Введение
1. Анализ современного состояния и уровня развития российского рынка
страхования в туризм 8
1.1 Понятие, сущность и основные отрасли страхования 8
1.2 Основные виды страхования, применяемые в туризме 12
1.3 Анализ состояния рынка страхования в
туристическом бизнесе в РФ 18
1.4 Сфера туризма и анализ ее особенностей 25
2. Анализ деятельности страховой организации на примере СПАО
«РЕСО-Г арантия» 30
2.1 Краткая характеристика страховой компании
СПАО «РЕСО-Г арантия» 30
2.2 Анализ формирования показателя рентабельности и прибыли от видов
деятельности страхования 38
3. Направления совершенствования и перспективы развития страхования в
туристическом бизнесе 51
3.1 Рекомендации по совершенствованию страхования в туризме в
деятельности СПАО «РЕСО-Гарантия» 51
3.2 Экономическое обоснование разработанных рекомендаций 60
Заключение 65
Список использованной литературы 69
Приложения 72
Актуальность темы исследования определяется тем, что переход России на рыночные линии радикально изменил существующий способ управления. В этой перспективе организация страхового бизнеса становится одним из важных факторов, влияющих на все сектора экономики, включая туризм. Страхование в современных условиях является важным и необходимым инструментом, который обеспечивает общую экономическую и социальную стабильность и безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту от множества рисков, реализацию государственной социальной политики в области туризма.
Но развитие и укрепление российского страхового рынка невозможно без тщательного анализа его нынешнего состояния. Страхование в России имеет уникальную историю, ее можно разделить на три этапа: от развитого коммерческого и некоммерческого страхования (дореволюционный период) до полной государственной монополизации рынка (советский период) и обратно к возрождению рыночные отношения. Уникальность российского опыта заключается в том, что наша страна преодолевает процессы, которые произошли в этом секторе экономики на протяжении веков в кратчайшие сроки, а точнее в последние 10 лет, что, естественно, имеет свои положительные и отрицательные стороны.
В результате развитие теории и методов, позволяющих провести углубленный анализ функционирования страховой системы индустрии туризма в современных условиях с целью выявления тенденций и перспектив развития рынка страхования туризма, является фактическое направление современной науки.
Одним из важнейших элементов организации туризма является обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов. Обеспечение безопасности предусматривает целый ряд мер в рамках национального законодательства, гарантирующего безопасность передвижения туристов по территории государства, их пребывания, безопасности здоровья, жизни и имущества. Наиболее эффективным инструментом обеспечения туризма является предоставление медицинской и иной помощи, а также репатриация - страхование. Страхование туристов - это особый вид страхования, который обеспечивает страховую защиту имущественных интересов граждан во время их туристических поездок, поездок, шопинг-туров и т. д. Страхование в сфере туризма является важным элементом гарантирования, и особенно финансового, связанного с расположением ущерба.
В условиях перехода Российской Федерации к эффективной рыночной экономике наряду с решением социально-экономических, организационных и других проблем проблемы функционирования и правового регулирования страховой отрасли в туризме приобретают большое значение, поскольку они имеют не только внутреннего, но и международного значения. И это понятно, так как страхование в туристическом бизнесе сегодня является самым молодым сектором рынка для страхования физических лиц, в рамках которого граждане внутри страны и во время поездок за границу предохраняют себя от неблагоприятных последствий, внося денежные взносы в фонд специализированного организация (страховщик), предоставляющая страховые услуги, и организация, при возникновении этих последствий, выплачивает застрахованному или иному лицу предусмотренную сумму.
На первом месте по важности представители страхового рынка вступили в силу с 1 июня 2007 года поправки к закону «Об основах туристической деятельности». Туристические агентства, чтобы войти в Федеральный реестр, который позволяет вам осуществлять деятельность, необходимо было предоставить банковскую гарантию или застраховать их ответственность. Сумма гарантий составляет 5 миллионов рублей для международных туроператоров и 500 тысяч рублей для туроператоров, действующих внутри страны. С 1 июля 2008 года объем обеспечения удвоился. Предполагается, что из-за финансовых гарантий обманутые туристы смогут получать деньги, потраченные на неудачный отпуск из банка или из страховой компании. Согласно правилам, утвержденным Федеральной службой страхового надзора в конце апреля прошлого года, основной тариф на регистрацию страхования для туроператоров, специализирующихся на международном туризме, составляет 2,4% от суммы финансовой гарантии в год, по внутреннему тарифу - 2,05%. Кроме того, страховщик может применять ставки базовой ставки, увеличивая коэффициенты от 1 до 5 или снижая с 0,4 до 1. Туристические агентства также имеют возможность приобрести лицензию на осуществление туристической деятельности в банках. Банкиры установили цены на регистрацию лицензий для туристических агентств: от 1% до 5% от суммы финансовой гарантии в год. То есть для регистрации лицензии в банке туроператоры, работающие на проезд, должны будут заплатить от 50 тысяч до 250 тысяч рублей в год. Большинство туроператоров получали страховки через страховые компании, и лишь несколько крупных игроков воспользовались банковскими гарантиями. Мелким туристическим агентствам было легче обратиться к страховщикам: это дешевле и не требует залога. Страховщики неоднократно заявляли, что для них это перспективное развитие бизнеса. Становится очевидным, какой огромный рынок услуг будет предоставляться страховыми организациями, получившими разрешение и соответствующую лицензию от государства на предоставление платных услуг в связи с увеличением числа туристов. В этой связи задача заключается в разработке эффективных средств улучшения функционирования отечественного страхового рынка в туризме и системы нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области туристического страхования. страхование туризм рынок
Следует отметить, что в последние годы были опубликованы некоторые работы по различным аспектам страхования, в том числе правовое регулирование страховой деятельности и страхового права в Российской Федерации. Среди них В.Д. Архангельский, В.С. Белых М.И. Брагинский, С.П. Гришаева, Н.П. Кузнецова, Л.А. Лунц, Ю.В. Маркушина К.И. Пилова, В.В. Шахов и др. В то же время в последнее время резко обсуждается ряд публикаций, посвященных различным аспектам правового регулирования страхования в туристическом бизнесе, в то же время научных исследований все еще недостаточно. В результате развитие теории и методов, позволяющих анализировать особенности функционирования системы страхования туризма в современных условиях, является актуальным направлением современной науки.
Основной целью окончательной квалификационной работы является изучение развития страхования в индустрии туризма и формулирование рекомендаций по совершенствованию системы страхования на примере страховой компании СПАО «РЕСО-Гарантия». Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- Определить концепцию, сущность и основные отрасли страхования,
- Исследовать текущее состояние и уровень развития страхования в туризме,
- Проанализировать деятельность страховой организации СПАО «РЕСО-Гарантия». - определить современные проблемы развития и пути совершенствования функционирования рынка страхования туризма.
Объектом исследования является страховая компания СПАО «РЕСО-Гарантия». Предметом исследования является система экономических интересов и отношений страховщиков, страховщиков и общества, представленная органами страхового регулирования в области
туристического страхования в Российской Федерации
В ходе исследования использовалась информация, отражающая состояние иностранных и отечественных страховых систем, содержание законов и нормативных актов, регулирующих страховую деятельность в Российской Федерации, положения, официальную статистику, документы и работы отечественных и зарубежных экономистов.
Научная новизна работы заключается в оценке динамики и перспектив развития страхового рынка в туристическом бизнесе в современных условиях развития рыночной экономики. Практическая значимость результатов исследований определяется целесообразностью и возможностью использования теоретических результатов, полученных автором, выводов и практических рекомендаций, вытекающих из них для выявления проблем и перспектив развития страхования в туристическом бизнесе.
Квалификационная работа для выпускников включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложений.
В первой главе рассматривается концепция и сущность страхования, определяются основные отрасли страхования, рассматриваются виды страхования, используемые в туризме, анализируется состояние страхового рынка в туристическом бизнесе в России.
Анализ деятельности страховой организации на примере СПАО «РЕСО-Гарантия» проводится во второй главе диссертации. Исследованы основные виды деятельности страховой организации, проанализирована страховая деятельность предприятия по туризму, проанализированы существующие проблемы страхования в сфере туризма.
В последней главе рассматриваются основные направления совершенствования и перспективы развития страхования в туристическом бизнесе, разрабатывается и экономически обосновывается рекомендация по улучшению страхования в туризме в деятельности СПАО «РЕСО-Гарантия».
Анализ текущего состояния и уровня развития страхового рынка в сфере туризма в России, оценка страховой системы мер по продвижению туристского продукта на рынок, на примере примера СПАО «РЕСО-Гарантия» и пути совершенствования развитие страхования в туристическом бизнесе, позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время индустрия туристических услуг развивается ускоренными темпами, несмотря на все препятствия. Эта отрасль характеризуется своей восприимчивостью к сезонным колебаниям спроса. Сезонность в страховании туристических услуг определяется рядом факторов: природным и климатическим; экономический; социальная - наличие свободного времени; демографические; психологическое; материально-техническая; технологичный. Все приведенные выше факторы сезонных колебаний можно разделить на первичные и вторичные. К основным факторам относятся факторы, формируемые под влиянием
природных и климатических условий; к второстепенному - все остальное.
2. Роль страховщиков в осуществлении страхования в туризме
чрезвычайно важна, потому что. они имеют большой опыт в страховании жизни и здоровья туристов, соответственно, есть специалисты в компаниях, которые могут разрабатывать продукты в рамках законопроекта, а также больше заинтересованы в работе с туроператорами. Компенсация за тот или иной ущерб - это работа страховых компаний. Поэтому представители
страхового рынка берут на себя ответственность туроператоров.
3. Сегодня в области страховой защиты туристов и туроператоров
существует множество правовых и экономических проблем. Тема страхования ответственности для туроператоров является новой для России,
поэтому страховой рынок в целом и туристы могут столкнуться со многими трудностями. Они связаны не только с тем, что Закон «Об основах туристической деятельности» не соответствует положениям Гражданского кодекса - в частности, что Закон предусматривает ответственность страховщика даже в том случае, если страхование событие произошло в результате преднамеренных действий туроператора или турагента, а в Гражданском кодексе, напротив, императивная норма исключает ответственность страховщика по желанию застрахованного и бенефициара.
4. Ряд проблем в области страхования туроператоров связан с тем, что договор страхования является альтернативным, конкурирующим инструментом в отношении банковской гарантии. С вопросами о гарантиях все не так просто, и эта проблема выходит далеко за рамки туристического страхования. Согласно Гражданскому кодексу, сам страховщик может выдавать банковскую гарантию, но на практике эта деятельность почти не выполняется, поскольку страховой надзор сейчас чрезвычайно осторожен, так как никто не знает, как сформировать страховые резервы в этом случае.
5. Для многих регионов Российской Федерации проблемы страхования туризма являются одними из самых актуальных. Механизм финансовых гарантий деятельности туроператора в форме банковских гарантий или страхования ответственности предназначен для защиты прав потребителей. Для операторов международного туризма финансовая гарантия установлена в размере 10 млн. Рублей, для операторов внутреннего туризма - 1 млн. Рублей. Внедрение финансовых гарантий туроператоров, которые формируют туристические продукты, повысит их ответственность за качество предоставляемых услуг.
6. В свою очередь, в России они планируют создать реестр туристических агентств, специальные правила будут иметь стандартные правила страхования гражданской ответственности туроператоров за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению,
утвержденное Федеральным страховым надзором служба (ФССН). Согласно
правилам, тариф для туроператоров, работающих в сфере международного или международного и внутреннего туризма, составляет 2,4O25%, для туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма - 2.053%. Страховщик имеет право применять к этим тарифам повышение с 1 до 5 или снижение от O,4 до 1 коэффициентов на основе условий осуществления деятельности туроператора и его объемов, направлений / стран /, с которыми работает туроператор, наличие претензий туристов в предыдущие периоды или других клиентов по заключенным с ними соглашениям и другие факторы, влияющие на степень риска. Страховщик вправе применять к тарифу дополнительные повышающие коэффициенты от 1,1 до 2 при исчислении страховой премии за восстановление суммы страховой суммы до минимальной страховой суммы, требуемой законодательством Российской Федерации для страхования ответственности после уплаты страховки компенсация по действующему договору страхования. При заключении договора страхования на срок более 1 года страховая премия рассчитывается пропорционально сроку действия договора страхования.
Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент существует множество проблем в страховании туроператоров. Тем не менее, некоторые изменения на рынке туристической индустрии, несомненно, произойдут. Возможно, выход из нынешней ситуации может быть развитием любой комбинации банковских и страховых продуктов. Скажем, банк дает гарантию на случай преднамеренных нечестных действий туристического агентства. Но стоимость будет довольно дорогой, потому что с точки зрения банка это является гарантией оплаты за преднамеренный обман со стороны туристических агентов изгоев. Либо банк согласится предоставить гарантии только известным, проверенным, крупным туристическим агентствам. Но в любом случае следует понимать, что целью всех этих гарантий является не столько упрощение схемы оплаты, сколько успокоение туристов, путешествующих через обычные туристические агентства, выполняющие свои обязательства. Возможно, было бы неплохо понять эту ситуацию как можно скорее, и те туроператоры и туристические агенты, которые никому не известны, не имеют денег, чтобы покупать нормальную финансовую безопасность, они не обманывали людей и быстро покидали рынок ,
Принятый закон будет стимулировать некоторое перераспределение рынка. В большей степени это перераспределение произойдет в пользу тех, кто предлагает более выгодные условия страхования ответственности. Это особенно актуально для туроператоров второго и третьего эшелонов, которые могут идти по пути формирования соответствующих пулов для обеспечения их ответственности по более выгодному тарифу. Этот вид страхования также получит новых игроков на страховом рынке индустрии туризма, но такая передача не станет глобальным перераспределением туристических услуг страхового рынка в России в целом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и третья от 26 ноября 2007 г. N 146-ФЗ) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 19.11.07 г.
2. Федеральный Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» ст. 10 п. 4.
3. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 17.01.2007г.
4. Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «О государственном обязательном страховании пассажиров»
5. Аксенов М.А., Булатова В.А., Мухопад В.И. Организация
внешнеэкономических связей.- М. : НПО «Поиск», 2013. - 375 с.
6. Батра Р., Майерс Д. Рекламный менеждмент: Пер. с англ. - 5-е изд. - М.; СПб; К.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 784 с.
7. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. Издание 6-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2014. — 448 с.
8. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: ПЕРЕВОЗКИ (2-е изд.). — СПб.: Издательский дом Герда — Издательство «Невский Фонд»,
2013. — 400 с.
9. Большой Глоссарий терминов международного туризма/The Great Glossary of Terms for the International Tourism/ Под ред. М.Б.Биржакова, В.И.Никифорова — СПб.: «Издательский дом Герда», «Невский Фонд», 2015. — 704 с.
10. Бортник И.М. Поддержка малого предпринимательства. Сб. статей: Коммерциализация технологий. — М.: Moscow News, 2015. - 324 с.
11. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. — М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2014. - 256 с.
12. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного
регулирования. — М.: «Наука», 2015. - 212 с.
13. Гришина Л.А. Коммерческая реализация новшеств. — М.: ТПП РФ, 2017
- 198 с.
14. Гвозденко А.А. Основы страхования: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 304 с.
15. Гуляев В.Г. Организация туристических перевозок. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 512 с.
16. Гуляев В.Г. Контракты, договоры, соглашения и формуляры в
туристической деятельности: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд.
ПРИОР, 2014. - 336 с.
17. Дейнеко О.А. Современный организатор производства. М.: «Экономика»,
2014. - 156с.
18. Зорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 272 с.
19. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник - Мн.: Новое знание,
2015. - 409 с.
20. Козырев В.М. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 320 с.
21. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. Под ред. Л.А.Волковой, Ю.Н.Каптуревского. -СПб: Питер, 2016. - 675 с.
22. Маринин М.М. Туристические формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 144 с.
23. Малый бизнес в зарубежных странах, его роль в технологическом развитии этих стран: проблемы управления: Обзор. — М., ИЗАНА, 2014.- 157 с.
24. Туризм и туристическое хозяйство. Учебник /Под ред. Чудновского А.Д.
- М.: Изд. ЭКМОС, 2015. - 400 с.
25. Туристские Фирмы. Мультимедиа CD-ROM. Том 1+2. Том 1: Правовое обеспечение международного туризма формат HTML. Том 2: Адресная база данных «Россия-2004» формат MS ACCESS. - М., 2015.
26. Энциклопедия международных контрактных отношений. Основы договорных отношений в экономическом пространстве СНГ. Под ред. Биржакова М.Б. - СПб.: ОЛБИС, ФИЛИНЪ, 2017. - 762 c.