Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика суицида среди подростков в социальном учреждении

Работа №15815

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение профилактики суицида 6
1.1. Основные понятия в области суицидального поведения 6
1.2. Сущность, виды и средства суицидального поведения 9
1.3. Особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте 17
1.4. Специфика профилактики суицидального поведения подростков в
социальных учреждениях 23
Глава II. Профилактика суицида среди подростков в социальном учреждении 29
2.1. Профилактика суицидальных действий учащихся в Республиканском
центре психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» 29
2.2. Исследование суицидального риска среди подростков г. Кызыла 33
2.3. Рекомендации по профилактике суицида среди подростков в Республиканском центре психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение 52


Актуальность исследования.С 60-х годов ХХ столетия суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой в развитых странах мира. По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет покончили жизнь самоубийством 14157 несовершеннолетних. На сегодняшний день Россия занимает второе место в мире по числу самоубийц. Причем все чаще жизнь самоубийством заканчивают дети и подростки [11, с.214].
Актуальность исследования определяет частотой суицидального поведения в молодом возрасте, значительными трудностями диагностики истинности суицидальной попытки, особенностями социально-психологической дезадаптации, сопровождающих данное поведение.
Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, также она видится средством наказать обидчиков [17, с.43].
Суицидальное поведение у подростков - это одна из проблем «пограничной психиатрии», т.е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера.
Суицидальное поведение подростков - увеличительное зеркало, в котором наиболее отчетливо проявляются основные трудности и проблемы детей.
Е.Т. Соколова и Ю.А. Сотникова считают, что современный подход к работе по профилактике суицида среди подростков характеризуется усилением традиционных психологических, социальных, педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии [8, с.26]. Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды.
Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения.
Вторичная профилактика - предотвращение рецидивов после неудачной суицидальной попытки. Третичная профилактика - реабилитация в тяжелых случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения
По частоте суицидов Тыва занимает 6 место среди 82 субъектов Российской Федерации, а среди субъектов Сибирского Федерального округа процент совершенных суицидов среди подростков составляет 61%, что составляет 3 место это и вызывает особую тревогу[34, с.11].
Суицидальная ситуация за последние 10 лет в республике оставалась стабильно неблагополучной, о чем свидетельствуют ежегодные высокие показатели частоты суицидов с их незначительными колебаниями в отдельные годы.
Все это говорит об актуальности данной проблемы и подчеркивает необходимость усиления профилактики суицида среди подростков в социальных учреждениях Республики Тыва.
Объект исследования:профилактика суицида.
Предмет исследования:суицидальное поведение среди подростков г. Кызыла.
Цель исследования: изучение профилактики суицида среди подростков в социальном учреждении.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать основные понятия в области суицидального поведения;
- рассмотреть сущность, виды и средства суицидального поведения;
- изучить особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте;
- показать профилактику суицидальных действий учащихся в Республиканском центре психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»;
- исследовать суицидальный риск среди подростков г. Кызыла;
- выделить рекомендации по профилактике суицида среди подростков в Республиканском центре психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
При решении поставленных задач использовались следующие методы:методы теоретического анализа, обобщение и синтез, опрос, анкетирование.
Методологическая база исследования:в качестве теоретических предпосылок ВКР выступили труды и др.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обобщении профилактических разработок в сфере суицида среди подростков, а также обусловлена в том, что результаты исследования могут применяться в работе социальных педагогов, психологов, работников социальных служб.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, суицид как социальное явление - устойчивый статистический факт.
В последнее время все чаще можно столкнуться с понятием подросткового суицида. И именно эта возрастная категория людей занимает одну из лидирующих позиций по совершению суицидов в настоящее время. Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Чаще всего, настоящего желания умереть нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желанного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Исследования показывают, что негативные переживания, а впоследствии и суицидальное поведение, у подростков возникают в ответ на семейные и школьные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, унижения и упреки со стороны учителей, непонимание и непринятие в группе сверстников.
Под профилактикой суицидального поведения подростков в социальной работе понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
- содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Профилактическая деятельность государственных органов социальной защиты населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.
Методы борьбы с суицидальным поведением подростков должны быть направлены на профилактику подростковых дезадаптаций, на гармонизацию социального окружения подростков.
В результате анонимного опроса подростков г. Кызыла в возрасте 15-17 лет пришли к выводу, что:
- У подростков присутствуют суицидальные тенденции в поведении. При этом девочки более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики. Почти треть девочек не удовлетворены тем, как складывается их жизнь, смотрят на будущее с тревогой и неуверенностью, больше чувствуют себя одинокими.
Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 6 подростков, что характеризуется склонностью воспринимать больший круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. У 3 учащихся выявили высокие баллы по шкале ситуативной тревожности, что может проявляться в напряжении, беспокойстве, нервозности.
Практика показывает, что социально-педагогическая профилактика суицидов среди подростков носит случайный характер. Необходима систематическая, целенаправленная работа в данном направлении с вовлечением всех участников образовательного процесса.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (в ред. от 24.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №230- ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2013 г.) // Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072// (дата обращения: 10.03.2014).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25 ноября 2013 г) // Режим доступа: http://www.base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 10.03.2014).
4. Декларация прав ребенка от 10 декабря 1959 г. // СЗ РФ от 15 июля 1990 г. - № 45. - Ст. 955.
5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г., №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Режим доступа: http://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 11.03.2016).
6. Закон Правительства Республики Тыва «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Тыва» от 29 декабря 2004 года № 1165 ВХ-1 (в ред. от 12.01.2016) // http://docs.cntd.ru/document/802052411
7. Письмо Минобразования РФ от 29.05.2003 № 03-51-102ин/22-03 «О мерах
по усилению профилактики суицида среди детей и подростков» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс
»http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=497850&req=doc
8. Адамова Л.И. Профилактика суицидального поведения. - М.: Эксмо, 2009.-189 с.
9. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. - 100 с.
10. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям // Российский педиатрический журнал. - 2013. - № 3. - С. 4-6.
11. Бовина И.Б. Профилактика суицида в подростковой и молодежной среде: размышляя над опытом западных моделей // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 2. - С. 214-227.
12. Васильченко М.В. Профилактика и коррекция кризисных состояний и суицидального поведения подростков // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6. - № 1. - С. 87-90.
13. Галасюк И.Н., Краснова О.В., Шинина Т.В. Психология социальной работы. Учеб.для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2014. - 303 с.
14. Гулин К.А., Морев М.В. Анализ факторов и причин суицидальных попыток // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН. - 2008. - № 42. - С. 69-76.
15. Гулина М.А., Левин С.Ф. Психология социальной работы. - М., 2002. - 326 с.
16. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Этнокультуральная психиатрия. - М.: М, 2003. - 448 с.
17. Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд) // Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М.: «Когито- центр», 2001. - 565 с.
18. Евтюшина М.С., Халтагарова О.Д. Профилактика суицидального поведения среди подростков // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - 2014. - С. 88-89.
19. Иванова А.Е., Сабгайда Т.П., Семенова В.Г. и др. Смертность российских подростков от самоубийств. - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). - 2011. - 132 с.
20. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С. 124-126.
22. Кочеткова М.М. Работа педагога-психолога по профилактике суицидальных тенденций среди учащихся общеобразовательных учреждений // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 296-300.
23. Курганский С.М. Когда страх перед жизнью сильнее страха смерти // Социальная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 78-88.
24. Кучер А.А. Выявление суицидального риска у детей / А.А. Кучер, В.П. Костюкевич // Вестник психосоциальной и коррекционно¬реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 32-39.
25. Любов Е.Б., Морев М.В., Фалалеева О.И. Социально-экономическое бремя суицидальной смертности в Россию // Социальная и клиническая психиатрия. - 2013. - Том 23. - Вып. 2. -С. 38-44.
26. Макаров П.В. Профилактика, коррекция и реабилитация подросткового суицида: учебно-методическое пособие. - М.: НИИ школьных технологий, 2013. - 96 с.
27. Методические рекомендации «Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения среди обучающихся и студентов учреждений образования в Республике Тыва педагогических работников учреждений профессионального образования - Кызыл: ГБУ РТ «Научно-методический центр развития воспитания в сфере профессионального образования в Республике Тыва», 2013. - 85 с.
28. Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков / сост. И.М. Ильичева, В.А. Шняк. Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. - Коломна: МГО СГИ, 2010. - 89 с.
29. Михайлова Е.А. Телефоны доверия как инструмент профилактики социального неблагополучия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - № 1 (113). - С. 109-113.
30. Моховиков, А.Н. Суицидология. Прошлое и настоящее. - М.: Котито-Центр, 2001. - 565 с.
31. Неизвестных А.А. Оказание помощи семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимися в кризисной ситуации: поиск комплексных решений // Социальное обслуживание. - 2013. - № 6. - С. 75-80.
32. Ооржак Л.Н. Проблема подросткового суицида в Республике Тыва // Вестник Тувинского государственного университета. - 2012. - №4 (15). - С.31-36.
33. Пичиков А.А., Попов Ю.В. «Гендерный парадокс» суицидального поведения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2015. - № 2. - С. 22-29.
34. Положий Л.С, Куулар Л.Ы., Дуктен-оол С.М. Особенности суицидальной ситуации в регионах со сверхвысокой частотой самоубийств (на примере Республики Тыва) // Суицидология. - 2014. - № 1. - Т.5. - С.11-14.
35. Программы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних: в помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / отв. Ред. Г.М. Иващенко. - М., 2012.- 287 с.
36. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2016. - 713 с.
38. Саркиапоне М., Положий Б.С. Суициды среди подростков // Российский психиатрический журнал. - 2014. - № 3. - С. 52-56.
39. Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 512 с.
40. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М.: Когито-Центр; 2005. - 376 с.
41. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. - М.: Юрайт, 2014. - 345 с.
42. Технология социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Холостова Е.И., Кононова Л.И.. - М.: «Дашков и К», 2013. - 478 с.
43. Ушакова Е.С. Суицидальные риски: автореф. дисс. к.с.н.- СПб, 2010. - 29 с.
44. Харичкин Е.А. Социальные центры и пути решения проблемы суицидального поведения детей // Работник социальной службы. - 2001. - №2. - С. 55-59.
45. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 272 с.
46. Холостова Е.И. Социальная работа. - М.: Дашков и К, 2012. - 612 с.
47. Шелехова И.Л. Суицидология. - Томск: СибГМУ, 2011. - 202 с.
48. Шестакова Ю.В. Социально-педагогическая профилактика предсуицидального поведения старшеклассников // Социально¬педагогическая работа. - 2006. - №8. - с. 55-61.
49. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи и детей. 5-е изд. - М., 2015. - 670 с.
50. Официальный сайт ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал» // http://sayzyral.org.ru/ruksot.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ