Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей после окончания государственного учреждения школы - интернат

Работа №15817

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы88
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1080
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Особенности организации социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 11
1.1. Терминологическое обоснование понятий «дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей», «социальная адаптация» 11
1.2 Историческая практика решения проблем с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 23
1.3. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27
1.4. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 38
ГЛАВА II. Социальная адаптация выпускников Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва «Школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла» 47
2.1. История Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва «Школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей г. Кызыла» 47
2.2. Роль школ-интернатов в Республике Тыва 54
2.3. Особенности социальной адаптации выпускников ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла» 66
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 77
Приложения 83


Актуальность исследования. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу о развитии и воспитании таких детей. Дети данной категории, как правило, воспитываются в детских-домах или школах- интернатах для детей-сирот. В последние годы появилось много новых типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ практики работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что система воспитания детей в этих учреждениях не готовит их к самостоятельной жизни, воспитанники после выхода из данных учреждений испытывают серьезные трудности в адаптации к окружающему миру.
Социальная адаптация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности Республики Тыва. Положение детей в обществе отражает моральное и нравственное здоровье общества.
Степень изученности исследования. Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые.
В Отечественной историографии. В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на эту тему - изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович . В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика
составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработке методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения.
Доктор психологических наук Прихожан А.М. в монографии «Дети без семьи» опубликованной в 1990 году описывала особенности обучения и психического развития школьников 13-14 лет.
Кандидат психологических наук Толстых Н.Н. «Особенности психического развития младших школьников, воспитывающих вне семьи» описывает, что все дети в нашей стране, как растущие в семье и посещающие обычные детские сады и школы, так и воспитывающиеся вне семьи, в условиях закрытых детских учреждений, обучаются по единым дошкольным и школьным программам, что должно гарантировать равные возможности образования, всестороннего формирования личности. Однако ясно, что дети, которые растут без родителей, требуют особой заботы, особого внимания со стороны педагогов и воспитателей.
Исследования психологических проблем адаптации воспитанников сиротских учреждений малочисленны и касаются адаптации воспитанников к самим сиротским учреждениям или посвящены социальным проблемам адаптации выпускников. Отмечаются сложности приспособления, констатируется необходимость повышения адаптационного потенциала детей-сирот.
Доктор философских наук Ламажаа Ч.К. в своей статье «Ребенок в тувинской культуре» определила, что ребенок в тувинских традициях это любимый родной маленький человечек, средоточие надежд и чаяний для родителей: продолжатель рода, мерило семейного богатства, благополучия, залог счастливой старости для человека. Это одна из главных ценностей в тувинской культуре.
Аспирант Института философии и права СО РАН г. Новосибирска Тарбастаева Инна Семеновна в своей статье «Тувинская семья - традиции и современность» уточнила аспекты семейной жизни тувинцев такими, какими они существовали в традиционном обществе, и какие изменения они претерпели к настоящему времени.
Семья в сознании тувинцев представляла собой объемное и сложное социальное понятие. Она должна была, во-первых, состоять из нескольких поколений, чтобы выполнять функцию по межпоколенной трансляции народных знаний, а во-вторых, включать в себя помимо членов восходящей линии, всех родственников по боковым линиям обоих супругов, что надежно защищало народ от кровосмешения. «Тувинец должен знать свою родословную вплоть до девятого колена отцов», - пишет исследователь тувинских обычаев М.Б. Кении-Лопсан. Кроме того, такой широкий охват членов семьи помогал кочевникам выжить. В современном обществе эта тенденция сохранилась и нашла отражение в сильных родственных связях, которыми порой пользуются для извлечения личной выгоды. Такое положение порой блокирует естественную социальную мобильность в обществе, где отдается больше предпочтением родственным связям, чем профессиональной компетентности.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важный, на мой взгляд, момент из традиционной семейной жизни тувинцев как пример для подражания молодому поколению. В старину у тувинцев не было беспризорных детей. Не было в старину ни у одного отца, ни одной матери, которые бы оставляли своих детей. В современной же Туве почти в каждом районе есть детские дома, дома ребенка и интернаты.
Раньше если ребенок оставался без родителей, то родственники забирали его себе на воспитание потому, что беспризорный ребенок считался позором для всего рода. В настоящее время некоторые тувинцы, в основном представители города, молодежь - не ориентированы на взаимоотношения с родом и не идентифицируют себя как его представители.
Вернемся к беспризорным детям как к исторически новому феномену тувинского общества. Думается, что беспризорные дети стали появляться с введением в республике системы интернатов в 1930-е годы. В конце 1940-х было уже 77 школ интернатского типа, в которых жили на государственном обеспечении около 7 тысяч учащихся.
Тувинцы с давних времен безмерно любили своих детей, а непрерывность рода считали священной. Как подчеркивал Каррутерс, «у них (урянхайцев - прим, автор) особенно сильно развито желание иметь детей» . М.Б. Кенин- Лопсан пишет, что по старинным тувинским обычаям человеку нельзя жить без детей. Если мужчина или женщина по каким-то причинам не могли иметь детей, то они просили их у многодетных семей. Такая распространенная практика передачи детей помогала человеку обрести смысл жизни. Дети рано начинали помогать родителям по хозяйству, быстро включались в производственный процесс, легко осваивали народные знания и правила поведения. Они никогда не были лишними и не нужными. Желание иметь детей считалось высочайшей ценностью у тувинцев .
В зарубежной историографии. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж.Боулби.
Усилилось внимание ученых и анализу воспитания детей в условиях разных культур, предпринятому еще в тридцатых годах и связанному, в частности, со знаменитыми работами М.Мид (1935 г.). Интересные исследования антропологического направления провела М.Эйнсуорт (1967 г.).
В целом исследователи отмечают многочисленные отличия личностной, интеллектуальной и мотивационной сфер детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, от детей, воспитывающихся в семьях, и делают выводы о сниженных адаптационных способностях воспитанников по сравнению с их ровесниками, имеющими семьи.
Проведенный нами теоретический анализ данной проблемы обнаружил отсутствие исследований, посвященных выделению как специфических факторов, негативно влияющих на включение в самостоятельную жизнь, так и условий, способствующих адаптации в социуме воспитанников школы- интерната. На наш взгляд, необходима разработка научных методов воздействия, направленных на формирование адаптационного потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Современные социально-экономические, психологические условия, в которых протекает жизнедеятельность субъекта, обостряют ряд противоречий, решение которых требует от психологической науки более детального изучения адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и психологических условий ее осуществления. Такие противоречия возникают: между потребностью государства в адаптированных и социализированных трудовых ресурсах и ростом числа дезадаптированных лиц ; между необходимостью адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме и отсутствием необходимых психосоциальных условий для ее осуществления.
Из отечественной и зарубежной литературы известно, что дети, с раннего возраста находящиеся в закрытых детских учреждениях, по ряду существенных психологических параметров отличаются от детей, воспитывающихся в семье.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка программы по повышению уровня социальной адаптации для выпускников ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятий: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты); лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; адаптация; социальная адаптация; социальная дезадаптация;
- изучить формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить и проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить и проанализировать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБОУ 
РТ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла»;
- изучить и проанализировать особенности социальной адаптации выпускников ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла» 2010 года выпуска.
Объектом исследования в данной работе выступает адаптация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после окончания ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла».
Предметом исследования являются психологические условия, влияющие на процесс адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла».
Хронологические рамки. Нижняя граница исследования определяется 1706 годом. Именно в этом году в России был создан первый приют. Верхней границей исследования является современный этап (рубеж XX-XXI вв.).
Территориальные рамки. В выборе исследуемых территорий руководствовались территории Республики Тыва.
Методологической основой исследования явились ведущие теоретические положения отечественных и зарубежных психологов о социальной адаптации человека: позитивное направление, согласно которому проблема адаптации разрабатывалась с позиции взаимодействия индивида и среды, как взаимно определяющих условий формирования личности; когнитивный подход, с позиции которого процесс адаптации обеспечивается взаимосвязью социального окружения, познания и мотивации; концепция деятельности, согласно которой психологическая адаптация представляется как активный процесс усвоения личностью социального опыта.
В работе были использованы следующие методы исследования: 
- метод теоретического анализа литературных источников (учебных пособий, монографий, периодических изданий, а также нормативно¬правовых актов);
- метод обобщения, систематизации теоретического материала.
Практическая значимость работы заключается во всестороннем анализе и обосновании психологических условий адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полученные в ходе исследования результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы при решении проблем адаптации детей-сирот; для профилактики дезадаптивных форм поведения; при разработке реабилитационных мероприятий; при разработке программ профилактической направленности с целью повышения адаптации подростков, воспитывающихся в интернате; для формирования ответственного, адаптивного поведения.
Научная новизна работы заключается в разработке структуры сиротства, в выявлении основных проблем воспитанников и выпускников интернатных учреждений в Республика Тува, рассмотрение проблем социальной адаптации выпускников интернатных учреждений во взаимосвязи с системой воспитания учреждения, в котором они содержались.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы, и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интернатное учреждение является в настоящее время наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уступая место только опеке и попечительству. Общество и государство не готовы отказаться от данной формы заботы о сиротах. Поэтому проблема социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей еще долго, будет сохранять актуальность.
Изменение отношения общественности ко многим социальным проблемам в последние годы, в частности, к проблеме воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается изменением психологических условий адаптации данной категории детей. В связи с изменяющимися условиями жизни увеличивается количество социальных сирот и возрастает актуальность разработки новых предупредительных и психокоррекционных мер, адекватных социальной ситуации и отвечающих потребностям детей-сирот. Создается необходимость изучения особенностей адаптации детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
В настоящем исследовании изучены психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме. В контексте исследования проанализированы проблемы адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов, осуществлено исследование особенностей адаптации и личностных характеристик подростков, воспитывающихся в интернате, выявлены психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наиболее сложной в решении является проблемная зона "отношение населения к социальному сиротству". Основная часть населения уверенна в
том, что передача ребенка из под опеки родителей под опеку государства является не только реальной, но и необходимой мерой в борьбе с "неблагополучными" семьями.
Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные меры по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования. Этим законом установлены льготы, обеспечивающие реализацию таких важных прав, как право на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, а также права на труд.
Причина трудностей в жизненном устройстве выпускников не только в отсутствии жилья, работы, семейного окружения, но и в неумении самого выпускника организовать свой быт, позаботиться о себе, собственном здоровье, свободном времени. Эти проблемы требуют своего решения не только на уровне государства. Большую роль в адаптационном процессе детей в условиях интернатных учреждений может и должен выполнять социальный педагог. Дети данной категории часто склоняются к противоправным поступкам, не подчиняются требованиям педагогов, эмоционально развязаны, поэтому таким детям очень сложно социально адаптироваться.
Роль интернатов в РТ пока до конца не осмыслена наукой и тувинским обществом. Семья для тувинцев играла роль не просто ячейки общества, а являлась единственной формой существования в этом мире. Не было в старину ни у одного отца, ни одной матери, которые бы оставляли своих детей. В современной же Туве почти в каждом районе есть детские дома, дома ребенка и интернаты. Наличие интернатных учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - явный уход от традиций. С другой стороны, существование подобных заведений порождает новых беспризорных детей. Интернаты снимают с общества моральную ответственность за будущее здоровое поколение.
Проанализировав опыт работы ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла» можно сделать выводы, что значительное место в деятельности школы-интернат занимает социальная и педагогическая работа с воспитанниками, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации к жизни вне его стенах.
В ходе проделанной работы цель, поставленная во введении была достигнута. Для этого были решены задачи: исследование проблемы социального сиротства; изучение государственная система устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; анализ особенностей организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотрение нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявлены пути совершенствования социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла»



1. Конституция Российской Федерации. М., 1997 - 83 с.
2. Закон Республики Тыва от 19 марта 2008 г. № 644 ВХ - II «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Тыва».
3. Закон Республики Тыва от 18.06.2007 года № 195 ВХ - II «О порядке и размерах выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) в приемных семьях и оплаты труда приемных родителей».
4. Закон Республики Тыва от 07.07.2008 г. №812 ВХ - II «Об организации работы по патронатному воспитанию Республики Тыва».
5. Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 26 декабря 2007 года № 239 «О наделении полномочиями по опеке и попечительству Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва».
6. Постановления Правительства «О неотложных мерах по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. № 409 (в ред.30.03.98. № 366).
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.06.2007 г. № АФ - 226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».
8. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996 года. Федеральный закон от 21.12.1996 г. (ред. от 17.12.2009 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996).
9. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(№ 159-ФЗ от21.12.96 г.).
10. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (№ 17-ФЗ от 08.02.98 г.).
11. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации.
13. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 2001 - 479 с.
14. Жилищный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 мая 2010 года). - Новосибирск, 2010 - 144 с.
15. Семейный Кодекс Российской Федерации. - М., 2000 - 64 с.
16. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2010 года). - Новосибирск, 2010 - 142 с.
Архивные документы:
17. Текущий архив ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла»
Источники:
Опубликованные:
18. Абулъханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 2000 - 264 с.
19. Беляков В.В. Проблемы социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений / Актуальные проблемы современного детства: сб. науч. тр. НИИ детства РДФ. Под общ ред. Е.М. Рыбинского. - М., т4. -Вып. 3, 2004 - 227 с.
20. Болотников, И.Ю. "Комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей" — автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора медицинских наук — М., 2008 - 123 с.
2.Брутман В.И и др. Социальное сиротство и комплексная медико- социально-педагогическая проблема.- М.: Изд-во АСОПИР, 2004 - 284 с.
22. Венгер, Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ./ Л. А. Венгер - М.: Просвещение, 2005 - 267 с.
23. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. 4.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005 - 343 с.
24. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание./ О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева - М.: Проспект, 2009.- 428с.
25. Кожевникова, Оксана Александровна к. п. н. Диссертация: «Психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме». Новосибирск, 2007. 197с.
26. Мъпилявцев, Б. А. Тувинская женщина в традиционном и современном обществе. Рукопись автора, 2001- 216 с.
27. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2002 - 544 с. 80
Научные статьи:
28. Каррутерс, Д. Неведомая Монголия И Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало XX века). Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2002 - 157 с.
29. Кузьмин, С. Активная политика социальной защиты населения // Экономист, 2004, № 9.-188 с.
30. Кушнир, Л. На местах необходимо создание общественных организаций, защищающих права детей // Газета «Первое сентября». № 59.-2000- 105 с.
31. Малярова НВ., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход. Социологические исследования. 1998 г., № 4.
32. Информационно-консультативный вестник по вопросам семьи и детства. - М., 2004, № 7 - 212 с.
33. Назарова, И. Б. «Дети-сироты», «Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация». И Под ред. Н. М. Римашевской. - Москва, 2002-264 с.
34. Работа в пустую: сирот не становится меньше // Социальная педагогика. — 2009.- № 4. — 117 с.
35. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. // Под ред. Мухиной В.С.- М.: «Прометей».- 2001 - 145 с.
Научная литература:
36. Антокольская, MiB. Семейное право. Учебник. - М., 2000 - 289 с.
37. Божович Л. И., Славина Л. С., Морозова Н Г. Развитие мотивов учения у советских школьников. — Известия АПН РСФСР, 1951, вып. 36-236 с.
38. Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 297с.
39. Ершова, ELM. Опека, попечительство, усыновление. - М., 1984 - 312 с.
40. Информационный бюллетень. Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Тыва. - Кызыл, 2005 - 24с.
41. Кенин-Лопсан, М. Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл: Тувинское книжное издательство,2006 - 232 с.
42. Ламажаа, Ч. К. Тува между прошлым и будущим. М.: Восход-А,2008 -368 с.
43. Лисина, М. //.Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника.— В кн.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979-345 с.
44. Назарова, И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М.: Московский общественный научный фонд, 2000 - 212 с.
45. Нещеретный, П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993 - 284 с.
46. Пчелинцева, ЛМ. Семейное право России.- М.: НОРМА, 2003 - 832 с.
47. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. — г. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2005. — 479 с.
48. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. проф. П.Д. Павленко. - М.: Дашков и К., 2005. —235 с.
49. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб. Пособие для вузов / М.В. Фирсов. — М.: Акад. Проект, 2007. — 427 с.
50. Шванцара, Й. Диагностика психического развития. — Прага, 1978 —261 с. 
Интернет - ресурсы:
51. http://www.jurslovar.ru/ Словарь юридических терминов.
52. http://www.consultant.ru/ Словарь финансовых и терминов.
53. http://www.tuva.asia.ru. - Новые исследования Тувы.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ