ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1.1 Понятие и теории мотивации труда персонала 8
1.2Методы и особенности мотивации работников сферы образования 23
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ГБНОУ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ГУБЕРНСКИЙ ЛИЦЕЙ» И
ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 36
2.1 Характеристика деятельности и кадрового состава ГБНОУ Пензенской
области «Губернский лицей» 36
2.2 Анализ системы мотивации персонала ГБНОУ Пензенской области
«Губернский лицей» и рекомендации по ее совершенствованию 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность темы бакалаврской работы определяется тем, что эффективная мотивация персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных организаций.
Ключевой задачей менеджмента является управление имеющимися в распоряжении предприятия ресурсами с целью получения оптимального результата. В настоящее время общепринятой стала концепция о том, что важнейшим ресурсом предприятия является его персонал (зачастую именуемый человеческим капиталом), и в свете этой концепции особое значение приобретает оптимизация управления человеческими ресурсами.
Одной из важнейших характеристик человеческого капитала является его мотивация к труду, и управление этим показателем играет ключевую роль в управлении персоналом, поскольку общепринятым является представление о существовании прямой зависимости между мотивацией сотрудника и эффективностью его труда.
В последнее время особенно усилилось внимание к проблеме мотивации как функции управления, с помощью которой руководство любого предприятия побуждает работников действовать наиболее эффективно для обеспечения производственного процесса в соответствии с намеченным планом.
Мотивация - это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого работающего и побуждает их эффективно трудиться для выполнения целей. Только тот руководитель добивается успеха, который признает людей главным источником развития организации.
Задача мотивации труда в практике управления - побуждение людей наиболее эффективно выполнять работу в соответствии с делегированными им правами и обязанностями.
Мотивация играет ведущую роль в производительности труда, в эффективности организации или предприятия в целом. Знание структуры и 3
иерархии мотивов различных категорий работников позволяет избежать многих ошибок в управлении и создать надлежащие условия для реализации творческого потенциала каждого участника производственного процесса.
Существенный недостаток российских организаций - недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях. А ведь человеческий потенциал для предприятия - это основное конкурентное преимущество. В настоящее время необходимо, чтобы весь персонал организации действовал как сплоченная команда с четким видением будущего, ясным представлением о своем значении и мотивацией на самостоятельные действия для достижения поставленных целей. Хорошо обученный, мотивированный и организованный персонал определяет судьбу предприятия.
Проблемы построения системы мотивации и стимулирования труда в настоящее время являются одной из актуальных, поскольку остается нерешенным вопрос о наиболее эффективных механизмах мотивации и стимулирования работников организаций различных сфер деятельности.
Для эффективного же использования мотивации в целях усиления управленческого воздействия необходимо хорошо представлять ее сущность, то есть потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки. В то же время теоретические аспекты построения механизмов мотивации, адекватных российской специфике, нуждаются в дальнейшей разработке [3 с.1038].
Объект исследования данной бакалаврской работы - ГБНОУ Пензенской области «Губернский лицей»
Предмет исследования - система мотивации персонала на предприятии.
Цель бакалаврской работы - анализ системы мотивации персонала и разработка рекомендации по ее совершенствованию в ГБНОУ Пензенской области «Губернский лицей»...
Обзор современной литературы по мотивации и стимулированию труда показал, что этой теме посвящено большое количество научных работ. Многие авторы рассматривают стимулирование как внешнюю мотивацию, элемент рабочей ситуации, который влияет на поведение человека в сфере труда и в то же время несет нематериальную нагрузку, позволяющую сотруднику реализовать свои личные цели.
Из большинства определений понятия «мотивация» можно выделить их сходство в том, что оно относится к активным движущим силам, определяющим поведение человека. Наиболее содержательным будет следующее определение: мотивация - это внутреннее состояние человека, вызванное внешними или внутренними воздействиями, связанными с его потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
В настоящее время в образовательной сфере происходят значительные изменения, которые требуют от педагогического работника раскрывать свой внутренний потенциал и внедрять инновационные способы обучения. Поэтому для руководителя образовательного учреждения остро стоит задача выбора метода и способа мотивации работника [21 c.524].
Изучив методы мотивации, существует множество классификаций методов мотивации персонала. Согласно одной из них, предложенной Д. Синком, можно выделить четыре основных метода управления мотивацией и повышения результативности работников:
- стимулирование сотрудников, основанное на теории подкрепления;
- регулирование поведения посредством постановки целей;
- проектирование (дизайн) работ и обогащение труда;
- партисипативность: вовлечение работников в управление.
Разобрав теории мотивации, их условно можно разделить на два типа: процессуальные и содержательные теории мотивации...
1. Адашев, А. У. Мотивация персонала как функция менеджмента / А. У. Адашев, Х. О. Арслонов // Мировая наука. - 2019. - № 1(22). - С. 34-37.
2. Аргашокова, О. И. Проблемы управления мотивацией персонала / О. И. Аргашокова // Социально-гуманитарные технологии. - 2020. - № 4(16). - С. 23-31.
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / Майкл Армстронг, Стивен Тейлор. - 14-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, Прогресс книга, 2018. - 1038 с.
4. Артемьев Даниил Дмитриевич Анализ современных теорий мотивации и
стимулирования труда // Вестник науки и образования. 2020. №13-3 (91). [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-teoriy-motivatsii-i- stimulirovaniya-truda-1
5. Афанасьева, В. С. Эффективные методы мотивации персонала / В. С. Афанасьева // Аллея науки. - 2020. - Т. 2. - № 12(51). - С. 456-458.
6. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 381 с.
7. Балаев, В. А. Мотивация персонала. Современные подходы в мотивации персонала / В. А. Балаев, В. С. Гридчин, Н. А. Чаплыгин // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : Сборник статей по материалам CLX международной научно-практической конференции, Москва, 06 апреля 2020 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука»,
2020. - С. 267-271.
8. Баришовец Екатерина Михайловна Мотивация педагогов как показатель эффективного управления в образовательном комплексе // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. №70. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-pedagogov-kak- pokazatel-effektivnogo-upravleniya-v-obrazovatelnom-komplekse
9. Битюкова, С. С. Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений / С. С. Битюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 32 (270). — С. 20-23. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/270/61928/
10. Гайрбекова Марианна Исаевна, Хагаева Аминат Вахидовна, Баймурзаева Иман Виситаевна Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений // Индустриальная экономика. 2022. №5. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-i-stimulirovanie- personala-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy
11. Галацкова И.А., Обласов В.В., Мингачева А.Н. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях формирования корпоративной культуры педагогического коллектива // Нижегородское образование. 2020. №1. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-lichnostnoe-razvitie-pedagoga-v- usloviyah-formirovaniya-korporativnoy-kultury-pedagogicheskogo-kollektiva
12. Гармаева Д.Б. Теория x, теория y. стили руководства, авторитарный, демократический и либеральный стили // Скиф. 2023. №7 (83). [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-x-teoriya-y- stili-rukovodstva-avtoritarnyy-demokraticheskiy-i-liberalnyy-stili
13. Генкин, Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика) : монография / Б. М. Генкин. — 2-е изд., испр. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 352 с.
14. Джигкаев А.Т. Мотивационная теория д. макклелланда и ее роль в мотивации персонала // Образование и право. 2023. №2. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya- teoriya-d-makklellanda-i-ee-rol-v-motivatsii-personala
15. Джураева, Г. М. Социальный пакет как инструмент повышения мотивации персонала / Г. М. Джураева // Теория и практика управления: ответы на вызовы цифровой экономики : Материалы XI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Москва, 04 декабря 2020 года. - Москва: РЭУ, 2020. - С. 58-60...34