Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Психологические характеристики детей младшего школьного
возраста 7
1.2. Проблемы успешности учебной деятельности младших
школьников 20
1.3. Когнитивные и некогнитивные предикторы учебной успешности
младших школьников 34
Глава 2. Изучение некогнитивных предикторов успешности учебной деятельности младших школьников
2.1. Описание процедуры и методов исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 52
Выводы 63
Заключение 65
Список используемых источников 66
Приложение 70
В младшем школьном возрасте ребенок входит в новые для него условия жизнедеятельности. Меняется характер его взаимодействия с окружающими. Он становится субъектом собственной деятельности, которая является ведущей для его развития - учебная. В школе ребенок осваивает множество новых для него правил, норм, он активно осваивает социальную среду.
Обучение в начальной школе должно создавать благоприятные условия для раскрытия личности детей, учитывать их индивидуально-психологические особенности, развивать те свойства и качества, которые помогут учащимся адаптироваться к процессу школьного обучения. Внимание учителя должно быть в первую очередь обращено к личности ребенка, его всестороннему развитию. Конечную цель школьного образования можно представить следующим образом: формирование учащихся как высокоразвитой когнитивно-личностной системы, способной к саморазвитию,
самоорганизации и самоопределению. Средством развития выступает усвоение ребенком способов и форм деятельности, являющихся залогом его дальнейшего развития и самостоятельного приобретения в будущем новых знаний.
Для учебной деятельности ребенку необходим определенный уровень развития познавательных процессов, сформированные навыки и средства общения, способность к произвольному поведению, умения совладать со своими эмоциональными реакциями и многое другое, без чего ребенку невозможно попасть в зону учебной успешности.
Проблема увеличения числа детей с трудностями в обучении связана не только с недостаточным уровнем их когнитивного развития, но также и с несформированностью навыков поведения, самоорганизации, с недостатками развития произвольной сферы, коммуникативных навыков, проблемами мотивационной сферы...
Особенности развития детей изучались многими классиками психологии, среди которых Л.С. Выготский, Л.И. Божович, К.А. Маркова, Д.Б. Эльконин, и вопросы, затронутые ими, остаются актуальными и в настоящее время. Сегодня активно изучаются взаимосвязи социально¬эмоциональных и когнитивных функций: корреляция социального и личностного развития и академической успешности.
К фактором успешности учебной деятельности школьника относится уровень его когнитивного и некогнитивного развития. Однако в психолого¬педагогической литературе мы чаще встречаем данные исследований, оценивающих учебно-предметные компетенции школьников. По нашему мнению, существует дефицит исследований уровня некогнитивного развития ребенка на старте школьного обучения. Измерение этого уровня у каждого школьника и понимание его воздействия на обучение может значительно улучшить качество образования.
Проблема увеличения числа детей с трудностями в обучении связана не только с недостаточным уровнем их когнитивного развития, но также и с несформированностью навыков поведения, самоорганизации, с недостатками развития произвольной сферы, коммуникативных навыков, проблемами мотивационной сферы.
Практика школьного обучения показывает, что определенный уровень развития когнитивной сферы является необходимым, но не достаточным условием успешного процесса школьного обучения. В этой связи нами было проведено исследование, направленное на изучение факторов успешности учебной деятельности младших школьников, не относящихся к когнитивной сфере, для использования диагностических данных в работе педагога- психолога с родителями и педагогами в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся на начальном этапе школьного обучения.
Особенности развития детей изучались многими классиками психологии, среди которых Л.С. Выготский, Л.И. Божович, К.А. Маркова, Д.Б. Эльконин, и вопросы, затронутые ими, остаются актуальными и в настоящее время. Сегодня активно изучаются взаимосвязи социально¬эмоциональных и когнитивных функций: корреляция социального и личностного развития и академической успешности.
К фактором успешности учебной деятельности школьника относится уровень его когнитивного и некогнитивного развития. Однако в психолого¬педагогической литературе мы чаще встречаем данные исследований, оценивающих учебно-предметные компетенции школьников. По нашему мнению, существует дефицит исследований уровня некогнитивного развития ребенка на старте школьного обучения. Измерение этого уровня у каждого школьника и понимание его воздействия на обучение может значительно улучшить качество образования.
Проблема увеличения числа детей с трудностями в обучении связана не только с недостаточным уровнем их когнитивного развития, но также и с несформированностью навыков поведения, самоорганизации, с недостатками развития произвольной сферы, коммуникативных навыков, проблемами мотивационной сферы.
Практика школьного обучения показывает, что определенный уровень развития когнитивной сферы является необходимым, но не достаточным условием успешного процесса школьного обучения. В этой связи нами было проведено исследование, направленное на изучение факторов успешности учебной деятельности младших школьников, не относящихся к когнитивной сфере, для использования диагностических данных в работе педагога- психолога с родителями и педагогами в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся на начальном этапе школьного обучения...37