Способы выражения героической романтики в повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”
|
Введение 3
Глава 1.Романтический пафос как ведущий в произведениях героической тематики 6
1.1. Содержание идейно-эмоциональной составляющей художественной
литературы 6
1.2. Специфика героического пафоса 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2.Своеобразие творческого метода повести Н. В. Гоголя «Тарас
Бульба» 21
2.1. Реалистический метод как основа повести 21
2.2. Элементы романтического метода в произведении 24
2.3. Героика романтики повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 37
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение
Глава 1.Романтический пафос как ведущий в произведениях героической тематики 6
1.1. Содержание идейно-эмоциональной составляющей художественной
литературы 6
1.2. Специфика героического пафоса 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2.Своеобразие творческого метода повести Н. В. Гоголя «Тарас
Бульба» 21
2.1. Реалистический метод как основа повести 21
2.2. Элементы романтического метода в произведении 24
2.3. Героика романтики повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 37
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение
Уникальным произведением русской литературы является повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Входящая в сборник повестей «Миргород», историческая эпопея о «козаках» и Запорожской Сечи занимает в нём центральное место.
Обращение к истории, героическая романтика запорожского казачества были тесно связаны с идейной позицией писателя, выражали его отношение к современности, отрицание им антинародных тенденций в действительности. Гоголь описывает внутреннюю цельность, необузданную и справедливую силу народа, одушевленного великим патриотическим чувством.
Повесть «Тарас Бульба» привлекает изображением великих исторических событий, цельными и сильными характерами эпохи борьбы Украины за свою национальную независимость.
В процессе исследования были проанализированы работы философов и литературоведов Гегеля Г. В.Ф., Есина А. Б., Киященко Н.И., Рудневой Е. Г., Чернец Л. В., которые полностью или частично посвящены проблеме интерпретации и классификации пафоса как категории эстетики и литературы, и труды Гуковского Г.А., Докусова А.М., Лотмана Ю.М., Машинского С.И., Поспелова Г.Н., Степанова Н.Л. и других исследователей, чьи работы стали классикой литературоведения. Однако внимание многих современных ученых до сих пор привлекает проблема интерпретации героико-романтического пафоса повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и способов его выражения. Актуальность нашей выпускной квалификационной работы обусловлена совмещением традиционных исследовательских подходов к художественному методу повести Н. В. Гоголя с результатами современных научных изысканий в этой области. В исследовании наряду с изучением общепризнанных классических трудов проанализированы научные изыскания современных исследователей-гоголеведов: Есаулова И.А., Манн Ю.В., Шульца С.А.
Целью работы является выявление способов выражения героической романтики в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Цель достигается решением следующих задач:
1. рассмотреть виды пафоса художественного произведения;
2. выделить специфику героического пафоса в литературных текстах;
3. исследовать своеобразие выражения реалистического метода в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
4. выявить признаки романтического метода повествования в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;
5. проанализировать способы выражения героической романтики в повести
H. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Объект исследования: повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Предмет исследования: способы выражения героической романтики в повести.
Материалом исследования являются теоретические разработки и типологии литературного пафоса и текст повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В соответствии с намеченной целью и задачами нами были определены следующие методы исследования:
I. Теоретический анализ философской, литературоведческой и методической литературы по теме исследования;
2. Классификация видов художественного пафоса;
3. Комплексный анализ героического пафоса в художественных текстах;
4. Конкретизация признаков художественно-реалистического метода повести;
5. Конкретизация художественно-романтического метода повести;
6. Исследовательский анализ способов выражения героико¬романтического пафоса.
Теоретическая значимость работы состоит в классификации способов выражения героической романтики в повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов при разработке урока по углублению знаний учащихся о творческом методе на элективных занятиях по литературе в 9 классе.
Апробация промежуточных результатов исследования осуществлялась в форме доклада «Своеобразие повествовательной манеры Н. В. Гоголя в повести «Тарас Бульба»» на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Буслаевские чтения» (20.04.2020, г.Пенза, ФГБОУ ВО «ПГУ»), секция «Аксиологические проблемы русской классической литературы».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Обращение к истории, героическая романтика запорожского казачества были тесно связаны с идейной позицией писателя, выражали его отношение к современности, отрицание им антинародных тенденций в действительности. Гоголь описывает внутреннюю цельность, необузданную и справедливую силу народа, одушевленного великим патриотическим чувством.
Повесть «Тарас Бульба» привлекает изображением великих исторических событий, цельными и сильными характерами эпохи борьбы Украины за свою национальную независимость.
В процессе исследования были проанализированы работы философов и литературоведов Гегеля Г. В.Ф., Есина А. Б., Киященко Н.И., Рудневой Е. Г., Чернец Л. В., которые полностью или частично посвящены проблеме интерпретации и классификации пафоса как категории эстетики и литературы, и труды Гуковского Г.А., Докусова А.М., Лотмана Ю.М., Машинского С.И., Поспелова Г.Н., Степанова Н.Л. и других исследователей, чьи работы стали классикой литературоведения. Однако внимание многих современных ученых до сих пор привлекает проблема интерпретации героико-романтического пафоса повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и способов его выражения. Актуальность нашей выпускной квалификационной работы обусловлена совмещением традиционных исследовательских подходов к художественному методу повести Н. В. Гоголя с результатами современных научных изысканий в этой области. В исследовании наряду с изучением общепризнанных классических трудов проанализированы научные изыскания современных исследователей-гоголеведов: Есаулова И.А., Манн Ю.В., Шульца С.А.
Целью работы является выявление способов выражения героической романтики в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Цель достигается решением следующих задач:
1. рассмотреть виды пафоса художественного произведения;
2. выделить специфику героического пафоса в литературных текстах;
3. исследовать своеобразие выражения реалистического метода в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
4. выявить признаки романтического метода повествования в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;
5. проанализировать способы выражения героической романтики в повести
H. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Объект исследования: повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Предмет исследования: способы выражения героической романтики в повести.
Материалом исследования являются теоретические разработки и типологии литературного пафоса и текст повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В соответствии с намеченной целью и задачами нами были определены следующие методы исследования:
I. Теоретический анализ философской, литературоведческой и методической литературы по теме исследования;
2. Классификация видов художественного пафоса;
3. Комплексный анализ героического пафоса в художественных текстах;
4. Конкретизация признаков художественно-реалистического метода повести;
5. Конкретизация художественно-романтического метода повести;
6. Исследовательский анализ способов выражения героико¬романтического пафоса.
Теоретическая значимость работы состоит в классификации способов выражения героической романтики в повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов при разработке урока по углублению знаний учащихся о творческом методе на элективных занятиях по литературе в 9 классе.
Апробация промежуточных результатов исследования осуществлялась в форме доклада «Своеобразие повествовательной манеры Н. В. Гоголя в повести «Тарас Бульба»» на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Буслаевские чтения» (20.04.2020, г.Пенза, ФГБОУ ВО «ПГУ»), секция «Аксиологические проблемы русской классической литературы».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В процессе выполнения высшей квалификационной работы нами были рассмотрены виды пафоса художественных произведений. В результате классификации и систематизации мы можем выделить 9 видов пафоса: героический, трагический, романтический, сентиментальный, драматический, юмористический, сатирический, иронический и инвектива.
Проанализировав специфику героического пафоса в художественной литературе, мы можем сделать вывод, что героика выражает стремление художника показать величие человека, поставившего интересы общества выше личных, идейно утвердить героику как высшую нравственную ценность. Развившийся ещё в эпоху первобытно-племенного строя, закрепившийся в мифах и легендах, героический пафос прошёл долгий путь литературной эволюции. Процесс становления героической идейно-эмоциональной ориентации оказал огромное значение на развитие мировой художественной литературы. Героический пафос становится свойством художественного содержания в результате субъективного осмысления объективного мира.
В процессе работы были выявлены следующие признаки реалистического метода повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: стремление к обусловленности характеров социальной средой, историзм в изображении характеров и образов. Подлинное изображение быта и нравов того времени стало возможно благодаря работе Гоголя над историей Малороссии в её героических страницах борьбы за национальную независимость, в изучении исторических источников, в обращении к фольклору и образцам национального художественного творчества. Другой важной особенностью реалистического метода стоит выделить народность повествования, выраженную в слиянии конкретной личности с национальным характером.
Исследовав своеобразие выражения романтического метода, мы выделили следующие особенности: ярко выраженное художественное двоемирие, выраженное в оппозиции «свой мир» - «чужой мир», проникновенный лиризм повествования, обильное изобразительно-выразительных тропов.
Основой художественного метода повести Н. В. Гоголя является реализм. В повести чётко проявляются свойства реалистического метода: стремление к обусловленности характеров социальной средой, историзм в изображении характеров и образов, народность. Но реалистический метод усложнен, во-первых, обилием элементов романтической системы повествования, во-вторых, героико-романтическим пафосом.
Героико-романтический пафос создаёт сложную идейную композицию и выражен, в первую очередь, в образах-символах «казачества» и «Запорожской Сечи», изображением народно-освободительной войны Украины за свою национальную независимость, изображением военного героизма и героического характера патриотизма, изображением военного товарищества. Особое значение в выражении героико-романтического пафоса произведения играют образы Тараса Бульбы и Остапа.
Выражение идейного пафоса проявляется в поэтизации романтики украинского казачества, в нравственных идеалах защиты Отечества и православной веры, идеализации подвига и его значения для православного мира.
Проанализировав специфику героического пафоса в художественной литературе, мы можем сделать вывод, что героика выражает стремление художника показать величие человека, поставившего интересы общества выше личных, идейно утвердить героику как высшую нравственную ценность. Развившийся ещё в эпоху первобытно-племенного строя, закрепившийся в мифах и легендах, героический пафос прошёл долгий путь литературной эволюции. Процесс становления героической идейно-эмоциональной ориентации оказал огромное значение на развитие мировой художественной литературы. Героический пафос становится свойством художественного содержания в результате субъективного осмысления объективного мира.
В процессе работы были выявлены следующие признаки реалистического метода повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: стремление к обусловленности характеров социальной средой, историзм в изображении характеров и образов. Подлинное изображение быта и нравов того времени стало возможно благодаря работе Гоголя над историей Малороссии в её героических страницах борьбы за национальную независимость, в изучении исторических источников, в обращении к фольклору и образцам национального художественного творчества. Другой важной особенностью реалистического метода стоит выделить народность повествования, выраженную в слиянии конкретной личности с национальным характером.
Исследовав своеобразие выражения романтического метода, мы выделили следующие особенности: ярко выраженное художественное двоемирие, выраженное в оппозиции «свой мир» - «чужой мир», проникновенный лиризм повествования, обильное изобразительно-выразительных тропов.
Основой художественного метода повести Н. В. Гоголя является реализм. В повести чётко проявляются свойства реалистического метода: стремление к обусловленности характеров социальной средой, историзм в изображении характеров и образов, народность. Но реалистический метод усложнен, во-первых, обилием элементов романтической системы повествования, во-вторых, героико-романтическим пафосом.
Героико-романтический пафос создаёт сложную идейную композицию и выражен, в первую очередь, в образах-символах «казачества» и «Запорожской Сечи», изображением народно-освободительной войны Украины за свою национальную независимость, изображением военного героизма и героического характера патриотизма, изображением военного товарищества. Особое значение в выражении героико-романтического пафоса произведения играют образы Тараса Бульбы и Остапа.
Выражение идейного пафоса проявляется в поэтизации романтики украинского казачества, в нравственных идеалах защиты Отечества и православной веры, идеализации подвига и его значения для православного мира.



