Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие композиционных умений при изучении городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе

Работа №158066

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития композиционных умений при изучении городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся 6 класса 6
1.2. Городской пейзаж: история развития жанра 9
1.3. Возможности развития композиционных умений при изучении
городского пейзажа на уроках изобразительного искусства 27
Глава II. Методические аспекты развития композиционных умений при изучении городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе
2.1. Анализ современных программ по изобразительному искусству 31
2.2. Экспериментальная работа по теме исследования, анализ его
результатов 34
2.3. Методические рекомендации по развитию композиционных
умений в процессе создания городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение

В настоящее время для гармоничного развития личности учащихся разрабатываются программы с определенными требованиями, предъявляемыми к общеобразовательной школе. Развитие современной культуры, эстетические и национальные духовные ценности должны отображаться в дидактических материалах школьного курса изобразительного искусства. Общие основы воспитания включают в себя определенные цели: подготовить всесторонне развитых и образованных членов общества, которые смогли бы в будущем принимать активное участие в общественной и культурной жизни страны. Одной из основ человеческой жизни является культура. Особенно важно знакомство с культурой и художественными ценностями школьников 6 классов. Одним из жанров изобразительного искусства, является городской пейзаж. Этот жанр приобщает к пониманию не только изобразительного искусства, но и архитектуры, а также истории, формирует фундаментальные ценности и понимание особенностей стиля разных городов.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись в целом и такой жанр, как городской пейзаж дают возможность расширить понимание искусства и красоты у школьников. Привить им определенные навыки для дальнейшей творческой работы. Жанр городского пейзажа дает возможность изучить и осмыслить красоту минувших эпох, привить стойкое понимание особенности российских памятников архитектуры, показать школьникам наследие минувших эпох.
Объект исследования: процесс развития композиционных умений при изучении городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе.
Предмет исследования: эффективные методы и приёмы развития композиционных умений при изучении городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе.
Целью нашего исследования является разработка методических пособий и заданий по развитию композиционных умений при изучении городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе.
В нашей работе были поставлены следующие задачи:
- определить психолого-педагогические особенности формирования личности на уроках изобразительного искусства в 6 классе;
- выявить возможности развития композиционных умений при изучении городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе;
- найти и теоретически обосновать педагогические условия использования городского пейзажа на занятиях изобразительным искусством.
Гипотеза исследования: разработанные и апробированные нами дидактические средства и методические приёмы будут способствовать успешному развитию композиционных умений обучающихся 6-го класса.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогический эксперимент;
- тестирование.
Методологической основой исследования стали труды педагогов и методистов: Б.М. Неменского, Н.А. Бернштейна, Н.Н. Ростовцева, С.Л. Рубинштейна, С.А. Федорова, Д.Б. Эльконина, Т.Я. Шпикаловой, Л.С. Выготского, В.А. Яблонского и др. Теоретической основой явились работы по искусствоведению: Н.Н. Волкова, Б.В. Раушенбаха, Е.В. Шорохова, К.Ф. Юона, Г.К. Савицкого.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть востребованы не только студентами для педагогической практики, но и учителями в качестве методической помощи при подготовке уроков.
База исследования: МБОУ СОШ № 20 г. Пензы.
Структура работы. Работа включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения и творческий проект «Архитектура Санкт- Петербурга».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование на тему «Развитие композиционных умений при изучении городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе» завершено. Цель достигнута, задачи выполнены.
Результаты исследования:
1. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что для среднего школьного возраста характерно более требовательное отношение к работе. Это обусловлено жаждой познания окружающего мира.
Средний школьный возраст характеризуется перестройкой мышления. Ученик относится противоречиво к обучению и социализации. Желание качественного выполнения работы не всегда совпадает с художественными возможностями учащихся. В результате этого возникает чувство внутреннего конфликта. Поэтому очень важно формирование художественных навыков в этом возрасте.
2. Проанализировав программы Б.М. Неменского, В.С. Кузина и Т.Я. Шпикаловой, мы сделали вывод, что в каждой из них присутствуют уроки, посвященные пейзажу, но в программе Б.М. Неменского присутствует большое количество уроков, посвященных формированию навыков композиционных умений. На этом основании мы опирались в педагогическом эксперименте на программу Б.М. Неменского.
3. Анализ экспериментальной работы показал, что работа над созданием городского пейзажа способствует развитию композиционных умений и навыков: владение композиционными правилами, правильное применение колористического решения, использование навыков работы с различными художественными материалами, развитие зрительной памяти и воображения. Нами разработаны методические и дидактические материалы, помогающие при создании городского пейзажа и соблюдении композиционных правил на уроках изобразительного искусства в 6 классе.
4. Нами разработан и выполнен творческий проект на тему «Архитектура Санкт-Петербурга» (см. Приложение 5). В качестве основного объекта изображения мы использовали здания стиля барокко и классицизма, что дает возможность ознакомиться со стилевыми особенностями архитектурного строительства города. Увидеть красоту городского ритма улиц.
Разработанная нами методика может быть применена в школьных программах на уроках изобразительного искусства.



1. Арямова, О.С. Словарь-справочник учителя изобразительного искусства. - Пенза 2005. - 70 с.
2. Алексеева, Т.В. Русское искусство барокко. Материалы и исследования. / Под ред. Т.В. Алексеевой / М. Издательсво «Найка», 1977. - 238 с.
3. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др.; Под ред. Н.А. Яковлевой. - М.: Высшая школа, 2005. - 551 с., ил.
4. Анисимов, Н.Н. Основы рисования: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Стройиздат, 1997. - 168 с.
5. Белая, Т.В., Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству - М.: ВЛАДОС, 2015. - 159 с.
6. Бесчастнов, Н.П. Живопись. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 224 с.
7. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.:
Издательство Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
8. Богемская, К.Г. Пейзаж. Страницы истории. - 2-е изд. - М.: АСТ, 2002. - 336 с.
9. Виппер, Б.Р. Архитектура русского барокко. М: Наука, 1978. С.12.
10. Гальперин, П.Я. Четыре лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 112 с.
11. Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / под общ.ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. - (Образование XXI века).
12. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 1996. - 494 с.
13. Евсина, Н.А. Архитектурная теория в России XVIII в. - М: Наука, 1975. - С.29.
14.Земцов, С.М. «Зодчие Москвы» / М: Московский рабочий, 1981 - 304 с.
15.Зотов, А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX века. / М. Искусство, 1979. (Барокко первой половины XVIII века, с. 126-152)
16. Ильин, М.А. К вопросу о природе архитектурного убранства "московского барокко" / /Древерусское искусство. XVII век. М: Наука, 1964 - 332 с.
17. История изобразительного искусства: учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 2 т. / под ред. Н.М. Сокольниковой. - 2-е изд., стереотипное. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - Т. 1. - 304 с.
18. История русского искусства / Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власова. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 396 с.
19. Корнилович, К. «На берегах Невы. Книга о русской архитектуре и искусстве первой четверти XVIII века» / М.: Издательство «Искусство», 1964 - 149 с.
20. Климов, Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 462 с.
21. Кузин, В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В. и др. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.С.Кузина. - М.: Дрофа, 2010 - 46 с.
22. Лазарев, В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 37-42.
23. Лапшина, Н.Т. Русское искусство XVIII века. / М.: Издательство
Академии художеств СССР, 1963 - 76 с.
24. Неменский, Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы / Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2015. - 68 с.
25. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. - 209 с.
26. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.
27. Радлов, Н.Э. Рисование с натуры: набросок // Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия: учебное пособие / сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1989. - С. 43-49.
28. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.
29. Раскин, А.Г. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века./ Л. «Искусство» 1981 - 137 с.
30. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966 - 348 с.
31. Русское искусство барокко. Ответственный редактор Алексеева. Москва: Наука, 1977. - 238 с.
32. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для вузов. - М.: Агар, 2000. - 251 с.
33. Сокольникова, Н.М. - Основы композиции, Обнинск,1996. - 79 с.
34. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 ч. - Обнинск: ТИТУЛ, 1996.- Ч. 2. Основы живописи. - 80 с.
35. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Дону: Феникс, 2003. - 544 с.
36. Талызина, Н.В. Педагогическая психология: учебник для студентов
учебных заведений среднего профессионального образования. - 3-е изд., стереотипное. - М.: Akademia, 2003. - 287 с. - (Педагогическое образование).
37. Фридман, Л.И. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 288 с. - (Библиотека педагога-практика).
38. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность школьника // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 76-79.
39.Чеканова, Н.В. История русской живописи. Серия: Российская
императорская библиотека/под ред. Дубенюк Н. - М.:Эксмо, 2010. - 608 с.
40.Шпикалова, Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 5-8 классы / под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2012. - 157 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ