Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование различий в поведенческих стратегиях учащихся с различным уровнем стрессоустойчивости
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости личности 7
1.2. Стрессогенные факторы и фрустрация личности 21
1.3. Развитие стрессоустойчивости учащихся в условиях
образовательного процесса 37
1.4. Поведенческие стратегии в ситуации фрустрации 43
Выводы по главе 1 72
Глава 2. Эмпирическое исследование различий поведенческих
стратегий учащихся с различным уровнем стрессоустойчивости
2.1. Описание процедуры и методов исследования 51
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
стрессоустойчивости учащихся 54
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования различий
поведенческих стратегий у учащихся с различным уровнем стрессоустойчивости 60
Рекомендации учащимся с различным уровнем стрессоустойчивости по оптимизации поведения в ситуации фрустрации 66
Выводы по главе 2 72
Заключение 76
Список используемых источников 78
Приложение
темпа жизни, социальные и политические трансформации, увеличение информационных и эмоциональных нагрузок, ухудшение экологии придают проблематике психологического стресса и, конкретнее, проблеме индивидуальной устойчивости к стрессу огромное значение. Психологический стресс является одной из главных «болезней века», составляющей серьезную угрозу трудоспособности и качеству жизни населения развитых стран мира. Однако, феномены стрессоустойчивости в различных её формах изучаются разрозненно, пока еще только апеллируя к необходимости интеграции подходов на едином теоретическом основании [4, с. 21]. Так К.К. Платонов рассматривает стрессоустойчивость как устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании [5, с. 65]. Б.Х. Варданян писал: «стрессоустойчивость можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [2, с. 24]. А.А. Баранов понимает «стрессоустойчивость - как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности» [1, с. 43]. В качестве рабочего определения стрессоустойчивости использовалось понимание ее, как системного образования, отражающего способность человека к нейтрализации негативных соматических, психологических и поведенческих последствий длительного переживания стресса. Уровень устойчивости к стрессу определяется спецификой субъективных оценок затруднительных ситуаций и доступных ресурсов совладания...
В данной работе мы рассмотрели проблему стресса, стрессоустойчивости, а так же выяснили какие поведенческие стратегии выбирают учащиеся с низкой или высокой стрессоустойчивостью.
Было проведено теоретическое исследование в котором мы рассматривали понятие стресса и стрессоустойчивости личности, т.е. как разные психологи определяют данные понятия, что между ними можно найти общего и в чем их различие. Рассмотрели как стрессогенные факторы и ситуация фрустрации может повлиять на стрессоустойчивость, определили что многие жизненные ситуации и события, которые способны вызвать стресс, являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь - это свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов и т.д. В образовательном процессе учащиеся так же подвержены стрессу на это влияют множество факторов. Мешают сконцентрироваться на занятиях различные проблемы, возникающие в связи с их взрослением и новой ответственностью, отдаленным проживанием от родителей, необходимостью подготовки к экзаменационной сессии. В любом случае, можно сказать, что обучение в высшем учебном заведении - стресс для многих учащихся. Так же рассмотрели какие поведенческие стратегии в ситуации фрустрации могут применять учащиеся.
Далее была разработана процедура эмпирического исследования и для того что бы более объективно подойти к исследованию данной характеристики, т.е. стрессоустойчивости, мы изучали ее двумя разными методами. Использовался метод опроса и проективный метод, результаты которых не противоречат друг другу, а дополняют.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе исследовалась стрессоустойчивость, после полученных результатов были созданы 2 группы испытуемых с низким и высоким уровнем стрессоустойчивости. Затем на втором этапе, после создания 2-х 76
групп, мы исследовали поведенческие стратегии учащихся в ситуации фрустрации...
1. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. - М: Наука, 1976. - 270 с.
2. Альбрехт К. Стресс и менеджер. - М.: Дело, 2007. - 366 с.
3. Аминов Н.А., Морозова Н.А. Психодиагностика специальных способностей социального работника// Социальная работа. 1992. - № 2. - С. 49-53.
4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - 2005. - № 2. - С. 3-11.
5. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: автореферат. дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук 19.00.07 // А.А. Андреева Тамбов, 2009. - 43 с.
6. Аракелов Г.Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества: / Г.Г. Аракелов, В.В. Аршинова, Г.Е. Жданова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 52-60.
7. Базылевич Т.Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференциальной психофизиологии. - М.: Наука, 1983. - 142 с.
8. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. - Ижевск: изд-во Удмуртского университета, 1998. - 108 с.
9. Баум А. Стресс, навязчивым образы и хронический стресс // Журнал психологии здоровья, 1990. - № 9. - С. 653-675.
10. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г.). - СПб., 2003. - С. 32-38.
11. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса: процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров. // Психологический журнал, 2006. - Т. 27. - №2. - С. 113-123.
12. Вальдман А.В., Козловская М.М., Медведев
О.С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. - М.:
Медицина, 1979. - 360 с.
13. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М., 1983. - 641 с.
14. Воронова О. П., Одокиенко К. В. Стресс как составляющая
учебной деятельности студента// Международный журнал
экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 47.
15. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведении. - М.: Центр, 2003. - 400 с...64