Стр.
Введение 4
Глава 1. История исследований растительного покрова и природные
условия г. Красноярска 6
Глава 2. Конспект дендрария школьного двора гимназии № 3 г.
Красноярска 10
Глава 3. Анализ дендрофлоры школьного двора гимназии № 3 г.
Красноярска 14
Глава 4. Дендрофлора в учебной и внеучебной деятельности 23
4.1. Этимологический словарь 24
4.2. Словарь латинских названий 25
4.4. Внеклассное мероприятие «Праздник леса» 26
4.5. Проект «Интродуценты в городе Красноярске» 31
4.6. Справочник по дендрофлоре школьного двора гимназии № 3 г.
Красноярска 34
Выводы 85
Список литературы 87
Приложение 1 91
Приложение 2 98
Приложение 3 99
В настоящее время экологические знания все больше приобретают свою значимость. Люди стали задумываться о том, как их действия, промышленность влияет на окружающую среду. Они стали задумываться о том, как исправить последствия подобных изменений в природе. В г. Красноярске особое место занимают проблемы, связанные с экологией города. Согласно санитарным нормам у каждого образовательного учреждения должна быть буферная зеленая зона, защищающая, в первую очередь, школу от загазованной окружающей среды. Это была одна из главных причин создания дендрария на территории школы. Но так же не стоит забывать и об учебном процессе, который можно разнообразить с помощью зеленых насаждений на территории школы, сделать занятия более интересными и информативными.
Известна старая истина, что театр начинается с вешалки, так и школа - со двора. Видовой состав зелёных насаждений следует считать носителем многочисленной информации, выполняющим эстетико-художественные, образовательно-воспитательные и иные функции.
Школьный дендрарий это не только определенная территория, отведенная под культивацию растений, но и также хороший помощник в учебном процессе. Использование живых объектов природы в школе способствует как повышению интереса школьников, углублению их знаний в биологии и экологии, так и экологическому и патриотическому воспитанию. Они учатся любить то, что их окружает, гордиться своей Родиной.
Школьный дендрарий играет большую роль в изучении школьных предметов. Проведение экскурсий в различные времена года дает богатый материал для формирования у учащихся экологического мышления и экологической культуры поведения. Биологию, как и экологию невозможно изучать только за партой. Чтобы сформировать определенный объем знаний по биологии и экологии, а также способствовать приобретению навыков научного анализа, проведения полевых опытов наиболее эффективно объяснение путем практического обучения на учебно-опытном участке.
Предмет: дендрофлора школьного двора
Цель: изучение состава и анализ дендрофлоры школьного двора гимназии № 3 г. Красноярска и ее применение в учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть историю исследования растительного покрова г. Красноярска, его физико-географические условия.
2. Составить конспект дендрофлоры школьного двора гимназии № 3 г. Красноярска, на основе гербарных образцов.
3. Провести анализ дендрофлоры школьного двора гимназии № 3 г. Красноярска (таксономический, ареалогический, экологический).
4. Разработать методические материалы для учебной и внеучебной деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.
В первой главе рассмотрена история исследования города Красноярска, его физико-географические условия и особенности.
Во второй главе был составлен конспект дендрария школьного двора гимназии № 3 г. Красноярска. На основе данного конспекта в третьей главе проведен анализ дендрария школьного двора. Сделан анализ таксономической структуры дендрофлоры, географический анализ, экологический по отношению растений к свету и влажности, а также анализ жизненных форм.
В четвертой главе разработаны методические материалы для учебной и внеучебной деятельности.
1. В истории исследования растительного покрова г. Красноярска выделено три этапа:
1) 18 в. - начало 19 в. - период «академических экспедиций» (Мессершмидт Д.Г., Паллас П.С., Гмелин И.Г.).
2) Начало 19 в. - начало 20 в. - период «геоботанических исследований» (Турчанинов Н.С., Тугаринов А.Я., Ермолаев А.П., Гилевич О.А.).
3) Середина 20 в. - настоящее время - период «полевых исследований» (Черепнин Л.М., Штаркер В.В., Васильев А.Н., Антипова Е.М., Рябовол С.В.).
2. Конспект дендрофлоры школьного двора гимназии № 3 г. Красноярска включает 39 видов, относящихся к 30 родам и 15 семействам, расположенным по системе А.Л. Тахтаджяна (1987).
3. Ведущая роль в дендрофлоре школьного двора гимназии № 3
принадлежит семейству Розоцветные, а также семействам Ивовые и Сосновые. Из родов ведущую роль по числу видов играют Тополь и Клен, являющиеся представителями Бореальной флоры: Евросибирской и
Канадской.
4. Основу дендрофлоры школьного двора гимназии № 3 составляют растения четырех географических групп: евроазиатской, восточноазиатской, евросибирской, европейской, относящихся к Голарктическому царству, 2 подцарствам: Бореальному и Восточноазиатскому (Катазийскому).
5. Экологический анализ показывает преобладание в дендрофлоре
школьного двора гимназии № 3 группы мезофитов. Большинство
представителей являются интродуцентами, приспособившимися к зональным условиям обитания. По отношению к свету в дендрофлоре заметно преобладание гелиофитов.
6. Методические материалы для учебного процесса включают:
Для учебной деятельности:
1) Определительные карточки по хвойным растениям;
2) Образец этимологического словаря;
3) Образец словаря латинских названий;
4) Определитель деревьев и кустарников школьного двора гимназии № 3 г. Красноярска (по листьям);
Для внеучебной деятельности:
1) Внеклассное мероприятие «Праздник леса»;
2) Проект «Интродуценты в г. Красноярске»;
Материалы, которые можно использовать как в учебной деятельности, так и во внеучебной:
1) Маршрут экологической тропы;
2) Справочник по дендрофлоре школьного двора гимназии № 3 г. Красноярска.
1. Андреева Е.Б., Тупицына Н.Н. Флора заповедника "Столбы". Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. С. 7-10.
2. Андреева З.К. Экологический музей гимназии № 3 г. Красноярска // Инновации в естественнонаучном образовании: VII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 308 с.
3. Антипова Е. М., Рябовол С. В. Флора Красноярска: конспект / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2009. 292 с.
4. Атрохин В. Г., Солодухин Е. Д. Лесная хрестоматия. М.: Лесная промышленность, 1988. 399 с.
5. Бахтин Н.П., Орловский Н.В. Климат // Агрохимическая характеристика почв СССР. Средняя Сибирь - М.: Наука, 1971. С.7 - 13.
6. Вовк Н.Т. Деревья и кустарники г. Красноярска (определитель). КГПУ Красноярское книжное издательство, 1965. С. 35-62.
7. Воскресенский С.С. Геоморфология Сибири. М.: МГУ, 1962. 252 с.
8. Выдрина С.Н., Положий А. В. Курбатский В.И. Флора Сибири. Т. 8: Rosaceae. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 200 с.
9. Головин В.Ф. Климат центральных (Приенисейских) районов края. Материалы по географии Средней Сибири. Красноярск: КГПИ, 1975. С. 1738.
10. Доброва Н.А. Деревья, кустарники и лианы для зеленого строительства в Алтайском крае: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.В. Ревякиной. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. С. 12.
11. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. Москва: Лесная промышленность, 1971. 220 с.
12. Кашина Л.И., Красноборов И.М., Шауло Д.Н. Флора Сибири. Lycopodiaceae - Hydrocharitaceae. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.
200 с.
13. Кириллов, М. В. Окрестности Красноярска. Красноярск: Книжное издательство, 1977. 90 с.
14. Королева Н.А. Геологическая история Красноярья. Красноярск: история и современность. К 375-летию со дня основания. Красноярск, 2003. С. 5-12.
15. Коропачинский И.Ю., Встовская Т.Н. Древесные растения Азиатской России. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2002. 707 с.
... всего 39 источников