Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностика и развитие финансовой грамотности обучающихся 8-9 классов в процессе обучения математике

Работа №158142

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы112
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты диагностики и развития финансовой грамотности в процессе обучения математике 10
1.1. Финансовая грамотность обучающихся как компонент
функциональной грамотности 10
1.2. Анализ подходов к диагностике и развитию финансовой грамотности в
научно-методической литературе 16
1.3. Содержание курса алгебры 8-9 классов в контексте диагностики и
развития финансовой грамотности обучающихся 22
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. Методические аспекты диагностики и развития финансовой
грамотности в 8-9 классах в процессе урочной и внеурочной 30
деятельности по математике 30
2.1. Задания, направленные на диагностику и развитие финансовой 30
грамотности в процессе обучения математике 30
2.2. Фрагменты уроков математики и внеурочного мероприятия 44
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 67
Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Приложение А. Памятка для обучающихся по организации поездки в другую страну 87
Приложение Б. Комплексное задание «Деньги - как вода: плывут неизвестно куда» 91
Приложение В. Кейс-ситуации по теме «Польза и риски банковских карт» 95
Приложение Г. Отзывы обучающихся о прохождении веб-квеста «Финансовый сыщик» 98
Приложение Д. Результаты прохождения обучающихся 8-9 классов веб-квеста
«Финансовый сыщик» 99
Приложение Е. Задания анкетирования обучающихся 8-9 классов МБОУ
«Троицкая СОШ» 101
Приложение Ж. Результаты анкетирования обучающихся 8-9 классов МБОУ «Троицкая СОШ» 103
Приложение З. Задания входной диагностической работы обучающихся 8-9 классов МБОУ «Троицкая СОШ» 105
Приложение И. Уровень сформированности финансовой грамотности обучающихся 8-9 классов МБОУ «Троицкая СОШ» 108
Приложение К. Задания итоговой диагностической работы обучающихся 8-9 классов МБОУ «Троицкая СОШ» 110

Актуальность исследования. С различными денежными операциями любой из нас встречается каждый день. Нынешние поколение живет в быстро развивающемся обществе, где каждый человек должен владеть определенным уровнем экономических и финансовых знаний, умений, способов деятельности. Осуществление рациональных экономических выводов, большинство которых связано с выбором варианта действия при решении стандартных трудностей в ежедневных ситуациях, - непосредственно это является сущностью финансовой грамотности как индивидуального навыка человека.
Проблема финансовой грамотности достаточно подробно изучена в работах иностранных авторов. Одними из наиболее авторитетных ученых данной сферы являются немецкие эксперты Marco Habschick и Britta Seidl , которые в своих исследованиях рассматривали практику увеличения экономической грамотности жителей в 24 государствах Евросоюза. Они пришли к заключению, что, вопреки схожести территорий, проекты по увеличению финансовой грамотности жителей очень различаются в государствах Евросоюза.
О вопросе экономической безграмотности жителей в Российской федерации в первый раз стали заявлять в 2006 г. Вплоть до этого отечественные эксперты просто рассматривали экономическое действия жителей. Довольно основательно проблемы экономической грамотности исследует С.И. Сергейчик . Его исследование касается экономического поведения людей, автор рассматривает международный опыт осуществлении планов по увеличению финансовой грамотности.
Еще одним важным отечественным научным трудом в области экономической грамотности представляет публикация А.В. Зеленцовой, написанная вместе с резидентами международной платёжной системы Visa . В рамках этой статьи проведен подробный обзор международного и российского опыта по увеличению финансовой грамотности жителей , отмечается значительная важность правительственного вмешательства в процедуру повышения экономической грамотности жителей. Вопрос повышения уровня финансовой грамотности остается все еще важным и актуальным в современном мире.
Воздействие финансовой грамотности на человеческое
функционирование является в особенности значительным при достижении человеком совершеннолетия. Чтобы войти в зрелую жизнедеятельность подготовленным, имеет значение начинать экономическое образование на преждевременных стадиях своего развития в данной области. Осознавая значимость этого проблемы, еще в 2011 г. в Российской федерации был реализован план «Повышение экономической грамотности и развитие финансового образования в России» . Основной целевой аудиторией проекта было не только взрослое население государства, но и подростки. Была инициирована необходимость введения новейших проектов в образовательные процессы, и кроме того актуализировалась проблема переподготовки сотрудников, а также непосредственного повышения квалификации педагогов в части преподавания финансовой грамотности. На сегодняшний день основные проблемы, по-прежнему, состоят в этом, чему и как обучать на любой стадии образования - в развитии представления структуры уроков и умений, какими обязаны овладеть обучающиеся. Точное и верное распределение исследуемых проблем в процессе повышения финансовой грамотности даст возможность приобрести качественный итог - это поясняет значимость исследований по увеличению уровня образования в финансовой грамотности юного поколения.
Кроме того, для развития финансовой грамотности в курсе математики 8­9 классов, необходимы инструменты ее оценивания. В настоящее время для этого есть одна задача в ОГЭ (номер 5 по версии текущего года). Данное задание направлено на умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать простейшие математические модели.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в ходе обучения математике финансовая грамотность развивается не в полной мере, что становится недостаточным для полноценного формирования финансовой составляющей у обучающихся. В связи с этим, применение интеграции разных форм и методов развития финансовой грамотности в других школьных предметах, помимо математики, является одним из наиболее успешных способов для повышения уровня финансовой грамотности обучающихся.
Представим результаты исследования, цель которого состоит в разработке научно обоснованной методики развития финансовой грамотности у обучающихся 8-9 классов в процессе обучения математике.
В рамках первой задачи исследования, которая заключается в выделении теоретических аспектов формирования финансовой грамотности в процессе обучения математике, были проанализированы и описаны понятия функциональной и финансовой грамотностей различных зарубежный и отечественных авторов, определены компоненты и уровни финансовой грамотности, которые может приобрести обучающийся в ходе освоения основной образовательной программы, а также было рассмотрено развитие финансовой грамотности в обновленном ФГОС ООО.
В процессе осуществления второй задачи были выявлены и проанализированы подходы к диагностике и развитию финансовой грамотности в научно-методической литературе. На основании чего, можно заключить, что существующие подходы к формированию финансовой грамотности обучающихся в системе образования нацелены на формирование тех знаний, умений и навыков, которые помогут школьникам стать более компетентными в сфере финансов. Необходимо использовать комплексно выделенные подходы в процессе обучения учеников и тогда, как результат, обучающимся будет легче адаптироваться в постоянно меняющемся окружающем мире, становиться быстрее самостоятельным в финансовом планировании своей жизни и осознавать ответственность за дальнейшее личное развитие.
Для достижения третьей задачи, в рамках которой были выделены элементы развития финансовой грамотности обучающихся в содержании курса алгебры 8-9 классов, проанализированы школьные учебники по алгебре трёх авторов: Ю.Н. Макарычев, А.Г. Мерзляк, А.Г. Мордкович. На основании чего можно утверждать, что содержание не полностью охватывает ту основу финансовой грамотности, которая должна формироваться у обучающихся на данной ступени образования. Но у учителей есть возможность построить образовательный процесс так, чтобы он был направлен на развитие финансовой грамотности, например, дополнить материал новой темы сюжетными финансовыми задачами, интегрировать знания финансовых определений в другие области школьных предметов, проводить внеурочные мероприятия с использованием интерактивных возможностей и т.д.
В результате четвертой задачи нами были разработаны серии уроков, направленные на формирование финансовой составляющей обучающихся 8-9 классов, которые можно использовать не только на уроках математики, но и на таких уроках, как обществознание, география, информатика. Интеграция основ финансовой грамотности в другие школьные предметы, помимо математики, позволит проходить процессу развития финансовой основы обучающихся основной ступени образования намного лучше. Формирование финансовой составляющей комплексно, на нескольких школьных предметах, даст возможность усилить интерес и стремление к изучению финансовой грамотности обучающихся, поможет увидеть ее практическую значимость и научит применять финансовые знания в жизненных ситуациях.
Кроме того, было разработано внеурочное мероприятие веб-квест «Финансовый сыщик», направленное на развитие пяти основных разделов финансовой грамотности: инвестиции, страхование, налоги, личный и семейный бюджет и кредит. Веб-квест позволяет:
• Повысить уровень финансовой грамотности обучающихся средствами игровой деятельности и интерактивных форм обучения;
• Углубить и расширить знания учеников по пяти основным разделам финансовой грамотности.
В ходе осуществления пятой задачи на базе МБОУ «Троицкая СОШ» Красноярского края была проведена апробация разработанных уроков и внеурочного мероприятия, а также сделаны выводы об эффективности выбранной методики. Достигнутые результаты опытно-экспериментальной работы позволяют увидеть повышение уровня финансовой грамотности обучающихся 8-9 классов по сравнению с тем уровнем, который был у учеников до начала работы. Обучающиеся отмечают, что такие комплексные задания, сюжетные задачи, внеурочное мероприятие и уроки математики, в которых видится связь с другими предметами и с жизнью, намного интереснее, познавательнее и увлекательнее в обучении математике.
В процессе исследования выдвинутая нами гипотеза получила частичное подтверждение. Для получения наиболее полного обоснования нужно продолжать опытно-экспериментальную работу по формированию финансовой грамотности, расширять комплекс заданий как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Таким образом, поставленная нами цель исследования достигнута, а задачи выполнены полностью.
В заключение можно отметить, что если обучающиеся будут с ранних лет знать финансовые термины и, самое главное, уметь их применять в жизни, видеть связь финансов не только с математикой, но и в других областях, то тогда каждый ученик будет финансово грамотным.


1. Абдалина Л.В. Персонализированное образование: вопросы оптимизации субъектного подхода. Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 4-7.
2. Авввакумова И.А Формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках математики // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2019. №4. С.129-136.
3. Алмазова Т.А., Трунтаева Т.И., Кузькина А.В. Сюжетные задачи как средство формирования экономической грамотности школьников в процессе изучения математики // Вестник Калужского университета. 2019. № 1. С. 42-46.
4. Арбузова А.А. Образовательный веб-квест как инновационная технология в педагогике // Июльские научные чтения: Сборник научных трудов по материалам III и II Международных научно-практических конференций, Смоленск, 24-31 июля 2017 года. Смоленск: Общество с ограниченной ответственностью "НОВАЛЕНСО", 2017. С. 29-31.
5. Архипова В.Н. Практика формирования во внеурочной деятельности финансовой грамотности обучающихся как направления функциональной грамотности. Педагогический поиск. 2022. № 5. С. 27-31.
6. Байчурина Н.М. Основные подходы и принципы формирования
финансовой грамотности. Академическая публицистика. 2020. № 10. С. 71-75.
7. Белорукова Е.М. Проблемы структуры и содержания финансовой
грамотности в основной школе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemystrukturyisoderzhaniyafinansovoygramotno stivosnovnoyshkole (дата обращения: 11.12.2022).
8. Бондарева С.Р. Анализ школьных учебников математики на предмет формирования финансовой грамотности // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXXIX Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 апреля 2021
года. Пенза: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и
Просвещение", 2021. С. 10-12.
9. Быховский Я.С. Образовательные Web-квесты [Электронный ресурс]. URL: http://ito.bitpro.ru/1999 (дата обращения: 11.04.2023)
10. Верховцев А.А., Короткова Г.В. Экономическое образование: интегративный подход к формированию правовой компетентности // Вестник научных конференций. 2018. № 1-6 (1). С. 29-34.
11. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2019. 288 с.
12. Волобой М.А. Методика работы с сюжетной задачей: смысловое чтение и этапы решения // Молодой ученый. 2019. № 34 (220). С. 100-102.
13. Голубева А.А. Использование цифрового образовательного ресурса Joyteka для формирования функциональной грамотности обучающихся // Международный студенческий научный вестник. 2022. № 6. С. 91.
14. Горина Ю.А. Внедрение курса «финансовая грамотность» в общеобразовательные школы // Детство - территория безопасности : сборник материалов конференции, Москва, 08 октября 2021 года / Московский городской педагогический университет. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2022. С. 227-229.
15. Ефимова Е.М. Личностно-деятельностный подход как методологическая основа процесса формирования социальной устойчивости личности в условиях высшего профессионального образования // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2018. № 3(17). С. 17-19.
... всего 61 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ