Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ ЗИМНЕЙ ФАУНЫ ГПЗ «ТУНГУССКИЙ». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

Работа №158099

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАНДШАФТОВ И ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ ГПЗ «ТУНГУССКИЙ» 6
1.1. Общие сведения и история создания 6
1.2. Природная характеристика 9
Глава 2. СУЩНОСТЬ ЗИМНЕГО МАРШРУТНОГО УЧЕТА 12
2.1. История создания и развития зимнего маршрутного учета в
России 12
2.2. Понятие ЗМУ и основная характеристика 13
2.3. Организация проведения учетных работ 15
2.4. Размещение учетных маршрутов 16
2.5. Условия проведения ЗМУ 17
2.6. Порядок проведения маршрутного учета 17
2.7. Заполнение карточки ЗМУ 18
Глава 3. АНАЛИЗ ЛЕТОПИСЕЙ ТУНГУССКОГО ЗАПОВЕДНИКА ЗА 2013­2015 ГОД 20
3.1. ЗМУ 2013 год 22
3.2. ЗМУ 2014 год 24
3.3. ЗМУ 2015 год 28
Глава 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ В ЗАПОВЕДНИКЕ ТУНГУССКИЙ 32
Глава 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
БИОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «АДАПТАЦИИ ЖИВОТНЫХ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ» 43
5.1. Анализ школьных учебников по биологии 43
5.2. Конспект урока по теме «Адаптации животных к условиям внешней
среды» 46
5.3. Конспект лабораторной работы по теме «Приспособленность организмов к среде обитания» 51
ВЫВОДЫ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Приложение №1. «Презентация к уроку «Адаптации животных к условиям внешней среды»» 59
Приложение №2. «Презентация к лабораторной работе «Приспособленность организмов к среде обитания»» 65

Государственный природный заповедник «Тунгусский» расположен в Красноярском крае, в южной части Эвенкийского муниципального района, подчинён Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Тунгусский природный заповедник включает в себя практически не тронутые человеком земли с характерным биоценозом, живописными ландшафтами, чистейшими реками и озерами. Название естественного парка произошло от реки, протекающей по южной границе заповедных мест. Ее называют Подкаменная Тунгуска.
Одной из главных задач заповедника является сохранение биологического разнообразия и поддержка природного комплекса в естественном состоянии. Следовательно, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека. Но несмотря на Положение о природных заповедниках в Российской Федерации, в котором говорится, что на территории заповедника туризм запрещен, ГПЗ «Тунгусский» является исключением.
В данном заповеднике разрешена ограниченная туристическая деятельность, целью которой является экологическое просвещение населения страны, знакомство с природными объектами заповедника, местом падения Тунгусского метеорита. На территории заповедника располагается научный комплекс, сотрудники которого занимаются научными наблюдениями за развитием живого природного комплекса.
Зимний маршрутный учет является основным методом позволяющим анализировать видовое богатство ООПТ, его стабильность и взаимосвязь с фенотипическими явлениями. ЗМУ позволяет выявлять динамические волны численности отдельных видов фауны, а также критические моменты количественных показателей таких как увеличение и уменьшение числа особей вида, что позволяет анализировать устойчивость вида на территории заповедника, оценивать емкость экосистемы1 и выявлять зависимость этих популяций от факторов среды .
Актуальность работы заключается в том, что использование результатов исследования позволит расширить знания о фауне и о зависимости видов млекопитающих Тунгусского заповедника от абиотических факторов. Полученные данные можно использовать в школьном курсе биологии.
Цель работы: выявить видовое богатство зимней фауны и его динамическую зависимость от факторов внешней среды на территории ГПЗ «Тунгусский».
Задачи:
• Познакомиться с методами учета численности млекопитающих на территории ГПЗ «Тунгусский»;
• Проанализировать качественный состав зимней фауны ГПЗ «Тунгусский» и количественную динамику на маршрутах за 2013-2015 год;
• Выявить закономерности изменения качественного и количественного состава в соответствии с факторами окружающей среды на территории ГПЗ «Тунгусский»;
• Разработать конспекты уроков, с использованием материалов исследования, по теме «Приспособленность животных к внешним условиям среды».
В ходе решения поставленных задач применялись следующие общелогические методы исследования: анализ литературных источников, Летописей природы за 2013-2015 год, электронных ресурсов, обобщение, сравнение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Зимний маршрутный учет является основным методом учета численности млекопитающих на территории заповедника «Тунгусский». Метод ЗМУ применяется на 9 маршрутах общей протяженностью 154 км, с использованием GPS-навигатора и протаптыванием маршрута с помощью снегохода.
На территории ГПЗ «Тунгусский» зимняя фауна представлена 11 видами млекопитающих: с постоянной численностью выделено 4 вида, с
варьирующийся численностью 4 вида, 3 единичных вида.
Сдерживающими факторами внешней среды на территории заповедника является соотношение глубокого снежного покрова и температурного градиента, а также состояние реки. Ранний глубокий снег и теплая зима, не промерзание рек - эти факторы затрудняют передвижение животных, заставляя их концентрироваться локально на кормовых местах.
По материалам выпускной квалификационной работы разработаны 2 конспекта уроков по теме «Приспособленность животных к внешним условиям среды», которые включают в себя информацию об адаптациях животных к зимним условиям на примере млекопитающих заповедника «Тунгусский». Конспекты были апробированы на уроках 9 «Б» и 9 «В» класса на базе МБОУ «Лицей №10».


1. Академик: Экологический словарь. URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/406/%D0%95%D0%9C%D0%9A%D 0%9E%D0%A1%_D0%A2%D0%AC 03.02.2018
2. Баранов А.А., Воронина К.К. Особо охраняемые природные территории Красноярского края: учеб, пособие. К.: Красноярск, 2013. 368 с.
3. Васильев Н.В., Львов Ю.А., Плеханов Г.Ф. и др. Государственный природный заповедник Тунгусский (очерк основных данных) //Тунгусский заповедник. Биоценозы северной тайги и влияние на них экстремальных природных факторов. Труды ГПЗ «Тунгусский». Вып. 1. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. С. 33 - 89.
4. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: Учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 264 с.
5. Государственные природный заповедник Тунгусский. URL: http://xn8sbgbiflggdjj 1aklp1aapuc.xn-p1ai/ 13.12.2017
6. Гудков В. М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник- определитель. М: Вече, 2008. 592 с.: ил.
7. Долейш К. Следы зверей и птиц / Пер. с чеш. Г. Ф. Карасева. Под ред. Н. Н. Руковского. М.: Агропромиздат, 1987. 224 с: ил.
8. Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл.: учебник 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2017. 255 с.: ил.
9. Карбозова Б.Е. Значение биологии в познании природы. Материалы Республиканской научно-практической конференции // Проблемы и тенденции естественно-научного образования. Каз. гос. жен. ПИ. Алматы. 2005. С 47 - 51.
10. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980. 352 с., ил.
11. Кулик И.Л. Таежный фаунистический комплекс млекопитающих Евразии // Бюл. МОИП. отд. биол. 1972. Т. 77. Вып. 4. С. 11-24.
12. Лапшина Е.Д., Олонов Н.А., Бляхарчук П.А. Растительность района падения Тунгусского метеорита // Следы космических воздействий на Землю. Новосибирск: Наука, 1990. 140 с.
13. Лёвкина, Е. В. Методика преподавания биологии: учебно-практическое пособие / Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2013. 154 с.
14. Летопись природы заповедника «Тунгусский» за 2009 год.
15. Летопись природы заповедника «Тунгусский» за 2013 год.
... всего 40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ