Введение 3
Глава I. Развитие просвещения в России в XVIII в 9
1.1. Становление и развитие системы светского образования в первой
половине ХVIII в. 9
1.2. Преобразования в области просвещения во второй половине XVIII 16 в.
Глава II. Наука в России в XVIII в 27
2.1. Научные знания в первой половине XVIII в 27
2.2. Развитие науки во второй половине XVIII в 35
Глава III. Применение материалов бакалаврской работы в школе... 41
3.1. Тема «Просвещение и наука XVIII в.»в школьном курсе истории.... 41
Заключение 58
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. В настоящее время, в условиях необходимости модернизации экономики, преодоления кризисных явлений, развития высоких технологий и возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах, особенно актуальным становится обращение к опыту по развитию системы образования и науки прошлых лет.
Российская образовательная система впитала в себя лучший мировой опыт, и в тоже время развивалась с учетом своих национальных особенностей. Отличительными чертами российского образования являлись многонациональный характер, направление на решение практических задач общества и тесная связь с наукой. Развитие науки и просвещения при Петре I связано с происходившими сдвигами в экономической жизни и с преобразованиями государственного аппарата. Основание мануфактур, строительство каналов, создание военно-морского флота требовали подготовки специалистов в различных областях. Для регулярной армии и флота и новых бюрократических учреждений нужны были подготовленные офицеры и чиновники. В первой четверти XVIII в. дело просвещения в значительной степени переходит от духовенства к государству. Богословие уступает место прикладным наукам. Создание в начале XVIII века светской школы способствовало продвижению России по пути прогресса.
XVIII век прошел под знаком просветительских идей. Русское Просвещение - важный период в развитии культуры, означавший постепенный переход от традиционной древнерусской культуры, которая сочетала в себе черты родового, общинного уклада и средневековья со слабо развитыми феодальными отношениями, к культуре Нового времени (русской классической культуре ХБХвека). Эпоха Просвещения изменяет духовный мир нации, ее систему ценностей и приоритетов, мотивацию принятия решений, механизмы осуществления национальных задач. А это уже изменения цивилизационного уровня.
Вот почему период Просвещения - важнейший этап формирования цивилизаций европейского типа. Просвещение определило содержание нового времени в европейской истории, сформировав систему ценностей, которая не только отличалась от приоритетов традиционного средневекового общества, но и бросала им вызов.
Объектом исследования являются просвещение и наукаХУШ века.
Предметом исследования выступает процесс развития системы образования и науки в XVIII веке, реформы, проводимые властью в этой сфере.
Степень изученности проблемы. А. B. Абрамов, И.В. Егорова, В. П. Дмитриенко обращаются к вопросу становления науки и просвещения в России в XVIII веке, обращают внимание на проблемы как внутреннего, так и внешнего характера, говорят об оторванности Российского государства от передовых Европейских держав и консерватизме взглядов человека XVIII века, заостряют внимание на неподготовленности государства к таким разительным переменам. Причины преобразований видят в самодовлеющем желании Петра построить «полицейское государство» под началом его Величества, без ограничений и преград, для собственной самореализации, без опоры на проблемы государства...
XVIII столетие является особенно важным в развитии просвещения и науки в России. Именно в это время складывается система светского образования, формируются важнейшие отрасли науки, закладываются тенденции их будущего развития.
На развитие просвещения и науки XVIII в. неоценимое значение оказала личности правителей Петра I и Екатерины II. Они обладали широкими знаниями, проявляли большой интерес к литературе, истории, праву, искусству, ремёслам, естественным наукам, и пытались придать ускорение политическому, экономическому, общественному, культурному развитию страны, направить его в европейское русло.
Происходят изменения в целевых установках российской школы. Возникает светская школа, обучение приобретает практическую направленность. В развитии образования в России в XVIII веке отразились те изменения, которые произошли в этот период во взглядах на духовные и жизненные ценности высших слоев русского общества. Новые ценности, связанные с идеей общественного служения, подготовки детей к тому, чтобы занять достойное место в обществе, отразились в уставных документах и проектах формировавшихся учебных заведений. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на сословный характер и сословную дискриминацию образовательных учреждений. В XVIII веке возникла традиция четкого деления учебных заведений на «благородные», «духовные», «разночинские» и т.д. Принадлежность к «высшему обществу» стала самостоятельной жизненной ценностью, что явно отразилось на типологии школ. Сословность, разделявшая российское общество на «благородных» и «подлых», существенно влияла на само понимание культуры и образования в России.
Старые церковные и сословные школы не могли удовлетворить потребность в образованных кадрах. В XVIII в. возникает отечественная система государственных образовательных и научных учреждений, включавшая в себя Академию наук и массу учреждений при ней, Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения, Российскую академию и музеи. Создаются медицинские училища, штурманские, коммерческие и др. В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц. Открываются новые кадетские корпуса, например Морской шляхетный кадетский корпус (1752 г.). Видный деятель в сфере образования И. И. Бецкой открыл Воспитательный дом для сирот и беспризорников. В 1773 г. по его плану было открыто Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей. В 1780-х гг. были заложены основы системы начального образования. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» были учреждены главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, малые народные училища с двумя классами - в уездных городах.
Наука в ХУШвеке развивалась прежде всего нуждами практики. Одним из важных итогов стало открытие Академии наук в 1725 году в Санкт- Петербурге. В ее состав входили: университет (где приглашенные в Россию ученые обязаны были и преподавать) и гимназия, а также ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории, Кунсткамера (музей природных редкостей, в том числе уродств), типография. К Академии были присоединены библиотека и музей (Кунсткамера), созданные в 1714 г.Если в эпоху дворцовых переворотов в Академии наук преобладали иностранцы, то во второй половине XVIII в. постепенно растет число русских ученых...
1. Записки княгини Дашковой / Под ред. С.С. Дмитриева. -М.: Знание, 1991. - 524 с.
2. Дашкова Е.Р. Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н. Моисеевой. - М.: История, 1990. - 425 с.
3. Мемуары Екатерины II / Под ред. С.С. Дмитриева. -М.: Заря, 1991. - 352 с.
4. Полное собрание русских летописей. Т. 1. -М.: Языки русской культу¬ры, 2001. -648 с.
5. Шафиров П.П.История Северной войны. -М.: Эпоха, 1953. - 191с.
6. Феофан Прокопович. История императора Петра Великого от рожде-ния его до Полтавской баталии. - М.: Изд-во Акад. наук, 1961. - 502 с.
Монографии и статьи по теме исследования:
1. Абрамов А.И., Егорова И.В. Русское Просвещение. -М.: Знание,1991. - 321 с.
2. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. - Л.: Вуз, 1989.-490 с.
3. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Пет¬ра Великого в первой четверти XVIII века.- СПб.: Знание, 1997.- 89с.
4. Анисимов Е.В. Пётр I: рождение империи / Вопросы истории. -1989. - № 7. - С. 54-62.
5. Анисимов Е.В. Рождение империи. М.: Проспект, 2011.- 570 с.
6. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за насле¬дие Петра. -М.: Мысль, 1986. -239 с.
7. Баггер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследования. -М.: Мысль,1985. - 345 с.
8. Бердяев Н.А. Русская идея в России и русской философской культуре. - М.: Эпоха, 1990. - 245 с.
9. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1. -М.: Владос, 2002. -400 с.
10. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. -Л.: Зна-ние, 1975. - 210 с.
11. Брикнер А.Г. История Екатерины II. -М.: Сварог и К, 1998. -800 с.
12. Брикнер А.Г. История Петра Великого. -М.: Проспект, 2007. - 531 с.
13. Вавилов С. И. Михаил Васильевич Ломоносов. - М.: Мысль, 1961. - 321 с.
14. Валишевский К.Н. Царство женщин. -М.: Мысль, 1989. -448 с.
15. Вернадский Г.В. Русская история.-М.: Проспект, 2000. -510 с...69