Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование личностных характеристик младших школьников с разным социометрическим статусом 7
1.1 Личность, личностные характеристики в психологическомзнании 7
1.2 Социометрический статус как характеристика межличностных
отношений 15
1.3 Возрастно - психологические особенности развития личности и межличностных отношений младших школьников 25
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных характеристик младших школьников с разным социометрическим статусом 37
2.1 Организация эмпирического исследования 37
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
социометрического статуса младших школьников 48
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования личностных
характеристик разностатусных учащихся начальной школы 50
2.4. Рекомендации по повышению социометрического статуса младшего школьника в структуре межличностных отношений класса 61
Выводы 64
Заключение 70
Список используемых источников 73
Приложение 77-86
К концу возраста младшего школьника значительно возрастает роль межличностных отношений в учебном классе в личностном становлении учащихся. Статус в системе межличностных взаимоотношений ребенка в классе все больше влияет на формирование его личности. Так, низкостатусному школьнику с большей вероятностью в дальнейшем могут быть присущи черты застенчивости, неуверенности в себе, высокостатусному же - активность, уверенность, открытость.
Божович Л.И. утверждает, что утрата соответствующего положения в классе или неумение удержать его ведет к переживанию потери основного стержня своей жизни школьником.
В исследованиях Я.Л. Коломинского подчеркивается, что величина статуса в системе межличностных отношений малой группы является постоянной и сохраняется при переходе в другую группу. Привычный сценарий поведения специфичный каждой из статусных позиций продолжает осознанно или неосознанно реализовываться, а члены новой группы «считывают» предлагаемый им образ и во многом в соответствие с ним выстраивают свои отношения с «новичком».
В настоящее время проблема связи личностных характеристик с межличностными отношениями школьников достаточно подробно изучена в психолого-педагогической литературе. Но, исследователи преимущественно затрагивают отдельные характеристики личности, чаще такие феномены как агрессивность, уверенность, эмпатия. При этом комплексных исследований данной проблемы на выборке младших школьников последнего года обучения практически нет. Соответственно, изучение личностных характеристик с межличностными отношениями учащихся четвертого года обучения заслуживает особого внимания...
Данное исследование посвящено проблеме выявления различий в личностных характеристиках младших школьников с разным социометрическим статусом. В ходе теоретического анализа были рассмотрены категории личностных характеристик в психологическом знании, социометрического статуса как характеристики межличностных отношений, обобщены возрастно - психологические особенности развития личности и межличностных отношений младших школьников. Теоретический анализ позволил заключить, что в настоящее время проблема связи личностных характеристик с межличностными отношениями школьников достаточно подробно изучена в психолого-педагогической литературе. Но, исследователи преимущественно затрагивали отдельные характеристики личности, чаще такие феномены как агрессивность, уверенность, эмпатия. При этом комплексных исследований данной проблемы на выборке младших школьников последнего года обучения практически нет. Соответственно, изучение личностных характеристик с межличностными отношениями учащихся четвертого года обучения заслуживает особого внимания.
Для проверки гипотезы о существовании различия в показателях личностных характеристиках учащихся начальной школы с разным социометрическим статусом было организовано эмпирическое исследование, обоснован выбор методов и методик исследования.
На первом этапе исследовался социометрический статус четвероклассников трех классов посредством классической методики Дж. Морено в адаптации Битяновой М.А.. Была выявлена структура межличностных отношений в классах. По результатам были созданы две полярные статусные группы испытуемых - высокостатусные и низкостатусные. В первой категории отдельно представлены «звезды» и предпочитаемые, во второй - низкостатусных - «пренебрегаемые» и
«изолированные». Среднестатусные школьники в дальнейшем исследовании участия не принимали вследствие оптимизации затрат ресурсов на проведение работы...
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
2. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства [Текст] / Б.Н. Алмазов. - М.: DaTa Сквер, 2009. - 248 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.:Просвещение, 2004.-224 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2008. - 398с.
5. Байковская Н.А. Взаимосвязь социального статуса младшего школьника в группе сверстников и различных компонентов морально-нравственного развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №9. С. 216-222.
6. Баскаков, A.M. О симпатиях и антипатиях в межличностном общении/ A.M. Баскаков// Вестник ин-та пед. исследований. Серия: Педагогика и психология. 2004. - Вып 2. - С.78.
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 2008. - 298 с.
8. Битянова, М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: [Сб. избр. тр.] / Л.С. Выготский. - М. : ЭКСМО, 2008. - 501 с.
10. Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 2004. - 212 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: Изд-во Московского университета, 1979. - 272 с.
12. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты / сост. Т.Г. Макеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 90 с.
13. Дубровина И.В., Данилова В.Е., Прихожан А.М. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 464 с.
14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.
15. Захаров, И.А. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров // - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. - 448 с...41