ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сущность и характеристика речевой активности детей младшего
дошкольного возраста 8
1.2. Роль художественной литературы в развитии речевой активности у детей
младшего дошкольного возраста 15
1.3. Методика художественного чтения и рассказывания детям младшего
дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня развития речи у детей младшего дошкольного
возраста 32
2.2. Организация работы по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с использованием художественной литературы 43
2.3. Определение эффективности использования художественной литературы в работе по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом становления речи, поэтому ребёнок нуждается больше других в общении, показывает активное желание вступать в диалог и т.д. Задача любой ДОО, родителей, воспитателей научить ребёнка грамотно выражать свои мысли, высказывать своё мнение, не стесняться вступать в диалог со сверстниками, взрослыми.
Речевая активность детей дошкольного возраста представлена в науке изучением различных аспектов данной проблематики: мотивации речевой
деятельности (A.B. Колосовская); причинам речевой пассивности детей (Е. Крутий); формирования связности речи дошкольников (О.С. Ушакова [26]).
Исследования различных авторов позволили разработать следующие разноплановые определения речевой активности: быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы (В.Г. Горецкий), повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях, включающую не только говорение, но и слушание, восприятие речи (М.М. Алексеева, В.И. Яшина [1]), устойчивое свойство личности ребёнка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использование речи в практике общения, активном овладении языком [13].
В работах различных авторов (О.А. Смирнова, М.А. Репина, Т.К. Мухина и др.) имеются некоторые высказывания о том, что речевая активность выступает фактором, который влияет на взаимоотношения и положение детей в коллективе сверстников.
Словарь младшего дошкольника должен состоять из 1,5-2 тысяч слов. Однако педагоги, работающие с дошкольниками отмечают, что в настоящее время у большинства детей к 4 годам речевое развитие сильно отстаёт от возрастной нормы или даже развивается с нарушениями, наблюдается все больше количество детей с общим нарушением речи, задержкой речевого развития, алалией. Для таких детей характерны фонетические трудности, различные лексические нарушения, множество нарушений в грамматическом строе [22].
Особенно остро проблема снижения речевой активности проявляется в практике дошкольных образовательных учреждений. Воспитатель сам много говорит: это объяснения, замечания, пояснения, указания, требования, а речевая активность воспитанников при этом уменьшается.
В исследованиях Р.М. Львова выделены основные условия развития речевой активности:
- общая активность ребёнка, его коммуникабельность;
- умение преодолевать скованность, застенчивость;
- способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи [18].
В этом процессе важную роль играет художественная литература. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными
произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями,
пословицами, поговорками, потешками и т. д.
Приобщаясь к художественной литературе, ребёнок младшего дошкольного возраста накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Средствами художественного слова ребёнок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребёнок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми, в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, - это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема использования художественной литературы как средства развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста является актуальной.
Объект исследования - развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - художественная литература как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования художественной литературы в работе по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста...
Тема выпускной квалификационной работы актуальна. Одной из важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни является речь, которая обеспечивает процесс межличностного взаимодействия, общения с другими людьми, способность передавать информацию и получать новые знания.
Речевая активность - устойчивое свойство личности ребёнка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использование речи в практике общения, активном овладении языком.
В детском саду над развитием речевой активности у детей младшего дошкольного возраста работают воспитатели, используя множество средств. Одним из средств является художественная литература, в частности русский народный фольклор, для которого характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью; русские народные сказки.
В первой главе ВКР рассмотрены основные подходы к понятию сущности речевой активности. Дана характеристика понятия «речевая активность» с позиции разных учёных на проблему исследования. Отмечена связь речевой активности с интеллектуальным развитием ребёнка и значение для познавательной деятельности в младшем дошкольном возрасте. Выделены и описаны показатели речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Описаны проявления речевой активности в поведении младших дошкольников. Уточняется роль взрослого на разных возрастных этапах развития ребенка в формировании речевой активности.
В отдельном параграфе раскрывается значение детской художественной литературы в развитии речи младших дошкольников, а также личностном развитии детей.
Экспериментальный этап исследования, описанный во второй главе ВКР, был посвящён проверке эффективности работы по использованию художественной литературы в работе по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа была проведена на базе МБДОУ д/с №31 города Пензы «Волшебная страна».
Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный...
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. - URL:
http:ZZpedlib.ru/Books/4Z0018
2. Арушанова А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №10. - С.73 -80.
3. Белинский В.Г. О детских книгах. // Собр. соч. - М., 2008. - Т. 3. - С. 61.
4. Боголюбская М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. - М.: Просвещение, 1980. - 224 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/5/0174
6. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с. - URL: https:ZZbiblio-online.ru/book/8C8321DE-CC2C-4F75-A526-4367A5D83DD2
7. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. - Самара, 2013. - 351 с.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. - М.: Просвещение, 2004. - 220 с.
9. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 72 с.
10. Гурович Л. Ребёнок и книга. - СПб.: Питер, 2014. - 310 с.
11. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. // Избр. псих.труды. - М.: Педагогика, 2009. - Т. 1. - 128 с.
12. Зотова И.В. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками. // Проблемы современной науки и образования. - М.: Проблемы науки, 2017. - №14(96). - С. 88-92.
13. Зотова И.В., Громова И.Г. Сущность и характеристика речевой активности детей младшего дошкольного возраста. // European science. -2018. - №14(36). - С. 60¬63. - URL: https://cvberleninka.ru/article/nZsuschnost-i-harakteristika-rechevov-aktivnosti- detey-mladshe go-doshkolno go-vozrasta
14. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. - М.:
Педагогика, 1972. - 152 с.
15. Кондратьева С.Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. - №12. - 2013. - С. 13-19...32