Отношения русских с коренными жителями Приенисейского края с XVII но начало XX в.в. в изучении регионального компонента истории к школе
|
Введение 3
Глава 1. Нормативные аспекты преподавания региональной истории в системе
школьного исторического образования в Красноярском крае 10
Глава 2. Особенности хозяйственного и культурного взаимодействия русских с коренными народами Приенисейского края XVII - начале ХХ в.в 23
§ 2.1. Особенности хозяйственной и культурной жизни коренных народов
Приенисейского края до начала их освоения русскими 23
§ 2.2. Хозяйственные и культурные взаимоотношения русских и коренных
народов Приенисейского края в XVII - начале XX в.в 29
Заключение 47
Список источников и литературы 54
Приложение А 58
Приложение Б 63
Глава 1. Нормативные аспекты преподавания региональной истории в системе
школьного исторического образования в Красноярском крае 10
Глава 2. Особенности хозяйственного и культурного взаимодействия русских с коренными народами Приенисейского края XVII - начале ХХ в.в 23
§ 2.1. Особенности хозяйственной и культурной жизни коренных народов
Приенисейского края до начала их освоения русскими 23
§ 2.2. Хозяйственные и культурные взаимоотношения русских и коренных
народов Приенисейского края в XVII - начале XX в.в 29
Заключение 47
Список источников и литературы 54
Приложение А 58
Приложение Б 63
Современная система школьного исторического образования направлена на развитие личности обучающегося, воспитание у него социальной активности, патриотизма, понимания им своего места в обществе, знания своих исторических корней. Поэтому при изучении истории Отечества, важно знакомить школьников с особенностями развития региона проживания, сложившимися между населением хозяйственными и культурными взаимосвязями.
В Российской Федерации имеется ряд документов федерального, регионального значения, регламентирующих преподавание Истории Отечества, в том числе преподавание истории российских регионов. Большинство школ, ориентируясь на положения закона «Об образовании в РФ», «Федерального Государственного Образовательного Стандарта», которые не требуют изучения регионального компонента, отводят на знакомство с историей родного региона ничтожно малое количество часов либо вообще исключают содержание регионального компонента из образовательной программы. У учителя, занятого подготовкой обучающихся к Государственной итоговой аттестации, тем более нет времени на изучение курса региональной истории.
Проблему преподавания региональной истории в российских школах должна разрешить разработанная концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт, содержащий положение о преподавании региональной и локальной истории. Поэтому тема нашей дипломной работы «Отношения русских с коренными жителями Приенисейского края с XVII по начало XX в.в. в изучении регионального компонента истории в школе» достаточно актуальна, она затрагивает проблемы регионального развития Приенисейской Сибири. Также, несмотря на то, что сибиреведение является одним из наиболее развитых направлений отечественной исторической науки, в курсе преподавания истории России в школе информация по истории освоения русскими Сибири представлена достаточно скудно, что обедняет и искажает образ прошлого, не позволяет обучающимся в полной мере понять процесс присоединения Сибири к России. Данный пробел в школьном образовании может восполняться за счет часов, реализуемых в рамках краевого национально-регионального компонента, а также курсов внеурочной деятельности. В своей дипломной работе мы проанализируем документы нормативного и концептуального характера, регламентирующие школьное историческое образование и преподавание истории регионов России, рассмотрим сущность взаимоотношений между русскими и коренным населением Сибири XVII - начала ХХ в.в., их взаимовлияние на быт, культуру и хозяйственную деятельность, сделаем вывод о том, как можно формировать патриотизм и толерантность у школьников, изучая данную тему.
Цель исследовательской работы:
Выяснить особенности взаимоотношений русских с коренными народами Приенисейского края, их хозяйственного и культурного взаимодействия в XVII - начале ХХ в.в., и разработать дидактический материал по изучению взаимоотношений этих народов, способствующий воспитанию патриотизма и толерантности у обучающихся, для использования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Показать возможности, предоставляемые нормативными
документами, регулирующими образовательную и воспитательную деятельность в школе, для изучениярегиональной истории, в том числе истории Красноярского края, и воспитания патриотизмаи толерантности у обучающихся через изучение особенностей взаимовлияния русского и аборигенного населения.
2. рассмотреть особенности хозяйственного и культурного взаимодействия русских с коренными народами Приенисейского края в XVII - начале ХХ в.в. в т.ч.:
a. - отметить особенности хозяйственной и культурной жизни коренных народов Приенисейского края до начала их освоения русскими;
b. - выяснить какие изменения в хозяйственную и культурную жизнь друг друга внесли русские и коренные народы в процессе взаимодействия;
c. - определить характер хозяйственных и культурных взаимоотношений между русскими и коренными жителями Сибири.
3. разработать дидактический материал для использования в урочной и внеурочной деятельности.
...
В Российской Федерации имеется ряд документов федерального, регионального значения, регламентирующих преподавание Истории Отечества, в том числе преподавание истории российских регионов. Большинство школ, ориентируясь на положения закона «Об образовании в РФ», «Федерального Государственного Образовательного Стандарта», которые не требуют изучения регионального компонента, отводят на знакомство с историей родного региона ничтожно малое количество часов либо вообще исключают содержание регионального компонента из образовательной программы. У учителя, занятого подготовкой обучающихся к Государственной итоговой аттестации, тем более нет времени на изучение курса региональной истории.
Проблему преподавания региональной истории в российских школах должна разрешить разработанная концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт, содержащий положение о преподавании региональной и локальной истории. Поэтому тема нашей дипломной работы «Отношения русских с коренными жителями Приенисейского края с XVII по начало XX в.в. в изучении регионального компонента истории в школе» достаточно актуальна, она затрагивает проблемы регионального развития Приенисейской Сибири. Также, несмотря на то, что сибиреведение является одним из наиболее развитых направлений отечественной исторической науки, в курсе преподавания истории России в школе информация по истории освоения русскими Сибири представлена достаточно скудно, что обедняет и искажает образ прошлого, не позволяет обучающимся в полной мере понять процесс присоединения Сибири к России. Данный пробел в школьном образовании может восполняться за счет часов, реализуемых в рамках краевого национально-регионального компонента, а также курсов внеурочной деятельности. В своей дипломной работе мы проанализируем документы нормативного и концептуального характера, регламентирующие школьное историческое образование и преподавание истории регионов России, рассмотрим сущность взаимоотношений между русскими и коренным населением Сибири XVII - начала ХХ в.в., их взаимовлияние на быт, культуру и хозяйственную деятельность, сделаем вывод о том, как можно формировать патриотизм и толерантность у школьников, изучая данную тему.
Цель исследовательской работы:
Выяснить особенности взаимоотношений русских с коренными народами Приенисейского края, их хозяйственного и культурного взаимодействия в XVII - начале ХХ в.в., и разработать дидактический материал по изучению взаимоотношений этих народов, способствующий воспитанию патриотизма и толерантности у обучающихся, для использования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Показать возможности, предоставляемые нормативными
документами, регулирующими образовательную и воспитательную деятельность в школе, для изучениярегиональной истории, в том числе истории Красноярского края, и воспитания патриотизмаи толерантности у обучающихся через изучение особенностей взаимовлияния русского и аборигенного населения.
2. рассмотреть особенности хозяйственного и культурного взаимодействия русских с коренными народами Приенисейского края в XVII - начале ХХ в.в. в т.ч.:
a. - отметить особенности хозяйственной и культурной жизни коренных народов Приенисейского края до начала их освоения русскими;
b. - выяснить какие изменения в хозяйственную и культурную жизнь друг друга внесли русские и коренные народы в процессе взаимодействия;
c. - определить характер хозяйственных и культурных взаимоотношений между русскими и коренными жителями Сибири.
3. разработать дидактический материал для использования в урочной и внеурочной деятельности.
...
Преподавание истории Отечества в школе невозможно без изучения исторических путей больших и малых регионов России. Региональная и локальная история служат своеобразным «мостиком» между мировой и национальной историей, позволяют увидеть общие и специфические
особенности развития народов, их взаимодействия с окружающим миром, содействуют формированию у обучающихся чувства сопричастности к народам, заселяющим малую родину.
Современная территория Приенисейской Сибири - это не только обширное пространство с разнообразным рельефом, богатством ресурсов, расположенное посередине нашей страны, но и уникальный уклад жизни тех, кто называет себя сибиряками.
В дипломной работе мы изучили нормативные документы федерального и регионального значения для преподавания региональной истории, в том числе истории Красноярского края, а также обратились к истории освоения Приенисейского края русскими, начавшегося в XVII в., рассмотрели хозяйственные и культурные взаимодействия русских с коренными народами Сибири до начала ХХ века, отметили важность изучения данной темы для формирования патриотизма и толерантности у обучающихся.
В первой главе «Нормативные аспекты преподавания региональной истории в системе школьного исторического образования в Красноярском крае» мы обратились к ФЗ-273 «Об образовании в РФ» и «ФГОС ООО» и выяснили, что данные нормативные акты не предъявляют к образовательным организациям требований по ведению курсов региональной истории и прописывают необходимость использования только аккредитованных программ, учебных и методических пособий, рекомендованных и допущенных федеральными органами образования. Это затрудняет использование программ и пособий в рамках НРК в школьном историческом курсе.
Решить эту проблему может новая концепция УМК по отечественной истории и входящий в неё Историко-культурный стандарт, в котором выделен этнокультурный компонент содержания отечественной истории,
предполагающий изучение истории страны через знакомство с историей регионов. Главная мысль стандарта - знание и понимание обучающимися того, как жили их предки и как живут они сами в таком неоднородном обществе, будет способствовать развитию у школьников патриотизма, толерантности и демократических ценностей. Именно этот документ позволяет изучать историю своего региона в курсе «Отечественной истории».
Преподавание региональной истории имеет большое воспитательное значение, через знакомство школьников с историей малой родины прививаются общечеловеческие, общенациональные, этнические ценности, формируются любовь к родине и уважение к её истории, культуре, понимание многоукладности жизни и в стране, и в отдельном регионе. Формирование этих качеств у подрастающего поколения является приоритетным направлением воспитательной деятельности в современной российской школе и регламентируется нормативными актами: «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», письмами Министерства образования РФ.
Таким образом, изучение региональной истории в школе возможно как в рамках урочной, так и во внеурочной воспитательной деятельности.
При ведении курса «История Красноярского края» за счет часов школьного компонента, в форме элективного курса или курса внеурочной деятельности рекомендуется использовать примерную программу, разработанную в соответствии с краевым НРК государственного образовательного стандарта ООО, учебные пособия « История Сибири» Ф.С. Кузнецова, « Красноярье: пять веков истории» Н.И. Дроздова, Е.В. Артемьева, Г.Ф. Быкони, В.И. Федоровой и В.А. Безруких. Темы по изучению освоения русскими Сибири, их взаимоотношений с коренными народами, рассмотрение особенностей взаимовлияния народов представлены в курсе седьмого класса.
...
особенности развития народов, их взаимодействия с окружающим миром, содействуют формированию у обучающихся чувства сопричастности к народам, заселяющим малую родину.
Современная территория Приенисейской Сибири - это не только обширное пространство с разнообразным рельефом, богатством ресурсов, расположенное посередине нашей страны, но и уникальный уклад жизни тех, кто называет себя сибиряками.
В дипломной работе мы изучили нормативные документы федерального и регионального значения для преподавания региональной истории, в том числе истории Красноярского края, а также обратились к истории освоения Приенисейского края русскими, начавшегося в XVII в., рассмотрели хозяйственные и культурные взаимодействия русских с коренными народами Сибири до начала ХХ века, отметили важность изучения данной темы для формирования патриотизма и толерантности у обучающихся.
В первой главе «Нормативные аспекты преподавания региональной истории в системе школьного исторического образования в Красноярском крае» мы обратились к ФЗ-273 «Об образовании в РФ» и «ФГОС ООО» и выяснили, что данные нормативные акты не предъявляют к образовательным организациям требований по ведению курсов региональной истории и прописывают необходимость использования только аккредитованных программ, учебных и методических пособий, рекомендованных и допущенных федеральными органами образования. Это затрудняет использование программ и пособий в рамках НРК в школьном историческом курсе.
Решить эту проблему может новая концепция УМК по отечественной истории и входящий в неё Историко-культурный стандарт, в котором выделен этнокультурный компонент содержания отечественной истории,
предполагающий изучение истории страны через знакомство с историей регионов. Главная мысль стандарта - знание и понимание обучающимися того, как жили их предки и как живут они сами в таком неоднородном обществе, будет способствовать развитию у школьников патриотизма, толерантности и демократических ценностей. Именно этот документ позволяет изучать историю своего региона в курсе «Отечественной истории».
Преподавание региональной истории имеет большое воспитательное значение, через знакомство школьников с историей малой родины прививаются общечеловеческие, общенациональные, этнические ценности, формируются любовь к родине и уважение к её истории, культуре, понимание многоукладности жизни и в стране, и в отдельном регионе. Формирование этих качеств у подрастающего поколения является приоритетным направлением воспитательной деятельности в современной российской школе и регламентируется нормативными актами: «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», письмами Министерства образования РФ.
Таким образом, изучение региональной истории в школе возможно как в рамках урочной, так и во внеурочной воспитательной деятельности.
При ведении курса «История Красноярского края» за счет часов школьного компонента, в форме элективного курса или курса внеурочной деятельности рекомендуется использовать примерную программу, разработанную в соответствии с краевым НРК государственного образовательного стандарта ООО, учебные пособия « История Сибири» Ф.С. Кузнецова, « Красноярье: пять веков истории» Н.И. Дроздова, Е.В. Артемьева, Г.Ф. Быкони, В.И. Федоровой и В.А. Безруких. Темы по изучению освоения русскими Сибири, их взаимоотношений с коренными народами, рассмотрение особенностей взаимовлияния народов представлены в курсе седьмого класса.
...





