Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Супружеские конфликты и способы их разрешения на примере семей с супружеским стажем от 1 до 5 лет

Работа №158209

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы35
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 10 семейных пар со стажем семейной жизни от 1 года до 5 лет в возрасте от 22 до 32 лет.

Введение 3
Глава 1. Теоретический подход к определению понятия супружеский конфликт и способов его разрешения в семьях с супружеским стажем от 1 до 5 лет 5
1.1 Понятие конфликта в психологии 5
1.2 Особенности супружеских конфликтов 9
1.3 Способы разрешения супружеских конфликтов 12
Глава 2. Программа изучения супружеских конфликтов и способов их разрешения в семьях с супружеским стажем от 1 до 5 лет 17
2.1 Цель, задачи, гипотеза исследования 17
2.2 Объект, предмет, выборка, методы исследования 17
Глава 3. Анализ результатов исследования супружеских конфликтов и способов их разрешения в семьях с супружеским стажем от 1 до 5 лет 20
3.1 Проведение оценки способов поведения в конфликте 20
3.2 Анализ ролевых ожиданий и притязаний супругов в браке 21
3.3 Результаты сопоставительного анализа значимости различий способов разрешения конфликтных ситуаций у супругов со стажем семейной жизни от 1 до 5 лет 25
Заключение 32
Список используемой литературы 35

В настоящее время весьма важной является проблема исследования супружеских конфликтов в связи с возрастанием количества разводов и потребностью в изучении их причин. Как показывают психологические и социологические исследования, одной из самых распространенных причин разводов являются именно супружеские конфликты.
Конфликт является естественным и неизбежным явлением в жизни людей. Супружеский конфликт обладает позитивными и негативными последствиями и является стимулом к изменениям, возможностью выхода на другой уровень отношений в паре, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей.
Частота и характер возникновения супружеских конфликтов в каждой семье индивидуальны и в основном зависят от общего уровня культуры поведения каждого из супругов и их навыков по разрешению конфликтных ситуаций.
Минимизация негативных последствий супружеских конфликтов зависит от того, каким образом супруги из разрешают. Вот почему исследование способов разрешения супружеских конфликтов является актуальным.
В отечественной практике изучением конфликтов, способов их разрешения занимаются такие исследователи, как Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, Т. М. Данькова, Д. К. Захаров, А. Я. Кибанов, Д. Б. Шульгин, И. Н. Шило и др. Изучение стратегий конфликтного взаимодействия в зарубежной психологии связано с именами ученых К. Томаса и Р.Х. Килмена.
Проблема взаимоотношений между супругами разрабатывается в трудах таких отечественных и зарубежных психологов, как, М. Эриксон, К. Витакер, Д.В. Винникот, В. Сатир, В.В. Столин, Л.Б. Шнейдер, Т.В. Андреева, О.А. Карабанова, Ю.Е. Алешина, В.Н. Дружинин, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и другие авторы.
Целью исследования является изучение супружеских конфликтов и способов их разрешения супругами со стажем семейной жизни от 1 до 5 лет.
Объектом исследования является супружеский конфликт.
Предмет исследования – методы разрешения супружеских конфликтов у супругов со стажем семейной жизни от 1 до 5 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности понятия «конфликт» в психологии.
2. Выявить особенности супружеских конфликтов.
3. Охарактеризовать способы разрешения супружеских конфликтов.
4. Разработать программу изучения супружеских конфликтов и способов их разрешения супругами со стажем семейной жизни от 1 до 5 лет.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что существуют различия в проявлении стратегий поведения в конфликте в зависимости от ролевых ожиданий и притязаний супругов в браке.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование с использованием следующих методик:
- тест описания поведения К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной;
- опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой.
3. Методы математической обработки данных:
- методы описательной статистики;
- φ*-критерий углового преобразования Фишера
В исследовании приняли участие 10 семейных пар со стажем семейной жизни от 1 года до 5 лет в возрасте от 22 до 32 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование посвящено изучению супружеских конфликтов и способов из разрешения на примере семей с супружеским стажем от 1 до 5 лет.
Теоретических анализ литературы по проблеме исследования показал, что конфликт как социально-психологический феномен включает в себя следующие элементы: предмет конфликта – проблема, по поводу которой он возникает; конфликтную ситуацию, в которой выражаются характер и степень противоречия; участников конфликта, преследующих свои цели и стремящихся эти цели реализовать через конфликт; повод к столкновению сторон; инцидент как действия сторон по взаимному противостоянию в тех или иных формах; средства и способы их использования конфликтующими сторонами; условия, в которых возникает и протекает конфликт.
Супружеские конфликты порождаются тремя обстоятельствами: различными моделями поведения мужчины и женщины (гендерными различиями); «ошибками» при выборе спутника жизни; поведением в течение собственно супружеской жизни.
На конфликтность супружеских отношений действуют и кризисные периоды развития семьи.
Стилями поведения в конфликтной ситуации, в том числе в случае супружеского конфликта, являются: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. В то же время разрешение супружеских конфликтов имеет ряд особенностей, обусловленных особенностями взаимоотношений супругов друг с другом. Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию соперничества предпочитают стратегии сотрудничества и избегания, интимно-сексуальные отношения являются менее значимыми.
2. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию соперничества предпочитают стратегии избегания, менее значимой является личностная идентификация с супругом.
3. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию соперничества предпочитают стратегии приспособления, менее значимой является внешняя привлекательность.
4. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию сотрудничества предпочитают стратегии компромисса, избегания и приспособления, интимно-сексуальные отношения являются более значимыми.
5. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию сотрудничества предпочитают стратегии компромисса и приспособления, менее выражено стремление выполнять хозяйственно-бытовую функцию.
6. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию сотрудничества предпочитают стратегии компромисса, менее выражено ожидание того, что супруг будет выполнять родительско-воспитательную функцию.
7. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию сотрудничества предпочитают стратегии приспособления, более значима установка на собственную привлекательность.
8. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию компромисса предпочитают стратегии избегания, интимно-сексуальные отношения являются менее значимыми.
9. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию компромисса предпочитают стратегии избегания и приспособления, более значимой является личностная идентификация с супругом.
10. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию компромисса предпочитают стратегии избегания, более значимой является социальная активность.
11. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию приспособления предпочитают стратегии избегания, интимно-сексуальные отношения являются менее значимыми.
12. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию приспособления предпочитают стратегии избегания, более значимой является личностная идентификация с супругом.
13. Для супругов, которые в конфликтной ситуации стратегию приспособления предпочитают стратегии избегания, менее значимой является социальная активность.
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и решить задачи. Гипотеза исследования подтвердилась.



1. Андреева Т. В., Современная психология семьи. Монография. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
2. Анциферов В.В., Бондарев С.С., Устинов И.Ю. Конфликты в служебном коллективе: профилактика и разрешение: Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1 – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2005. – 166 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
4. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ под ред. Силяева Е.Г. – М.: Академия, 2002.
5. Белов В.И. Конфликты и культура их разрешения // http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/belov_conflicts.html
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
7. Дорошина И.Г. Конфликты как актуальная проблема супружеских взаимоотношений// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2010. – № 6. – С. 37 – 45.
8. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
9. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов на/Д: Феникс, 1998. – 480 с.
10. Ибрагимова Х.Ш. Способы и стили разрешения супружеских конфликтов// Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. – № 3 (20). – С. 53 – 60.
11. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.
12. Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности : Учеб. пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. – 351 с.
13. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 432 с.
14. Олиферович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Валента Т.Ф. Психология семейных кризисов – СПб.: Речь, 2006.
15. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Владос-Пресс, 2004.
16. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
17. Толмачева Г.Н. Конфликт как способ развития отношений в семье// Психология образования в поликультурном пространстве. – 2020. – № 2 (50). – С. 50 – 57.
18. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество». Российское Пси-хологическое Общество. Ярославль, 2003.
19. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.
20. Шевчук Д.А. Конфликты. Избегать или форсировать. – М.: ГроссМедиа, 2009 – 440 с.
21. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический проспект, 2006. - 768 с.
22. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ