ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Общая характеристика внеурочной деятельности 6
1.2. Особенности организации основных форм внеурочной деятельности... 8
1.3 Игровые технологии в организации внеурочной деятельности 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ 26
2.1. Описание методики проведения эксперимента и выбор игровых
технологий для внеурочной деятельности по биологии 26
2.2. Анализ результатов эксперимента и оценка эффективности использования игровых технологий в обучении биологии 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Общая характеристика внеурочной деятельности 6
1.2. Особенности организации основных форм внеурочной деятельности... 8
1.3 Игровые технологии в организации внеурочной деятельности 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ 26
2.1. Описание методики проведения эксперимента и выбор игровых
технологий для внеурочной деятельности по биологии 26
2.2. Анализ результатов эксперимента и оценка эффективности использования игровых технологий в обучении биологии 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
В современном мире потребность в образовании и знаниях становится все более насущной. С появлением новых технологий и постоянно меняющимся рынком труда людям важно постоянно учиться и совершенствовать свои навыки. В этом контексте важной задачей современного образования является формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному получению знаний, непрерывному образованию, самообразованию.
Одна из ключевых задач современной школы - привить любовь к учебе. Злого можно достичь, сделав образование более увлекательным и актуальным для жизни детей. Обучающихся следует поощрять задавать вопросы, анализировать информацию и критически относиться к окружающему миру. Школа должна предоставлять учащимся возможность исследовать свои интересы и увлечения, а также развивать навыки, которые пригодятся им в будущем.
Внеурочная деятельность играет важную роль в учебно- воспитательном процессе, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Она становится неотъемлемой частью процесса образования и имеет целью создание условий для проявления и развития интересов ребенка на основе свободного выбора. [18]. Однако не менее важным является поиск путей и средств повышения эффективности развития познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности, так как именно от этого будет зависеть возможность реализовать свой внутренний потенциал в будущем профессиональном образовании и успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения.
Игровая деятельность является одним из уникальных средств обучения и воспитания. Она веками использовалась для обучения детей важным жизненным навыкам. В современном быстро меняющемся мире игровая деятельность стала еще более важной. С увеличением числа детей и взрослых, проводящих время со своими электронными устройствами, возникает потребность в инновационных способах их вовлечения в обучение и развитие. Именно «игровые технологии» обеспечивает идеальное решение этой проблемы, так как могут быть адаптированы к разным возрастным группам и стилям обучения. Это уникальное средство обучения и воспитания, дающее многочисленные преимущества детям.
Повышение эффективности обучения и личностного развития учащихся является одной из злободневных образовательных проблем в настоящее время. Исследования направлены на поиск возможностей, способов и условий, которые могут помочь достичь этой цели во всех звеньях образовательного процесса. Таким образом, опираясь на актуальность изучаемой проблемы, была выбрана тема работы: «Игровые технологии во внеурочной деятельности по биологии».
Объект исследования: внеурочная деятельность по биологии.
Предмет исследования: игровые технологии как одно из направлений внеурочной деятельности обучающихся по биологии.
Цель исследование: теоретически обосновать и практически доказать возможности игры в развитии познавательного интереса школьников в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: определение эффективности использования игровых технологий как формы внеурочной деятельности по биологии для повышения интереса и мотивации учащихся к изучению предмета биология.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
1. Познакомиться с целью, задачами и основными принципами внеурочной деятельности.
2. Рассмотреть особенности организации форм внеурочной деятельности.
3. Рассмотреть игровые технологии как одну из форм внеурочной деятельности.
4. Провести опытную работу по внедрению игры во внеурочную деятельность по биологии школьников 6 класса и описать результаты проведенной работы.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
• теоретические методы: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и анализ полученных данных;
• эмпирические методы: опрос, наблюдение, проведение педагогического эксперимента.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Одна из ключевых задач современной школы - привить любовь к учебе. Злого можно достичь, сделав образование более увлекательным и актуальным для жизни детей. Обучающихся следует поощрять задавать вопросы, анализировать информацию и критически относиться к окружающему миру. Школа должна предоставлять учащимся возможность исследовать свои интересы и увлечения, а также развивать навыки, которые пригодятся им в будущем.
Внеурочная деятельность играет важную роль в учебно- воспитательном процессе, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Она становится неотъемлемой частью процесса образования и имеет целью создание условий для проявления и развития интересов ребенка на основе свободного выбора. [18]. Однако не менее важным является поиск путей и средств повышения эффективности развития познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности, так как именно от этого будет зависеть возможность реализовать свой внутренний потенциал в будущем профессиональном образовании и успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения.
Игровая деятельность является одним из уникальных средств обучения и воспитания. Она веками использовалась для обучения детей важным жизненным навыкам. В современном быстро меняющемся мире игровая деятельность стала еще более важной. С увеличением числа детей и взрослых, проводящих время со своими электронными устройствами, возникает потребность в инновационных способах их вовлечения в обучение и развитие. Именно «игровые технологии» обеспечивает идеальное решение этой проблемы, так как могут быть адаптированы к разным возрастным группам и стилям обучения. Это уникальное средство обучения и воспитания, дающее многочисленные преимущества детям.
Повышение эффективности обучения и личностного развития учащихся является одной из злободневных образовательных проблем в настоящее время. Исследования направлены на поиск возможностей, способов и условий, которые могут помочь достичь этой цели во всех звеньях образовательного процесса. Таким образом, опираясь на актуальность изучаемой проблемы, была выбрана тема работы: «Игровые технологии во внеурочной деятельности по биологии».
Объект исследования: внеурочная деятельность по биологии.
Предмет исследования: игровые технологии как одно из направлений внеурочной деятельности обучающихся по биологии.
Цель исследование: теоретически обосновать и практически доказать возможности игры в развитии познавательного интереса школьников в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: определение эффективности использования игровых технологий как формы внеурочной деятельности по биологии для повышения интереса и мотивации учащихся к изучению предмета биология.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
1. Познакомиться с целью, задачами и основными принципами внеурочной деятельности.
2. Рассмотреть особенности организации форм внеурочной деятельности.
3. Рассмотреть игровые технологии как одну из форм внеурочной деятельности.
4. Провести опытную работу по внедрению игры во внеурочную деятельность по биологии школьников 6 класса и описать результаты проведенной работы.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
• теоретические методы: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и анализ полученных данных;
• эмпирические методы: опрос, наблюдение, проведение педагогического эксперимента.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В последние годы наметилась тенденция в сфере образования и воспитания ориентироваться на активизацию деятельности самих школьников. Такой подход подчеркивает важность внеурочной деятельности и игровых технологий как эффективных инструментов совершенствования учебного опыта обучающихся.
В ходе обобщения и систематизации знаний относительно данных, полученных в ходе исследования, нами подведены следующие итоги, соответствующие поставленным задачам.
В результате работы нами было рассмотрено понятия «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе. Внеурочная деятельность - это та деятельность, которой обучающиеся занимаются вне своей обычной учебной программы. Они являются жизненно важным компонентом общего образования учащегося, предоставляя возможности для развития навыков, знаний и опыта, которые невозможно получить исключительно в классе. Она может принимать различные формы, такие как спорт, музыка, драма, клубы и волонтерство, и предлагать широкий спектр целей, задач и принципов.
Задачи внеурочной деятельности часто разнообразны, но обычно они сосредоточены на предоставлении учащимся возможности развивать навыки и интересы, выходящие за рамки академических предметов. Также занятия могут предоставить учащимся возможность изучить новые области интересов, приобрести лидерские качества или развить социальные навыки, которые могут оказаться бесценными по мере их продвижения по жизни. Эти принципы внеурочной деятельности могут включать в себя поощрение инклюзивности, обеспечение безопасности и благополучия, а также обеспечение того, чтобы деятельность осуществлялась в соответствии с этическими стандартами.
Важно отметить, внеурочная деятельность является важнейшим компонентом образования и может предложить многочисленные преимущества, помимо того, что можно получить в классе. Цели, задачи и принципы этих мероприятий могут сильно различаться, но они всегда должны способствовать обучению и росту в безопасной и инклюзивной среде.
Таким образом, школы и сообщества должны уделять приоритетное внимание разработке и поддержке внеклассных программ, чтобы предоставить учащимся возможность исследовать свои интересы, развивать ценные навыки и становиться всесторонне развитыми личностями. Одним из основных преимуществ внеурочной деятельности является то, что она дает учащимся возможность заниматься деятельностью, не входящей в их обычную учебную программу.
Что касается использования «игровых технологий», стоит сказать, что они нашли своё применение во внеурочной работе, упрощая и делая ее более увлекательными для участников. Одним из самых сильных воздействий игровых технологий является их способность улучшать обучение и приобретение навыков.
Игра - универсальный инструмент, способный успешно справляться с различными задачами:
- Осваивание понятий и учебных разделов;
- Использование как элемент общей методики обучения;
- Включение в качестве урока или его компонента;
- Организация внеурочной работы.
При этом, именно внеурочная работа представляет собой оптимальную форму использования игровой технологии, поскольку время, отведенное на игру, может быть адекватно организовано в соответствии с задачами мероприятия. Кроме того, игровые моменты успешно вписываются в любые формы внеурочной работы, включая как индивидуальную, так и групповую и массовую деятельность.
Таким образом, в ходе исследования была подтверждена исходная гипотеза о том, что использование игровых технологий как формы внеурочной деятельности по биологии для повышения интереса и мотивации учащихся к изучению данного предмета эффективны.
В ходе обобщения и систематизации знаний относительно данных, полученных в ходе исследования, нами подведены следующие итоги, соответствующие поставленным задачам.
В результате работы нами было рассмотрено понятия «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе. Внеурочная деятельность - это та деятельность, которой обучающиеся занимаются вне своей обычной учебной программы. Они являются жизненно важным компонентом общего образования учащегося, предоставляя возможности для развития навыков, знаний и опыта, которые невозможно получить исключительно в классе. Она может принимать различные формы, такие как спорт, музыка, драма, клубы и волонтерство, и предлагать широкий спектр целей, задач и принципов.
Задачи внеурочной деятельности часто разнообразны, но обычно они сосредоточены на предоставлении учащимся возможности развивать навыки и интересы, выходящие за рамки академических предметов. Также занятия могут предоставить учащимся возможность изучить новые области интересов, приобрести лидерские качества или развить социальные навыки, которые могут оказаться бесценными по мере их продвижения по жизни. Эти принципы внеурочной деятельности могут включать в себя поощрение инклюзивности, обеспечение безопасности и благополучия, а также обеспечение того, чтобы деятельность осуществлялась в соответствии с этическими стандартами.
Важно отметить, внеурочная деятельность является важнейшим компонентом образования и может предложить многочисленные преимущества, помимо того, что можно получить в классе. Цели, задачи и принципы этих мероприятий могут сильно различаться, но они всегда должны способствовать обучению и росту в безопасной и инклюзивной среде.
Таким образом, школы и сообщества должны уделять приоритетное внимание разработке и поддержке внеклассных программ, чтобы предоставить учащимся возможность исследовать свои интересы, развивать ценные навыки и становиться всесторонне развитыми личностями. Одним из основных преимуществ внеурочной деятельности является то, что она дает учащимся возможность заниматься деятельностью, не входящей в их обычную учебную программу.
Что касается использования «игровых технологий», стоит сказать, что они нашли своё применение во внеурочной работе, упрощая и делая ее более увлекательными для участников. Одним из самых сильных воздействий игровых технологий является их способность улучшать обучение и приобретение навыков.
Игра - универсальный инструмент, способный успешно справляться с различными задачами:
- Осваивание понятий и учебных разделов;
- Использование как элемент общей методики обучения;
- Включение в качестве урока или его компонента;
- Организация внеурочной работы.
При этом, именно внеурочная работа представляет собой оптимальную форму использования игровой технологии, поскольку время, отведенное на игру, может быть адекватно организовано в соответствии с задачами мероприятия. Кроме того, игровые моменты успешно вписываются в любые формы внеурочной работы, включая как индивидуальную, так и групповую и массовую деятельность.
Таким образом, в ходе исследования была подтверждена исходная гипотеза о том, что использование игровых технологий как формы внеурочной деятельности по биологии для повышения интереса и мотивации учащихся к изучению данного предмета эффективны.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Квест-технология при обучении иностранному языку во внеурочной деятельности в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - Организация внеурочной деятельности обучающихся шестых классов в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Интеграция уроков и внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов в обучении биологии и химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



