Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диалог с живописными произведениями в условиях художественного музея как способ развития художественного восприятия младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)

Работа №158140

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы159
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СЛАБОСЛЫШАЩИЕ) ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ С ЖИВОПИСНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ 19
1.1 Сущность и содержание понятия «художественное восприятие» 19
1.2 Особенности развития художественного восприятия младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)30
1.3 Диалог с живописным произведением в условиях художественного музея как средство развития художественного восприятия у учащихся с
ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие) 40
Выводы по Главе 1 51
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(СЛАБОСЛЫШАЩИЕ) 53
2.1 Содержание и организация эксперимента, направленного на выявление
актуального уровня художественного восприятия младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие) 53
2.2 Проект «Искусство за партой», направленный на развитие
художественного восприятия младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие) 62
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию художественного восприятия у учащихся младшего школьного возраста с
ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие) 73
Выводы по Главе II 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ

Впервые проблему художественного восприятия осмыслил Аристотель в учении о катарсисе. В IV веке до н.э. художественное воздействие искусства было воспринято им в качестве отклика-переживания, которое могло «очистить душу». На современном этапе развития педагогики проблема художественного восприятия остается актуальной, так как воспитательный потенциал искусства важен в эстетическом и духовно­нравственном развитии личности.
В настоящее время в школе приоритет отдается информационным технологиям, математике, знанию языков, и не уделяется должное внимание предметам гуманитарно-художественного цикла. Школьники, чувствуя предвзятое отношение со стороны руководства, считают лишними уроки по изобразительному искусству. Знакомство с картиной происходит на иллюстративном уровне, диалога с живописным произведением, как условие развития художественного восприятия не применяется. Если учащиеся школ и выезжают в музей, чтобы увидеть подлинное произведение искусства, то за вознаграждение, когда школьникам обещают выставить хорошие оценки по предмету после просмотра экспозиции. Ученики «пробегают» из одного зала в другой, не понимая ценности произведений, ни осознавая атмосферы подлинности, поэтому то, что представлено в музее, остается вне сферы их осознания и понимания.
Та образовательная политика, которая исключает важность искусства в жизни человека, обрекает культуру на потерю человечеством нравственности и создает «машину потребления». И если школьнику младшего возраста легче приобрести первичный опыт художественного восприятия, то сделать это в более зрелом возрасте гораздо сложнее.
Проблема небрежного отношения к изобразительному искусству прослеживается во многих общеобразовательных учреждениях. Не обошло это и стороной школу-интернат № 9, где учатся дети с разным нарушением слуха.
Уроки по изобразительному искусству включены в основной состав предметов и проходят раз в неделю. Но несмотря на это, в музей дети приходят не подготовленные, не разбираются в жанрах, не знают основных художественных определений. Это касается не только учащихся младшего школьного возраста, но и подростков.
Одной из возможных проблем для ребенка с нарушением слуха является социальная отчужденность от мира «слышащих», что, в свою очередь, влияет на нарушение связи с миром, а также в некоторых отдельных случаях возникают трудности к доступу к культурным ценностям.
Важно помнить, что с какой бы профессией школьник не связал свою жизнь, занятия художественно-эстетического цикла необходимы для художественного восприятия, развития духовно-нравственных ценностей, душевной отзывчивости.
В 2006 году Г енеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах инвалидов. В 2012 году Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией (ФЗ № 46-ФЗ от 03.05.2012, вступил в силу 15.05.2012) и в последующие годы проводилась работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами Конвенции о правах инвалидов. Так, на протяжении 2011-2017 годов Российской Федерацией было принято несколько важных нормативно-правовых актов, регламентирующих права инвалидов в целом и направленных на создание доступной среды для инвалидов в сфере культуры.
В приказе Министерства Культуры Российской Федерации от 9 сентября 2015 года №2400 были сформулированы требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В итоге проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1. Систематизированы взгляды ученых на проблему художественного восприятия младших школьников с ОВЗ (слабослышащие), проанализирована специфика организации диалога с живописными произведениями в условиях художественного музея.
2. Составлен диагностический комплекс для выявления актуального уровня художественного восприятия младших школьников.
3. Разработан и осуществлен проект «Искусство за партой», направленный на развитие художественного восприятия младших школьников с ОВЗ (слабослышащие). Программа проекта апробирована на практике.
4. Прослежены положительные изменения в уровне художественного восприятия младших школьников с ОВЗ (слабослышащие) в результате контрольного среза после проекта «Искусство за партой».
Таким образом, достигнута основная цель исследования, заключающая в обосновании и экспериментальной проверке влияния процесса диалога с живописными произведениями в условиях художественного музея на развитие художественного восприятия младших школьников с ОВЗ (слабослышащие), подтверждена эффективность содержания программы проекта.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для углубленного изучения возможностей диалога с живописными произведениями в работе с детьми с ОВЗ (слабослышащие) в условиях художественного музея, как средство развития художественного восприятия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал, в ходе которого реализовался проект «Искусство за партой», может быть использован в работе педагогов школ I и II вида, научными сотрудниками музейных центров.
Проблемы в реализации проекта со слабослышащими были вызваны тем, что, имея хорошее зрительное восприятие, дети испытывали трудности со словарным запасом, ассоциативной памятью. Однако было много положительных моментов: с первых же минут дети гостеприимно встречали музейных сотрудников, были активно настроены на участие в работе и, несмотря на небольшой словарный запас, учились вести диалог с произведением искусства. На конкурсном занятии ребята с удовольствием встречались с подлинниками. Произведения были легко узнаваемые. Заметный интерес в глазах детей говорил о многом. Значит, проект необходимо продолжать и не останавливаться на достигнутых результатах.
Положительные результаты проведенной работы показали эффективность проекта «Искусство за партой», направленного на развитие художественного восприятия, следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Итогом нашего исследования на данном этапе является подтверждение высказанной гипотезы: проект «Искусство за партой», содержанием которого будет являться диалог между обучающимся и живописным произведением, повысит уровень развития художественного восприятия у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (слабослышащие).
С целью оценки достоверности различий результатов в значениях повышения уровня художественного восприятия в экспериментальной группе младших школьников до и после формирующего экспериментанами был применен расчет t-критерия Стьюдента.
Полученное эмпирическое значение t (5.1) больше 1кр(3.25), следовательно, между рядами показателей существует достоверное различие на уровне 95%.


1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Б.: БГК им И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 392 с.
2. Борев Ю. Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Плитиздат, 1988. - 496 с.
3. Бренифье О. Что такое красота и искусство? /Оскар Бренифье. - Москва: «Клевер-Медиа-Групп», 2015. - 268 с.
4. Васиьлева С.В. «Дети в мире искусств» [электронный ресурс], 2007 ЦП
Библиотека. - Новоуральск, 2007. - Режим доступа:
http://publiclibrary.ru/readers/programs/programs-24-deti-v-mire-iskusstva.htm
5. Воспитательный потенциал художественного музея: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов / Авт. - сост. Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов; Гос. АН РФ, РАО, Ин-т худож. образования, Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. - М. - СПб.: ГРМ, 2010. - 253 с.
6. Волков И.П. Художественная студия в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1993.- 168 с.
7. Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. Под ред. пед. наук. И.П. Глинской. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение»., 1976- 268 с.
8. Выготский Л. С. Психология искусства. - СПб., Азбука, 2000. - 416 с.
9. Горяева Н. А.Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.: ил.
10. Громов Е.С.Природа художественного творчества: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986.-170 с.
11. Даниэль, С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / Сергей Даниэль. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006.
12. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1993. - 96 с.
13. Дмитриенко Н.О., Москалюк М.В. Личностно-ориентированное обучение в преподавании изобразительного искусства: младший, средний, старший школьный возраст (методическое пособие для педагогов ИЗО). - Красноярск: КНУЦ., 2015. - 162 с.
14. Ершова А.П. Опыт художественных занятий с младшими школьниками М.: Просвещение 1992.
15. Жуковский В.И.Теория изобразительного искусства / В.И. Жуковский.
• СПб.: Алетейя. 2011. - 496 с. + ил.
... всего 76 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ