Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика работы с заимствованными словами на уроках лингвистического цикла в начальной школе

Работа №158196

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИМСТВОВАННОЙ
ЛЕКСИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 6
1.1 Понятие заимствованной лексики. История заимствованных слов в русском
языке 6
1.2 Типы заимствований. Классификация иноязычных слов 10
1.3 Признаки иноязычных слов 15
1.4 Иноязычная лексика в курсе русского языка начальной школы 19
1.5 Психолого-педагогические основы усвоения заимствованной лексики
младшими школьниками 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЗАИМСТВОВАННОЙ ЛЕКСИКОЙ НА УРОКАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
ЦИКЛА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 27
2.1 Анализ учебников и дидактических пособий с точки зрения изучения
иноязычных слов 27
2.2 Методические рекомендации по изучению заимствованной лексики в
начальной школе на уроках лингвистического цикла 35
2.3 Система работы с иноязычными словами на уроках русского языка 42
2.4 Экспериментальная работа по изучению заимствованной лексики в
начальной школе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение № 1 65
Приложение № 2 66
Приложение № 3 81
Приложение № 4 82
Приложение № 5


В процессе своей истории русский народ всегда имел разнообразные связи c народами всего мира. В результате этого появились многочисленные иноязычные слова, заимствованные русским языком из других языков.
Заимствование обогащает язык, делает его более гибким и обычно не ущемляет его самобытности, так как при этом сохраняется основной словарь языка, присущий данному языку грамматический строй, не нарушаются внутренние законы языкового развития.
Иноязычные источники пополняли и обогащали русский язык на протяжении всего процесса его исторического развития. Одни заимствования были сделаны еще в древности, другие - сравнительно недавно.
Актуальность темы определяется современным состоянием русского языка. Иноязычные слова все шире проникают в современную жизнь, в нашу речь. Языковеды отмечают, что нередко заимствованные слова употребляются неоправданно, без учета их лексического значения. Современное развитие науки и техники требует от человека все большего количества знаний, которые люди черпают в книгах, где все чаще встречаются иноязычные слова.
Работа с заимствованной лексикой помогает развивать мышление учащихся, образную, эмоциональную речь; умение свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме; способствует осмыслению значения языка как универсального орудия общения и понимания окружающего мира.
Исследованиями по проблеме заимствований занимались такие ученые, как Н.С. Валгина, А. Вежбицкая, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Л.П. Крысин и др., а изучением психолингвистики и теории речевой деятельности - Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, М.Р. Львов и др. Благодаря трудам ученых в «недрах» этих наук был накоплен и обобщен достаточно большой материал, характеризующий специфические - психологические и лингвистические закономерности усвоения языка и формирования речевой способности человека, особенности осуществления речевой коммуникации в человеческом обществе.
Младшие школьники часто включают в свою речь современные заимствованные слова. Они не понимают их точного значения, допускают многочисленные лексико-грамматические и лексико-стилистические ошибки, затрудняются в произношении и графическом оформлении слов.
Современное состояние методики изучения иноязычных слов в начальной школе характеризуется ее недостаточной разработанностью. Это проявляется в научных исследованиях по данной проблеме, крайней ограниченности методических рекомендаций по ее решению.
Новизна нашей работы состоит в том, что мы самостоятельно разработали упражнения, направленные на активизацию словаря младших школьников словами иноязычного происхождения, а также подготовили методические рекомендации по их использованию.
В нашем исследовании мы исходили из следующей гипотезы: целенаправленное систематическое изучение заимствованных слов в процессе обучения русскому языку способствует расширению словарного запаса, повышению культуры и развитию речи младших школьников.
Объект исследования - процесс изучения иноязычных слов на уроках лингвистического цикла в начальной школе.
Предмет исследования - иноязычная лексика, представленная в учебниках для начальной школы.
Цель исследования - совершенствование методики работы с заимствованной лексикой на уроках лингвистического цикла в начальной школе...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для планомерной работы с иноязычными словами необходимо знать причины возникновения трудностей в понимании и употреблении заимствованных слов детьми с целью предупреждения лексико-семантических, лексико-орфографических, лексико-стилистических ошибок.
Наше исследование показало, что причиной трудностей учащихся начальных классов правильного понимания и использования заимствований является отсутствие целенаправленного систематического изучения иноязычных слов в процессе обучения русскому языку и литературному чтению, и средством устранения этой причины мы считаем ведение такой работы.
Нами была разработана система упражнений, направленная на произношение, правописание, употребление слов в соответствии с речевой ситуацией, исправление перенасыщений в речи заимствований без какой -либо определенной цели, а также подготовлены методические рекомендации по работе со словами-чужеземцами.
С целью проверки эффективности предложенной нами методики и выявления наиболее типичных затруднений учащихся в правильном понимании и употреблении заимствований было проведено исследование на базе школы с. Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области. Были выполнены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, в которых участвовал 3 класс...



1. Баскаков, Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения / Н.А. Баскаков. - М.: Просвещение, 1979. - 305 с.
2. Беседы с учителем (методика обучения): Второй класс четырехлетней начальной школы. / Под ред. Журовой Л.Е. - М.: Вентана-Граф, 1999. - 20 с.
3. Богданова, Н.В. Активные процессы современной русской фонетики // Современные языковые процессы: межвуз. сб. / Н.В. Богданова - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. - С. 22-28.
4. Васильев, Н.Л. К вопросу о произношении слова «жюри» // Аванесовские чтения: тезисы докладов. - М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - С. 50-52.
5. Виноградова, Н.Ф. Программа для четырехлетней начальной школы XXI века / Н.Ф. Виноградова. - М.: Издательский центр Вентана-Граф, 2011. - 56 с.
6. Володарская, Э.Ф. Заимствование как отражение русско-английских контактов / Э.Ф. Володарская // Вопросы языкознания. - 2002. - № 4. - С. 96-118.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956. - 392 с.
8. Гамезо, М.В. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем / М.В. Гамезо, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин Психологические проблемы переработки знаковой информации. - М.: Наука, 1977. - 230 с.
9. Голуб, И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. - М.: Просвещение, 1986. - 440 с.
10. Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы.
1 - 4 классы. УМК «Школа России» / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. - М.: Просвещение, 2013. - 97 с.
11. Гринев, С.В. Введение в терминоведение / С.В. Гринев. - М.: Академия,
2000. - 204 с.
12. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Николина Н.А., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. учреждений высш. образования. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / под ред. Е.И. Дибровой. - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 480 с.
13. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 1 - 4 классы: учебники для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [авт.-сост.: Л.А. Ефросинина].
- 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.
14. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.,
Романова В.Ю. Русский язык: 1 - 4 классы: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.] - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- 192 с.
15. Канакина, В.П. Русский язык. 1 - 4 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с...41



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ