Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности усвоения грамматических норм младшими школьникам

Работа №158129

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы усвоения грамматических норм младшими школьниками 6
1.1. Грамматические нормы в системе норм русского языка 6
1.2. Психолого-педагогические основы усвоения грамматических норм в
начальной школе 13
1.3. Методические основы обучения грамматическим нормам в начальной
школе 18
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Особенности усвоения грамматических норм младшими школьниками
25
2.1. Программа диагностики усвоения грамматических норм младшими
школьниками 25
2.2. Результаты диагностики усвоения грамматических норм младшими
школьниками 31
2.3. Комплекс заданий для совершенствования владения грамматическими
нормами русского языка в 3-ем классе 36
Выводы по 2 главе 41
Заключение 42
Список используемых источников 44
Приложение 1 48
Приложение 2 50
Приложение 3 52
Приложение 4 54
Приложение 5 56
Приложение 6 57


Задача формирования речевых навыков стала более актуальна в последнее время. Связано это с изменениями в коммуникационной и языковой ситуациях в нашем обществе. Младшему школьнику важно обладать умением строить высказывание, адекватно реагировать на речь другого человека и отстаивать собственную точку зрения, при этом соблюдая все речевые нормы русского языка.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) нацеливает учителя начальной школы на создание условий для формирования грамотной личности обучающегося[37].
Основными целями обучения русскому языку, родному русскому языку в начальной школе является интенсивное развитие речемыслительных, творческих и интеллектуальных способностей младшего школьника. Так же целью обучения является формирование умений и навыков полноценного использования богатства родного языка в своей речевой практике.
Усвоение грамматических норм один из важнейших разделов школьного курса русского языка. Усвоение грамматических норм обеспечивaет формирование культуры речи человека и оказывает влияние на общее развитие младших школьников, способствуя интеллектуальному развитию. Стоит отметить, что грамматические нормы также способствуют формированию теоретического мышления у младших школьников, с их помощью может происходить подготовка к изучению школьного курса морфологии.
ФГОС НОО определяет в качестве результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО) по русскому языку:
- «использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета».
Актуальность нашей работы определяется развивающим характером современного обучения, способность развития коммуникативных умений обучающихся на основе грамотного использования богатств родного языка.
Объект: процесс усвоения грамматических норм русского языка
младшими школьниками.
Предмет: актуальное состояние усвоения грамматических норм
учащимися 3 класса
Гипотеза: усвоение грамматических норм школьниками 3 класса находится преимущественно на среднем уровне и включает в себя: способность к образованию формы рода, числа, падежа существительных и употреблению их в речи; возможность выбора правильного падежа, предложно-падежной формы управляемого слова; способность согласования определения с определяемым словом во фразе; умение согласовать основные члены предложения.
Цель: составить комплекс заданий для совершенствования владения
грамматическими нормами младшими школьниками с учетом актуального состояния усвоения грамматических норм русского языка школьниками 3 класса.
Задачи:
•Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по теме исследования;
•Изучить методы исследования грамматических норм русского языка;
•Составить и апробировать программу диагностики уровня усвоения грамматических норм младшими школьниками;
•Проанализировать результаты исследования уровня усвоения
грамматических норм младшими школьниками.
•Разработать комплекс заданий с учетом выявленных особенностей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Усвоение грамматических норм один из важнейших разделов школьного курса русского языка. Усвоение грамматических норм обесnечивaет формирование культуры речи человека и оказывает влияние на общее развитие младших школьников, способствуя интеллектуальному развитию. Стоит отметить, что грамматические нормы также способствуют формированию теоретического мышления у младших школьников, с их помощью может происходить подготовка к изучению школьного курса морфологии.
Анализ теоретических источников показал, что грамматическая норма - это грамматические законы языка, которые определяют образование слов и форм слова (словообразовательные и словоизменительные нормы - в целом морфологическая норма), построение словосочетаний и предложений (синтаксические нормы). Грамматическая правильность речи состоит в выборе отвечающего нормативным требованиям варианта.
Также были рассмотрены виды грамматической нормы: морфологическая и синтаксическая.
При анализе психолого-педагогической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы было выявлено, что способность развития коммуникативных умений обучающихся на основе грамотного использования богатств родного языка у учащихся актуальна в начальной школе.
Для определения актуального состояния усвоения грамматических норм была реализована программа диагностики, которая включала определение способности к образованию формы рода, числа, падежа существительных и употреблению их в речи, возможности выбора правильного падежа, предложно-падежной формы управляемого слова, способности согласования определения с определяемым словом во фразе, умения согласовывать основные члены предложения.
Результаты диагностических заданий, в целом, показали средний уровень владения учащимися начальных классов грамматическими нормами русского языка, большая часть участвующих в исследовании младших школьников затруднялись при выполнении заданий всех групп. Учащиеся демонстрируют худшие показатели в умении способности согласования определения с определяемым словом во фразе, возможности выбора правильного падежа предложно- падежной формы управляемого слова. Такие данные свидетельствуют о необходимости систематической работы со всеми группами грамматических норм.
Нами были подобраны задания, которые систематизированы на два направления: задания на формирование умений правильно образовывать грамматические формы и конструкции и задания на нахождение и исправление грамматических ошибок. Первое направление представлено заданиями на образование заданных грамматических форм и употребления форм в тексте.
Таким образом, данный комплекс заданий способствует совершенствованию способности младших школьников к образованию формы рода, числа, падежа существительных и употреблению их в речи; возможность выбора правильного падежа, предложно-падежной формы управляемого слова; способность согласования определения с определяемым словом во фразе;
умение согласовать основные члены предложения.



•Баранникова, Л.И. Введение в языкознание / Л.И. Баранникова. - Издательство, 2016. - 384 с.
•Безрукова, О.А. Обучение русскому языку в начальной школе: к проблеме соответствия содержания обучения ФГОС НОО (на примере образовательной программы «Начальная школа XXI века») / О.А. Безрукова, М.Л. Кусова, О.А. Ускова // Школьное образование. - 2018. - № 4. - С. 62-68.
• Бешенкова, Е.В. Теория и практика нормирования русского письма / Е.В. Бешенкова, О.Е. Иванова. - М., 2016. - 424 с.
•Бредихина, С.В. Детские грамматические ошибки как средство обучения младших школьников русскому языку / С.В. Бредихина // Наука и школа. - 2018. - № 5. - С. 115-120.
•Бронникова, Ю.О. Усвоение грамматических норм русского языка в начальной школе / Ю.О. Бронникова // Инновационная наука. Международный научный журнал. - 2015. - № 8. - С. 103-106.
•Бунеев, Р.Н. Русский язык. 2 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 3-е изд., перераб. - М., 2015. - 176 с.
• Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 4 кл. : учеб.дляобщеобразоват. учреждений: в 2 ч. Изд. 5-е, перераб. М. :Баласс, Издательство Школьный дом, 2014.-85c.
•Ваганова, А.К. Методические аспекты работы со словом на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / А.К. Ваганова // Сборник научных статей по материалам Съезда преподавателей русского языка в Южном федеральном округе. - Таганрог, 2019. - С. 63-67.
•Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 2018. - 288-297c.
•Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев. - М., 1949. - 248 с.
•Жижилева, У.В. Использование словарей на уроках русского языка / У.В. Жижилева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». - Пермь, 2014. - С. 21-29.
•Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III—VII классов / Н.И. Жинкин // Известия АПН РСФСР.- 1956. — Вып. 78. - С. 141-250.
•Запорожец, А.В. О развитии рассуждения ребенка младшего школьного возраста / А.В. Запорожец, Г.Д. Луков // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 1. Т. 3. - С. 101-108.
•Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 4 кл. начшк. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 2- издание- М.: Просвещение, 2016. - 191 с.
•Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 1 кл. начшк. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с.
...
37 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ