Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержательные методические особенности формирования геометрических понятий

Работа №158115

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ 5
1.1 Психолого-педагогические основы формирования математических
понятий 5
1.2 Определение математических понятий, их классификация 9
1.3 Формирование геометрических понятий в процессе обучения
математике 13
1.4 Цели и содержание обучения математике, реализующие ФГОС
последнего поколения 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПОСЛЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЯ 23
2.1 Особенности формирования геометрических понятий в условиях
стандартов последнего поколения 23
2.2 Формирование геометрических понятий у учащихся основной школы (на
примере темы «Четырехугольники») 34
2.3. Система задач по теме «Четырехугольники», ориентированная на усвоение понятий: прямоугольник и его элементы, параллелограмм и его
элементы, трапеция и ее элементы, ромб и его элементы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61

В современной школе математика является одной из дисциплин, которая в большей степени способствует развитию познавательных способностей обучающихся, логического мышления, самостоятельности в принятии решений, а также умений связанных с организацией своей деятельности (четкость, порядок, последовательность). Как и прежде, урок в школе является главной формой обучения. На сегодняшний день он должен быть реализован с учетом требований стандарта последнего поколения.
Внедрение образовательных стандартов в школьную практику актуализировало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС.
В стандарте последнего поколения отмечаются следующие результаты деятельности учащихся, связанные с формированием математических понятий: «Сформированность представлений о
математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать различные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий»
Формирование математических понятий - одна из главных задач обучения математике в школе, так как является средством развития мышления обучающихся. Процесс усвоения понятий в школьном курсе математики изучался многими авторами, среди которых следует выделить работы Л. В. Виноградовой [7], Т. А. Ивановой [12], Л. О. Денищевой [10], Г. И. Саранцева [15] и др.
Понятия являются одним из основных компонентов содержания любого учебного предмета, в том числе и геометрии. Изучение геометрических понятий способствует систематизации знания учащихся, более глубокому усвоению предмета. Формирование понятийного аппарата темы - первостепенная задача учителя при изучении любой темы. Все это обусловливает необходимость работы с геометрическими понятиями, что предполагает внимательное отношение к процессу их формирования.
Анализ ФГОС основного общего образования, психолого-педагогческой и методической литературы, опыта преподавания учителей выявляет противоречие между новой системой требований общества в получении качественного образования и реальными результатами школьной практики, которые не удовлетворяют этим требованиям; особо остро это противоречие проявляется в процессе обучения геометрии. Необходимость устранения указанного противоречия свидетельствует об актуальности темы исследования.
Объектом исследования является процесс обучения геометрии в основной школе в рамках реализации ФГОС ООО.
Предметом исследования являются этапы процесса формирования математических понятий, их содержание, средства и формы реализации процесса.
Цель исследования состоит в выявлении методических особенностей формирования геометрических понятий в условиях реализации ФГОС последнего поколения...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы обуславливается необходимостью устранения противоречия между новой системой требования общества в получении качественного образования и реальными результатми школьной практики, которые не удовлетовряют этим требованиям. Данное противоречие особо остро проявляется впроцессе обучения г еометрии, а формирование
геометрических понятий - одна изглавных задач обучения геометрии в школе.
При выполнении выпускной квалификационной работы была проделана следующая работа:
1. Рассмотрены различные трактовки понятия и описаны его основные характеристики; представлены виды определений математических понятий, их классификация; выделены основные этапы формирования математических понятий.
2. Проанализированы документы, связанные со стандартами и требованиями к современному уроку.
3. Рассмотрена психолого-педагогическая и методическая литература по формированию понятий с позиции системно-деятельностного подхода.
4. Выявлены методические особенности формирования геометрических понятий в условиях реализации ФГОС последнего поколения.
5. Разработана система задач по теме «Четырехугольники», ориентированная на усвоение понятий: прямоугольник и его элементы, параллелограмм и его элементы, трапеция и ее элементы, ромб и его элементы.
Таким образом, основная цель исследования была достигнута.



1. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2019. 384 с.
2. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина / В.А. Байдак. М. : Флинта, 2011. 264 с.
3. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова. М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2013. 205 с.
4. Бурмистрова Т. А. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. А. Бурмистрова. — 2¬е изд., доп. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
5. Васильева Г.Н. Методические аспекты деятельностного подхода при обучении математике в средней школе: монография / Г.Н. Васильева. Пермь : Изд-во ПГГПУ, 2009. 136 с.
6. Васильева Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. - Пермь : Изд-во ПГГПУ, 2002. 340 с.
7. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Л.В. Виноградова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 252 с.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. 45с.
9. Гусев В.А. и др. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учебное пособие для студентов физмат. спец. пед. ин-тов и учителей /В. А. Гусев, Н. В. Литвиненко, А. Г. Мордкович. М.: Просвещение, 2010. 352 с.
10. Денищева Л.О. Теория и методика обучения математике в школе: учебное пособие / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, М.Н. Кочагина и др. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 247 с.
11. Захарова В.Т. Обучение обобщению и конкретизации при изучении геометрических понятий. Система задач и четыре требования к ней. URL: http://festival.1september.ru/articles/211197 (18.01.2020)
12. Иванова Т.А. Теоретические основы обучения математике в средней школе: учебное пособие / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Т.П. Григорьева, Л.И. Кузнецова; Под ред.проф. Т.А. Ивановой. Н.Новгород: НГПУ, 2003. 320 с.
13. Лященко Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: учеб. Пособие для студентов физ.-мат. Спец. Пед.ин-тов/Е.И. Ляшенко, К.В.Зобкова и др.; Под ред Е.И.Лященко.- М.:Просвещение, 1988. 223с.
14. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред.шк. М.: Просвещение, 2019. 224 с.
15. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: учебное пособие для студентов мат. специальностей пед. вузов и ун-тов. М.: Просвещение, 2002. 205 с...20



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ