Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗБОРУ СЛОВА ПО СОСТАВУ
1.1 Морфемика как раздел науки о языке 6
1.2.Возрастные особенности младших школьников, влияющие на процесс обучения разбору слова по составу 13
1.3 Методы и приемы обучения младших школьников разбору слова по составу 18
Выводы по Главе 1 29
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УМЕНИЯ РАЗБИРАТЬ СЛОВО ПО СОСТАВУ В 4 КЛАССЕ
2.1 Диагностическая программа исследования актуального уровня
умения младших школьников разбирать слово по составу 30
2.2 Анализ результатов проверки актуального уровня умения разбирать
слово по составу 36
2.3 Комплекс упражнений, направленный на развитие умения разбирать
слово по составу 44
Выводы по Главе II 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение А 59
Приложение Б 62
Приложение В 67
Строение или состав слов изучается разделом науки о языке - морфемикой. Все слова делятся на минимальные значимые части, которые называются морфемами. Одни из них несут лексическую информацию (корни и приставки), другие - одновременно лексическую и грамматическую (словообразующие суффиксы), а третьи - только грамматическую (формообразующие суффиксы и окончания).
Второклассники подводятся к пониманию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корни, приставки, суффиксы) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т.е. независимо от произношения.
Значение раздела «Состав слова» в курсе начального обучения русскому языку непросто переоценить. Создаваемые при этом общеучебные умения и навыки, а также методы работы могут помочь младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразования (без чего невозможно освоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием (анализ состава слова - необходимый компонент орфографического анализа).
Задачей исследования словообразования в школе глубоко интересовались такие методисты, как Д. И. Тихомиров И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков и другие [22]. О важном значении изучения морфемной структуры слов в развитии лингвистических способностей детей и их общем развитии говорят и известные методисты последних десятилетий: Т.Г Рамзаева, М.А. Рыбникова, С.И. Львова, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Е.А.Земская и другие [16,19].
Во первую, деятельность, связанная с морфемным анализом, представляет собой важный этап образовательного процесса. Связано это с тем, что в это время педагог получает возможность узнать, на каком уровне находится словарный запас детей. Кроме того, морфемный анализ слов способствует более полному понимают их лексического значения.
Кроме того, проведение морфемного разбора на уроках в начальных классах способствуют развитию интеллектуальных способностей, в основе которых лежит функция познания. Данный процесс позволит в дальнейшем полноценно овладеть устной речью.
В-третьих, в процессе получения информации о структурном составе слов родной речи позволяет обогатить устную речь школьников. На уроках дети узнают новые слова, а также их лексическое значение, в дальнейшем они успешно используют освоенные знания в повседневной жизни.
Помимо этого, изучение словообразовательных моделей также играет значительную роль в формировании представлений у учеников об объектах окружающего мира.
В-пятых, при условии придания важности словообразовательным морфемам у ребенка появляется возможность формирования наиболее точной и грамотной речи. Значительное влияние на данный аспект также оказывает изучение семантического значения морфем.
И, наконец, морфемный анализ способствует формированию орфографической грамотности детей.
Всё вышесказанное определило тему нашего исследования.
Цель исследования: на основе результатов констатирующего эксперимента разработать комплекс интерактивных упражнений, который будет направлен на развитие у учеников умения разбирать слово по составу.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть морфемику как раздел науки о языке;
- раскрыть составляющие умения разбирать слово по составу;
- выявить методы и приемы обучения младших школьников разбору слова по составу;
- определить параметры и критерии, позволяющие оценить уровень умения разбирать слово по составу;
- подобрать диагностические задания для проверки умения разбирать
слово по составу;
- провести констатирующий эксперимент по определению уровня развития умения младших школьников разбору слова по составу;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
- составить комплекс упражнений, направленный на повышение уровня знаний младших школьников о морфемном составе слова.
Для решения поставленных задач мы использовали такие методы: теоретический (анализ литературы) и экспериментальный (констатирующий эксперимент).
Объект исследования: процесс обучения младших школьников разбору слова по составу.
Предмет исследования: актуальный уровень развития умения разбирать слово по составу в 4 классе.
Гипотеза исследования - предполагаем, умение разбирать слово по составу у учеников развито на среднем уровне, что выражается в следующем: обучающие ся знают определения большинства морфемных единиц, но допускают неточности в определении, умеют выделять морфемы в слове, но иногда допускают ошибки.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19 имени А.В. Седельникова» город Красноярск. В исследовании приняло участие 24 ученика 4 класса.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ФГОС позиционирует изучение морфемного состава слова как большие возможности для развития умственных способностей учащихся и, в частности, для формирования у них специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное владение словом как языковой единицей, например: умения абстрагировать семантическое значение корня, приставки и суффикса от лексического значения слова, умения анализировать слово на составляющие его значимые части (морфемы) с учетом их взаимодействия в слове, умения сравнивать слова в целях установления их семантико-структурной общности или различия и т.д. Задача учителя - создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий. Обучающая игра, по определению Л.С. Выготского, - это «особый социально-культурный феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием» [45].
Одной из главных задач в области методики преподавания русского языка в начальной школе является подготовка младших школьников к пониманию семантиче ской и структурной соотносимо сти между словами, так как понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности - основа усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке.
Работа по проверке актуального уровня умения разбирать слово по составу проводилась на базе МАОУ СШ № 19 г. Красноярск. В эксперименте принимали участие учащиеся 4 класса в количестве 24 человек, обучающихся по программе "Школа России".
Актуальный уровень умения разбирать слово по составу измерялся по следующим параметрам: знание теоретической части темы "Состав слова"; умение выделять корень в слове; умение выделять в слове приставку и суффикс; умение выделать слове основу и окончание. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что в 4 классе с низким уровнем умения разбирать слово по составу 46% учащихся, остальные 54% учащихся справляются с разбором слова по составу на высоком и среднем уровне. На этом основании мы пришли к выводу, что в дальнейшей работе на уроках русского языка необходимо использовать специальные упражнения, способствующие развитию умения разбирать слово по со ставу.
На основании результатов констатирующего эксперимента нами был разработан комплекс интерактивных упражнений, направленных на развитие у младших школьников умения разбирать слово по составу. Данный комплекс состоит из аналитиче ских и конструктивных упражнений, каждое из которых посвящено определенной морфеме: приставке, корню, суффиксу, окончанию, основе.
Разработанные нами упражнения могут быть включены в структуру уроков русского языка, а также в структуру внеурочных занятий в начальной школе. Эти упражнения могут быть использованы как в процессе традиционного, так и в процессе дистанционного обучения. Выполнять их можно в различной форме (фронтальной, индивидуальной, групповой).
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: 1984. С. 42-84.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку / под ред. Н. С. Роджественского. - М.: Педагогика, 1977. С.438
3. Анохина Т.М. Русский язык 1 - 4 класс. Занимательные материалы / Т.М. Анохина. В., 2007. 269 с.
4. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. М.: Academia, 2010. 448 c.
5. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. М.: Академия, 2012. 448 c.
6. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005. С. 141
7. Бакулина Г. А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка. // Начальная школа. 2000. № 3. С. 15-21
8. Божович Л.И. Психология исследования детской игры / Л.И.Божович // Советская педагогика. 1937 - №5. - С.5-6.
9. Бутакова, Л. О. Морфемика и словообразование современного русского языка / Л.О. Бутакова. - М.: Флинта, Наука, 2012. - 232 c.
10. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. М.: Просвещение, 1973. С. 92
11. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии. 1996 №6. С.84
12. Вознюк Л.В. Освоение лексического материала на базе морфемики и словообразования (VI класс) // Русский язык в школе. 1994. № 2. С. 9-13
13. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным: [О развитии познавательных интересов школьников] // Педагогика. 1993. № 2. С. 51-54.
14. Демичева В.В. Устименко И.А. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию. Начальная школа, 1994. № 12. С.16.
15. Донченко Т. К. Работа учащихся с языковым материалом как источник познавательного интереса // Русский язык в школе. 1993. № 2. С. 20.
...
51 источник