ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ КАК
ФИЗИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ 8
1.1 Определение и характеристика выносливости 8
1.2 Основные виды
выносливости 11
1.3 Задачи развития общей
выносливости 14
1.4 Факторы, определяющие развитие общей
выносливости 17
1.5 Средства и методы развития
выносливости 19
1.6 Средства развития общей выносливости у детей среднего
школьного возраста на занятиях по легкой
атлетике 25
1.7 Методик развития общей
выносливости 25
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Методы исследования 34
ГЛАВА III ФОРМИРОВАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ И СПОСОБЫ
ЕЁ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 -13
ЛЕТ 38
3.1 Разработка и реализация средств и способов формирования
выносливости у обучающихся 11-13
лет 38
3.2 Оценка эффективности методики развития выносливости
обучающихся 11-13 лет на занятиях по легкой атлетике 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 50
Актуальность исследования. Сокращение сети физкультурнооздоровительных учреждений, спортивных клубов привело к снижению двигательной активности школьников, развитию хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и к ухудшению физической подготовки молодежи.
По мнению Г.И. Погадаева [49], система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе нуждается в перестройке, направленной на обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений должно стать создание условий для увеличения двигательной нагрузки обучающихся.
Одним из важнейших компонентов физического здоровья является выносливость. В ряду физических качеств человека выносливость занимает особое место. По своей структуре и методике тренировки выносливости являются более сложным в сравнении с такими двигательными способностями, как скоростные, силовые, координационные и другие. Задача по совершенствованию выносливости - необходимое условие для полноценной жизнедеятельности и хорошего здоровья человека [15].
Формы проявления выносливости многообразны также как и пути ее приобретения. Выносливость к физической работе зависит от двигательной активности человека, диктуемой условиями труда и быта .
Исследованиями проявления, развития и воспитания общей выносливости ученые занимаются уже давно . Однако научных и методических работ проведенных на учащихся средних классов на уроках физической культуры нами в доступной литературе обнаружено не было. По крайней мере степень ее проявления на уроках физической культуры, на наш взгляд достаточно велика. В связи с этим назрела необходимость глубокого изучения развития общей выносливости учащихся 11-13 лет на занятиях по легкой атлетике. Это и обусловливается выбор темы нашего исследования, актуальность которого не вызывает сомнения.
Цель исследования - проследить динамику развития выносливости у обучающихся 11-13 лет на занятиях по легкой атлетике.
Объект исследования - выносливость обучающихся 11-13 лет на занятиях по легкой атлетике.
Предмет исследования - системный подход к развитию выносливости обучающихся 11-13 лет на занятиях по легкой атлетике.
Задачи исследования:
1 Выявить структуру всесторонней физической подготовленности, функционального состояния обучающихся 11-13 лет.
2 Внедрить и определить эффективность методики развития выносливости с учетом принципа систематичности на занятиях по легкой атлетике у обучающихся 11-13 лет.
3 Выявить и дать сравнительную характеристику
динамике развития выносливости на занятиях по легкой атлетике.
Научная новизна:
• определена структура всесторонней физической подготовленности учащихся 7 класса, выявлены факторы, влияющие на физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность учащихся данной возрастной группы;
• доказана эффективность методики развития выносливости у школьников 7 класса на занятиях по легкой атлетике;
• предложена методика контроля уровня развития выносливости школьников, с возможностью применения ее на протяжении всего учебного года.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что при помощи предложенной методики направленной на развитие выносливости обучающихся 11-13 лет, динамика развития выносливости будет положительной.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование уровня развития выносливости, а также представлен комплекс упражнений, направленный на развитие выносливости обучающихся 11-13 лет. В ходе исследования было выявлено, что комплекса упражнений может оказать положительное влияние на развитие выносливости школьников. В экспериментальном комплексе упражнения были выбраны таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность тренировок и учесть особенности развития учащихся данного возраста. В результате проведенного исследования было выявлено, что упражнения, включенные в данный комплекс, могут значительно повысить уровень выносливости у обучающихся 11-13 лет.
По итогам проведённого исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза: применение системного подхода к развитию выносливости у учащихся 7 класса на занятиях по легкой атлетике способствует упорядоченности работы данной направленности, содействует повышению работоспособности учащихся 11-13 лет, позволяет улучшить результаты в тестах на выносливость (бег 1000 м) у современных школьников.
Таким образом, полученные результаты подтверждают эффективность использования методики качестве средства развития выносливости у обучающихся 11-13 лет. На основе анализа результатов, полученных в педагогическом эксперименте, были сделаны следующие выводы:
1. Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по теме «Развитие выносливости обучающихся 11-13 лет» мы выяснили, что данная тема является актуальной и требует изучения.
2. Разработан и обоснован комплекс упражнений, позволяющий повысить уровень выносливости школьников 11-13 лет.
3. Оценка уровня развития выносливости показала больший прирост в экспериментальной группе в беге на 1000 метров 15 секунд у мальчиков (в начале эксперимента результат составил 4.22, в конце - 4,07), 4 секунды у девочек (в начале эксперимента 5,03, в конце - 4,59), тогда как в контрольной группе - 5 секунд у мальчиков (4,18 в начале эксперимента, 4,13 в конце), 2 секунды у девочек (5,05 в начале эксперимента, 5,03 в конце).
1 Аслаханов, С.-А.М. Народные игры и физические упражнения как средства оптимизации морфофункционального состояния школьников / С. - А.М. Аслаханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. - №10 (92). - С. 24-30.
2 Ашмарин, Б.А. Теория и методика / Б.А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1990. - 286 с.
3 Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
4 Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С. Вайнбаум - М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
5 Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский. - М., 1988. - 331 с.
6 Верхошанский, Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость / Ю.В. Верхошанский. - М.: Советский спорт, 2014. - 80 с.
7 Визитей, Н.Н. О концептуальных основах спортивной кинезиологии
/ Н.Н. Визитей // Спортивный психолог. - 2010. - №1. - С. 18-24.
8 Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2. - С. 36-39.
9 Горелик, В.В. Оценка физического развития и здоровья школьников общеобразовательной школы / В.В. Горелик // Вестник ОГУ. - 2010. - №6(112).
• С. 69-73.
10 Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Кващук. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 276 с.
11 Губа, В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования: морфобиомеханический подход : монография / В.П. Губа.
• М.: Советский спорт, 2012. - 384 с.
12 Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А. Гуревич. - Минск: Высшая школа, 1985. - 99 с.
13 Должиков, И.И. Планирование уроков физической культуры 1 -11 классов / И.И. Должников. - М.: МГФСО, 1998. - 85 с.
14 Дьяконов, В.В. Развитие выносливости, быстроты и силы у школьников и их воспитание на уроках физической культуры в пятых классах: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Дьяконов. - М.: Акад. пед. наук СССР исслед. Ин-т физиологии детей и подростков, 1982. - 24 с.
15 Ефремова, Е.В. Использование челночных тестов для определения уровней развития выносливости у школьников / Е.В. Ефремова, В.Б. Грязнов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXI международной научно-практической конференции. - 2011. - С.119-121.
... всего 71 источников