Введение 3
Глава 1.Романтический пафос как ведущий в произведениях героической тематики 6
1.1. Содержание идейно-эмоциональной составляющей художественной
литературы 6
1.2. Специфика героического пафоса 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2.Своеобразие творческого метода повести Н. В. Гоголя «Тарас
Бульба» 21
2.1. Реалистический метод как основа повести 21
2.2. Элементы романтического метода в произведении 24
2.3. Героика романтики повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 37
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение
Уникальным произведением русской литературы является повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Входящая в сборник повестей «Миргород», историческая эпопея о «козаках» и Запорожской Сечи занимает в нём центральное место.
Обращение к истории, героическая романтика запорожского казачества были тесно связаны с идейной позицией писателя, выражали его отношение к современности, отрицание им антинародных тенденций в действительности. Гоголь описывает внутреннюю цельность, необузданную и справедливую силу народа, одушевленного великим патриотическим чувством.
Повесть «Тарас Бульба» привлекает изображением великих исторических событий, цельными и сильными характерами эпохи борьбы Украины за свою национальную независимость.
В процессе исследования были проанализированы работы философов и литературоведов Гегеля Г. В.Ф., Есина А. Б., Киященко Н.И., Рудневой Е. Г., Чернец Л. В., которые полностью или частично посвящены проблеме интерпретации и классификации пафоса как категории эстетики и литературы, и труды Гуковского Г.А., Докусова А.М., Лотмана Ю.М., Машинского С.И., Поспелова Г.Н., Степанова Н.Л. и других исследователей, чьи работы стали классикой литературоведения. Однако внимание многих современных ученых до сих пор привлекает проблема интерпретации героико-романтического пафоса повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и способов его выражения. Актуальность нашей выпускной квалификационной работы обусловлена совмещением традиционных исследовательских подходов к художественному методу повести Н. В. Гоголя с результатами современных научных изысканий в этой области. В исследовании наряду с изучением общепризнанных классических трудов проанализированы научные изыскания современных исследователей-гоголеведов: Есаулова И.А., Манн Ю.В., Шульца С.А.
Целью работы является выявление способов выражения героической романтики в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Цель достигается решением следующих задач:
1. рассмотреть виды пафоса художественного произведения;
2. выделить специфику героического пафоса в литературных текстах;
3. исследовать своеобразие выражения реалистического метода в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
4. выявить признаки романтического метода повествования в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;
5. проанализировать способы выражения героической романтики в повести
H. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Объект исследования: повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Предмет исследования: способы выражения героической романтики в повести.
Материалом исследования являются теоретические разработки и типологии литературного пафоса и текст повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В соответствии с намеченной целью и задачами нами были определены следующие методы исследования:
I. Теоретический анализ философской, литературоведческой и методической литературы по теме исследования;
2. Классификация видов художественного пафоса;
3. Комплексный анализ героического пафоса в художественных текстах;
4. Конкретизация признаков художественно-реалистического метода повести;
5. Конкретизация художественно-романтического метода повести;
6. Исследовательский анализ способов выражения героико¬романтического пафоса.
Теоретическая значимость работы состоит в классификации способов выражения героической романтики в повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов при разработке урока по углублению знаний учащихся о творческом методе на элективных занятиях по литературе в 9 классе.
Апробация промежуточных результатов исследования осуществлялась в форме доклада «Своеобразие повествовательной манеры Н. В. Гоголя в повести «Тарас Бульба»» на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Буслаевские чтения» (20.04.2020, г.Пенза, ФГБОУ ВО «ПГУ»), секция «Аксиологические проблемы русской классической литературы».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В процессе выполнения высшей квалификационной работы нами были рассмотрены виды пафоса художественных произведений. В результате классификации и систематизации мы можем выделить 9 видов пафоса: героический, трагический, романтический, сентиментальный, драматический, юмористический, сатирический, иронический и инвектива.
Проанализировав специфику героического пафоса в художественной литературе, мы можем сделать вывод, что героика выражает стремление художника показать величие человека, поставившего интересы общества выше личных, идейно утвердить героику как высшую нравственную ценность. Развившийся ещё в эпоху первобытно-племенного строя, закрепившийся в мифах и легендах, героический пафос прошёл долгий путь литературной эволюции. Процесс становления героической идейно-эмоциональной ориентации оказал огромное значение на развитие мировой художественной литературы. Героический пафос становится свойством художественного содержания в результате субъективного осмысления объективного мира.
В процессе работы были выявлены следующие признаки реалистического метода повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: стремление к обусловленности характеров социальной средой, историзм в изображении характеров и образов. Подлинное изображение быта и нравов того времени стало возможно благодаря работе Гоголя над историей Малороссии в её героических страницах борьбы за национальную независимость, в изучении исторических источников, в обращении к фольклору и образцам национального художественного творчества. Другой важной особенностью реалистического метода стоит выделить народность повествования, выраженную в слиянии конкретной личности с национальным характером.
Исследовав своеобразие выражения романтического метода, мы выделили следующие особенности: ярко выраженное художественное двоемирие, выраженное в оппозиции «свой мир» - «чужой мир», проникновенный лиризм повествования, обильное изобразительно-выразительных тропов.
Основой художественного метода повести Н. В. Гоголя является реализм. В повести чётко проявляются свойства реалистического метода: стремление к обусловленности характеров социальной средой, историзм в изображении характеров и образов, народность. Но реалистический метод усложнен, во-первых, обилием элементов романтической системы повествования, во-вторых, героико-романтическим пафосом.
Героико-романтический пафос создаёт сложную идейную композицию и выражен, в первую очередь, в образах-символах «казачества» и «Запорожской Сечи», изображением народно-освободительной войны Украины за свою национальную независимость, изображением военного героизма и героического характера патриотизма, изображением военного товарищества. Особое значение в выражении героико-романтического пафоса произведения играют образы Тараса Бульбы и Остапа.
Выражение идейного пафоса проявляется в поэтизации романтики украинского казачества, в нравственных идеалах защиты Отечества и православной веры, идеализации подвига и его значения для православного мира.
1. Анненкова Е.И. Повесть «Тарас Бульба» в контексте творчества Н.В. Гоголя // Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя: Книга для учителя / Е.И. Анненкова. - М.: Просвещение, 1987. - С.59-73.
2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13-ти т. - М., 1953. - Т. 7. - С. 145-146
3. Белинский В. Г. Статьи о Пушкине. Статья пятая, Полн. собр. соч., М., 1955. Т. 7. - С. 312.
4. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб: Паритет, 2006. - 314 с.
5. Бузник В. В. Время. Пафос. Стиль. Художественные течения в современной советской литературе / под ред. В. В. Бузник, В. А. Ковалева - М., Л.: Наука, 1965. - 273 с.
6. Булашев Г. О. Украинский народ в своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1. Космогонические украинские народные воззрения и верования / Г. О. Булашев. - Киев, 1909. - 515 с.
7. Вайскопф М. Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст / М. Я. Вайскопф. - Москва: Радикс, 1993. - 592 с.
8. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского. - Л.: Художественная литература, 1940 - 648 с.
9. Виноградов И. А. Гоголь - художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. - М.: ИМЛИ РАН «Наследие», 2000. - 449 с.
10. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. - М.: Искусство, 1968-1971. - Т. 1. - 623 с.
11. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. - М.: Искусство, 1968-1971. - Т. 3. - С. 289.
12. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. С. И. Машинского, А. Л. Слонимского, Н. Л. Степанова - М.: Гос. изд. худ. лит., 1959. - Т. 2. - 350 с.
13. Гоголь Н. В. Сочинения Николая Гоголя: в 4 т. СПб.: В Тип. А. Бородина и Ко, 1842.
14. Гоголь Н. В. Сочинения и письма. СПб.: П. А. Кулиш, 1857. Т. 1-6.
15. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. - М; Л.: Гос. изд. худ. лит., 1959. - 410 с.
16. Денисов В. Д. Наследие любомудров и раннее творчество Гоголя // Творчество Гоголя и русская общественная жизнь. Тринадцатые Гоголевские чтения: Сб. статей Междунар. науч. конф., Москва. 31 марта - 3 апреля 2013 г. - Новосибирск: Новосиб. изд. дом, 2013. - С. 40-50.
17. Денисов В. Д. О малороссийском историческом романе Н. В. Гоголя // Культура и текст.- 2016.- № 1 (24). - С. 30-49; № 2 (25). - С. 80-100.
18. Есаулов И. А. Пасхальность в русской словесности. - М.: М-во образ. РФ, Гос. акад. слав. культуры, Центр литературоведческих исследований, Кругъ, 2004. - 506 с.
19. Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного
произведения («Миргород» Н.В. Гоголя). - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - 102 с.
20. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - M., 1998. - 142 с.
21.Звиняцковский В. Я. Николай Гоголь. Тайны национальной души.- Киев: Ликей, 1994. - 544 с.
22.Золотусский И.П. Гоголь. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 511 с. - (ЖЗЛ, «Серия биографий». - Вып. 10. (595))
23. Каган М.С. Эстетика как философская наука: в 2 ч. - Часть. 1: учебное пособие для вузов . — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - С. 137.
24. Карпенко А. О народности Н.В. Гоголя (Художественный историзм писателя и его народные истоки). - Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1973. - 279 с.
25. Киященко Н. И. Героическое как категория эстетики // Эстетика. Категории и искусство. - М.: Искусство, 1965. - 88 с.
26. Кривонос В. Ш. Заметки о «Тарасе Бульбе» Гоголя // Вестник молодых
учёных. Серия: Филологические науки. - № 4. - СПб., 2000. - С. 3-5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр:
//www.philology.ru/literature2/krivonos-01.htm. (20.04.2020)
27. Лонгинов М. Н. Заметки по случаю нового издания сочинений и писем Гоголя // Московские ведомости. 1857. № 74 (20 июня). - 440 с.
28. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://web.archive.org/web/20100308054154(14.04.2020)
29. Манн Ю. Н. Учение Белинского о пафосе, - «Изв. АН СССР, ОЛЯ», 1964. - т. 23. - в. 2.
30. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.: в 50-ти т. - М.: Гос. изд. полит. лит., 1962 - Т. 29. - С. 492.
31. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. - М.: Просвещение, 1979. - 426 с.
32. Поспелов Г. Н. Творчество Н. В. Гоголя - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953 - 280 с.
33. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун¬тов / Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, И. Ф. Волков и др.; Под ред. Г. Н. Поспелова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк. - 1988. - 528 с.
34. Руднева Е. Г. Пафос художественного произведения. (Из истории проблемы). - М., 1977 - 220 с.
35. Степанов Н. Л. Н. В. Гоголь: Творческий путь. - 2-е изд. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. - 608 с.
36. Степанов Н. Л. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» // Гоголь Н. В. Тарас Бульба / АН СССР; изд. подгот. Е. И. Прохоров, Н. Л. Степанов; отв. ред. Н. Л. Степанов. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - С. 153-181.
37. Тулякова Е. Архетипический образ центра мира в цикле Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» // Гоголь и традиционная славянская культура. Двенадцатые Гоголевские чтения: Сб. статей. - Новосибирск: Новосиб. изд. дом, 2012. - С. 68-77.
38. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка - М.: Аделант, 2014. - С. 442.
39. Федоров В. В. Поэтический мир Гоголя // Гоголь: История и современность. - Москва: Советская Россия, 1985. - С. 132-162.
40. Чернец Л. В. Введение в литературоведение: Учеб. пособие/Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец - М.: Высш. шк., 2004. - 680 с.
41.Чижевский Д. И. Неизвестный Гоголь // Русские философы. Конец XIX- середина XX века. Антология / сост. А. Филонова. - М.: Книжная палата, 1996. - С. 296-324.
42. Шиллер Ф. О патетическом - Собрание сочинений в 7 т., - М., 1957. - Т. 6.
43. Щербина В. Р. Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 8 т. - М., 1984. - Т. 1.
44. Эдельштейн М. Ю. Как жидовка превратилась в женщину - История одного
стереотипа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //old2 .booknik.ru/context/all/kak-ij idovkai-prevratilas-v-ij enshchinui