ю., 2013. 296 с.
25. Дендебер И.А. Проблемы адаптации к развивающей образовательной среде школы. Методы решения // Школа управления образовательным учреждением. 2012. № 6. С. 28-37.
26. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Зыкова Н.А. Влияние детско- родительских отношений на проявления агрессивности у старших подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 51-55.
27. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе. М. :Перо, 2015. 200 с.
28. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования: Учебник. М.: Перо, 2016. 241 с.
29. Донцова, О.С. Консультативная помощь родителям как условие позитивной учебной адаптации пятиклассников // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2015. № 2. С. 174-179.
30. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.
31. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М. :Вако,2010. 462 с.
32. Дьячкова М.А. Психолого-педагогическое сопровождение
одаренных детей в образовательных учреждениях: учеб. пособие.
Екатеринбург : Макс-Инфо, 2015. 178 с.
33. Енин А.В. Внеурочная деятельность. Теория и практика. 1-11 классы. ФГОС. М.:Вако, 2015. 288 с.
34. Иванова Е. И. Оценка уровня адаптации учащихся 5 класса в МБОУ «2-Жемконская СОШ» // Научно-методический «Концепт». 2016. Т. 19. С. 284-288. URL: ййр://екопсер1.ги/2016/56302.й1ш.(дата обращения: 17.01.2020).
35. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 510 с.
36. Ишмухаметов Р.Р. Барьеры в самореализации школьников в учебной деятельности // Психология образования. 2017. №2. С. 95-102.
37. Киселева И.Н. Организация внеаудиторной деятельности студентов как профилактика социально-негативных явлений в молодёжной среде // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 5. С. 77-81.
38. Кодермятов, Р.Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № И. С. 1738-1740.
39. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2003. 176 с.
40. Коновалова Н.Л. Диагностика адаптивных возможностей личности школьника в процессе психологического консультирования^. : ИЛ, 2015. 64 с.
41. Котова С.А. «Вечная» педагогическая проблема на пути к решению. Преемственность начальной и средней школы достижима // Народное образование. 2012. № 4. С. 147-152.
42. Лагуненок В.А. Работа педагога социального с «трудными» детьми младшего школьного возраста // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: сб. науч. ст. Витебск. 2019. С. 130-133.
43. Ланцова К.А. Причины школьной дезадаптации учеников при переходе из начальной в среднее звено общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2020. № 9 (299). С. 152-153.
44. Леонова Е.В. Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 5. С. 79-83.
45. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
46. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал // Психологический журнал.2001. № 1. С. 89-97.
47. Мандель Б.Р. Возрастная психология. М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2013. 352 с.
48. Мандель Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: учеб, пособие М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. 152 с.
49. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
50. Мижериков В.А Психолого-педагогический словарь для учителей и
руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: изд-во
"Феникс", 1998. 544 с.
51. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. Учебник. М.:Юрайт, 2016. 352 с.
52. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования. 1996. Вып. 6. С. 51-56.
53. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:Юрайт, 2013. 464 с.
54. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для академического бакалавриата. М.:Юрайт, 2016. 460 с.
55. Овчарова А.П. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 3.№ 4. С. 70-78.
56. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов.М.: Академия, 2003.448 с.
57. Павлова М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными детьми». Волгоград: Учитель, 2013. 232 с.
58. Перминова Ю.А. Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено // Молодой ученый. 2015. №4. С. 664-667.
59. Петрова К.С. Работа классного руководителя и социального педагога при социальной профилактике и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста в условиях средней общеобразовательной школы // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы: материалы междунар. междисциплин. науч. конф. 2017. С. 177-179.
60. Пирожкова Н.В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом // Концепт. 2015. № 01. С. 15-19.
61. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.:Высш. шк., 2004. 511 с.
62. Психологический словарь В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева /Под общ. Ред. Ю.Л. Неймера. Ростов н/Д : Феникс, 2003.640 с.
63. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М. : Когито-Центр, 2011. 465 с.
64. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум/ Под ред. Головей Е.А. М. : Юрайт, 2016. 413 с.
65. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.
66. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : Юрайт, 2005. 67 с.
67. Селищева Е.В. Причины дезадаптации пятиклассников к обучению в средней школе // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2011. № 2. С. 80-83.
68. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции М. : Флинта, МПСИ, 2017. 96 с.
69. Сергеева Б.В. Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34.С. 62-70.
70. Сергеева О.А. Система педагогического сопровождения эмоционально-чувственной сферы старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2013. 310 с.
71. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Мардахаев Л.В. М.: Академия, 2002. 388 с.
72. Смирнова Е.О. Детская психология. М.:КноРус, 2016. 280 с.
73. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 23-32.
74. Социокультурный феномен детства: монография / Под общ. ред. Р.А. Литвак, М.Е. Дуранова. Челябинск. 2013. 281 с.
75. Социология: энциклопедия / сост.: А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко,
Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова. URL:
http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/index.htm(дата обращения: 07.10.2020).
76. Телина И.А. Социальный педагог в школе / И.А. Телина. М. :Юрайт, 2013. 265 с.
77. Турина И.С. Деятельность классного руководителя по профилактике девиантного поведения подростков во время обучения в средней школе / И.С. Турина, А.И. Гулякевич // Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве : материалы IIIBcepoc. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2018. С. 131-134.
78. Умняшова И.Б. Нормативные основания организации психологопедагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации / И.Б. Умняшова, И.А. Егоров // Психология и право. 2016. Т. 6, № 3. С. 162-177.
79. Урунтаева Г.А. Детская практическая психология. М.:Academia,
2015. 256 с.
80. Урунтаева Г.А. Детская психология. M.:Academia, 2014. 336 с.
81. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
82. Хуторянская Т.В. Подготовка студентов педагогического института к сотрудничеству с семьей школьника: Дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2011. 274 c.
83. Хуторянская Т.В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника // Начальная школа. 2010. № 4. С. 3-5.
84. Хуторянская Т.В. Социокультурные аспекты взаимодействия педагогов с родителями в период перехода школьников из начальной школы в среднюю / Т.В. Хуторянская // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2018. - № 2. - URL: https://sfkmn.ru/PDF/04KLSK218(дата обращения: 1.01.2020).
85. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции М.: Академия, 2016. 208 с.
86. Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Бубнова Г.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник для академического бакалавриата. М. :Юрайт,
2016. 367 с.
87. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школ // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С.239-247.
88. Черепанова К.И. Особенности работы социального педагога с трудными детьми в общеобразовательных учреждениях / К.И. Черепанова, Ю.Н. Рюмина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 4 (20). С. 207-210.
89. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. М. :Юрайт, 2016. 576 с.
90. Шаяхметова В.К., Минх В.Р. Уровень самооценки младших подростков в период адаптации при переходе из младшего школьного звена в среднее // Концепт. 2015. № 01. С. 1-6.
91. Шешукова Н. Н., Синявина Е. Н. Психологическое сопровождение личностного развития подростков, обучающихся в школе-интернате // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 116-122. URL: http://e-koncept.ru/2016/56131.htm. (дата обращения: 15.04.2020).
92. Штейнмец А.Э. Общая психология. М.: Академия, 2012. 288с.