ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 5
1.1 Современные педагогические технологии 5
1.2 Теоретические подходы к изучению понятия «игровая технология» 8
1.3 Использование игровых технологий в обучении 10
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ПРОБЛЕМ УГЛЕДОБЫЧИ РОССИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА 19
2.1 Анализ проблем угледобычи в России 19
2.2 Методические основы деловой игры по изучению проблем угледобычи России 25
2.3 Характеристика деловой игры изучению проблем угледобычи в России 29
2.4 Методические рекомендации по организации деловой игры по изучению проблем
угледобычи 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Приложения 40
Каждая школа производит для общества человеческие ресурсы необходимого качества. В течение последних десятков лет образование выполняло массовый социальный заказ индустриального общества - воспитать грамотных, дисциплинированных и пунктуальных работников, которые способны взаимодействовать с техникой. Этот заказ выполняли школы-фабрики. Когда на смену индустриальному обществу пришло информационное, стали востребованными иные человеческие качества - творчество, самостоятельность, мобильность, способность к постоянному развитию и активному взаимодействию. Цель новой школы - сформировать творческого и активного человека информационного общества.
О значении самостоятельной учебной деятельности школьников в педагогической науке сказано немало, однако на практике проблема остается актуальной. Технологическая сторона обеспечения условий для самостоятельной деятельности предполагает широкое применение учителем интерактивных технологий обучения. Целеполагание самостоятельной деятельности школьника не должно зауживаться до освоения знаний конкретной предметной области, но осознавать учебу как подготовку к самостоятельной жизни.
Актуальность проектной работы выражается в том, что одной из эффективных педагогических технологий является деловая игра, пришедшая из реальной жизни, из практики управления производством. Деловая игра является разновидностью игровых технологий, которую отличает продуктивная совместная деятельность всех участников, деловое общение, интеллектуальная конкуренция. Продуктивная деятельность предполагает наличие конкретного очевидного для участников результата их совместных усилий. Результативность следует рассматривать широко и включать в перечень возможных «продуктов» выработку документа, создание проекта, изменений отношений в коллективе, принятие управленческого решения, овладение определенными способами деятельности, освоение социальных ролей и процедур, проведение исследований.
Объект исследования: процесс обучения географии в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: применение игровых технологий при изучении географии угольной промышленности России.
Цель исследования: разработать деловую игру по изучению проблем угледобычи России для обучающихся 9 класса.
Задачи исследования:
• определить возможности использования игровых технологий обучения на уроках географии;
• определить проблемы угледобычи в России;
• разработать рекомендации по применению деловой игры по изучению угледобычи на уроках географии.
Методы исследования: анализ научной литературы; педагогическое моделирование.
Игровые технологии включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. В своем большинстве играм присуще самые главные четыре черты: свободная развивающая деятельность; творческий характер деятельности; эмоциональная приподнятость деятельности; наличие прямых или косвенных правил. Абсолютно все детские игры подразделяются на 4 типа: физические и психологические игры; интеллектуально -творческие игры; социальные игры; комплексные игры.
Для того, чтобы определить курс урока и игры необходимо выделить основные проблемы, касающиеся угледобычи в России. Нами были выбраны проблемы экологического характера: оседание земной поверхности;
загрязнение воздуха и воды; выбросы метана в результате добычи угля; подземные пожары; загорания в отвалах; оползни неустойчивых откосов; отвалы «пустой породы»; загрязнение и отравление водосборных бассейнов кислотными водами; отторжение земельных участков.
Составленная нами деловая игра позволяет включить в процесс изучения дисциплины всех участников посредством вовлечения в совместную деятельность. При помощи деловой игры ученики научатся находить решение проблемных ситуаций. Деловая игра «Проблемы угледобывающей промышленности» позволяет: сформировать комплекс знаний об
угледобывающей промышленности в стране; сформировать знания о существующих проблемах в угледобывающей промышленности; развить эмоциональное и интеллектуальное самовыражение личности каждого обучающегося; развить интерес к проблемам страны и сформировать уважение к человеческой деятельности.
1. Министерство просвещения Российской Федерации. ФГОС Основного общего образования №287 от 31.05.2021 г.
2. Атаманова, Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения: Метод. Пособие. / Р.И. Атаманова. - М.: Высшая школа, 2008. - 120 с.
3. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. - 128 с.
4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
5. Гинзбург, Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр / Я.С. Гинзбург, Н.М. Коряк // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - с. 332-342
6. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.
7. Ермолович, М. М. Общие вопросы методики преподавания географии (в схемах и таблицах) / М. М. Ермолович, Н. В. Науменко, Н. А. Шевцова. - Минск: БГПУ, 2018. - 96 с.
8. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н. И. Запрудский. - 3-е изд. - Минск: Сэр-Вит, 2017. - 168 с.
9. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии / Ю. А. Иванов. - Брест: БрГУ, 2012. - 420 с.
10. Игра в образовательном процессе: методическое пособие / М. Г. Ермолаева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2008. - 122 с.
11. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
12. Король А.Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное издание. - М.: ЦДО «Эйдос», Иваново: Издательский центр «Юнона», 2009. - 260 с.
13. Крылова О. Н. Развитие знаниевой традиции в современном
содержании отечественного школьного образования. Автореферат дисс. доктора пед. наук. 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и
образования. СПб., 2010. - 44 с.
14. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
15. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. - Воронеж: Модэк, 1998. - 222 с.
... всего 27 источников