Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие речи младших школьников в связи с изучением народно-разговорной лексики в поэтических произведениях А.С. Пушкина

Работа №158201

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и лингвистические основы изучения народно-разговорной лексики произведений А.С.Пушкина в начальной школе
1.1. Развитие речи как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Лексика современного русского языка с точки зрения
происхождения 12
1.3. Функционально-стилевой аспект изучения лексики 17
1.4. Народно-разговорная лексика в произведениях
А.С. Пушкина 21
Глава 2. Методические основы развития речи младших школьников в связи с изучением народно-разговорной лексики в произведениях А.С. Пушкина
2.1. Анализ современных программ и учебников в аспекте
исследуемой темы 29
2.2. Методические рекомендации по изучению народно¬разговорной лексики в произведениях А.С. Пушкина 34
2.3. Система работы по изучению народно-разговорной лексики в
стихах и сказках А.С. Пушкина 42
2.4. Апробация 46
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 1 Список учащихся 3 класса 56
Приложение 2 Анкеты №1 и №2 57
Приложение 3 Таблица результатов анкетирования №1 3 класса.... 60
Приложение 4 Таблица результатов анкетирования №2 3 класса.... 62
Приложение 5 Технологическая карта урока 64
Приложение 6 Словарь народно-разговорной лексики произведений А.С.
Пушкина изучаемых в начальной школе 83


Обучение в современной школе направлено на формирование всесторонне развитой личности школьника. Она должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. На это нацеливают современные образовательные стандарты для начальной школы. Среди разнообразных приемов достижения этого - развитие речи и повышение речевой культуры школьников.
Язык - важнейшее средство человеческого общения, и обучать ему в школе нужно, прежде всего, как средству общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.
Научиться правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие и совершенствование речи.
Развитие речи включает в себя усвоение литературной языковой нормы, усвоение навыков чтения и письма, совершенствование культуры речи. Решению этой задачи способствуют постоянно проводимые наблюдения над использованием средств языка, а также наблюдения за речью учащихся, сбор и анализ речевых погрешностей и ошибок, лексические и творческие упражнения. При их выполнении у ребенка оттачивается умение пользоваться словом, расширяется словарный запас, закрепляется навык вдумчивого, внимательного отношения к языку, бережного обращения с ним.
Исследованиями в области речевого развития и речевой деятельности занимались такие ученые, как А.А.Леонтьев, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.С. Соловейчик, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская и др. Интерес к данной проблеме не теряется, исследования в этом направлении продолжаются, так как вопрос речевого развития младших школьников в настоящее время актуален.
Несомненно, художественная литература - это одно из наиболее доступных и действенных средств обогащения речи и расширения словарного запаса учащихся.
Произведения А.С. Пушкина доступны для понимания и как нельзя лучше соответствуют возрастным возможностям младших школьников. А.С. Пушкин является родоначальником, создателем, основоположником современного русского литературного языка. И.С. Тургенев в своей знаменитой речи о Пушкине произнес: «Он создал наш поэтический, наш литературный язык, и нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением» [37, с.302].
В произведениях А.С. Пушкина впервые наиболее полно отразились нормы русского языка, которые характерны и для пушкинского времени, и остаются живыми, действующими для нашего времени. Его язык отличается новизной по объему лексических средств, широте охвата разнообразных языковых единиц. Идея сближения народно-разговорной речи с книжно-литературной стала основным принципом не только литературной деятельности поэта, но и развития национального литературного языка в целом. А.С. Пушкин находит в народном словоупотреблении самобытные черты, характеризующие его неподдельность и своеобразие, он делает разговорную речь простого народа подлинной основой национального русского литературного языка.
Таким образом, выбранная нами тема исследования является
актуальной.
Объект исследования - процесс речевого развития младших
школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - содержание и методика работы по развитию речи детей в связи с изучением народно-разговорной лексики в поэтических произведениях А.С. Пушкина.
Цель исследования: совершенствование методики развития речи младших школьников в связи с изучением народно-разговорной лексики поэтических произведений А.С. Пушкина...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической, литературы по теме исследования показал, что проблема развития речи детей не нова, но в настоящее время является актуальной.
Одним из эффективных средств развития речи младших школьников является лексическая работа на уроках литературного чтения при изучении произведений А.С. Пушкина. В своих произведениях поэт выходит за пределы литературного языка, смело вовлекая в поэзию и прозу слова, формы слов, синтаксические конструкции, устойчивые выражения живой народной речи.
Проведение словарной работы на уроках литературного чтения - это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие народно-разговорной лексики литературного произведения, уточнение известной младшим школьникам лексики, введение ее в их активный словарь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка. Основная цель проведения такой работы на уроках изучения произведений А.С. Пушкина - это помочь учащимся осмысленно воспринять содержание литературных произведений автора, а также способствовать обогащению и развитию речи младших школьников.
Для более глубокого понимания учащимися содержания и колорита эпохи стихов и сказок А.С. Пушкина необходимо проводить систематическую работу по выявлению и разъяснению непонятных слов народно-разговорной лексики в изучаемых произведениях. Такая работа воспитывает любовь к родному языку, вызывают у учащихся интерес к изучаемой теме, повышают грамотность, способствует обогащению и развитию речи учащихся.
Проведенное анкетирование показало необходимость поиска таких путей работы, при которых дети могли бы не только познакомиться с произведениями А.С. Пушкина, но и поняли бы содержание читаемых произведений.
Поэтому на основе рассмотренных нами методических особенностей работы по изучению народно-разговорной лексики в произведениях А.С. Пушкина, а также предложенной нами системы работы по изучению народно-разговорной лексики в стихах и сказках поэта нами были разработаны уроки литературного чтения для 3 класса по изучению «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С. Пушкина по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской (УМК «Перспектива»), в которых мы отразили особенности работы по выявлению и разъяснению слов народно-разговорной лексики в тексте изучаемого произведения. Уроки были апробированы на базе 3 класса Филиала МБОУ СОШ с.Большой Труев-НШ-детский сад с.Малый Труев Кузнецкого района Пензенской области. Помимо активности детей на уроках при выполнении заданий, связанных с лексикой сказки, можем отметить, что учащиеся с энтузиазмом выполняли домашние задания, куда входило, кроме прочтения предложенных произведений А.С. Пушкина, составление и оформление словарика непонятных и незнакомых слов, встретившихся при чтении стихотворений и сказок...



1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 384 с.
2. Анохина, Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка / Т.Н. Анохина // Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 57-59.
3. Бойкина, М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. Пособие для учителей / М.В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.
4. Виноградов, В.В. Язык Пушкина: Пушкин и история русского
литературного языка. [Электронный ресурс] / В.В. Виноградов. - М.; Л.: Academia, 1935. - 457 с. - Режим доступа: http://feb-
web.ru/feb/pushkin/critics/jaz/jaz-001-.htm
5. Виноградов, В.В. Очерки по истории русского литературного языка
XVII-XIX вв.: Учебник. [Электронный ресурс] / В.В. Виноградов. - М.:
Высшая школа, 1982. - 528 с. - Режим доступа:
http: //www.bookol .ru/nauka_obrazovanie/yazyikoznanie/182893/fulltext.htm
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
7. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
8. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. - 448 с.
9. Горецкий, В.Г. Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение». 1-4 классы. УМК «Школа России». [Электронный ресурс] / В.Г. Горецкий. - Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/
10. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 439 с.
11. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 462 с.
12. Ерофеева, И.В. История русского литературного языка: Краткий конспект лекций. [Электронный ресурс] / И.В. Ерофеева. - Казань, 2014. - Режим доступа: http://tulpar.kfu.ru/course/view.php?id=1035
13. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // Язык. Речь. Творчество. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
14. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2015.
15. Климанова, Л.Ф. Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» 1-4 классы. УМК «Перспектива». [Электронный ресурс] / Л.Ф. Климанова. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva...39



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ