Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНЫХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Внеурочная деятельность в Федеральном государственном образовательном
стандарте (ФГОС) 6
1.2 Характеристика дидактических игр, как активного метода обучения 8
1.3 Виды дидактических игр 15
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АТОМНОЙ
ЭНЕРГЕТИКИ 17
2.1 История атомной энергетики 17
2.2 Современное состояние атомной энергетики 21
ГЛАВА 3 ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «МОКС - ТОПЛИВО:
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ» 26
3.1 Методическое описание, компоненты и правила дидактической настольной
игры «МОКС - топливо: мифы и реальность» 26
3.2 Апробация дидактической настольной игры «МОКС - топливо: мифы и
реальность» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список использованных источников 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
С энергетикой как с областью хозяйственно-экономической деятельности человека учащиеся впервые знакомятся на школьных уроках географии. Здесь они должны получить достоверную информацию об атомной энергетике. Следует давать полную и адекватную оценку развития атомной отрасли с разбором причин произошедших радиационных аварий, с решениями, принятыми для устранения внештатных ситуаций, с мероприятиями, не допускающими их повторения. Также важно рассматривать современные технологии, обеспечивающие экологизацию атомной энергетики.
Поэтому важно при изучении курса географии дать возможность обучающимся расширять свои знания в области атомной энергетики и развивать универсальные учебные действия. Но зачастую учебная деятельность не вмещает в себя значительные объемы знаний об атомной энергетике. В таком случае масса современных представлений о рациональном природопользовании и новых атомных технологиях не усваивается учащимися.
Решением данной проблемы может стать раскрытие данной темы во внеурочной деятельности по географии. Это позволит заинтересованным учащимся глубже изучить атомную энергетику, а также рассмотреть современное положение отрасли и ее перспективы, что может способствовать как профориентации, так и общему развитию.
Современная система образования нацеливает педагогов на использование всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Постоянно стоит вопрос, как сделать образовательный процесс максимально интересным, вовлекающим дающим положительные эмоции. В современном мире, с быстро развивающимися цифровыми технологиями и возросшей в последнее время популярностью дидактических игр.
Кроме этого, во исполнение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) в целях всестороннего развития мировоззрения учащихся следует формировать универсальные учебные действия, которые можно сформировать, например, через такую игровую деятельность, как дидактическую игру.
Дидактическая игра - учебное занятие, организуемое в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения. Один из методов активного изучения предметов и тем в образовательных заведениях.
В рамках грантового конкурса «Зеленый квадрат», организованном
Межрегиональной экологической организацией «ГРИНЛАЙФ» при поддержке
Общественного совета госкорпорации «Росатом» была разработана дидактическая настольная игра «МОКС-топливо: мифы и реальность». Данная игра используется в этом исследовании, внеурочной деятельности, для передачи современных знаний об атомной энергетике учащимся.
Объект исследования: процесс изучения атомной энергетики России во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: дидактическая настольная игра как форма обучения при изучении атомной энергетики России.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ, анкетирование, педагогическое моделирование, педагогическое наблюдение, исторический и статистический.
Цель исследования: разработка дидактической игры по теме атомной энергетики России во внеурочной деятельности в 9 классе.
Задачи:
1. Проанализировать внеурочную деятельность в школе;
2. Рассмотреть характеристику атомной энергетики в курсе географии 9 класса;
3. Апробировать дидактическую игру во внеурочной деятельности по географии в 9 классе.
Практическая значимость работы: в ходе исследования была апробирована настольная игра, в рамках педагогической интернатуры в МАОУ Лицей №6 «Перспектива», которая может применяться при изучении атомной энергетики России во внеурочной деятельности по географии в 9 классе.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список
использованных источников, включающий 32 наименования, приложения. Объем работы 42 страницы (без учета приложений), работа включает 3 таблицы, 14 рисунков.
Атомная энергетика - одна из важнейших отраслей электроэнергетики при изучении России в 9 классе. Современное положение этой отрасли обязывает знать, что является правдой, а что ложной информацией об АЭС, радиации и радиоактивных отходах. Но зачастую учебная деятельность не вмещает в себя значительные объемы знаний об атомной энергетике.
Внеурочная деятельность в школе, являясь неотъемлемой частью основной образовательной программы основного общего образования, может расширить и углубить знания об атомной энергетике. Также такая деятельность может пользоваться более активными методами обучения, так как количество вовлеченных участников минимально, что позволяет более полно контролировать процесс усвоения знаний и развития универсальных учебных действий.
В ходе исследования была апробирована настольная игра «МОКС-топливо: мифы и реальность». Экспериментальная апробация данной игры показывает, что правильно организованная работа участников внеурочной деятельности, посредством настольной игры способствует повышению уровня знаний учащихся и их мотивации. Проанализировав результаты, полученные до и после проведения игры, следует сделать вывод о том, что дидактическая игра поспособствовала получению полной, современной информации о производственных циклах, происходящих в атомной энергетике.
1. "Зеленый квадрат" Росатома: как выглядит будущее энергетики //
BALTNEWS URL:
https://baltnews.lt/energy/20190307/1018919131/zelenyy-kvadrat-rosatoma- budushchee-energetiki.html (дата обращения: 21.04.2021).
2. Бухарицин П.И. Альтернативные источники энергии (учебнометодическое пособие по дисциплине "альтернативные источники энергии") Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-2. С. 189.
3. В российских школах прошли «атомные уроки» // Росатом URL: https://www.rosatom. ru/j ournalist/news/v-rossiy skikh-shkolakh-proshli- atomnye-uroki/?sphrase id=1861205 (дата обращения: 21.04.2021).
4. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: учебник. М.: Гардарики, 2001. 752 с.
5. Дидактические игры на уроках географии/Социальная сеть работников
образования. ЕсинаН.А.. [Электронный
ресурс]URL: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/01/03/didaktic heskie-igry-na-urokah- geografii дата обращения (22.03.2021).
6. Доля возобнавляемых источников энергии в производстве электроэнергии / EnerData Статистический Ежегодник мировой энергетики [Электронный ресурс]URL: https: //yearbook.enerdata.ru/total- energy/world-energy-intensity-gdp-data.html дата обращения (09.01.2021).
7. Душина И. В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. Ин -тов и ун-тов. - М.: АСТ, 2004.-203с.
8. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие: В 2 книгах. Челябинск, ЧГПУ, 2012. 496 с.
9. Зотова А. М. Игры на уроках географии. - М.: Дрофа, 2004.
10. Игра: дидактическая, ролевая, деловая: решение учебных и
профессиональных проблем / Л. И. Фёдорова. - Москва: ФОРУМ, 2009. - 176с.
11. Игровое моделирование в деятельности педагога: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / А. П. Панфилова ; под общ.ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 368с.
12. Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования / И.Е. Билялов, Н.В. Вершинина и др. Монография. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2019. С. 107-112.
13. Механизмы поддержки и развития общественных инициатив. Перспективы корпоративных практик публичной политики. Аналитический доклад / Сост. и отв. ред. А.Ю.Шутуров, А.Ф. Яковлева, К.Г. Филимонов. М.: Аквилон, 2018. - 28с.
14. Милютин А.Ю., Готфрид П.А. Политические аспекты применения ветроэнергетических установок. Проблемы внедрения и распространения альтернативной энергетики в России//Научный форум: Технические и физико-математические науки Сборник статей по материалам X международной научно-практической конференции. 2017. С. 147-155.
15. Общественные институты и принятие решений в атомной отрасли: «единство и диалог» (Аналитический доклад) / Под общей редакцией А.Ю. Шутова, И.И. Кузнецова. М.: «Сам Полиграфист», 2017, 122с.
... всего 32 источника