Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования синонимических рядов в говорах Красноярского края (на примере глаголов движения)

Работа №158121

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Синонимические отношения в лексике русского языка 8
1.1. Системные отношения в языке 8
1.2. Парадигматические отношения 11
1.3. Диалектная лексика как предмет исследования 13
1.4. Понятие синонимии 18
1.5. Понятие о синонимическом ряде слов 22
1.6. Языковые особенности говоров Красноярского края 25
Глава 2. Синонимические ряды на примере глаголов
движения 29
Глава 3. Изучение диалектной лексики на уроках русского языка 38
3.1. Роль диалектизмов и синонимии в
обучении 38
3.2. Диалектная лексика в произведениях Виктора Петровича
Астафьева 41
3.3. Разработка урока на примере произведений В. П. Астафьева 43
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение А 67


Русский язык по своему словарному запасу является одним из самых богатых языков мира. Богатство языка - это в первую очередь богатство его синонимами, возможность один и тот же смысл передать разными способами.
Словарный состав русского национального языка представляет собой сложную систему: в него входят слова, которые различны по своему происхождению, сфере употребления, по эмоционально-стилистической окрашенности, по характеру использования в речи. Со стилистической точки зрения выделяются три стиля: нейтральный, разговорно-бытовой и книжный. При этом нейтральная лексика составляет основу лексической системы языка. Разговорно-бытовая лексика включает слова, которые употребляются в неподготовленной, непринужденной речи. Напротив, сферой использования книжной лексики является строго нормированная литературная речь, научные произведения, деловые документы, официальная документация.
С точки зрения употребления разговорно-бытовая лексика относится к наиболее неоднородным образованиям. Она включает общенародную разговорно-бытовую лексику, а также слова, социально и территориально ограниченные. Общенародная лексика - это лексика, известная и употребляемая всеми носителями языка независимо от их места жительства [ЛЭС 1990: 250].
Лексика социально ограниченная - это лексика, ограниченная в своем употреблении той или иной социальной средой, группой лиц или диалектной территорией. К этой группе лексики относятся диалектизмы [ЛЭС 1990: 133].
Диалект - разговорный вариант данного языка, которым пользуется ограниченное число людей, связанных общностью территории, в постоянном и живом общении друг с другом. Некоторые учёные употребляют термин диалект в более узком значении, понимая под ним некоторую совокупность говоров, характеризующихся общими чертами, но меньшую, чем наречие. Такое употребление термина «диалект» не является общепринятым. Обычно для разновидности языка большей, чем говор и меньшей, чем наречие, употребляют термины поднаречие, группы говоров. В связи со сложностью диалектного членения языка в научной литературе наряду с термином «диалект» употребляются термины «наречие» и «говор». Под диалектами, наречиями и говорами понимают разновидности данного языка на определённой части территории, занятой этим языком, характеризующиеся, помимо черт, свойственных всему языку в целом, также некоторыми своими специфическими чертами [Ивыгина, 2013, с. 36].
Для некоторых авторов «диалект», «говор», и «наречие» - синонимические явления. В работе «Русский язык. Энциклопедия» (1979) толкование интересующих нас понятий представляется весьма неопределённым, в словарных статьях на искомые термины, автор которых К. В. Горшкова, даёт следующие определения: «Говор - мельчайшая часть диалекта, однородная по своим языковым чертам. Говор является средством общения жителей очень ограниченной территории или даже одного населённого пункта. Для обозначения говора может использоваться термин диалект. Диалект (от греч. - dialectos - разговор, говор, наречие) - разновидность языка, характеризующаяся относительным единством системы (фонетической, грамматической, лексической) и используемая как средство непосредственного общения в коллективе, находящемся на определённой ограниченной территории. Диалект входит в состав более обширного языкового образования, противопоставляется другим диалектам и имеет с ними общие черты.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания дипломной работы было выполнено следующее: была изучена и проанализирована лингвистическая, методическая литература по теме исследования; определён словарный материал, на основе которого построено двенадцать синонимических рядов; определены структурные и семантические особенности членов синонимического ряда; были выявлены особенности построения синонимических отношений в говорах Красноярского края (на примере глаголов движения); разработаны методические рекомендации, связанные с изучением в школьной программе тем: «Синонимия», «Диалектная лексика».
Изучение говоров Сибири может дать богатейший материал и для диалектологии, и для истории языка, и для истории народа. Очевидно, что всестороннее изучение русских говоров Сибири представляет интерес не только собственно диалектологический, но и общелингвистический, т.к. местные говоры формировались, во-первых, в процессе взаимодействия разносистемных говоров «метрополий», оказавшихся в соседстве друг с другом на территории новых поселений их носителей; во-вторых, в процессе взаимодействия с иносистемными языками. Это открывает возможности изучения закономерностей языкового развития, особенностей языкового контактирования, обогащает общее языкознание необходимым материалом для дальнейшей разработки теории субстрата и т. д.
Опираясь на классификацию Е. Р. Переслегиной и В. Г. Гака были выделены на основе говоров Красноярского края синонимические ряды глаголов движения с общими дифференциальными значениями: движение без помощи транспорта по земле; движение при помощи наземного транспорта; глаголы, совмещающие два семантических признака - движения и передачи; глаголы передвижения с помощью подручных средств, в том числе и транспорта. В рассматриваемых говорах нет глаголов движения с компонентами «лететь», «катить», «плыть», однако превалируют слова с компонентами «бежать», «ехать», «идти», «нести», «тащить».
Проблема организации словарно-семантической работы на уроках русского языка является одной из проблем современной методической науки. Обращение к диалектной лексике будет способствовать совершенствованию методики словарно-семантической работы.
Изучение синонимических отношений позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание более выразительным. Формирует представления о системности языка. Синонимы употребляются для уточнения мысли, выделения наиболее важных смысловых оттенков. Поэтому изучение синонимических рядов играют огромную роль в процессе развития речи учащихся.
Использование диалектной лексики на уроках русского языка является важным средством приобщения учащихся к традициям своего народа. Именно русская диалектология, изучающая одну из форм существования национального языка, даёт возможность наглядно показать учащимся одну из разновидностей русского национального языка, позволяет активно привлечь учеников к сохранению того, что не утрачено. Изучая лексику русского языка, мы обогащаем свой словарный запас, повышаем речевую культуру, расширяем познание окружающей среды.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
— необходимость изучения на уроках русского языка парадигматических отношений;
— необходимость знакомства учащихся с русским национальным языком;
— изучение системных синонимических связей позволяет формировать у учащихся взгляд на слово;
— методика работы над синонимическими отношениями в лексике с позиции их системности представляет собой одну из попыток подойти с научных позиций к решению проблемы совершенствования словарно-семантической работы в школе;
— парадигматический аспект характеристики русского языка позволяет не только выявить место синонимических отношений среди других видов системных связей лексических единиц, но и установить зависимость характера парадигматических группировок от лексико-грамматической принадлежности слов;
— синонимия русского языка заслуживает большого внимания. Это явление сейчас недостаточно изучено применительно к национальному языку.


1. Авилова Н. С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М.: Наука, 1976. 328 с.
2. Актуальные проблемы русской диалектологии. Материалы Международной конференции 29-31 октября 2021 г.— М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2021.— 224 с.
3. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие для студ. филол. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
4. Бабайцева В. В. Русский язык: теория: учеб. Для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - М.: Просвещение, 1993.
5. Блинова О. И. Практикум по русской диалектологии / О. И. Блинова , О. И. Гордеева, Л. Г. Гынгазова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Т.: Изд-во ТГУ, 2002.
6. Блинова О. Н. Русская диалектология. Лексика: Уч. пособие. - Томск, ТГУ, 1984. - 133 с.
7. Борисова Е. О. Обозначения скорости, образованные от глаголов движения (на материале лексики русских народных говоров) // Научный диалог. - 2017. - №11. - С. 9-24.
8. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык. - М.: Язык, 2002.
9. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие для вузов. / Л. М. Васильев. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
10. Васильев, Л. М. Проблема лексического значения и вопросы синонимии. // Лексическая синонимия: Сб. статей. / Л. М. Васильев / Отв. ред. С. Г. Бархударов. - М.: Наука, 1967. - С. 16-26.
11. Васильев, Л. М. Семантика русского глагола / Л.М. Васильев. - М.: Высшая школа, 1981. - 184 с.
12. Васильев, Л. М. Теория семантических полей / Л. М. Васильев // Вопросы языкознания. - 1971. - № 5. - С. 105-113.
13. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) - М.: Русский язык, 2001. - 720 с.
14. Гайсина Р. Л. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке. / Р. Л. Гайсина. - Саратов: Изд-во Саратов. инта , 1981. - 195 с.
15. Гак В. Г. Национальная специфика языковых рефлексов // Языковая личность и семантика. Волгоград, 1999.
...
59 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ