ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРУДЛОВ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития мышления детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Специфика использования друдлов в работе по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДРУДЛОВ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня сформированности мышления детей
старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание работы по развитию мышления детей старшего
дошкольного возраста с использованием друдлов 34
2.3. Проверка эффективности использования друдлов в работе по
развитию мышления детей старшего дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Важное место в жизни и деятельности любого человека занимает мышление. Мыслительные операции являются особым инструментом познания людьми окружающей действительности. В настоящее время каждый нуждается в способности четко, логически размышлять, ясно и открыто излагать свои мысли. Все эти качества необходимы педагогу и врачу, руководителю предприятия и инженеру, юристу и продавцу, а также людям других профессий.
Но ведь ребенок, рождаясь, не обладает мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия конкретных предметов и явлений, образов, которые сохраняются памятью.
На основе практического знакомства с действительностью, а также непосредственного познания окружающего у ребенка и складывается мышление.
Оно формируется к старшему дошкольному возрасту и его развитие имеет большое значение при подготовке детей к школе. Однако, как показывает практика, у многих детей плохо сформированы мыслительные операции для их успешного обучения. Мышление у таких детей находится на низком уровне, а каких-либо конкретных программ, методов и техник для его развития довольно таки мало [1].
Для решения данной проблемы осуществлялись поиски новых методов, путей и форм организации процесса воспитания и обучения детей в ДОО.
Разработка проблемы развития мышления не является новой и обладает обширным теоретическим материалом. Данным вопросом занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Ю.И. Веринг, Л.С. Выготский [9], П.Я. Гальперин [12], В.В. Давыдов, Д. Дьюи, В.Г. Ежкова, А.Н. Леонтьев, Т.С. Маликов, Н.А. Менчинская, И.Л. Никольская, Ж. Пиаже [29], С.А. Рубинштейн [33], М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, А.А. Шрайнер, Д.Б. Эльконин и др.
Однако в современных условиях реформирования системы образования вопрос формирования мыслительных способностей выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит эффективность освоения детьми школьных знаний, их применение, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей [25].
В решении задач, связанных с развитием мышление ребенка- дошкольника особая роль принадлежит использованию в работе педагогов игровых заданий, одним из вариантов которых являются друдлы (англ. droodles; комбинация трех слов: doodle - каракули, drawing - рисунок, riddle - загадка) - графические головоломки, абстрактные изображения, которые имеют множество вариантов ответа [35].
Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что подобная игра способствует развитию мышления детей, развивает воображение и креативность, творческие способности воспитанников.
Друдлы не только эмоционально захватывают детей, но и учат смотреть на мир без ярлыков и стереотипов, в привычных объектах окружающего мира видеть что-то особенное; способствуют развитию речи и памяти.
Исходя из этого, данные игровые упражнения приобретают особое значение в развитии мышления дошкольников.
В связи с этим, проблемой нашего исследования стал вопрос: каким образом использование друдлов в работе педагогов влияет на развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста посредством использования в ней друдлов.
Цель - изучить эффективность использования друдлов в работе по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста...
Данное исследование было направлено на развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения работы с применением игровой технологии «друдлы».
Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам определить особенности развития мышления у детей в период старшего дошкольного возраста, которые заключаются в том, что: ребенок решает мыслительные задачи в представлении; освоенная речь приводит к развитию суждений у ребенка, что является способом решения мыслительных задач; вопросы детей выступают показателем развития любознательности; ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных.
Также в ходе анализа литературных источников мы выяснили, что оно друдлы - это особая графическая головоломка, обладающая удивительной способностью расширять сознание и воображение, которая заставляет мозг перерабатывать массу информации, учит подходить ко всему креативно. Это одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать и общаться. Использование друдлов в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет развивать мышление и воображение, воспитывать любознательность и творческую активность, формировать интерес к познанию окружающего мира.
Для подтверждения выдвинутой перед началом исследования гипотезы нами была организована и проведена экспериментальная работа, включающая в себя три этапа, которая проводилась на базе филиала №1 МБДОУ «Рябинка» д/с №109 города Пензы с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 62 человек, составивших ЭГ и КГ...
1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления. - М.: Наука, 2006. - 178 с.
2. Антонова О.В. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей. - Новосибирск, 2008. - 270 с.
3. Безруких М.М. Чему и как учить до школы? // Дошкольное воспитание. - 2002. - №3. - С. 62-65.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как
психологический аспект изучения творчества. - М.: Наука, 2013. С. 182-195.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Наука, 2002. - 127 с.
6. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М.: Наука, 2004. - 203 с.
7. Венгер А.Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / А.Л. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
8. Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М.: Просвещение, 2014. - 147 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2007. - 370 с.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. - М.: Педагогика, 2002. - 423 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 2001. - 68 с.
12. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий. - М.: Институт практической
психологии, 2006. - 277 с.
13. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии. - М.: Наука, 2013. - С. 210-231.
14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Наука, 2000. - 344 с.
15. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. - М.: РАН, 2014. - 230 с...40