Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Работа №158103

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы61
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современные подходы к рассмотрению проблемы формирования коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии
1.1. Формирование коммуникативных умений у детей младшего
дошкольного возраста в онтогенезе и при различных вариантах дизонтогенеза 6
1.2. Взаимосвязь коммуникативного и познавательного развития в
младшем дошкольном возрасте 8
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методика констатирующего
эксперимента 12
2.2. Анализ и обобщение результатов экспериментального
исследования 15
Глава III. Коррекционно-развивающая работа по формированию
коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии
3.1. Организация, структура и содержание коррекционно-развивающей работы 32
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 44
Заключение 49
Список литературы 52

Ранний возраст является важным сенситивным периодом в жизни маленького человека, когда нервная система, носящая регуляторную функцию, только формируется, максимально пластична и имеет значительные компенсаторные возможности. В этот период основные линии развития ребенка тесно взаимосвязаны в своем становлении.
Примерно 86% детей из популяции новорожденных имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, последствия которой в большинстве случаев приводят к различным отклонениям, а затем и нарушениям развития на более поздних этапах. Даже если отклонения у ребенка не так явны, он попадает в «группу риска» по их возможным проявлениям.
Задержка речевого развития в раннем возрасте беспокоит родителей в первую очередь, с чем они и обращаются к специалистам психолого-педагогического сопровождения. Задержка речевого развития может являться одним из проявлений неблагополучия в развитии коммуникативной сферы ребенка в целом. Но достаточно часто данное отклонение в развитии у ребенка не является единственным и может сочетаться с задержками других линий развития (познавательного, двигательного, социального).
Переход в младший дошкольный возраст позволяет определить ранее имеющиеся задержки развития как уже проявившиеся нарушения, которые еще можно максимально нивелировать, а в ряде случаев практически преодолеть.
Проблема коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста с выраженными отклонениями в развитии отражена в научных исследованиях Е.Ф. Архиповой, Р.Л. Бабушкиной, Л.Н. Галигузовой,
Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько,
Ю.А. Разенковой, Е.А. Стребелевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.М. Шипицыной и др.
Для нас было принципиально при использовании традиционных методик стимуляции развития ребенка подобрать такую технологию работы, в рамках которой было бы возможно комплексно воздействовать на различные линии развития, сохраняя приоритет формирования коммуникативной, в том числе речеязыковой сферы. Такой технологией, на наш взгляд, является логопедическая ритмика. Она активно применяется на занятиях с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии. В настоящее время педагоги и специалисты пытаются применять ее в развивающей работе с детьми раннего возраста с нормативным развитием и рассматривают ее как стимулирующую и здоровьесберегающую технологию. При этом анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о недостаточной теоретической и практической разработке вопросов применения логоритмической технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии. Как показывает практика, сложности возникают из-за возрастного аспекта и специфики отклонений или нарушений развития.
Исходя из вышесказанного, выбранная нами тема исследования является актуальной для практики специальной педагогики в целом и ранней логопедической помощи, в частности.
Цель нашего исследования - исследование коммуникативной сферы у детей младшего дошкольного возраста с речевой патологией и разработка комплекса логоритмических занятий для стимуляции и коррекции их коммуникативных умений...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование коммуникативных умений - одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования. Контингент детей, посещающих развивающие центры, имеет разновариативные проявления задержек в становлении основных линий развития. В условиях дизонтогенеза коммуникативные навыки формируются с задержкой, дисгармонично.
Особенности диагностики развития детей раннего и младшего дошкольного возраста заключаются в отборе адекватных психодиагностических средств, адаптации и доступности стимулирующих материалов, процедуры и критериев интерпретации. Диагностика коммуникативной сферы детей должна носить комплексный характер. При этом показатели коммуникативного развития можно диагностировать при помощи основных методов детской психодиагностики (тестирование, анкетирование, наблюдение и т.д.), а также специальных диагностических комплексов (Г.А. Волковой, О.Е. Громовой, Е.А. Екжановой, О.Г. Приходько, Н.А. Рычковой, А.В. Семенович, Е.А. Стребелевой, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой).
Экспериментальную группу для констатирующего эксперимента составили 38 детей 3-4-го года жизни с отклонениями в развитии. В процессе практического исследования было осуществлено подробное изучение у них коммуникативных умений. Из 38 малышей 16 детей (42%) были 3-го года жизни и 22 ребенка (58%) 4-го года жизни.
Программа констатирующего эксперимента была направлена на выявление состояния коммуникативных умений у детей раннего и младшего дошкольного возраста и проводилась в нескольких направлениях: подбор методик диагностического исследования коммуникативной сферы у детей 3¬4-го года жизни; количественный и качественный анализ полученных данных детей экспериментальной группы...



1. Архипова, Е.Ф. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Изд. В. Секачев, 2017. - 74 с.
2. Архипова, Е.Ф. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. - № 6 (58). - С. 26-30.
3. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: Астрель, 2010. - 64 с.
4. Башаева, Т.В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика: учеб.-метод. пособие. В 3 ч. Ч. 3 / Т.В. Башаева, О.В. Филатова; Владим. гос. Ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. - 278 с.
5. Бакиева, Н.З. Интегрированные занятия с неговорящими детьми 2-7 лет с использованием приемов логоритмики / Н.З. Бакиева. - М.: Детство- Пресс, 2019. - 80 с.
6. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии /
Д.И. Бойков. - М.: Юрайт, 2019. - 153 с.
7. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2009.- 384 с.
8. Воронова, А.Е. Логоритмические занятия для детей 3-5 лет с ОНР / А.Е. Воронова, И.В. Кривенко, А.Е. Корчагина. - М.: Сфера 2019. - 64 с.
9. Ворошнина, Л.В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих ДОУ / Л.В. Ворошнина. - М.: Юрайт, 2019. - 158 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2003. - 344 с.
12. Григоренко, Н.Ю. Диагностика и коррекция
звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжёлыми аномалиями органов артикуляции / Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский. - М.: Книголюб, 2005. - 144 с.
13. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. - М.: Сфера, 2017. - 52 с.
14. Громова, О.Е. Подвижные игры для детей ФГОС ДО / О.Е. Громова. - М.: Сфера 2018. - 128 с.
15. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРА, 2008.-64 с...52



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ